МО учителей начальных классов

Балданова Елена Эдуардовна

Перечисление:

- Методы, формы организации деятельности учащихся, средства;

- Выявление и развитие способностей учащихся;

- Система оценивания образовательных достижений;

- Методы и формы оценивания;

- Инновационная/экспериментальная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность в начальной школе

          О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.

          Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

         Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

        Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

         Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Возможности курса «В мире информации.

Работаем с информационными источниками»

в уроке с точки зрения формирования функциональной грамотности

младших школьников

Альберт Эйнштейн «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».

И, действительно, если рассматривать функциональную грамотность с точки зрения Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младших школьников», то сущность ФГ состоит в том, что обучающиеся готовы:

- сами добывать знания;

- применять полученные знания;

- оценивать свое знание-незнание;

- готовы к саморазвитию.  

Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности

Интегративные компоненты

Предметные компоненты

(предметы учебного плана)

Читательская грамотность

Литературная грамотность

Коммуникативная грамотность

Языковая грамотность

Информационная грамотность

Математическая грамотность

Социальная грамотность

Естественно-научная грамотность

Формируя компоненты функциональной грамотности младших школьников, мы активно используем те приемы, формы и методы, которые предлагает нам курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками».

Данный курс направлен на формирование интегративных компонентов ФГ. Всё, чему учатся дети в рамках данного курса, они активно применяют на обычных уроках. Рассмотрим возможности данного курса.

        Сплошные тексты встречаются с первых занятий курса «В мире информации». При работе с текстами:

        - идет понимание прочитанного текста;

        - понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте;

        - определение основной мысли текста;

        - передача содержания текса по вопросам;

        - выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала;

        - нахождение информации, заданной в тексте в явном виде;

        - формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте;

        - интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации;

        - анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Данные приемы работы мы активно используем на уроках литературного чтения, окружающего мира, но применимы они на всех уроках, формируя тем самым читательскую, литературную и коммуникативную функциональную грамотность.

Кластеры

Работая с кластером

- обучающиеся учатся находить информацию, представленную в явном и неявном виде;

- учатся находить ключевые слова;

- учатся создавать кластер как простейшую информационную модель на основе прочитанного текста.

- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в кластер, из кластера в таблицу).

Данный приём активно используется на уроках русского языка (н-р, кластер «Части речи»), на уроках литературного чтения (характеристика героя), на уроках окружающего мира (свойства воды).

Данный прием работает на формирование читательской, информационной и коммуникативной функциональной грамотности.

Таблицы

Работая с таблицей,

- идет поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи;

- обучающиеся учатся вносить  данные в таблицу;

- учатся различать информацию, представленную в явном и неявном видах;

- определяют достаточно или недостаточно данных для выполнения учебного и практического задания;

- ранжируют данные по указанным признакам;

- соотносят информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;

- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Работа с таблицей прекрасно вписывается в уроки литературного чтения (сравнение жанров художественных произведений, сравнение героев и др.), на уроках окружающего мира, русского языка, математики.

Работая с таблицей, формируются такие компоненты функциональной грамотности как читательская, информационная, коммуникативная.

Диаграммы

        - обучающиеся знакомятся с легендой диаграммы, с разнообразием диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы;

        -         учатся строить диаграммы по образцу;

        - учатся анализировать и интерпретировать  информацию, представленную на диаграмме;

        - учатся самостоятельно строить диаграммы разного вида;

        - учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в диаграмму, из диаграммы в таблицу);

        - учатся применять диаграммы в жизни.

        Работа с диаграммой чаще всего встречается на уроках математики (сравнение числовых данных) и окружающего мира (состав воздуха).

        Работа с диаграммой формирует следующие компоненты функциональной грамотности: социальную, информационную, читательскую, коммуникативную, математическую.

Инфографика

- обучающиеся знакомятся с видами инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты).

- учатся анализировать и обобщать представленную информацию;

- учатся создавать собственные информационные графические объекты;

- учатся интерпретировать данные, изображенные на рисунке;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую;

- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Данный вид работы встречается нам во всех учебниках, когда мы знакомим обучающихся с условными знаками в учебнике, когда рассматриваем обложку и форзац учебника. Знаки очень часто встречаются нам на уроках окружающего мира (дорожные знаки, условные знаки…), здесь же мы создаем листовки, плакаты, пиктограммы. На уроках литературного чтения мы создаем с детьми обложки к книгам и афиши к спектаклям, на уроках русского языка учимся писать объявления

Таким образом, мы формируем читательскую, языковую, информационную, социальную функциональную грамотность.

Исследовательская (групповая) работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно - изобразительных материалов.

Данный вид работы используется на всех уроках в начальной школе. Он активно формирует все интегративные компоненты функциональной грамотности: коммуникативную, социальную, информационную, читательскую.

Интегративные компоненты являются существенными компонентами функциональной грамотности. Все они развиваются на прочном фундаменте сформированных предметных компонентов.

Формирование предметных компонентов функциональной грамотности


           
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью. На уроках русского языка идет познание языковой среды, понимание языка, овладение устной и письменной речью.

Так, например большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.

- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.

Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:

-Письмо с проговариванием. 

-Списывание.

-Комментированное письмо. 

-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 

-Письмо по памяти. 

-Творческие работы. 

-Выборочное списывание. 

-Словарная работа 

-Работа над ошибками

Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Приведем пример задания:

Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?

Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?

Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?

Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?

Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?

Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.

Учебный предмет “Литературное чтение”

Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному 

Учебный предмет “Математика”

Математика предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Чтобы достигнуть  наибольший эффект учителя начальной школы применяют   различные формы работы над задачей:

 1. Работа над решенной задачей. 
2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу. 
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 
5. Самостоятельное составление задач учащимися. 
6. Решение задач с недостающими данными. 
7. Изменение вопроса задачи. 
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 
9. Объяснение готового решения задачи. 
10. Использование приема сравнения задач и их решений. 
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 
13. Закончить решение задачи. 
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 
16. Решение обратных задач. 
   Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. 

Учебный предмет “Окружающий мир”

Окружающий мир является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.



Предварительный просмотр:

21.11.22

"Формирование функциональной грамотности

младших школьников на уроках в начальной школе"

        Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

        И потому важнейшим становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей

Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Сегодня что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами(в частности, умеющий соотносить и координировать свои  действия с действиями других людей;.

  • способный быть самостоятельным   в ситуации выбора и принятия решений; 
  • умеющий отвечать за свои решения; 
  • способный нести ответственность за себя и своих близких; 
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний; 
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; 
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; 
  • понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 
  • владеющий современными информационными технологиями. 

  Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

 

 Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

        Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды.

        На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Выпускник начальной школы должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Перед  учителем  начальной  школы  стоят  колоссальные  задачи:  развить  ребёнка.   Что  значит  развить  мышление:  

 Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое 

  • -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение 
  • -Пространственное восприятие 
  • -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику 
  • -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

Из опыта работы.

Я  думаю,  что   в  образовательном    процессе  они  могут быть  приобретены  учениками,  если  соблюдены  следующие  условия:

- обучение    носит  деятельностный  характер:

- учебный  процесс  ориентирован  на  развитие  самостоятельности  и  ответственности  за  результаты  деятельности:

- представляется  возможность,   для  приобретения  опыта достижения  цели:

- правила  оценивания  отличаются  чёткостью  и  понятны  всем  участникам  учебного  процесса:

- используются  личностно-ориентированные  технологии/

Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные международных исследований. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

        Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

        Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.

        Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.

        К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

        Каково состояние решение проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников на сегодняшний день? Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях выявил основные недостатки в достижении младших школьников:

  • недостаточно владеют смысловым чтением
  • не справляются с задачами на интерпретацию информации
  • затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения
  • не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

        Главная причина такого положения кроется в том, что задания на уроке по-прежнему в основном носят репродуктивный характер. Недостаточное внимание педагоги уделяют построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию у них навыков самостоятельной организации своей деятельности.

        

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

        Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • применять такие образовательные технологии, как:
  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
  • обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
  • уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
  • Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
  • Математическая грамотность это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
  • Естественнонаучная грамотность  способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления
  • Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
  • Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания
  • Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения,  участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми
  • Формировать функциональную  грамотность необходимо на любом уроке.

  

Читательская грамотность Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять

свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

        В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

        Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

 Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы,

развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении)

 отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат

(задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах,

по памятке, по упражнению и т.д.)

Комплексный анализ текста

Математическая грамотность

        Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. . Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей

  1. Работа над решенной задачей.
  2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
  3. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.
  4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
  5. Самостоятельное составление задач учащимися.
  6. Решение задач с недостающими данными.
  7. Изменение вопроса задачи.
  8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
  9. Объяснение готового решения задачи.
  10. Использование приема сравнения задач и их решений.
  11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
  12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  13. Закончить решение задачи.
  14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
  15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
  16. Решение обратных задач.

        Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности уучащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление

-Логические задания на уроках математики

-Закономерности

-Числовые ряды

-Интересные факты из истории математики

        Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

        Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

        Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.

Применяю такие виды работ.

  • Письмо с проговариванием.
  • Списывание.
  • Комментированное письмо.
  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
  • Письмо по памяти.
  • Творческие работы.
  • Выборочное списывание.
  • Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
  • Словарная работа
  • Работа над ошибками

Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, окружающий мир, математике.

        Составляющие        функционально  грамотной личности.

1. Речевые умения: 

  • конструировать предложения изученных видов  (простые предложения с однородными членами,  предложения с прямой речью, сложные);
  • использовать в речи изученные синтаксические  конструкции;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать
  • синонимы и антонимы к данным словам;
  • употреблять в речи слова с учётом их значения и  лексической сочетаемости;
  • совместно с учителем семантизировать  незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

  • использовать различные виды чтения (просмотровое,  ознакомительное, изучающее);
  • делить текст на структурно-смысловые части;
  • самостоятельно ставить вопросы к тексту;
  • вести диалог с автором текста;
  • отвечать на вопросы учителя по тексту;
  • выделять в тексте главное;
  • составлять простой план текста;
  • составлять таблицу, схему по содержанию текста;
  • находить ключевые слова;
  • соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

  • подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
  • создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном  стиле (устно и письменно);
  • создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
  • озаглавливать текст;
  • подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

исправлять тексты по условным обозначениям учителя

3. Коммуникативные умения:

  • вступать в диалог с учителем и сверстниками;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  •  воспринимать аргументы собеседника;
  • обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе  (в паре);

договариваться, согласовывать позиции в  группе (в паре), чтобы        делать что-то сообща

Орфографическая грамотность - это составная часть
общей языковой культуры, залог точности выражения  мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование навыков грамотного письма у школьников        -  одна из самых трудных задач, которую приходится решать

 учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая  программная установка при формировании функционально  грамотной личности.

Развитие орфографической зоркости

Отработка способов обнаружения орфограмм  осуществляется в ходе: 

-зрительного 

-предупредительного 

-выборочного диктантов 

-при орфографическом выделении орфограмм 

- в ходе звукобуквенного анализа 

-при разборе слов по составу 

-работе над ошибками 

Применяются        вместо развернутого комментирования (или наряду с ним)  письменное комментирование: 

подчеркивание орфограмм, выделение  орфограммы    простым карандашом  (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик  фиксирует свое умение обнаружить ее,  при графическом обозначении

орфограммы - определить ее тип,  отмечая опознавательные признаки  орфограммы, доказательство ее  правописания, способ проверки

Работа со словарями
«Толковый словарь».

Показывается        учащимся        любой предмет: ручка или  монета и т.п.        

Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся определение из  словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

Словари должны быть непременным атрибутом  каждого урока. Использование орфографических  словарей при анализе диктанта, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников - при  выполнении определённых письменных работ.

-занимательный материал по рус яз

-логические задания на уроках рус.яз

-Деформированный текст

1.Закончи буквенный ряд.  

ЩЦ            Т               П          

2. Слово по закономерности.

  • Гриб ( бирка ) актив
  •  Мрак ( . . . . . ) атом

3. Подбери слово 

  • Обы ( чай ) ка  
  • Ме (…….) олад

4. Придумай продолжение рассказа. 

5. Найди лишнее

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький,  соленый. 
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

  1. Какографические упражненияПредусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
  2. Диктант с постукиванием

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 

 Грамотность в естественных науках.

Естественнонаучная грамотность

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных

доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

-Тематические прогулки

-Исследовательские пректы

-Экскурсии

Грамотность в ИКТ

  • В современных условиях в школе  появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных   проектах, которые позволяют  заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.
  • Дистанционные олимпиады по предметам.
  •  Создание презентаций

         Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности  учащихся, компетентным

консультантом и помощником.

Его профессиональные умения  направляются не просто на контроль  знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы  вовремя помочь квалифицированными  действиями, устранить намечающиеся  трудности в познании и применении  знаний. Эта роль значительно сложнее,  нежели при традиционном обучении, и  требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Современные методы и  формы   работы  оказывают  педагогам практическую помощь в решении  профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся