Проекты

Бакмаева Ирина Сергеевна

Проект "Мама, папа, я - активная семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка и реализация проекта «Мама, папа, я – активная семья», направленного на организацию работы родителей с обучающимися.

Полное название учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

ФИО (автора) полностью

Бакмаева Ирина Сергеевна

Актуальность темы

Данный проект актуален в настоящее время, так как направлен на объединение семьи и учреждения дополнительного образования в единое образовательное пространство с помощью современных и нетрадиционных форм работы с родителями.

Предполагает активное творческое взаимодействие родителей, детей и педагогов Центра детского творчества.

Такая форма работы может быть использована педагогами-организаторами дополнительного образования.

Формулировка проблемы

Активизация семей обучающихся учреждения дополнительного образования  на участие в культурно-массовых мероприятиях.

Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Образцовой семьёй в настоящее время быть всё труднее. Работа забирает много сил и забот , чтобы материально обеспечить семью, на тёплое общение, которое делает всех членов семьи ещё дружнее,  остаётся очень мало времени. Но, тем не менее, семья была, есть и остаётся тем местом, где закладываются основы характера подрастающего человека. И образцом в этом смысле может быть лишь гармоничная семья. Ведь, как писал А.Н. Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».

   Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений. Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян высоко значимой.

   Семья, как социальная организация, влияет на воспитание и развитие детей и подростков. Она составляет основу формирования и становления личности, самосознания детей, определяет уровень развития их мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, социальной активности. Но, в то же время, семья не обеспечивает в полном объёме контроль свободного времени детей и подростков и проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации.

В настоящее время в нашем городе, как и в стране в целом, существует ряд таких проблем, как:

- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;

- отсутствие общих дел, традиций в семье;

- не в каждой семье существует преемственность поколений;

- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;

- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.

Для решения данных проблем необходимо усилить воспитательную функцию семьи. Одним из эффективных способов активизации воспитательной функции семьи является взаимодействие и сотрудничество двух институтов - семьи и учреждения дополнительного образования.

Научные источники, на которые автор опирался при разработке

 (перечень авторов)

  1. А.Н.Острогорский.

Семейные отношения и их воспитательное значение.

«Энциклопедия семейного воспитания и обучения» под редакцией П.Ф. Каптерева. Вып.II.1898 г.

Новизна, оригинальность разработки

Новизна заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия
«работа с родителями» к понятию «взаимодействие».
Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления творческих способностей и развития активной жизненной позиции, усиление контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребёнка.

Каждый участник может проявить свои таланты и творческие способности путём участия в различных видах деятельности.

Повысится культура самооценки каждого участника.

Сформируется активная жизненная позиция участников, произойдёт осознание каждым своей личной значимости.

Цели и задачи методической разработки

Цель.

Повышение педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, посредством организации семейного досуга, сохранение и развитие культурных семейных ценностей и традиций.

Задачи:

- формировать понимание значимости семьи в жизни ребёнка;

- сохранять и укреплять духовные ценности и культурные традиции семьи;

 - воспитывать уважение членов семьи друг к другу;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

- воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи. 

- создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания в семье.

Пути и способы решения поставленной проблемы

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап

Подготовка к проведению итогового мероприятия проекта «Мама, папа, я – активная семья»

  1. Формирование группы по изучению проблемы.
  2. Разработка анкет.
  3. Сбор фотографий для оформления  альбомов «Семейные традиции»
  4. Выполнение  изделий декоративно-прикладного творчества,  изготовленных  родителями совместно с детьми.
  5. Подбор стихов о семье,  маме, папе, бабушке, дедушке.
  6. Выставка рисунков «Моя семья».

II. Организационно-практический этап

Подготовка и проведение совместных массовых мероприятий:

- анкетирование семей;

- интервьюирование семей;

      - выявление активных семей участников;

- оформление выставки семейных альбомов;

- оформление выставки рисунков «Моя семья»;

- оформление выставки творческих работ изделий декоративно-прикладного творчества, изготовленных родителями совместно с детьми;

     - разгадывание  кроссворда всей семьёй о родственных отношениях.

Заключительный этап

Проведение итогового мероприятия проекта «Мама, папа, я – активная семья»

Участие семей в творческих интерактивных площадках, мастер-классах,  соревнованиях,  конкурсах, тематических выставках.

Награждение семей.

Технологическая карта одного мероприятия

Участники: обучающиеся объединений, родители, педагоги.

Цель.

Выявление активных семей во время участия в интерактивном празднике «Мама, папа, я – активная семья».

Задачи:

- привлечь родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях, проводимых Центром;

- привить интерес детей к совместной с родителями творческой работе;

- повысить роль семьи и ценность семейных традиций в воспитании детей;

-  создать условия для формирования доверительных  отношений между родителями, педагогами и детьми;

Ход мероприятия.

1 этап. Вступительная часть

В назначенный день проводится семейный праздник «Мама, папа, я – активная семья».

Участников мероприятия ждут мастер-классы, работа игровых и спортивных площадок.

Ведущая и герои праздника Дядя Фёдор и Кот Матроскин из Простоквашино приветствуют всех участников.

Семьям выдаются карточки с разноцветными буквами. Родители с детьми собирают фразу «Папа, мама, я – активная семья».

Дети читают стихи.

1.Весна шагает по дворам

 В лучах тепла и света.

 Сегодня праздник пап и  мам

 И нам приятно это!

2. За доброту, за нежность к нам,

 Благодарим мы наших мам.

 Вот потому вся детвора

 Желает, мамы, вам добра!

3. Спасибо, спасибо, папы,

 Что вы тут сегодня с нами.

 И вам – доброе  слово…..

Все - папы, будьте здоровы!

Проводится интерактивная игра-кричалка  «Это я, это вся моя семья».

Проводится флешмоб «Паровозик».

 Ведущая и герои праздника приглашают семьи отправиться в увлекательное путешествие и принять участие  в интерактивных площадках.

2 этап. Основная часть

Каждой семье выдаётся маршрутный лист, по которому они передвигаются по территории Центра и принимают участие

в пяти интерактивных площадках.

На каждой площадке семья находится по 15 минут.

За участие на каждом этапе семья получает отметку в маршрутном листе от координатора.

Интерактивные площадки:

1.Мастер-класс: «Семейный портрет».

2. Творческая: Изготовление подарка- сюрприза «Цветок пожеланий».

3. Интеллектуальная: Разгадывание кроссворда на тему «Родственные отношения». Отгадывание загадок о семье.

4. Музыкальная: «Мульти-Пульти»

5. Спортивная: «Вместе мы сильные, ловкие»

1.Мастер-класс: «Семейный портрет»

Нужно нарисовать портрет семьи.

Участникам предоставляется  возможность попробовать себя в роли художников. Применить на практике свои творческие способности, фантазию. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

2. Творческая: Изготовление подарка- сюрприза «Цветок пожеланий».

Всей семьёй изготовить цветок.

Поделка из бумаги своими руками оригинальный подарок - яркий цветок-ромашка с пожеланиями, которые несет каждый лепесток. Для его создания не нужны особые умения.

Для работы над сувениром нам необходимы: - пять листов цветной офисной бумаги разных цветов (эта ромашки выполнена из синей, жёлтой, розовой, оранжевой и зелёной бумаги), - ножницы или канцелярский нож, - клей-карандаш, - двухсторонний скотч, - небольшой кусок картона, - шёлковая лента, - полубусина или страз, - шаблоны.

 Для пожеланий на ромашке можно использовать готовые шаблоны с надписями. Или самим придумать поздравления и пожелания, которые будут очень личными и душевными.

3. Интеллектуальная площадка.

Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634409/img1.gif

1. Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.

Отгадать загадки о семье.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Наша дружная. (семья)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая. (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и маму, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?Не болит ли ваш животик?»

Кто же это, отвечай, к нам приехал на чай? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)

4.. Музыкальная площадка «МУЛЬТИ -ПУЛЬТИ»

Задание: угадать о ком или о чем поется в песне и спеть куплет из песни.

1. Если ты с ним вышел в путь (Друг)

2. Она все лежит, да на солнышко глядит (Черепаха)

3. Представьте себе: зелененький он был (Кузнечик)

4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали (Антошка)

5. Они сделаны из цветочков и звоночков (Девчонки)

6. Он бежит, качается (Голубой вагон)

7. С нею весело шагать по просторам (Песня)

8. От нее станет всем теплей (Улыбка)

9. Кто пел о том, что: «Хорошими делами прославиться нельзя»

(Шапокляк)

10. Какой мультперсонаж говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»

(Кот Леопольд)

11. Кто автор угрозы: «Ну, погоди!»

(Волк)

12. Кто говорил такие слова в мультфильме: «Леопольд, выходи. Выходи, подлый трус!»

(Мыши)

13 Чем заболел Бегемот, который боялся прививок?

(Желтухой)

14В каком мультфильме звучат эти волшебные слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!»

(Цветик-Семицветик)

15 Как зовут девочку, которая произносит эти слова?

(Женя)

16 Какой мультперсонаж говорил: «Сяду на пенёк, съем пирожок».

(Медведь)

17 Как звали героя мультфильма «Трое из Простоквашено»?

(дядя Фёдор)

18 За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в мультфильме «Двенадцать месяцев»?

(за подснежниками).

5. Спортивная: «Вместе мы сильные, ловкие»

Участвуют все семьи.

Демонстрируют ловкость, силу, смекалку, умение работать в команде.

3 этап. Заключительная часть

Завершение праздника.

Создание «Семейного дерева»

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник.

В заключении я хочу напомнить вам: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить на земле». Где бы вы ни были, какой бы не сложилась ваша жизнь, я желаю вам, чтобы ваши души всегда грела любовь ваших близких, вашей семьи.

В  завершение праздника давайте создадим

«Семейное дерево» - родители приклеивают листики, дети яблоки.

Ведущему нужно заранее прикрепить к стене лист ватмана и нарисовать ствол и ветки дерева.

 Отдельно делаем заготовки — зеленые листики по количеству взрослых участников праздника и красные яблочки по числу детей.

Теперь под красивую музыку мамы и папы приклеивают листья и отходят.

Подходят дети и приклеивают яблочки.

Награждение семей за участие в празднике.

Ожидаемые результаты

Тесное сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования, способствующее воспитанию разносторонне развитых, физически, творческих и эмоционально здоровых детей.

Улучшение взаимоотношений в семье, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в коллективе.

Распространение и пропаганда наиболее интересного опыта и традиций семейного воспитания.

Ежегодное увеличение участников проекта.

Повышение рейтинга учреждения среди УДО.

Фотоматериалы, интересные факты из жизни семьи станут достоянием учреждения.

Самым активным семьям будет рекомендовано участие в городском семейном фестивале «МамаПапаFEST».

Информационные ресурсы

Список литературы

  1. 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
  2. 2.Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ. 2004. №5. С. 18
  3. 3. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2005.
  4. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991.
  5. 5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
  6.  М.: Академия, 2000

Интернет ресурсы

1. Будылина О.М., Черданцева Т.А. «Семья – главная ценность в жизни». // Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/538228/

2.Цитаты о семье// Интернет публикация: https://vscolu.ru/articles/vyskazyvaniya-znamenityx-lyudej-o-seme.html

Аудио файлы

1. Детские песни из мультфильмов  https://inkompmusic.ru/

2. Плейлист. Песни ко Дню семьи, любви и верности https://ru.drivemusic.cc/family/

3. Песни о семье  http://x-minus.me/theme/19