рабочая программа кружка

Винюкова Анжела Анатольевна

рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_3.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая образовательная программа кружка «Юный шахматист»

Пояснительная записка

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарев, "Формировать внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Начинать его формирование нужно тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Программа ориентирована на использование методического комплекта Сухина И.Г. «Шахматы, первый год, илиТам клетки черно-белые чудес и тайн полны» учебник для начальной школы, первый год обучения, в 2-х частях.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Рабочая программа имеет цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

и способствует решению следующих задач:

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции);

- развитие познавательных интересов (изучение основ шахматной игры,расширение кругозора);

- подготовка ребёнка к школе.   Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.

Организационные условия реализации программы

Занятия в кружке рассчитаны для детей старшей, подготовительной и круглосуточной группы в возрасте 5-6 лет и 6-7 лет.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет  

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясьроли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Вигре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская»  зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся, разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд  по возрастанию или убыванию  до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектовв результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и вповседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные  особенностей детей 6-7 лет

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. Для деятельности ребенка 6-7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать 8 себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6-7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6-7летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 

Учебно-тематический план

План работы кружка на первый год обучения

Тема

Количество занятий

1

Общие понятия о шахматах

2

2

Знакомство с шахматной доской

4

3

Знакомство с шахматными фигурами

11

4

Практические занятия

16

Всего занятий

33

План работы кружка на второй год обучения

Тема

Количество занятий

1

Шахматные фигуры (пешка, король)

11

2

Знакомство с понятиями- шах, мат, ничья, рокировка

14

3

Практические занятия, шахматные партии

8

Всего занятий

33

Содержание программы:

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о 9 свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Обучение дошкольников шахматам – процесс длительный и кропотливый. Зато эта наука – одно из лучших средств развить детское внимание, логическое мышление, память и воображение. Раннее приобщение к шахматам развивает мотивацию к учебе, ведь шахматы – это игра, учение и труд одновременно.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармоничного развития ребенка в игровой форме: это и радостная игра, и разминка для ума, а также эффективное средство самовоспитания.

 Обучение детей шахматам помогает развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию пространственного и логического мышления, учит ребёнка анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, составлять внутренний план действий. Все это является мощной базой для подготовки к школе.

 Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода. Занятия шахматами содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

 В шахматах интересен сам процесс игры, а не только ее итог. Игровая практика детям необходима потому, что в основе шахматного совершенствования лежит спортивная борьба. Шахматы способствуют воспитанию в детях таких качеств как целеустремленность, воля к победе, преодоление инертности мышления. Это путь, озарённый стремлением к победе. На этом пути увлекает само движение к цели, и то, что при этом происходит – рождение замыслов, предвидение опасности, умение рисковать. Здесь ребёнок не созерцатель, а действующее лицо – создатель события.

 Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления.

 Игра в шахматы может дарить радость творческого общения и возможность принимать правильные и красивые поступки. Настоящие шахматисты испытывают к партнёру по игре не зависть, а уважение и благодарность за игру.

        Программой предусматривается максимальная учебная нагрузку на воспитанника 66 часов по 33 часа в год (одно занятие в неделю). Haкаждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Рекомендуемый состав группы -10 человек

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры.

Учебно-календарное планирование

На 2018-2019гг.

месяц

Тема занятий

Методы и приемы

1

октябрь

«Немного истории» - чтение сказки о зарождении и возникновении древней игры

Чтение сказки. беседа

2

 «Приключения Оли и Юры»

Просмотр видеофильма, беседа, подвижная игра

3

Знакомство с понятие «Шахматная доска»

Беседа, вопросы из шахматной шкатулки, подвижная игра

4

Знакомство с понятиями – горизонталь, вертикаль, диагональ

Беседа, дидактическая, подвижная игры

5

ноябрь

Знакомство с понятием «Центр доски»

Беседа, практические задания, игра малой подвижности, подвижная игра

6

Вопросы из шкатулки

соревнования

7

Знакомство с шахматными фигурами

Беседа, практические задания

8

Ладья

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра

9

декабрь

Слон

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра

10

Взаимодействие фигур

Практические задания

11

Практические занятия

Практическое решение задач

12

Практические занятия

Практическое решение задач

13

январь

Ферзь

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра

14

Практические занятия

Практическое решение задач

15

Лепка шахматных фигур

закрепление

16

Решение логических задач

Практическая работа

17

февраль

Шахматная викторина

Организация конкурса

18

Подготовка к шахматному турниру

тренировка

19

Практические занятия

Практическое решение задач

20

Атаки неприятельских фигур

Практическое решение задач

21

март

Рисование шахматных фигур

Практическое решение задач

22

Выставка «Шахматная страна»

Практическое решение задач

23

Практические занятия

Практическое решение задач

24

Игры на уничтожение фигур

Практическое решение задач

25

апрель

  Решение шахматных задач

Практическое занятие

26

Лабиринты

Практическое решение задач

27

Конь

Беседа, малоподвижные, дидактические игры

28

Практические занятия

Практическое решение задач

29

Атаки неприятельских фигур

Практическое занятие

30

май

Лабиринты

Практическое занятие

31

Игры на уничтожение фигур

Практическое решение задач

32

Вопросы из шахматной шкатулки

соревнования

33

Развлечение «В стране шахматных чудес»

Закрепление пройденного материала,

Учебно-календарное планирование

На 2019-2020гг.

месяц

Тема занятий

Методы и приемы

1

октябрь

Пешка. Один в поле не воин. Лабиринт. Ограничение подвижности.

Беседа, практические задания, дидактическая и малоподвижная игры

2

Пешка против ферзя, слона, коня. Атака неприятельской фигуры, двойной удар.

Беседа, практические задания, дидактическая и малоподвижная игры

3

Пешка против ферзя, слона, коня. Взятие, защита

Беседа, практические задания, дидактическая и малоподвижная игры

4

Пешка против ферзя, слона, коня. Защита, выиграй фигуру

Беседа, дидактическая, малоподвижная игры

5

ноябрь

Пешка против ферзя, слона, коня. Ограничение подвижности, перехитри часовых.

Беседа, практические задания, игра малой подвижности

6

Король. Ход короля, один в поле не воин, кратчайший путь.

Беседа, практические задания, дидактическая и малоподвижная игры

7

Король. Лабиринты, перехитри часовых, захват контрольного поля.

Беседа, практические задания

8

Король против других фигур. Атака неприятельской фигуры, взятие.

Беседа, практические задания

9

декабрь

Король против других фигур. Перехитри часовых, сними часовых.

Беседа, практические задания

10

Король против других фигур. Захват контрольного поля.

Практические задания

11

Король против других фигур. Ограничение подвижности.

Практическое решение задач

12

Шах. Три способа защиты от шаха, шах или не шах.

Беседа, решение практических задач

13

январь

Шах. Дай шах, пять шахов.

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра

14

Шах. Шах с выигрышем фигуры, защита от шаха.

Практическое решение задач

15

Шах. Открытый шах, дай открытый шах, шах с выигрышем фигуры.

Практическое решение задач

16

Шах. Дай двойной шах, двойной шах с выигрышем фигуры

Практическая работа

17

февраль

Шах. Лучший шах

Практическое решение задач

18

Мат. Мат или не мат

Беседа,практическое решение задач

19

Мат. Мат в один ход.

Практическое решение задач

20

Мат. Мат в один ход.

Практическое решение задач

21

март

Мат. Пять матов.

Практическое решение задач

22

Мат. Пропавшая фигура.

Практическое решение задач

23

Ничья.

Беседа, практическое решение задач

24

Рокировка.

Беседа, практическое решение задач

25

апрель

Рокировка.

Практическое занятие

26

Шахматные партии

Практическое занятие

27

Шахматные партии.

Практическое занятие

28

Шахматные партии.

Практическое решение задач

29

Шахматные партии. Короткие партии

Практическое занятие

30

май

Шахматные партии. Короткие партии

Практическое занятие

31

Шахматные партии. Короткие партии

Практическое решение задач

32

Шахматные партии. Короткие партии

соревнования

33

Шахматные партии. Развлечение

Закрепление пройденного материала,

В мае месяце организация развлечений и  шахматного турнира, на личное первенство

К концу курса дети должны знать: 

-шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья);

-названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);

-правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь: 

-ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другимифигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

1 раз в год проведение диагностики, для выявления достижений ребенка

Диагностические задания по методике Коркина М.А.

Критерии педагогической диагностики:

Высокий балл (В)

- ребенок знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; самостоятельно использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; самостоятельно ориентируется на шахматной доске; правильно располагает шахматную доску между партнёрами и фигуры перед игрой; умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; самостоятельно решает простые шахматные задачи.

Средний балл (С)

- ребенок знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил (с помощью взрослого); правильно располагает шахматную доску между партнёрами и фигуры перед игрой; перемещает фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.

Низкий балл (Н)

 - ребенок не знает шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие; не использует название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры; не ориентируется на шахматной доске; не может играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, нарушает шахматные правила; затрудняется в перемещении фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали

Показатели достижений ребенка

Дата проведения диагностики:__________________________

Ф.И ребенка

                 знает

                                            умеет

Название фигур

Шахматные термины: черное белое поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, шах, мат, ничья

Правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой.

Свободно ориентируется на доске.

Умеет ходить каждой фигурой без нарушения правил.

Решает простые шахматные задачи.

Условные обозначения: В, С, Н.Вывод:

Формы реализации программы:

- проведение конкурсов между участниками кружка;

- выставки 1 р. в квартал;

- участие в шахматных турнирах.

Работа с родителями:

- сбор согласий на посещение детьми кружка;

- консультации в старшей, подготовительной, круглосуточной группе;

- помощь в организации конкурсов.

Отчет работы кружка «Юный шахматист»

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.  

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней.

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным,к тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

        Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

В начале учебного года была разработана программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста,  исосиавлен перспективный план.

Цели и задачи программы:

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  обучение  навыкам- запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

     результаты своей деятельности;  

       -        развитие логического мышления,ориентировки на плоскости,внимания, памяти;

 -развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,     умозаключений.

  1. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

  1. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

  1. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,    

  спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

   событий.  

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,  

  формирование чувства такта,  культурных привычек в процессе

  группового общения с детьми и взрослыми. 

  1. Подготовка ребёнка  к школе.   Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. 

Для закрепления знаний  используются дидактические задания и позиции для игровой практики, подвижные игры.
Содержание программы :

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю).Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

         Ожидаемые результаты

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;
  • учить работать с диаграммами, понимать и выполнять несложные задачи; воспитывать интерес к игре.

        Организованный в детском саду  шахматный кружок «Юный шахматист», посещали  дети старшей, подготовительной и круглосуточной группы, в количестве 10 детей.

        Белоусов Женя, Демченко Никита, Павлов Артем, Ясенецкий Алеша, Суханов Артем – старшая группа.

Тимофеев Мирослав, Костогруд Коля, Половинкин Саша, Романов Дима – подготовительная группа.

Никифоров Ильяс – круглосуточная группа.

        К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур, свободно ориентируются на шахматной доске. Знают ходы всех шахматных фигур. Была проведена диагностика достижений ребенка, которая показала, что  материал запланированный  на учебный год дети освоили в полном объеме.

        Тимофеев Мирослав принимал участие в двух шахматных турнирах г.Якутска, где получил сертификат участника.

        В детском саду были организованы выставки для родителей и консультации.

        Изготовлены маски с шахматными фигурами для подвижных игр.

        С 14.01.19г по 19.01.19г. мной были пройдены краткосрочные курсы повышения квалификации «Шахматы – школа. Первый год обучения по методике  И.Г.Сухина», в объеме 48 часов.

        Подводя итог  работы с детьми по обучению детей  навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.  

Показатели достижений ребенка

Дата проведения диагностики: 28. мая 2019г

Ф.И ребенка

                 знает

                                            умеет

Название фигур

Шахматные термины: черное белое поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, шах, мат, ничья

Правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой.

Свободно ориентируется на доске.

Умеет ходить каждой фигурой без нарушения правил.

Решает простые шахматные задачи.

1

Белоусов Женя

В

В

В

С

С

С

2

Демченко Никита

В

В

В

В

С

В

3

Палов Артем

В

В

В

В

С

В

4

Суханов Артем

В

В

В

С

С

С

5

Ясенецкий Алеша

В

С

В

В

С

В

6

Костогруд Коля

В

В

В

В

С

В

7

Половинкин Саша

В

В

В

В

С

В

8

Тимофеев Мирослав

В

В

В

В

С

В

9

Романов Дима

В

В

В

В

С

В

10

Никифоров Ильяс

В

В

В

В

С

С

        

Условные обозначения: В., С., Н.

Таблица участия в конкурсах

Год

Уровень

Участники

Возраст

Результат

2016

 Международный образовательный журнал «Педагог» методическая разработка

«Шахматный карнавал»

Свидетельство о публикации

2018

Городской турнир инновационной сети дошкольных учреждений«шахматное образование дошкольников»

Тимофеев Мирослав

6 лет

Сертификат

2019

Городской конкурс по шахматам среди детей дошкольного возраста

Тимофеев Мирослав

6 лет

Сертификат

2019

Всероссийский педагогический конкурс «Лидер педагогики» в номинации лучший педагог дополнительного образования.

Диплом

1 степени

2019

Проведение семинара-практикума в ДОУ «Структура оформления рабочей программы по дополнительному образованию»

сертификат