Диагностика УУД. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов (УУД)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Боргойская СОШ»

Учитель начальных классов: Жигмытова дарима Михайловна

Результаты входной диагностики 1 класс 2018 г

10 -12 б – высокий уровень

7-9 б - средний уровень

Менее 6 б – низкий уровень

№ задания

А1

А2

А3

А4

В1

В2 до 2

В3

В4до 2

С1до 2

Всего

Макс 12 б

Дарибазарон С.

1

0

1

1

1

0

1

0.5

2

7,5 ср

Дарибазарон А.

1

0

1

1

1

0

1

0

0

5 - низ

Мункожапов Д.

1

0

1

0

1

1

1

0

2

7 - ср

Мункуев Н.

1

0

1

0

0

2

1

0.5

1

6.5 - низ

Сагалеева М.

1

1

1

1

1

2

1

0,5

2

10,5 выс

Цыбикжапов А.

1

1

1

0

1

2

1

0.5

1

8.5 - ср

Цыбикжапова Д.

1

1

1

0

1

2

1

2

2

11 б выс

Цыренова А.

1

1

1

1

0

2

0

0,5

1

7,5 ср

Результаты контрольной работы по математике

1 класс 2018 г

9 б – высокий уровень

6-8 - средний уровень

3-5 – низкий уровень

№ задания

Баллы

уровень

Дарибазарон С.

8

ср

Дарибазарон А.

4

низ

Мункожапов Д.

7

ср

Мункуев Н.

7

ср

Ринчинов Д.

7

ср

Сагалеева М.

9

выс

Цыбикжапов А.

8

ср

Цыбикжапова Д.

9

выс

Цыренова А.

8

ср

ВЫСОКИЙ         уровень – 2 чел

Средний – 6 чел

Низкий – 1 чел

Результаты контрольной работы по русскому языку

1 класс 2018 г

23-25 б – высокий уровень

16 - 22 - средний уровень

Ниже 15 – низкий уровень

№ задания

Баллы

уровень

Дарибазарон С.

19

ср

Дарибазарон А.

11

низ

Мункожапов Д

18

ср

Мункуев Н

20

ср

Ринчинов Д.

19

ср

Сагалеева М.

23

выс

Цыбикжапов А

19

ср

Цыбикжапова Д

23

выс

Цыренова А.

18

ср

ВЫСОКИЙ уровень – 2 чел

Средний – 6 чел

Низкий – 1 чел

Результаты контрольной работы по бурятскому языку

1 класс 2018 г

23-25 б – высокий уровень

 16 - 22 - средний уровень

Ниже 15 – низкий уровень

№ задания

Баллы

уровень

Дарибазарон С.

17

ср

Дарибазарон А.

9

низ

Мункожапов Д.

19

ср

Мункуев Н.

16

ср

Ринчинов Д.

16

ср

Сагалеева М.

16

ср

Цыбикжапов А.

18

ср

Цыбикжапова Д.

18

ср

Цыренова А.

18

ср

ВЫСОКИЙ уровень – 2 чел

Средний – 6 чел

Низкий – 1 чел

Результаты техники чтения

1 класс 2018

Уровни: В – чтение плавное слоговое без ошибок не менее 25 слов в минуту;

ВС – слоговое плавное чтение не менее 20 слов в минуту, 1, 2 ошибки.

С – не менее 15 слов;

Н – менее 10 слов.

В – 72чел

ВС – 3 чел

С – 2 чел

НС – 0 чел

Н – 1 чел

Вывод: необходимы дополнительные занятия с учащимися, имеющими уровень усвоения материала низкий и ниже среднего

№ задания

Баллы

уровень

Дарибазарон С.

С

Дарибазарон А.

Н

Мункожапов Д

С

Мункуев Н

ВС

Сагалеева М.

В

Цыбикжапов А

В

Цыбикжапова Д

ВС

Цыренова А.

ВС

Успеваемость – 100 %

Качество зн – 93  %

Ср бал – 4



Предварительный просмотр:

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации».

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

   Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

 -формирование универсальных и предметных способов действий

 - воспитание основ умения учиться

 - способности к самоорганизации

 -  индивидуальный прогресс в развитии личности

  Успешность решения данных задач зависит от того, как устроена система оценки:  поддерживает ли и стимулирует ли учащихся; насколько она обеспечивает точную обратную связь; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

  •   Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:  Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Вот некоторые приёмы  формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать  на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, жёлтый – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

 Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.    

Методика «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Форма проведения методики достаточно простая. «Недельные отчеты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?
  2. Какие вопросы остались для меня неясными?
  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Методика «Составление тестов» - универсальная процедура, которую можно использовать как в начальной школе, так и в работе со старшими учащимися. Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными.

Вопросы для тестов должны быть на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Можно к вопросу подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учащимися.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».

Плюс

Минус

Интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Предварительный просмотр:

        «Система оценки достижения планируемых результатов»

        Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, нацеленность учебного процесса на достижение результата требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно изменяется и система оценивания.

        Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

        Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

        В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы;

учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

— учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

        В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

        Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

        В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

        Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

        В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:

— раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни — таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;

— оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);

—  кумулятивной (накопительной) оценки;

—  открытости и реалистичности норм и критериев;

— признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

— признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.

        Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

        Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

        Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки, умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.

        Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение письменной комплексной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

        Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

        Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.



Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Цель мониторинга отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1- 4 классов. Задачи: выявление уровня сформированности (динамики развития) универсальных учебных действий учащихся начальной школы, для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса; прогнозирование оптимальных путей развития универсальных учебных действий; разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Общие принципы проведения диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования проводится: в 1 классах 2 раза в год стартовая (сентябрь- октябрь) итоговая ( апрель- май) проводится во 2-4 классах - 1 раз в год (апрель- май) проводится на 2-4 уроке продолжительность 1 урок ( если ребенок не успел выполнить работу за отведенное время, ему дается возможность закончить ее выполнение). Инструментарий диагностики: Контрольно-измерительные материалы Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев, С.А.Козлов «Диагностика метапредметных и личностных результатов начальной школы». Личностные УУД исследовались по методике Н.Г.Лускановой «Лесенка». Диагностика проводилась с целью выявления уровня успешности обучения и сформированности УУД, влияющих на дальнейшее обучение в начальной школе.

Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов

1 класс

2 класс

3 класс

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

48%

69%

71%

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

32%

54%

79%

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата

45%

52%

65%

Умение ставить цель своей деятельности

46%

54%

65%

Личностные результаты

Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»

57%

68%

85%

Умение давать оценку поступкам с позиции известных и общепринятых правил

41%

52%

67%

Готовность понимать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

32%

48%

55%

Умение выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях

48%

65%

76%

Коммуникативные УУД

Умение искать информацию, пояснять (аргументировать) своё решение

45%

50%

61%

Умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования своей позиции, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме

37%

53%

65%

Умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования своей позиции

31%

54%

67%

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из изображения (картинки)

28%

44%

58%

Умение извлекать информацию из схематического изображения

24%

46%

58%

Умение находить информацию в тексте и соотносить её со схематичным изображением

35%

62%

71%

Чтение и работа с информацией

Умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде

50%

65%

70%

Умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде

32%

58%

67%

Умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу

42%

56%

72%

Вывод: целенаправленное планирование коррекционной работы позволило мне получить динамику развития УУД