Портфолио для конкурса Самый классный классный

«То, что идет от сердца, до сердца и доходит»

Д. Д. Пайэтт

   Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

 Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_na_klassnyy_avtosohranennyy.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Боргойская средняя общеобразовательная школа»

Портфолио

участника конкурса

«Самый классный классный» 

Жигмытова Дарима Михайловна

2018 г.


Содержание:

  1. Представление школы
  2. Творческая работа – эссе на тему: «История развития Республики Бурятия в моей жизни»  
  3. Программа воспитания и социализации учащихся 5-го класса

МБОУ «Боргойская СОШ»

  1. Характеристика участника конкурса
  2. Приложения


Анкета-представление участника конкурса классных руководителей

«Самый классный классный»

Муниципальное образование: МБОУ «Боргойская средняя общеобразовательная школа»

у. Боргой, Джидинского района

Номинация: «Классный руководитель общеобразовательного учреждения»

Сведения о конкурсанте:

1. Ф.И.О. Жигмытова Дарима Михайловна

2. Дата рождения: 21.12.1997

3. Место работы, должность: МБОУ «Боргойская средняя общеобразовательная школа», Учитель математики

4. Адрес места работы, телефон: Джидинский район, у. Боргой, ул. Школьная, 1,

телефон: 95-6-

5. Домашний адрес, телефон: Джидинский район, у. Боргой, ул. Гагарина, 24,

телефон: 89969364083

6. Сведения об образовании: Среднее специальное, ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», специальность: Преподавание в начальных классах

дата окончания – 10 июня 2016 года

ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», дополнительный, профессиональный модуль: «Преподавание по программе математики в основной школе»

Дата окончания – 10 июня 2016 года  

7. Присуждена квалификация: Учитель начальных классов

Диплом – ФВ № 0000480

8. Стаж работы в системе образования, в данной должности: 1 год.

9. Квалификационная категория:

10. Награды:

Сертификат участника ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж» Межссузовский интернациональный праздник студенческой молодежи

«Нас подружил Улан-Удэ» от 13.03.2016 г.

Сертификат участника «Педагогический квест» в рамках научно-практической конференции студентов БРПК «Новое слово» от 27.04.2016 г.

Благодарственное письмо Бурятского республиканского педагогического колледжа за активное участие в подготовке и проведении фестиваля вожатского мастерства «Разноцветные краски лета» по итогам практики «Организация летнего отдыха детей» от 7.10.2015 г.

(приложение 1)

11. Повышение квалификации за последние 3 года:

С 26 ноября по 16 декабря 2016 года – «Технология организации семейных клубов в рамках реализации сетевой семейной образовательной программы» (24 часа)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

С 15 декабря по 17 декабря 2016 года – «Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями» (24 часа)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

С 18 октября по 20 октября 2017 года - «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников» (16 часов)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

(приложение 2)


Эссе «Бурятия – священная земля»

к 95-летию образования Республики Бурятия

Бурятия, Бурятия моя!

Священная отцовская земля

Тобой одной живёт моя душа

Моя отрада, ты моя судьба!

У нашей Республики Бурятия в этом году юбилей, она отмечает 95-летие со дня образования. После Октябрьской революции 1917 года, на территории современной Бурятии была создана Дальне - Восточная Республика с центром в городе Верхнеудинск.

В 1923 году была образована Бурят-Монгольская АССР.  В 1990 году был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной. Ныне она называется Республика Бурятия и является субъектом Российской Федерации, столица – город Улан-Удэ.

Прекрасна наша Бурятия: необозримы ее просторы, пышные леса и луга украшают мой край, величественные горы завораживают, плодородные поля и быстротечные реки восхищают и радуют глаз. Природа Бурятии потрясающе красива, все в ней гармонично. Жемчужина Бурятии – озеро Байкал, крупнейшее в мире и древнейшее пресноводное озеро, определяет значимость и ценность природы республики. Кто хоть раз побывал на Байкале, тот никогда не забудет тех впечатлений, которые дарит это великое озеро-море. Оно совершенно уникально и неповторимо, на его берегу ощущаешь радость, наслаждение, необыкновенную легкость и в тоже время трепет, перед величием и могуществом старого Байкала. Он поражает своей энергетикой, могучей вечной силой, способной пробудить в человеке небывалые эмоции, восторг и торжество.

Благословенна земля Бурятии, бурятам свойственно почитать природу, соблюдать обычаи и традиции своих предков. Связь поколений сохраняет нравственность и духовную чистоту бурятского народа. Наша республика является духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России. Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» - это место поклонения и паломничества буддистов со всего света. Феномен нетленного тела XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржи Итигэлова демонстрирует нам силу мысли и воли человека; дает возможность понять, что всё в руках человека: его жизнь, его поступки, отношение к людям, а главное, осознание того, какой след оставит человек на земле.      

Чтобы любить и беречь свою родную землю, свою родину, нужно знать ее историю, ее героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать наследие, завещанное нашими славными предками. Наша Родина – это Россия. Но наш родной край, наша священная земля – это Бурятия! Прекрасная, цветущая от края и до края, благоухающая брусничным и черемуховым духом, опьяняющая ароматом лилового багульника, душистой ая – ганги.

С юбилеем тебя, родная Бурятия! Ты всегда в моем сердце, в сердце каждого бурята, рожденного на священной земле своих отцов!

Министерство образования и наук РБ

МБОУ «Боргойская средняя общеобразовательная школа»

Программа воспитания и социализации учащихся 5-го класса

 (2017-2018 учебный год)

Программу воспитания и социализации разработала: Классный руководитель

Жигмытова Д. М.

2018 г.

                                                   Содержание:

1.Пояснительная записка

           1.1 Нормативно-правовые документы

           1.2 Цели и задачи

           1.3 Планируемы результаты реализации программы

           1.4 Программа содержит

           1.5 Формы реализации задач

           1.6 Основные принципы программы воспитания

2. Календарно-тематическое планирование

3. Работа с учащимися

          3.1 Характеристика класса

          3.2 Диагностика уровня воспитанности

4. Работа с родителями

          4.1 Родительские собрания на тему

  1. Пояснительная записка

«То, что идет от сердца, до сердца и доходит»

Д. Д. Пайэтт

   Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

 Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.

Классный руководитель имеет дело с целостной личностью, т. е. заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение.

      Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

Программа рассчитана на период 2017-2018 год. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.

  1. Нормативно-правовые документы:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  4. План мероприятий по реализации в 2017-2020 гг Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года
  5. Устав школы
  6. Программа воспитания и социализации учащихся МБОУ «Боргойская СОШ»
  7. Должностная инструкция классного руководителя

1.2 Цели и задачи:

Главная цель (идеальная) воспитательной программы – всестороннее гармоничное развитие личности.

Реальная – разносторонне развитая, счастливая личность.

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

  1. формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
  2. развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
  3. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

1.3 Планируемые результаты реализации программы

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной, исследовательской и художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности человеческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- собственной внутренней позиции как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности своей деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебные, исследовательские и творческие задачи;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

1.4 Программа содержит

Основу программы системного построения процесса воспитания составляют общечеловеческие ценности.  Один из авторов данной концепции В.А. Караковский считает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться именно к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.

Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность.

Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя.

Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. 

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество.

Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы.

Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

1.5 Формы реализации задач

  • изучение психологических особенностей, обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)
  • тематические классные часы
  • дискуссии, диспуты, конференции
  • ролевые, деловые, образовательные игры
  • экскурсии, походы
  • соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
  • проектные игры
  • участие в акциях
  • организация занятости во второй половине дня и т.д.

1.6 Основные принципы программы воспитания

1) личностный подход в воспитании: 

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

- признание их социальных прав и свобод;

- ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

- отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

- опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

3) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

- определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

- опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

- преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

- изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

 - построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

6) культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка 

  1. Календарно-тематическое планирование 1 четверть

«Моя малая Родина»

Система общечеловеческих

ценностей

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: Торжественная линейка

«Здравствуй,

школа»

Форма: Классный час

Цель: знакомство с новыми учителями-предметниками

(приложение 3)

Семья

Тема: «Мое классное лето в кругу семьи»

Форма: конкурс на лучший рисунок  

Цель: способствовать формированию представлений о прекрасном

Труд

Трудовой десант «Сделаем вместе»

Знания

Тема: «Безопасное колесо» 

Форма: беседа

Цель: Инструктаж по ПДД на маршруте «Дом-школа-дом».

Отечество

Тема: «Моя малая Родина. Село Боргой»

Форма: классный час  

Цель: способствовать формирование у детей любви к родине

Мир

Тема: «Кросс

 нации»

Форма: эстафета

Цель: укрепление здоровья детей и проверка выносливости

Система общечеловеческих

ценностей

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: Инструктаж по технике безопасности, Форма: беседа

Цель: способствовать формированию приличного

поведения в школе и на переменах

Семья

Тема: «Папа, мама, я- спортивная семья»

Форма: веселые старты

Цель: Укрепление здоровья детей и их родителей.

Труд

Акция «Забота»

Знания

Отечество

Тема: «Знатные люди моего села», посвященный «Дню пожилого человека»

Форма: час общения

Цель: воспитывать уважение к пожилым людям, интерес к истории своего села

Мир

Тема: «Золотая осень»

Форма:  выставка - ярмарка

Цель: Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине

Система общечеловеческих

ценностей

Ноябрь  «Цветет, цветет и славится Джидинская земля»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: Виртуальность или реальность

 Форма: диспут

 Цель: способствовать формированию личной позиции по проблеме и умение её отстаивать  

Семья

Тема: «Материнское сердце»

Форма: Классный час

Цель: воспитание любви и бережного отношения к матери

Труд

Тема: «Чистота –залог здоровья»

 Форма: субботник

 Цель: способствовать формированию у школьников трудолюбия

Знания

Отечество

Тема: «Памятные места Джидинского района»

Форма: классный час

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине

Мир

Система общечеловеческих

ценностей

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: Предновогодний вечер «Ах,  эта сказка!»

Форма: конкурс

Цель: способствовать формированию праздничное новогоднее настроение

Семья

Труд

Знания

Тема: Открой в себе учёного Бурятии

Форма: конференция

Цель: способствовать формированию умений написания научной работы

Отечество

Значение Джидинского района в становлении Республики Бурятия

Форма: круглый стол

Цель: воспитание чувства гордости за свою малую родину

Мир

Тема: «В резиденции

Дедушки

мороза»

Форма: Конкурс

Цель: формирование творческого подхода к данной теме

Система общечеловеческих

ценностей

Январь   3 четверть «История Бурятии»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

 

Семья

Тема: «Весёлый снеговик»

Форма: конкурс

Цель: способствовать формированию совместного творчества с родителями

Труд

Тема: «Домики птицам»

Форма: акция

Цель: способствовать формированию умения создавать что-то своими руками  

Знания

Отечество

Просмотр фильма «Вхождение Бурятии в состав России»

Цель: систематизация знаний об истории  Республики Бурятии

Мир

Система общечеловеческих

ценностей

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Семья

Труд

Знания

Тема: Конкурс чтецов, посвящённый знаменательным датам военной истории

 Форма: конкурс

 Цель: способствовать формированию патриотизма

Культура

Тема: «Защитники

Отечества».

 Форма: ролевая игра

 Цель: способствовать формированию положительного отношения к воинской службе

Отечество

Тема: «Героические страницы родного края»

 Форма: классный час

 Цель: способствовать формированию патриотического отношения к родине

Мир

Система общечеловеческих

ценностей

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: «Сагаалган».

 Форма: конкурс

 Цель: выявление и развитие творческих способностей и задатков у воспитанников путём конкурсной деятельности

Семья

 Тема: «Милой, любимой, родной…»

Форма: праздник

Цель: воспитывать доброе, нежное отношения к маме

Труд

Знания

Культура

Тема: «Традиции празднования Сагаалгана»

 Форма: квест – игра  

 Цель: формировать понимание единства истории и культуры

Отечество

Мир

Тема: «Масленица».

Форма: ярмарка

Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре

Система общечеловеческих

ценностей

Апрель  

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Тема: «Я- Личность!»

Форма: Конкурс ораторского мастерства

Цель: способствовать формированию навыка публичного выступления

Семья

Тема: «Хорошее настроение», посвященное 1 апреля

Форма: концерт

Цель: способствовать формированию

хорошего настроения у учащихся школы, педагогов и родителей.

Труд

Знания

Культура

Тема: «Писатели Республики Бурятии»

Форма: экскурсия в библиотеку

Цель: способствовать формированию любви к книге

Отечество

Мир

Тема: «О дружбе и друзьях»

Форма: диспут

Цель: способствовать формированию у детей твердого понятия о дружбе

Система общечеловеческих

ценностей

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Человек

Семья

 

Труд

Тема: Школьные соревнования по легкой атлетике. Сдача норм ГТО

Форма: соревнование

Цель: способствовать формированию здорового образа жизни

Знания

Тема: Животные вокруг нас

Форма: классного

Цель: познание мира животных и птиц нашего края

Культура

Тема: «Памяти павших будьте достойны»

Форма: митинг

Цель: Воспитание  чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Тема: «Прекрасное в картинах»

Форма: посещение Джидинской картинной галереи

Цель: знакомство с миром искусства

Отечество

Заключительное мероприятие. Тема: «Герб моей страны, моей родины, герб моей 
семьи», посвященное 95-летию образования Республики Бурятия

Форма: квест – игра

Цель: воспитание чувства патриотизма и гражданской идентичности

Мир

  1. Работа с учащимися

3.1 Характеристика класса 

        В 5 классе 9 человек, из них 5 девочек и 4 мальчика. В классе 5 человек 2007 года рождения, 4 человека 2006 года рождения. До поступления в 1 класс все дети посещали подготовительную группу.

        Воспитываются в полных семьях – 5 ученика, в неполной семье – 3 учащихся, в семье опекунов – 2, многодетных семей – 1, малообеспеченных семей нет, 1 ребенок с ОВЗ.

         Семьи все этих детей моего класса относительно благополучны. Отношение родителей к школе положительное. Взаимоотношения родителей и детей доверительные. Средний возраст родителей – 40 лет.  

          У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал. В классе ведется дневник читателя, куда записываются сведения о прочитанной учащимися книге. Хорошо знают многих авторов. Очень любят уроки математики, физкультуры, труда и рисования.

       Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Это Олзобоев Н. и Дарибазарон А. Они направляют класс при проведении разных   мероприятий. Есть в коллективе и микрогруппы по интересам. Мальчики очень любят футбол. Есть группа, которая интересуется компьютером.

       Бывают в классе конфликтные ситуации, но они быстро разрешаются благодаря   усилиям старосты   класса и командиров звездочек.  Актив класса работает добросовестно.  Учащиеся сами следят за выполнением поручений.

Основная задача - формирование коллектива. Дети активны, хотят дежурить, любят подвижные игры.   Не могут сосредоточиться, часто отвлекаются на уроках Сванюта А. У большинства детей дружеские отношения с одноклассниками. Дети доброжелательно относятся друг к другу, учатся сопереживать.

Трудный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы. Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий). Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Критерии детей

Направление и форма

Периодичность

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей

Беседы с психологом, тренинги

1 раз в два месяца

Вовлечение в кружки по интересам 

В начале учебного года

Дети инвалиды

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни (Беседы, семинары, публикации в школьной прессе)

1 раз в месяц

Коррекционно-развивающая работа

Постоянно

«Здоровье в наших руках» - встреча с врачом

1 раз в триместр

Для детей – инвалидов, обучающихся на дому, наладить контакт с одноклассниками

В течение года

Организация летнего отдыха детей

Летний период

Дети неуспевающие в учебе

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:  

совместное проведение свободного времени, выполнение домашнего задания.

1 раз в месяц

Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости

1 раз в две недели

Работа с учителями - предметниками

1 раз в месяц

Дети с девиантным поведением

Посещение семей с целью контрольного обследования условий жизни и воспитания опекаемых детей.

1 раз в полгода

Обеспечение занятости свободного времени

Контроль в течение года

 Индивидуальная работа с учащимися и их родителями

1 раз в месяц, по мере необходимости

3.2 Диагностика уровня воспитанности

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.

Основная цель мониторинга — выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.

Задачи мониторинга:

1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;

2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;

3. Получить информацию о результативности работы педагога – воспитателя;

4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.

Для осуществления мониторинга воспитанности учащихся мы предлагаем программу «Изучения уровня воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса в школе».

В программу мониторинга уровня воспитанности учащихся предлагается несколько видов диагностик:

- «Определение уровня воспитанности учащихся» (приложение 5)

- «Диагностика нравственной самооценки» 

- «Диагностика отношения к жизненным ценностям» 

- «Диагностика нравственной мотивации»

  1. Работа с родителями

Одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах.

Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.

Задачи:

  • формирование культуры общения у родителей;
  • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • выработка совместных требований к обучающимся;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс:
  •  создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Критерии семьи

Направление и форма

Периодичность

Семьи с одним родителем

Индивидуальная работа: посещение семьи, составление акта, помощь при необходимости

Постоянно

Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье

1 раз в два месяца

Неблагополучные семьи

Индивидуальная работа: посещение семьи, составление акта

Постоянно

Тренинги, направленные на преодоление дезадаптации.

1 раз в месяц

Помощь родительского комитета в работе с неблагополучными семьями.

1 раз в полгода

Малообеспеченные семьи

Помощь родительского комитета в работе

1 раз в полгода

Охват детей горячим питанием

постоянно

Организация летнего трудоустройство

Летний период

Многодетные семьи

Контрольная проверка жизни в семье

 1 раз в четверть

Охват детей горячим питанием

постоянно

Организация благотворительной помощи

1 раз в полгода

Организация летнего трудоустройства

Летний период


Помимо внеурочных, внешкольных мероприятий каждую неделю с учащимися проводятся классные часы, а раз в четверть родительские собрания.

3.1 Родительские собрания на тему:

  1.  «Давайте познакомимся!» Цель: Знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся и классным руководителем, определение перспектив развития детского коллектива. Форма проведения: встреча классного руководителя с родителями
  2. Трудности адаптации пятиклассников к школе (приложение 6)
  3. Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника Цель: способствовать формированию значимости выполнения учащимися домашних заданий и рекомендации по контролю за их выполнением.  Форма проведения: встреча с учителями – предметниками.
  4. «Интернет и пятиклассник». Цель: ознакомить родителей с компьютерными возможностями; показать возможности использования компьютерной деятельности в домашних условиях. Форма проведения: встреча классного руководителя с родителями (приложение 7)
  5. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка». Цель: познакомиться поближе с семьями учащихся, их традициями, увлечениями; уточнить некоторые факты из жизни семьи, представляющими интерес для организации внеклассной работы с детьми и родителями класса; развивать познавательную активность и творческое мышление учащихся. Форма проведения: презентация творческих проектов.

Характеристика участника конкурса «Самый классный классный» .

        Жигмытова Дарима Михайловна, родилась 21 декабря 1997 года. Выпускница МБОУ «Боргойская СОШ» 2012 года.. После окончания школы поступила в Бурятский республиканский педагогический колледж по специальности «Преподавание в начальных классах» Окончив его в 2016 году, начала трудовую деятельность в Енхорской средней общеобразовательной школе. В августе 2017 года вернулась работать в свою родную школу учителем математики и классным руководителем 5 – го класса.

Как молодой педагог она умело пользуется правом выбора методических путей и примеров решения образовательных и воспитательных задач. А также является активным участником всех школьных и районных мероприятий. Дарима Михайловна является лидером волонтерского движения в школе, умело осуществляет классное руководство, творчески подходит к решению воспитательных задач, работает над сплочением детского коллектива.                              

        Цель ее работы: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Жигмытова Д. М., проводит воспитательную и профилактическую работу с учащимися по вопросам учебной деятельности, поведения на уроках и во внеурочной деятельности, по предупреждению пропусков занятий; беседы с родителями учащихся по вопросам воспитания детей, оказания им помощи, выполнения родителями своих обязанностей; оказывает помощь учащимся и их родителям по вопросам учебно-воспитательной деятельности. Свою работу с классным коллективом строит на основе сотрудничества и взаимопонимания. Её ученики ответственны, доброжелательны, активно участвуют во всех коллективных творческих делах.

Большое внимание Дарима Михайловна уделяет патриотическому воспитанию учащихся, формированию устойчивых нравственных позиций.

Она поддерживает тесную связь с родителями своих учащихся. Родители являются активными помощниками многих классных и школьных дел.

Она постоянно проводит открытые уроки, воспитательные внеклассные мероприятия с учетом психологических особенностей учащихся подросткового и юношеского возраста. На ее уроках бодрая рабочая атмосфера, доброжелательные отношения между детьми и учителем.

Всю воспитательную работу строит на доверии, близко узнает каждого ребенка и помогает ребятам увидеть хорошее в каждом из одноклассников, развивает способности и таланты. Она организует интересную и разнообразную жизнь и развитие классного коллектива, планомерно проводит работу по профилактике вредных привычек и привитию здорового образа жизни.

За время работы зарекомендовала себя человеком с чувством ответственности, трудолюбия, постоянно работающая над собой. Прошла курсы повышения квалификации о следующим темам:

С 26 ноября по 16 декабря 2016 года – «Технология организации семейных клубов в рамках реализации сетевой семейной образовательной программы» (24 часа)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

С 15 декабря по 17 декабря 2016 года – «Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями» (24 часа)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

С 18 октября по 20 октября 2017 года - «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников» (16 часов)

ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики».

Дарима Михайловна делится своим опытом с коллегами, активно выступает на заседаниях школьного объединения классных руководителей. Занимается самообразованием, повышая свой методический и культурный уровень.

Пользуется заслуженным авторитетом и уважением у учащихся, родителей и коллег.

Директор МБОУ «Боргойская СОШ»

Надмитова Б. В. _____________

 


Приложения

Приложение 3

Классный час «Здравствуй, школа!»

Задачи:

• снять психологическое напряжение в новом коллективе;

• зарядить доброй, положительной энергией в начале учебного года;

• подготовить пятиклассников к коллективному планированию и организации жизни класса.

Цели:

- Содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению в средней школе, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни одноклассников;

- Способствовать сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных способностей, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность.

- Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.

- Воспитать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизма

Оборудование:

  • Изображение герба, гимна, флага России,Бурятия
  • Музыкальная запись песен
  • Политическая карта мира.
  • Интерактивная доска, презентация

Ход классного часа

Организационный момент.

Вот и закончилось лето, остались далеко беззаботные деньки, и вы вновь собрались все вместе, чтобы начать новый учебный год. Вы переступили порог начальной школы. Теперь вас называют учащимися среднего звена вы – пятиклассники и дальше по школьной жизни мы пойдем с вами вместе, я надеюсь, наш путь будет не извилистой тропинкой, а широкой ровной дорогой, по которой мы пойдем, взявшись за руки, помогая друг - другу, поддерживая в трудные минуты. Поздравляю вас с началом нового пути, с праздником 1 сентября!

Из года в год 1 сентября наша школа приветливо открывает вам свои двери. Сегодня вы вновь собрались все вместе и отправляетесь в увлекательное, интересное, хоть порой и трудное путешествие по Стране Знаний. Этой страны вы не найдете ни на одной карте или глобусе, ее там нет. Эту страну предстоит открывать вам самим с помощью учителей. От вас самих, зависит кем вы станете: знайками или незнайками.

1) Поздравление

Звенит звонок, рассыпав смех веселый,

Истосковался в летний час по нас.

День добрый, школа, дорогая школа!

День добрый, наш уютный, светлый класс!

Опять ребят зовешь ты на рассвете -

Счастливых, загорелых, озорных

И говоришь: "Мы снова вместе, дети!"

И нас встречаешь, как друзей своих!

- С праздником, ребята.5 лет назад вы, маленькими первоклассниками, впервые переступили порог школы. Сегодня вы уже взрослые, солидные пятиклассники.

Я рада приветствовать вас сегодня на нашем первом уроке в этом учебном голу. Позади летние каникулы, волнение и радость от встречи с друзьями. Впереди много интересного, нового, удивительного.

Для того, чтобы нам стало понятно, с кем же мы начинаем такой длинный путь, я предлагаю вам еще раз представиться. Просто называть себя не интересно и не содержательно, поэтому предлагаю добавлять к своему имени и фамилии слово или несколько слов, характеризующих вас. Позвольте представиться: Дарима Михайловна: активная, творческая, неунывающая!

Дети представляются

Вам приятно было еще раз познакомиться? Надеюсь, вы узнали что-то новое о своих одноклассниках. Вот мы и познакомились. Но что ждет нас впереди? Чем же так начальная школа отличается от средней и старшей?  И конечно у вас появятся новые предметы и новые учителя.

2. Основная часть.

Учитель: Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. С помощью нашего проектора мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в разные уголки Бурятии.

  • Как называется страна, в которой мы родились и живём? (Россия). Россия это самая большая в мире страна. (Показывается на карте мира). Когда в Москве вечер, то на Чукотке день.
  • Как мы называем то место, тот уголок земли, где мы родились? (Родина). А сейчас мы найдём на карте нашу малую родину – Бурятию.

А) Бурятия выглядит на карте как маленькое пятнышко. Пускай пятно, пускай маленькое, но родное. Что может быть роднее тех мест, где ты родился?

Всех жителей Джидинского района можно назвать одним словом – “Джидинцы”. А ещё мы земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

Среди наших земляков-джидинцев – люди более двадцати национальностей: русские, буряты, украинцы, армяне и многие другие…

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. И мы должны знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Джида.

Б) А сейчас, мы с вами отправимся в один из уголков нашего района – в наше любимое село Боргой. ((Слайд) А сейчас, ребята расскажите про свои любимые места в своей малой Родине. (Рассказ детей)

В) Безопасный путь детей из дома в школу, со школы домой. (Рассказ детей)

Г) Действия детей при обнаружении на дороге, в парке, в школе незнакомых сумок. пакетов. (Рассказ детей)

Г) Знакомство детей с новыми предметами

“В пятый класс-первый раз”

5-й класс – это в каком-то смысле начало новой школьной жизни. Однажды, в первом классе, с вами это уже происходило. Теперь многое изменилось по сравнению с тем, как вы жили и учились в начальной школе. У нас, конечно, есть новшества: а сейчас, я вам хочу представить ваших новых учителей.

Загадки о школьных предметах (для карточек):

  1. Нужная наука, для ума гимнастика, нас научит думать. (математика) Жигмытова Дарима Михайловна 
  1. Грамотным будет любой ученик, если он знает… (русский язык)

Чагдурова Дыжит Валерьевна

  1. Хочешь ездить по разным странам, нужно знать язык. (иностранный)

Сагалеева Светлана Викторовна

  1. Книжки полюбим, повысим культуру мы на уроках. (литературы)

Чагдурова Дыжит Валерьевна

  1. Укрепит мускулатуру всем детишкам. (физкультура)

Надмитов Вячеслав Николаевич

  1. Чтоб найти таланты у детей вокальные, ни нужны уроки. (музыкальные) Соелма Базарсадаевна
  1. Картины, краски, высокие чувства – этому учит. (изобразительное искусство) Соелма Базарсадаевна
  2. Мастерить работать с увлеченьем – для этого нужно. (трудовое обучение) Цыренова Арюна Чагдаржаповна
  1. Далекое прошлое, древние территории – это изучает наука. (история)

Ванданова Светлана Александровна

  1. Быть гражданином научит. (обществознание)

Жигмытова Дарима Михайловна

  1. Знать и любить природу научит. (природоведение)

Буянтуева Маяй Мэлсовна

         Новые предметы. Какие предметы вам предстоит изучать в 5 классе? (русский язык, литература, математика, изобразительное искусство, ОБЖ, история, природоведение, музыка, иностранный язык, технология, физкультура).

Каждый учитель работает в своём кабинете. Теперь не учитель будет приходить к вам на урок, а вы будете приходить на урок к учителю.

А какие новые предметы появились в 5 классе и кто из учителей будет их вести вы сейчас и узнаете. Заодно заполним дневник.

Завтра у вас начинается новая школьная жизнь. Уже завтра вы познакомитесь с новыми учителями и побываете на их уроках. А расписание на завтра следующее: (учитель записывает расписание на доске, дети переносят его в свои дневники)

Ну вот и подошел к концу наш первый классный час. Я еще раз поздравляю вас с днем рождения коллектива. Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что мы не одни, потому что рядом с нами друзья.

3. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Итак, ребята, наш праздничный классный час закончен. Что вы узнали вовремя этого классного часа?

Примерные ответы детей:

-Мы познакомились с классным руководителем

-Мы узнали, какие предметы будем изучать в 5 классе

-Мы узнали, зачем нужно изучать школьные науки

Классный руководитель. Как вы считаете, удачно ли прошел день рождения нашего класса?

-Что вам особенно понравилось?

-Что не понравилось?

-Есть ли вопросы?

-Надо ли еще проводить такие классные часы?

4. Экскурсия по школе. Знакомство со школьными кабинетами.

Классный руководитель. Каждый урок у вас будет проходить в специальном кабинете. Сейчас мы познакомимся с расположением этих кабинетов. Для этого мы выйдем из класса и пройдем по школе. Вы не забыли, что наш - послушный, культурный, вежливый. Поэтому он будет вести себя хорошо, не шуметь – ведь в школе идут уроки.

Учитель выводит детей из класса и проводит по школе, показывая, где находятся учебные кабинеты.

Приложение 4

Классный час «Традиции празднования Сагаалгана» 

Цель: 

- способствовать расширению знаний детей о родном крае, коренных народах нашей республики, традициях, обычаях, обрядах бурятского народа; 
- способствовать воспитанию в детях духовно-нравственных ценностей: толерантности, уважения к людям других национальностей.

Ход классного часа

Наш край родной- Бурятия! 
И воздух какой-то особенный тут- 
Прохладой и свежестью веет. 
И грудь очищается, силы растут, 
А солнце как ласково греет! 
Люблю говорить я о крае моем, 
О нашей чудесной Бурятии… 
В родной стране чудесных мест немало 
Мы их умеем помнить и любить, 
Но больше всех люблю я край 
Озерный и таежный у Байкала, 
Где нам с тобою выпало прожить. 
Звучит гимн Бурятии 

Учитель:

Бурятия встречает Сагаалган, Новый год, который приходит в наши дома по восточному календарю. Светлый и долгожданный праздник Белого месяца входит в каждый дом, его празднуют все жители нашей республики, независимо от национальности и возраста.

Когда приходит Белый месяц, февральский снег еще ослепительно яркий, но в подворье уже телятся коровы, ягнятся овцы- множится домашний скот. В каждом доме- изобилие молочной пищи. Каждый хозяин радостно и щедро празднует Белый месяц.

Праздник Белого месяца, 
Праздник вечного месяца 
Только доброе ценится 
Только в светлое верится! 

Вот и наступил долгожданный праздник «Сагаалган». Ребята, а вы знаете почему праздник так называется и почему его называют праздником Белого месяца? 
Из глубокой старины к нам пришел праздник Белого месяца, так его называют и который открывает Новый год по лунному календарю. У разных народов мира существуют самые разные системы календарей, по которым наступает новый год. И приходится он на разные числа и дни. Первый месяц года называется Сагаалган и переводится как Белый месяц. Почему? САГАА- белая священная еда, и вообще белый цвет у скотоводов, кочевников считается символом чистоты помыслов и действий , белый цвет- это также символ самой жизни. 

За месяц до праздника начинались приготовления, наводили порядок в юртах, выносили, выгребали мусор, затем его сжигали в юго-восточном направлении. Затем проводили обряд очищения, окуривали людей, скот, поджигали траву Ая-гангу, из сундуков доставалась новая одежда или чистилась старая. Это красивые шелковистые и меховые наряды, женские украшения, всем от мала до велика, делались подарки. 

Во все времена принадлежностью бурятского двора было «сэргэ» - коновязь. Это вкопанный в землю столб, верхняя часть которого украшалась орнаментом. Наличие коновязи на дворе свидетельствовало о богатстве хозяина, а его отсутствие – это бедность, отсутствие лошади - безвыходность Коновязь — предмет кочевого скотоводства. 

Перед наступлением праздника люди обтирались кусочком теста, лепили из него фигурку человека и передавали ей свои беды, болезни, приносили фигурки в дацан и складывали их в будущий костер, чтобы с огнем все ушло, сгорело все плохое. Только после окончания утреннего молебна начинали поздравлять друг друга, желали счастья, долголетия, здоровья, прощали друг другу обиды. Праздник длился весь месяц. В течение месяца люди ходили в гости к родственникам и друзьям, дарили подарки со словами благопожелания. Гостей приглашают по старшинству, пройти на почетную правую сторону с молоком, на стол ставятся молочные продукты /урмо» - пенки, уурак - молозиво, тарак - творог, ряженка, саламат - сметанная каша. Хозяйке дома полагается сначала капнуть на домашний очаг и на 4 стороны горизонта правым мизинцем Гости капают на стол и только после этого начинают кушать белую пищу. Затем подают мяхан - мясные блюда, бухлер, вареное мясо в болыпой чашке. Хозяин дома разливает гостям вино с учетом старшинства и по восходу солнца. Хозяйка разливает горячий бульон. На этом ритуальная часть заканчивается. Гости начинают веселье, распевают застольные песни, играют на народных инструментах и дарят друг другу подарки. 

Давайте поиграем в народные бурятские игры! 
Народная бурятская игра 
Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)
 
В игре участвует 5-10 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике). 
Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают. 
Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих. 
Правила. 
«Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. 
«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его. 
Народная бурятская игра: 
Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)
 
В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников. 
Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»). 
Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше. 
Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим. 
Правила. 
Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы. 
Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица. 
Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится. 

В феврале морозный ветер 
Вьюжит, воет, кружит снег 
Выплыл в небо Белый месяц- 
Его просит человек! 
Белый месяц! Белый месяц! 
Озари планету ярче, 
Чтобы радовалось сердце 
И здоровье стало крепче.! 
Белый месяц! Белый месяц! 
Подари нам доброты! 
Чтобы в мире и согласье 
Лучше,крепче жили мы! 
Пусть добреют наши души, 
Навсегда уходит зло, 
Чтобы будущее наше 
Полным счастьем расцвело! 

Приложение 5

Диагностика уровня воспитанности ««Определение уровня воспитанности учащихся»

Цель: Выявить уровень воспитанности ученика в развивающей школе.

Задачи:  -    определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 7 оценок.

Качество личности

3

2

1

1.

Любознательность:

- мне интересно учиться;

- я всегда выполняю дом. задания;

- я стремлюсь получать хорошие отметки;

- я люблю читать;

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

2.

Прилежание (отношение к учебе):

- я стараюсь в учебе;

- я внимателен;

- я самостоятелен;  

- я помогаю другим, и сам обогащаюсь за помощью;

- я занимаюсь регулярно, без пропусков.

3.

Трудолюбие:

- без труда не вынешь и рыбку из пруда;

- бережливость к результатам труда че6ловека;

- самообслуживание;

- я делаю все аккуратно и красиво; я выполняю правила работы.

4.

Я и природа (отношение к природе):  

- я берегу землю;

- я берегу растения;

- я берегу животных;

- я берегу природу.

5.

Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся;

- я выполняю правила внутришкольной жизни;

- я участвую в делах класса и школы;  

- я добр по отношению к другим людям.

6.

Прекрасное в моей жизни:  

- я аккуратен и опрятен;  

- я соблюдаю культуру поведения;

- ценю красоту в своих делах;

- я вижу прекрасное в жизни.

7.

Я (отношение к себе):

- я самоуправляю собой, своим поведением;

- соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой;

- забочусь о здоровье;

- умею правильно распределять время учебы и отдыха; у меня нет вредных привычек.

Приложение 6

Тема родительского собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

3. Родительский практикум по проблеме.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику

взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Ход собрания

Собрание начинается с обсуждения первых впечатлений от обучения детей в пятом классе. Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок

переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе» Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебных контактов.

Рекомендации для родителей

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  1. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  2. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  8. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  10.  Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  11.  Старайся быть аккуратным.
  12.  Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  13.  Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

Приложение 7

Тема собрания: Интернет и пятиклассник.

«Интернет — пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.» В. Г. Кротов

Задачи собрания:

1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с интернетом.

2. Показать влияние интернета на физическое и психическое состояние ученика.

Форма проведения собрания: обмен мнением.

Вопросы для обсуждения:

1. Статистика и цифры о роли интернет в жизни ребенка.

2. Влияние интернета на формирование характера и познавательной сферы учащихся.

Вопросы для дискуссии:

1. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что компьютер должен быть в числе главных предметов обихода?

2. Какие социальные сети, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение пятиклассника с интернетом? Назовите возможные варианты.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.

2. Составление сайты интернета класса и изучение его.

3. Подготовка анкет для родителей.

Анкетирование учеников

Опрос детей проводится приблизительно по следующим вопросам:

1. Сколько часов в день ты сидишь в интернете?

2. В скольких социальных сетях ты сидишь и перечисли их. 3. Как думаешь, надо ли сказать родителям, когда пишет посторонний человек в социальном сети?

4. Назови, что ты интересного узнал сидя в интернете, за последние 3 дня?

5. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и не скучной?

б. Если бы твоим родителям предложили посмотреть интересный фильм в интернете, или совершить с тобой прогулку, или просто посидеть поговорить, что бы они предпочли? Ребята составляют телепрограмму на неделю, включая в нее те передачи, которые они смотрят.

Полезная информация

Влияние интернета на развитие детей как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы, играют игры в онлайн, и сидят в социальных сетях и т. п. Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят наших детей и приводят к нежелательным последствиям:

1. Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми.

2. Под влиянием поведения и действия героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка.

3. При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается. уровень понимания ребенка, уменьшаются острота его восприятия и способность к логическому мышлению.

4. Со временем в детском характере появляются ложь и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном.

5. Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и в конечном счете способствуют снижению моральных устоев.

6. Низкопробные фильмы влияют и на физическое состояние ребенка: у него портится зрение, слабеет нервная система, начинаются частые простуды.

7. Жестокие игры несут откровенное зло, так как показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. Дети пытаются подражать таким мнимым

кумирам...

Но ни для кого не секрет, что интернет несет в наш дом не только зло. Но и очень много полезного, поучительного и нужного. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала. Итак, остановимся на некоторых советах о том, как привлечь интернет на пользу детей:

1. Прежде чем ребенок сядет за компьютер, постарайтесь заранее узнать, чем он собирается работать.

2. Не проводите сами все свободное время за интернетом. Глядя на родителей, и ребенок не будет подражать.

3. Просмотр вместе с ребенком в интернете фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины.

4. Не позволяйте ребенку долго сидеть в интернете, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья.

Ход собрания

Уважаемые мамы и папы!

Ваш ребенок стал пятиклассником. Какое главное изменение произошло в его жизни, связанное с тем, что он перешел на новую ступень обучения? Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданны. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому.

В чем же проявляется отсутствие у ребенка умения быть один на один с самим собой? В первую очередь в том, что ребенок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит свое время; не вовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя. Но самое главное — он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот «кто-то» — конечно же, интернет.

По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, интернет становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.

Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью отинтернета? А ведь она совсем небезобидна.

Анализ общей статистики по проблеме собрания

~ две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет сидят в интернете ежедневно;

~ время ежедневного времяпровождения в интернете составляет в среднем более 2 часов;

~ 50% детей играют в игры в онлайн, безо всякого выбора и исключений;

~ 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили интернет, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

А как вписываются в данную статистику наши пятиклассники? Анализ результатов статистики школьной психологической службы у каждого родителя на парте лежит анализ анкетирования собственного ребенка.

Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возникают вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы интернетмания не ухудшила здоровье детей? возможно, стоит просто запретить компьютер или ограничить ребенка социальным сетям? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.)

А что дает ребенку интернет? Есть ли в просмотре интернете, нечто положительное? (На доске — мнения учащихся класса.)

1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.

2. Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь получить у взрослых из-за их занятости.

3. Возможность понять с помощью интернета, «что такое хорошо и что такое «плохо».

4. Развитие познания, повышение культурного уровня.

5. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.

6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Мнение родителей по ответам детей.