Методическая копилка

Анисимова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение   

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Анисимова Анастасия Владимировна

Класс:6

Тема: Личные местоимения

Задачи:

  • (Обучающая) - повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
  • (культура речи) - познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи, исследовать смыслоразличительную функцию личных и притяжательных местоимений;
  • (развивающая) - развивать эмоциональную сферу; интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские возможности учащихся;
  • (воспитательная) - воспитывать любовь к  классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задачи этапа. УУД

Мотивация к учебной деятельности, создание благоприятной эмоциональной атмосферы

 - Добрый день! Я рада видеть Вас. Вы любите дни рождения?  

 - Тогда предлагаю сегодняшний урок посвятить знаменательной дате. 2 апреля 2015 года весь мир отметит 210-й день рождения знаменитого датчанина. Великий сказочник Андерсен появился на свет ранней весной 1805 года в небольшом городке Оденсе.

А для начала посмотрим фрагмент мультфильма.

Просмотр мультфильма «Девочка со спичками».  

 -Кто узнал сказку Г.Х. Андерсена?

-Какие чувства вы испытывали при просмотре?

- Как бы вы поступили, если бы оказались рядом с этой девочкой?

- Мне приятно, что Вы умеете сопереживать, сострадать, сочувствовать. Не проходите мимо того, кто нуждается в Вашей помощи.

Приветствуют учителя.

Да!

Смотрят мультфильм.

Просмотр мультфильма «Девочка со спичками». Сопереживают. Сочувствуют.

Испытывали  чувство жалости, сострадания, желание помочь девочке.

Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, формируется познавательный интерес.

УУД:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

-планирование учебного сотрудничества (К)

Методы и приемы:

эмоциональное погружение, обращение к личному опыту.

Самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме.

- Давайте обратимся к фрагменту этой сказки в ваших рабочих листах. Слайд 2.

- Прочитайте текст.

- Все ли в нем правильно с точки зрения речевого оформления?

- Исправьте речевые ошибки. Кто желает поработать у доски?

- Прочитай исправленный текст.

- Есть у кого-нибудь замечания?

- Что вы сделали для того, чтобы исправить речевые ошибки?

- К какому разряду они относятся? Назовите все личные местоимения.

- Это и есть тема нашего урока. Слайд 3. Запишите ее в рабочие листы.

 - Какие задачи поставите себе? Слайд 4.

 - Возвращаемся к тексту сказки. Выполните задания с 3 по 9, работая в парах. Схема «Фишбоун» размещена на отдельном листе. У Вас 5 минут.

 Давайте сравним результаты вашей таблицы со слайдом (Слайд 5).

-Кто готов сделать вывод, обобщив результаты таблицы?

Один ученик читает вслух текст.

Нет, повторяются одни и те же слова.

Один ученик работает у доски.

Читает.

Нет.

Заменили повторяющиеся слова местоимениями.

К личным.

Записывают тему урока.

Формулируют задачи урока:

Работают в парах.

Сравнивают результаты своей таблицы со слайдом.

Один ученик из пары зачитывает вывод.

Организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

.УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- структурирование знаний (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Методы и приемы:

Наблюдение, редактирование исходного текста, постановка задач, поисковый метод, анализ, обобщение, «Фишбоун»

Выявление места и причины затруднения (создание проблемной ситуации). Поиск путей выхода из затруднений.

Перед вами два предложения. Слайд 6.

Я утверждаю, что в обоих предложениях местоимение ЕЕ является личным. Так ли это?

Не путайте форму личного местоимения она с притяжательным местоимением ее!

Перед вами предложения из сказок Андерсена. Правильно ли в них употреблены местоимения?

Исправьте ошибку в употреблении местоимений 3 лица (Задание 2). (Слайд 7)

- Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица в косвенных падежах? Личные местоимения играют важную роль в речи человека. Правильное употребление их в речи – показатель культуры человека.

Перед Вами отрывки из личной переписки Андерсена (Слайд 8).

- Какие условия существуют для употребления местоимения ТЫ и ВЫ? Слайд 9.

Пытаются объяснить.

Нет, неправильно.

Выходят по одному к доске, остальные работают на местах. Проверяют правильность выполнения задания.

У местоимений появляется после предлогов буква Н.

Читают отрывки.

Во втором отрывке автор обращается к ребенку, а во в первом – к Андерсену с уважением обращается писатель.

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом рассуждений, который использовали на предыдущем этапе), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

УУД:

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- определение существенных и несущественных признаков объекта для решения проблемы (П);

- формулирование проблемы (П);

Методы и приемы:

Создание проблемной ситуации, анализ, обобщение, поиск закономерности

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня каждый из вас работал по-разному. Оцените себя, заполнив рефлексивный лист. Обратите внимание, что в 1 колонке размещены задачи урока, которые вы поставили в начале урока.

Поднимите зеленые кружочки те, кто справился с задачами в полном объеме; синие – кому нужно поработать дома, желтые – кто не справился с задачами.

- Я вижу, что большинство были сегодня успешны, остальные – не переживайте: у вас тоже все получится, нужно только приложить побольше усилий.

Рефлексируют свою деятельность.

На этом этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

УУД:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия собственной деятельности (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

Методы и приемы:

рефлексия

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам на выбор: написать письмо Г.Х. Андерсену от лица ученика 21 века, составить текст поздравительной открытки ко дню рождения Андерсена, оформить ее.

Спасибо за работу. Мне было приятно общаться с Вами. Слайд 10

Записывают домашнее задание.

И какой же день рождения без подарка! Я дарю вам этого прекрасного белого лебедя как символ совершенства, к которому нужно стремиться.

Данный урок является вторым в теме «Местоимение». На первом уроке по этой теме в 6 классе актуализируются знания по местоимению, которые ученики получили в начальной школе, даются в обобщенном виде разряды местоимений. Личные местоимения ребята  уже знают, в 6 классе расширяются сведения. С этой целью мной были поставлены следующие задачи:

  • (Обучающая) - повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
  • (культура речи) - познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи, исследовать смыслоразличительную функцию личных и притяжательных местоимений;
  • (развивающая) - развивать эмоциональную сферу; интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские возможности учащихся;
  • (воспитательная) - воспитывать любовь к  классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Межпредметная связь с литературой отразилась в содержательной части урока, за основу которой была взята юбилейная дата со дня рождения Андерсена (совпавшая с Годом литературы) – фрагмент мультфильма по сказке «Девочка со спичками», личная переписка сказочника, предложения из разных сказок.

Любая деятельность становится значимее, если она накладывается на эмоциональную сферу, если помогают чувства. Поэтому для работы с текстом решила показать детям мультфильм. Тем более, что 6 класс – тот возраст, когда необходимо чаще обращаться к нравственным проблемам.

           Для закрепления знаний и умений по местоимению использовала интеллектуальные приемы: сравнение, анализ, выделение                   существенных признаков, наблюдение за объектами, обобщение. Такие приемы развивают познавательный интерес учеников, интеллектуальные способности.

Формы организации деятельности выбрала на данном уроке индивидуальную, фронтальную и парную.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема: ________________________________________________________________

Задание 1.

(1).Ручонки девочки закоченели. (2). Ах, как бы ручонки согрел огонек маленькой спички! (3). Если бы только девочка посмела вытащить спичку, чиркнуть спичкой о стену и погреть пальцы! (4). Девочка робко вытянула одну спичку и … чирк! (5). Как спичка вспыхнула, как ярко загорелась!

  Личные местоимения

1

2

3

4

5

6

7

Местоимения

Слово, которое замещает местоимение, часть речи

Падеж

Число

Н.ф.

Синтаксическая

роль

Изменилась ли основа при склонении?

+/-

 Заполните таблицу, выполнив следующие задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Исправьте речевые ошибки.
  3. Выпишите личные местоимения в колонку 1.
  4. Запишите слова, вместо которых используются личные местоимения (колонка 2).  Определите часть речи этих слов.
  5. Определите падеж выписанных личных местоимений (колонка 3), число (колонка 4).
  6. Запишите начальную форму личных местоимений (колонка 5).
  7. Какими членами предложения являются личные местоимения? Ответ запишите в колонке 6.
  8. Сравните 1 и 5 колонки. Что происходит с основой личных местоимений при склонении? Вывод отразите в колонке 7.
  9. Чтобы сделать ВЫВОД, закончите предложения:

Личные местоимения указывают на __________________________________________.

Они изменяются по _____________________________________________.  Используются вместо _______________________________________. В предложении могут быть __________________________________________. При склонении местоимений изменяется ____________________________________ .

Оформите вывод в схеме «Фишбоун».

Задание 2.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений 3 лица.

Малютка протянула к им руки, но … спичка погасла. («Девочка со спичками»)

Как славно пылает в ей огонь, каким теплом от его веет! («Девочка со спичками»)

Но и у ее, как у других русалок не было ножек, а только рыбий хвост. («Русалочка»)

Цвел он (розовый куст) только раз в пять лет, и распускалась на ем всего одна-единственная роза. («Свинопас»)

Лист рефлексии

Оцените свою работу, поставив любой знак в соответствующем поле напротив каждой задачи.

Задачи

Усвоил

Надо поработать

Не усвоил

Узнавать личные местоимения.

Знать морфологические признаки личных местоимений

Определять их  синтаксическую роль.

Правильно употреблять личные местоимения в речи.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Время глагола

Класс

5

Цель урока:

Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно определять время глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении .

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности..

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову , стремление к речевому самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока

Комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и систематизации ЗУН.

Предполагаемые результаты

Формирование языковой компетенции:

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола , Уметь находить глаголы в тексте, различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме.

Методы и приемы

Исследовательская деятельность; работа в парах; самостоятельная работа.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

2. Мотивация учебной деятельности.  

Ребята, мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

3. Актуализация опорных знаний.

Чтение сказки без глаголов.

Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий».

На удивительную силу этой части речи обращали вниманием многие писатели и лингвисты (языковеды).

А эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение В.Кондрашова, замечательного мастера слова.

-Прочитайте выразительно стихотворение:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Время глагола».

4. «Открытие» новых знаний и причины затруднения.

-  Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики?

5. Закрепление, обобщение материала.

Изучать мы будем данную тему на примере сказки Е. Пермяка.

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка их этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Всё она сообразила. Всё высчитала, всё вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился.* Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

- Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

- "Семь раз отмерь - один раз отрежь".

Выполните задания после прочтения текста:

1. К какому типу речи относится этот текст?

2. Определите основную мысль этой сказки.

3. Разберите по членам предложение, отмеченное звездочкой.

4. Выпишите из текста антонимы.

5. Выпишите из текста синонимы.

6. Найдите в тексте предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные. Выпишите их.

7. Определите значение фразеологизма тяп-ляп:

1. Качественно, аккуратно;

2. Старательно, ответственно;

3. Небрежно, кое-как.

8. Определите значение фразеологизма диву давалась:

1.  Огорчалась;

2. Удивлялась;

3. Нервничала.

9. Подберите из приведенных фразеологизмов синонимы и антонимы к фразеологизму тяп-ляп: спустя рукава, засучив рукава, через пень-колоду, комар носу не подточит, не покладая рук.

10. Заполните таблицу глаголами из 2 абзаца:

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Стала

Кроить

Прикинет

Смекнет

Подвинет

Подвернёт

Взялась

Получился

Пропало

11. Можно ли определить род у глаголов в прошедшем времени. А в настоящем?

12. Заполните  пустые ячейки таблицы.

6. Контроль усвоения полученных знаний.

Найди лишнее:

1. Учу, пишу, понимаю, запомнил.

2. Нашел, выделил, подчеркнул, спрошу.

3. Добьюсь, отвечу, вспомню, выполняю.

7. Рефлексия

 - Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравился ли вам  урок?

8. Домашнее задание. Составить 3 предложения, используя глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени

Торопливая Куница шелковый сарафан к лету. Тяп-ляп! Весь шелк в лоскутки. И не то что сарафан - платка их этих лоскутков нельзя.

Терпеливая Синица из холстины фартук . Тут, там, сюда, туда . Всё она. Всё, всё, потом за ножницы. Хороший фартук .* Ни одного лоскутка  даром.

Диву  Куница. На фартук т:

- Где ты кройке-шитью, Синица? У кого?

- Бабушка меня шитью .

- А как она ?

- Да очень просто. Пять волшебных слов.

- Каких?

- "Семь раз - один раз".

Рабочий лист к уроку.

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка их этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Всё она сообразила. Всё высчитала, всё вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился.* Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

- Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

- "Семь раз отмерь - один раз отрежь".

Выполните задания после прочтения текста:

  1. Озаглавьте текст.
  2. К какому типу речи относится этот текст?
  3. Определите основную мысль этой сказки.

            4. Разберите по членам предложение, отмеченное звездочкой.

5. Выпишите из текста антонимы.

6. Выпишите из текста синонимы.

7. Найдите в тексте предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные. Выпишите их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8, 9 задание выполняем в парах.

8. Определите значение фразеологизма тяп-ляп:

1. Качественно, аккуратно;

2. Старательно, ответственно;

3. Небрежно, кое-как.

9. Определите значение фразеологизма диву давалась:

1.  Огорчалась;

2. Удивлялась;

3. Нервничала.

10 . Работа в парах. Подберите из приведенных фразеологизмов синонимы и антонимы к фразеологизму тяп-ляп: спустя рукава, засучив рукава, через пень-колоду, комар носу не подточит, не покладая рук.

11. Заполните таблицу глаголами из 2 абзаца:

Инфинитив

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

12. Можно ли определить род у глаголов в прошедшем времени. А в настоящем?

13. Заполните  пустые ячейки таблицы.

14. Как вы понимаете финал сказки? К какой ситуации в жизни можно применить данную пословицу?

Выполните задание в парах.

8. Определите значение фразеологизма тяп-ляп:

1. Качественно, аккуратно;

2. Старательно, ответственно;

3. Небрежно, кое-как.

9. Определите значение фразеологизма диву давалась:

1.  Огорчалась;

2. Удивлялась;

3. Нервничала.

10. Работа в парах. Подберите из приведенных фразеологизмов синонимы и антонимы к фразеологизму тяп-ляп: спустя рукава, засучив рукава, через пень-колоду, комар носу не подточит, не покладая рук.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Тема: ________________________________________________________________

Задание 1.

(1).Ручонки девочки закоченели. (2). Ах, как бы ручонки согрел огонек маленькой спички! (3). Если бы только девочка посмела вытащить спичку, чиркнуть спичкой о стену и погреть пальцы! (4). Девочка робко вытянула одну спичку и … чирк! (5). Как спичка вспыхнула, как ярко загорелась!

  Личные местоимения

1

2

3

4

5

6

7

Местоимения

Слово, которое замещает местоимение, часть речи

Падеж

Число

Н.ф.

Синтаксическая

роль

Изменилась ли основа при склонении?

+/-

 Заполните таблицу, выполнив следующие задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Исправьте речевые ошибки.
  3. Выпишите личные местоимения в колонку 1.
  4. Запишите слова, вместо которых используются личные местоимения (колонка 2).  Определите часть речи этих слов.
  5. Определите падеж выписанных личных местоимений (колонка 3), число (колонка 4).
  6. Запишите начальную форму личных местоимений (колонка 5).
  7. Какими членами предложения являются личные местоимения? Ответ запишите в колонке 6.
  8. Сравните 1 и 5 колонки. Что происходит с основой личных местоимений при склонении? Вывод отразите в колонке 7.
  9. Чтобы сделать ВЫВОД, закончите предложения:

Личные местоимения указывают на __________________________________________.

Они изменяются по _____________________________________________.  Используются вместо _______________________________________. В предложении могут быть __________________________________________. При склонении местоимений изменяется ____________________________________ .

Оформите вывод в схеме «Фишбоун».

Задание 2.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений 3 лица.

Малютка протянула к им руки, но … спичка погасла. («Девочка со спичками»)

Как славно пылает в ей огонь, каким теплом от его веет! («Девочка со спичками»)

Но и у ее, как у других русалок не было ножек, а только рыбий хвост. («Русалочка»)

Цвел он (розовый куст) только раз в пять лет, и распускалась на ем всего одна-единственная роза. («Свинопас»)



Предварительный просмотр:

Лист рефлексии

Оцените свою работу, поставив любой знак в соответствующем поле напротив каждой задачи.

Задачи

Усвоил

Надо поработать

Не усвоил

Узнавать личные местоимения.

Знать морфологические признаки личных местоимений

Определять их  синтаксическую роль.

Правильно употреблять личные местоимения в речи.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Анисимова Анастасия Владимировна

Класс:6

Тема: Личные местоимения

Задачи:

  • (Обучающая) - повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
  • (культура речи) - познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи, исследовать смыслоразличительную функцию личных и притяжательных местоимений;
  • (развивающая) - развивать эмоциональную сферу; интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские возможности учащихся;
  • (воспитательная) - воспитывать любовь к  классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задачи этапа. УУД

Мотивация к учебной деятельности, создание благоприятной эмоциональной атмосферы

 - Добрый день! Меня зовут Анастасия Владимировна. Я рада видеть Вас. Вы любите дни рождения?  

 - Тогда предлагаю сегодняшний урок посвятить знаменательной дате. 2 апреля 2015 года весь мир отметит 210-й день рождения знаменитого датчанина. Великий сказочник Андерсен появился на свет ранней весной 1805 года в небольшом городке Оденсе.

А для начала посмотрим фрагмент мультфильма.

Просмотр мультфильма «Девочка со спичками».  

 -Кто узнал сказку Г.Х. Андерсена?

-Какие чувства вы испытывали при просмотре?

- Как бы вы поступили, если бы оказались рядом с этой девочкой?

- Мне приятно, что Вы умеете сопереживать, сострадать, сочувствовать. Не проходите мимо того, кто нуждается в Вашей помощи.

Приветствуют учителя.

Да!

Смотрят мультфильм.

Просмотр мультфильма «Девочка со спичками». Сопереживают. Сочувствуют.

Испытывали  чувство жалости, сострадания, желание помочь девочке.

Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, формируется познавательный интерес.

УУД:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

-планирование учебного сотрудничества (К)

Методы и приемы:

эмоциональное погружение, обращение к личному опыту.

Самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме.

- Давайте обратимся к фрагменту этой сказки в ваших рабочих листах. Слайд 2.

- Прочитайте текст.

- Все ли в нем правильно с точки зрения речевого оформления?

- Исправьте речевые ошибки. Кто желает поработать у доски?

- Прочитай исправленный текст.

- Есть у кого-нибудь замечания?

- Что вы сделали для того, чтобы исправить речевые ошибки?

- К какому разряду они относятся? Назовите все личные местоимения.

- Это и есть тема нашего урока. Слайд 3. Запишите ее в рабочие листы.

 - Какие задачи поставите себе? Слайд 4.

 - Возвращаемся к тексту сказки. Выполните задания с 3 по 9, работая в парах. Схема «Фишбоун» размещена на отдельном листе. У Вас 5 минут.

 Давайте сравним результаты вашей таблицы со слайдом (Слайд 5).

-Кто готов сделать вывод, обобщив результаты таблицы?

Один ученик читает вслух текст.

Нет, повторяются одни и те же слова.

Один ученик работает у доски.

Читает.

Нет.

Заменили повторяющиеся слова местоимениями.

К личным.

Записывают тему урока.

Формулируют задачи урока:

Работают в парах.

Сравнивают результаты своей таблицы со слайдом.

Один ученик из пары зачитывает вывод.

Организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

.УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,

- структурирование знаний (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Методы и приемы:

Наблюдение, редактирование исходного текста, постановка задач, поисковый метод, анализ, обобщение, «Фишбоун»

Выявление места и причины затруднения (создание проблемной ситуации). Поиск путей выхода из затруднений.

Перед вами два предложения. Слайд 6.

Я утверждаю, что в обоих предложениях местоимение ЕЕ является личным. Так ли это?

Не путайте форму личного местоимения она с притяжательным местоимением ее!

Перед вами предложения из сказок Андерсена. Правильно ли в них употреблены местоимения?

Исправьте ошибку в употреблении местоимений 3 лица (Задание 2). (Слайд 7)

- Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица в косвенных падежах? Личные местоимения играют важную роль в речи человека. Правильное употребление их в речи – показатель культуры человека.

Перед Вами отрывки из личной переписки Андерсена (Слайд 8).

- Какие условия существуют для употребления местоимения ТЫ и ВЫ? Слайд 9.

Пытаются объяснить.

Нет, неправильно.

Выходят по одному к доске, остальные работают на местах. Проверяют правильность выполнения задания.

У местоимений появляется после предлогов буква Н.

Читают отрывки.

Во втором отрывке автор обращается к ребенку, а во в первом – к Андерсену с уважением обращается писатель.

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом рассуждений, который использовали на предыдущем этапе), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

УУД:

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- определение существенных и несущественных признаков объекта для решения проблемы (П);

- формулирование проблемы (П);

Методы и приемы:

Создание проблемной ситуации, анализ, обобщение, поиск закономерности

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня каждый из вас работал по-разному. Оцените себя, заполнив рефлексивный лист. Обратите внимание, что в 1 колонке размещены задачи урока, которые вы поставили в начале урока.

Поднимите зеленые кружочки те, кто справился с задачами в полном объеме; синие – кому нужно поработать дома, желтые – кто не справился с задачами.

- Я вижу, что большинство были сегодня успешны, остальные – не переживайте: у вас тоже все получится, нужно только приложить побольше усилий.

Рефлексируют свою деятельность.

На этом этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

УУД:

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия собственной деятельности (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

Методы и приемы:

рефлексия

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам на выбор: написать письмо Г.Х. Андерсену от лица ученика 21 века, составить текст поздравительной открытки ко дню рождения Андерсена, оформить ее.

Спасибо за работу. Мне было приятно общаться с Вами. Слайд 10

Записывают домашнее задание.

И какой же день рождения без подарка! Я дарю вам этого прекрасного белого лебедя как символ совершенства, к которому нужно стремиться.

Данный урок является вторым в теме «Местоимение». На первом уроке по этой теме в 6 классе актуализируются знания по местоимению, которые ученики получили в начальной школе, даются в обобщенном виде разряды местоимений. Личные местоимения ребята  уже знают, в 6 классе расширяются сведения. С этой целью мной были поставлены следующие задачи:

  • (Обучающая) - повторить сведения о личных местоимениях (значение, изменение, синтаксическая роль);
  • (культура речи) - познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи, исследовать смыслоразличительную функцию личных и притяжательных местоимений;
  • (развивающая) - развивать эмоциональную сферу; интеллектуальные, коммуникативные, исследовательские возможности учащихся;
  • (воспитательная) - воспитывать любовь к  классической литературе, интерес к предмету через формы исследовательской деятельности.

Межпредметная связь с литературой отразилась в содержательной части урока, за основу которой была взята юбилейная дата со дня рождения Андерсена (совпавшая с Годом литературы) – фрагмент мультфильма по сказке «Девочка со спичками», личная переписка сказочника, предложения из разных сказок.

Любая деятельность становится значимее, если она накладывается на эмоциональную сферу, если помогают чувства. Поэтому для работы с текстом решила показать детям мультфильм. Тем более, что 6 класс – тот возраст, когда необходимо чаще обращаться к нравственным проблемам.

           Для закрепления знаний и умений по местоимению использовала интеллектуальные приемы: сравнение, анализ, выделение                   существенных признаков, наблюдение за объектами, обобщение. Такие приемы развивают познавательный интерес учеников, интеллектуальные способности.

Формы организации деятельности выбрала на данном уроке индивидуальную, фронтальную и парную.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 класс Урок русского языка

Слайд 2

«Девочка со спичками» Ручонки девочки закоченели. Ах, как бы ручонки согрел огонек маленькой спички! Если бы только девочка посмела вытащить спичку, чиркнуть спичкой о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и … чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко загорелась!

Слайд 3

1 ЛИЦО - Я, МЫ 2 ЛИЦО - ТЫ, ВЫ 3 ЛИЦО - ОН, ОНА, ОНО, ОНИ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Слайд 4

Задачи урока: Узнавать личные местоимения; Знать морфологические признаки; Определять синтаксическую функцию личных местоимений; Правильно употреблять их в речи.

Слайд 5

Личные местоимения 1 2 3 4 5 6 7 Место-имения Слово, которое замещает местоимение, часть речи Падеж Число Н.ф. Синтаксическая роль Изменилась ли основа при склонении? +/- Их Ручонки, сущ. В.п. Мн.ч Они Дополнение + Ею Спичкой, сущ. Т.п. Ед.ч Она Дополнение + Она Девочка, сущ. И.п. Ед.ч Она Подлежащее _ Она Спичка, сущ. И.п. Ед.ч Она Подлежащее _

Слайд 6

Ручонки ее закоченели. 2. Девочка прикрыла ее рукой.

Слайд 7

Малютка протянула к им руки, но … спичка погасла. («Девочка со спичками») Как славно пылает в ей огонь, каким теплом от его веет! («Девочка со спичками») Но и у ее, как у других русалок не было ножек, а только рыбий хвост. («Русалочка») Цвел он (розовый куст) только раз в пять лет, и распускалась на ем всего одна-единственная роза. («Свинопас») Исправьте ошибки в употреблении местоимений 3 лица

Слайд 8

1. А Вы, мой друг, когда Вы приедете к нам опять? Вот уже девять лет (как Вы пишете) протекли с тех пор, как Вы были у нас. В течение этих девяти лет Вы не лишились своего места в сердцах англичан, а, напротив, стали у нас еще более известным и любимым. (Чарльз Диккенс) 2. (Отто Мюллеру). Дорогой друг! Ты ей-Богу славный малый, и я помещу тебя в свой детский мир! Ах, если бы ты был здесь со мною, я допустил бы тебя в грот, где стоит моя Агнета, не виденная еще никем посторонним, стоит, словно сама северная Афродита, только что вынырнувшая из моря. Из личной переписки Г.Х. Андерсена

Слайд 9

Следи за употреблением в речи местоимений ТЫ и ВЫ! ТЫ – приемлемо в обращении к близким и недопустимо в обращении к старшим, в официальной и деловой обстановке. Вы, Ваш как формы вежливого обращения к одному лицу пишутся с большой буквы.

Слайд 10

Домашнее задание (на выбор) Написать письмо Г.Х. Андерсену от лица ученика 21 века . Составить текст поздравительной открытки ко дню рождения Г.Х. Андерсена, оформить ее.



Предварительный просмотр:

СТИЛИ РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ: определите, к какому стилю речи относятся данные тексты. Аргументируйте свой ответ. Озаглавьте тексты под номерами 1, 2, 3, 5. Определите тему.

1.

Загляните в осенний лес. Листья налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Слышите? Капля по листику щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветке завозятся, и сразу брызнут листья по сторонам. Шумит золотой дождь. Хорошо осенней порой в лесу! (По Н. Сладкову.)

2.

Независимо от любого времени года во Дворце культуры «Октябрь» всегда царит праздничная атмосфера. Здесь любят и с нетерпением ждут зрителей. А 22 октября в фойе второго этажа для слушателей университета старшего возраста состоится осенний балл. Весь вечер для них будут звучать ретро-песни, а также пройдут всевозможные викторины и конкурсы. Добро пожаловать на осенний балл в среду -  в 18.00.

3.

СТИЛИСТИКА, -и, ж. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. Стилистика русского литературного языка. Прил. Стилистический, -ая, -ое. Стилистический анализ.

4.  

Директору ООО «Импульс»

Сторожеву Д.М.

От главного бухгалтера

Мироновой Т.Н.

Служебная записка.

Довожу до Вашего сведения, что 04.09.2009 года произошел сбой программы в  компьютере главного бухгалтера. Прошу принять меры по устранению данной неполадки.

  1. Подпись

5.

   -    А ты знаешь, что завтра будет дождь?

  • Нет, а ты откуда знаешь?
  • Сегодня смотрел прогноз погоды.
  • Жаль. А мы на дачу с родителями собирались.