Игры, пособия

Баранова Юлия Валентиновна

В данном разделе представлены, как самостоятельно разработанные, так и с опорой на других авторов игры, пособия, которые могут быть интересны как родителям, так и педагогам.

Обогащение речи дошкольника синонимами, антонимами, омонимами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Дюймовочка»

C:\Users\Pro\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220427_163851.jpg

Учитель-логопед: Баранова Ю.В.

г. Краснокаменск

Звуко-буквенный планшет «Обучайка»

Цель: формирование навыков звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

Образовательные:

  • учить определять количество звуков в заданном слове, дифференцируя согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, соотносить звук и букву;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • расширять и активизировать словарь детей;

Развивающие:

  • активизировать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие и внимание, логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества при работе в паре.

Описание.

Данный планшет сделан из дерева, эстетично оформлен,  вносит новизну и интерес при обучении детей грамоте, позволяет использовать в работе педагогам разного профиля: воспитателям, учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования, психологам и помогает решать несколько задач при изучении основ грамоты детьми старшего и подготовительного к школе возраста.

Планшет можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Освоив навык работы, дети могут работать со всеми пособиями самостоятельно в свободное от занятий время.

  1.  «Звуковая дорожка» - способствует развитию звукового анализа, учит соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом, развивает мелкую моторику.

Крышечек должно быть больше, чем «горлышек» на планшете. Верхнюю часть каждой крышечки сверху покрыта фетром (красным, синим и зеленым).

Этапы работы по пособию:

  • В карман помещается картинка с любым изображением.
  • Детям предлагается назвать, что нарисовано на картинке.
  • Произнести это слово по звукам.
  • Выложить звуковую схему данного слова с помощью крышечек нужного цвета.

На планшет помещается семь крышечек, т.е. слово на картинке не должно состоять из более чем семи звуков.  Для звукового анализа многосложных слов можно использовать дощечку большего размера по тому же принципу.

  1. «Буквенная дорожка», аналогично, только вместо звуков используются знакомые буквы.
  2. «Определи место звука в слове» – способствует развитию звукового и слогового анализа слов, закреплению зрительного образа букв, совершенствованию мелкой моторики пальцев рук.

Этапы работы по пособию (с примерами) :

1. Назвать картинку.

2. Определить место звука в слове в зависимости от того, где находится изучаемый звук в слове: в начале, середине или конце, положить фишку.

  1.  «Составь букву (цифру, геометрическую фигуру)» - направлена на развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, закрепление зрительного образа букв и цифр, способствует развитию мелкой моторики, профилактике дисграфии и дискалькулии.

Варианты заданий.

  • Выложить букву (цифру) из резиночек по предложенной  последовательности  ряда цифр.

Цель:

Развивать зрительное восприятие образа букв, цифр от 1 до 9.

Ребенку предлагается задание: при помощи тонких разноцветных резиночек выложить на планшете букву, ориентируясь на ряд цифр

С этой целью используются индивидуальные карточки. Каждая карточка состоит из двух сторон - лицевой и обратной.  На лицевой стороне указан ряд цифр в определенной последовательности (последовательность цифр должна соответствовать правилам графического изображения букв по элементам). На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал.  Его следует показывать только после выполнения задания.

Инструкция для ребенка старшего дошкольного возраста может звучать так: «Выложи на планшете из резиночек букву по карточке с написанными рядами цифр. Переходи с одного ряда на другой, соблюдая последовательность цифр в каждом ряду. В этом тебе помогут стрелочки между цифрами. После выполнения задания сравни полученное изображение буквы с образцом на обратной стороне карточки».

Буква Н

На планшете должна получиться следующая картинка:

Индивидуальные карточки удобно вкладывать в листы от фотоальбома 10х15см.  Их можно сортировать в картотеку по трем разделам:

1. Подготовка к обучению грамоте (выкладывание букв)

2. РЭМП (выкладывание цифр, геометрических фигур).

В зависимости от целей занятия, можно работать по карточкам без зрительной опоры, т.е. выкладывая заданное изображение на слух. В этом случае взрослый сам зачитывает по карточке последовательность цифр. Это дает возможность работать с подгруппой или даже группой детей (зависит от количества планшетов) в одном темпе, делая упор на развитие слухового восприятия.

Освоив навык работы по карточкам, дети старшего дошкольного возраста могут работать с пособием самостоятельно, что позволяет формировать навыки самостоятельности и самоконтроля.

Кроме решения вышеперечисленных задач, «Цифровая дощечка» повышает интерес, внимание, усидчивость у детей, дает возможность «прочувствовать пальцами» изображаемый силуэт и быстрее запомнить его.

Применение планшета на практике

IMG_20220426_113938

IMG_20220426_113629

        

C:\Users\Pro\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220426_105722.jpg

IMG_20220426_110005



Предварительный просмотр:

C:\Users\TERRA\Desktop\Баранова Юлия Валентиновна.jpg

Автор:

Баранова Юлия Валентиновна,

Учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 16 «Дюймовочка»

г. Краснокаменск

соответствие занимаемой должности

Работающий стенд «Звукобуквоград».

(старший дошкольный возраст)

Работающий стенд «Звукобуквоград» используется как в непосредственно-образовательной, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми группы компенсирующей направленности  по АООП для детей с ТНР (общим недоразвитием речи).

Актуальность стенда.

С каждым годом растет число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, которые значительно легче предупредить еще в дошкольном возрасте, чем преодолевать их в школе. В работе с детьми группы компенсирующей направленности я постоянно использую различные средства, методы и приемы, направленные на предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

Незаменимым помощником при обучении детей грамоте и в работе по предупреждению оптической дисграфии является изготовленное мною пособие «Звукобуквоград».

Вид стенда, новизна.

Пособие «Звукобуквоград»  представляет собой картину, в металлической рамке, размером 80*120 см, расположенного на одной из стен групповой комнаты в учебной зоне. Стенд и комплектующие к нему обрабатываются, на задней стороне букв и картинок, имеются магниты,  с помощью которых они крепятся к стенду. C:\Users\TERRA\Desktop\звуки\DSCN9317.JPG

 Звукобуквоград – это сказочный город, над которым ласково светит солнце, и плывут облака. К городу звуков и букв  подъезжает  волшебный поезд, который встречает  Фея Грамоты. На облаках, которые плывут над городом, располагаются картинка, с изучаемой буквой и характеристика звуков, которые она обозначает.  Гласный и согласный звуки обозначены картинкой закрытого и открытого рта. Обозначение звонкости – глухости   согласных звуков обозначено  зачеркнутым накрест и не зачеркнутым колокольчиками. Твердость согласных представлена в образе стопки кирпичей, мягкость в образе подушки.

В домах сказочного города, живут не люди, а звуки и буквы. Окна в этих домах окрашены в цвета, соответствующим условным обозначениям гласных и согласных звуков. Буквы также окрашены в цвета соответственно звукам, которые они обозначают. Красный-обозначение гласных звуков, синий - обозначение согласных твёрдых звуков, зелёный – обозначение согласных мягких звуков, буквы Ь и Ъ окрашены в белый цвет, т.к. не имеют звука. C:\Users\TERRA\Desktop\звуки\DSCN9295.JPG

Обращаем внимание на то, какого цвета окно. В доме с красными окошками живут  гласные первого ряда,  они живут на втором этаже. На первом этаже, с красно-зелёными окнами притаились гласные второго ряда (йотированные звуки)

Знакомя детей с парными согласными звуками, обращаем их внимание на то, что в правой половине Дома живут громкие (звонкие) звуки. С этой стороны дома подвешен колокольчик. В левой половине Дома поселились безголосые жильцы.  На каждом этаже, на одной площадке живут два соседа: звонкий и глухой. Они имеют одинаковую артикуляцию, но различаются отсутствием или наличием голоса. C:\Users\TERRA\Desktop\звуки\DSCN9332.JPG

В доме с золотой крышей и колокольчиком посередине живут сонорные звуки, т.е. они всегда звонкие. В доме из красного кирпича, на крыше изображены обозначения глухости согласных, здесь живут глухие непарные согласные. В соломенном доме с белыми, бесцветными окнами живут твердый и мягкий знаки.C:\Users\TERRA\Desktop\звуки\DSCN9300.JPG

Поезд, подъезжающий к городу, имеет три вагона (начало слова, середина, конец). В нем дети самостоятельно располагают картинки с изучаемым звуком, определяя местонахождения звука.

После того, как дети усвоили понятие Звук, рассказываю им о том, что звуки становятся не только слышимыми, они превратились в «видимые» буквы. Дети знакомятся с новой буквой, которую селят сначала в нужном домике «Звукобуквограда», затем в буквенных кассах, осуществляют оптический анализ буквы на составляющие элементы, определяют, на что похожа та или иная буква,  создавая зрительный образ буквы.

Кроме усвоения детьми понятий «Звук» и «Буква» с помощью данного стенда возможна коррекция пространственной ориентации и развитие образного мышления, формирование правильного употребления предлогов, дифференциации графем. C:\Users\TERRA\Desktop\звуки\DSCN9321.JPG

Так, например, с помощью данного пособия можно отработать понятия «выше», «ниже». Например: «Какая буква живёт выше, буква Л или буква Н?». Точно также можно познакомить детей с предлогами Под, Над. Например: «Буква О живёт над буквой Ю, буква Я - под буквой У» и т.д.

Дети с речевой патологией плохо ориентируются в пространстве и с трудом усваивают понятия: справа, слева, направо, налево. Можно предложить детям назвать все буквы, которые поселились в правой (левой) половине Дома. Можно спросить ребёнка, звонкие или глухие согласные живут в этой части Дома, и как он это определил, какие из согласных могут быть только твёрдыми, какие - только мягкими, какие – и твёрдыми и мягкими. В дальнейшем пособие можно использовать для дифференциации графем.

Требования к стенду.

Стенд соответствует методическим рекомендациям АООП для детей с ТНР (общим недоразвитием речи), санитарно-гигиеническим нормам, является безопасным и доступным.



Предварительный просмотр:

Автор:  Баранова Юлия Валентиновна.

Учитель-логопед.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Дюймовочка» г. Краснокаменск, Забайкальский край.

Куклотерапия в преодолении речевых нарушений.

Умение общаться, выражать свои мысли, чувства, эмоции является необходимым условием личностного и социального развития ребенка. Согласно Л. С. Выготскому: «первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих» [1, с.15] Опыт первого взаимодействия,  первого общения,  является фундаментом для развития самосознания ребенка, его личности, и во многом определяет особенности его поведения в социуме и отношения к миру в целом.

Как правило, детям с ОНР присуща критичность к своей речевой недостаточности, что часто влечет за собой излишнюю застенчивость, стеснительность, «зажатость» и нежелание общаться. Что в свою очередь тормозит всестороннее развитие речи. На фоне неполноценной речевой деятельности отмечается недостаточная устойчивость внимания, низкая продуктивность запоминания. Таким образом, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с ОНР несколько отстают в своем интеллектуальном развитии. Однако по мере устранения речевых трудностей эти недостатки нивелируются. [3, с.514-515]

Отсюда следует вывод, что коррекционная работа помимо речевых нарушений должна быть направлена также и на  снижение напряженности, связанной с определенной тревогой или робостью, на овладение вербальными и невербальными средствами установления контакта, на формирование самоконтроля и выработку новых конструктивных способов общения и поведения в обществе. Для решения данных задач, в процессе моей работы, был использован метод куклотерапии. Считается, что начало данному методу в начале XX века положил основатель психодрамы - Якоб Леви Морено. Его клиенты для решения собственных проблем примеряли на себя роли актеров и зрителей, проигрывая определенные жизненные ситуации. [2]

Самостоятельное развитие, куклотерапия получила в 1990-х годах, чему способствовали детский психолог Шишова Т.Л, и писатель-публицист Медведева И.Я., создавшие в соавторстве методику психологической коррекции, получившая название «драматическая психоэлевация», т.е. возвышение души театральными средствами, главным инструментом коррекции поведения и общения детей выступал кукольный театр. [4]

Использование куклотерапии как технологии педагогического воздействия на ребенка в моей практике  решило множество задач. Так, вновь сформированный коллектив группы компенсирующей направленности,  состоящий из детей с ОНР II-III уровня, оказались не готовы к новым контактам, новому общению, дети были замкнуты, старались играть по отдельности, избегая тесного взаимодействия. Получив домашнее задание, совместно с родителями изготовить логопедического дружка, в виде куклы-говорунчика, с возможностью открывать рот и разговаривать, а также придумать ему имя,  историю его появления, или рассказ, сказку о своем дружке, дети и родители с энтузиазмом принялись за дело.  Данный вид деятельности оказался интересен всем. Дети приносили своего говорунчика и рассказывали, как они его сделали, какие материалы использовали, кто приклеивал глазки, кто пришивал ушки и т.п. Таким образом, начало было положено. Затем были прослушаны все истории придуманные детьми, большая часть из них была представлена от лица детей, которые рассказывали о своей новой игрушке. Совместно с детьми мы решили, что  их дружок-говоручик с их помощью, способен сам «рассказать о себе», обсудили, какой у него будет голос, темп речи, интонация и презентовали их сверстникам.  После этого, каждый ребенок со своей «говорящей игрушкой» смог поучаствовать в различных ситуациях общения, в кукольных театральных зарисовках, в сюжетно-ролевых играх. Так мы смогли достаточно быстро преодолеть барьер неуверенности в себе,  скованности и затрудненности детей в общении.

Вот несколько историй сочиненных детьми.

Здравствуйте, я Степашка, маленький розовый бычок. Меня сшила бабушка. Я очень веселый, люблю играть в машинки и есть молочный суп. Вера Б., 5л.10 м.

Ш-Ш-Ш. меня зовут Змей Бим. Я умею менять цвета. Захочу, могу быть красным, зеленым, белым, голубым. Я люблю маскироваться. Еще я люблю лежать вниз головой, для того что - бы отдохнуть. Антон А., 4г. 11 м.

Гав-гав. Меня зовут Дружок. Меня сделала мама из красивого носочка с котятами. Я люблю играть, у меня много друзей. Я добрый и забавный. Семен Ш., 5 л.

Привет. Я необычная розовая лошадка. Меня зовут Иринка. Я люблю, есть сено, и катать сани. Я добрая и красивая. Посмотрите, какая у меня грива и забавные розовые ушки. Лиза М., 5л. 8м.

Привет. Я змейка Шушара. Я люблю лежать на теплых камнях. У меня много друзей, это большие и маленькие змеи. Мы любим все вместе дружно шипеть, вот так ш-ш-ш. Егор Л., 5л.4м.

Здравствуйте, я красивая девочка Роза. Я люблю краситься, и ходить на каблуках. У меня есть красивая, блестящая юбочка, ее мне сшила мама. София Б., 5л.5м.

Куклотерапия использовалась и для успешного овладения артикуляционной и мелкой моторикой. Замечательной находкой в этом отношении стала ростовая кукла: «обезьянка Янка», пользоваться которой могут как педагоги, так и сами дети. Янка имеет подвижный язык, и очень забавно выполняет артикуляционные упражнения. Дети, кроме того, что осваивают необходимые движения, учатся объяснять положение органов: губ, языка, зубов. Более оживленно в обществе Янки проходит пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, у детей есть возможность примерить на себя роль обезьянки Янки и самостоятельно провести весь комлекс. Помогает Янка и в проведении логоритмических упражнений, каждому ребенку хочется примерить на себя эту роль, поэтому присутствует стимул для лучшего запоминания различных физкультминуток, речевок.

Совместно с воспитателями группы в процессе обыгрывания сказок, зарисовок, разыгрывании сценок для развития интонационной выразительности, внимания, памяти, умения сосредотачиваться и принимать на себя различные роли используются куклы би-ба-бо, перчаточные, деревянные, пальчиковые куклы. Данный вид кукол не только непосредственно развивает речь, но и помогает в развитии координации движений в соответствии с текстом, способствует развитию мелкой моторики.

Таким образом, введение куклотерапии в воспитательный процесс способствует более естественной и безболезненной коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, их более гармоничному вхождению в многообразный мир общения.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Под ред.: В. Колбановского М.: Москва, 1934 г. – 326 с.
  2. Лейтс Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2007 г. – 380 с.
  3. Логопедия. Под ред.Л.С. Волковой. М.: Владос, 2007 г. – 703 с.
  4. Шишова Т.Л. Страх мой враг мой. М.: Никея, 2011 г. – 144 с.


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Дюймовочка»

г. Краснокаменск

        

Работающий стенд.

«Звуковая улитка»

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед: Баранова Ю.В.

Г. Краснокаменск

Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи

Задачи:

-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.

-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.

-поддерживать положительный эмоциональный настрой.

-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Аннотация.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.

Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»

Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Материал: картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.

Описание: взрослый читает стихотворение: 

Улитка медленно ползёт, качаясь на листке,

Улитка целый день несёт картинки на себе!

Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»

Цель: автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.

Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук.

Описание: Логопед загадывает загадку:

Теремок, гляди, ползёт, на себе его везёт,

Хозяюшка богатая, хозяюшка рогатая!

У улитки в теремке разноцветные игрушки! С улиткой будем мы играть и цвета называть! Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.

Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»

Цель: автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.

Материал: картинки с предметами обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие

Описание: Логопед читает стихотворение:

У меня девиз простой – «Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой домик свой несёт улитка!

Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.

Дидактическая игра «День рождения у улитки»

Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.

Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками

Описание: Логопед читает стихотворение:

У улитки в воскресенье будет праздник День Рождения!

Только вот беда то в чём, как гостей позвать в свой дом!

К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных и подбирают слово, как животное подаёт голос.

Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»

Цель: развивать артикуляционную моторику детей

Материал: картинки для артикуляционных упражнений

Описание: дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение.



Предварительный просмотр:

Логоритмические минутки.

Игры для детей дошкольного возраста.

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.        

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.)

Игра «Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

  Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.) 

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,       

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам.  (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я  всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.         

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.