Анализ работы РМО

Анализ работы РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

РМО учителей истории, обществознания  Кашарского района

за 2018-2019 учебный год.

В 2018-2019 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Кашарского района  Ростовской области осуществлялось  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства Просвещения  РФ, а также - с нормативными документами министерства образования  Ростовской области.

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания работало над темой : Повышение качества знаний посредством формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.

Цели работы: 

  1. Развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС и концепции нового УМК по отечественной истории.
  2. Повышения профессионального мастерства педагогов.
  3. Развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях ФГОС.
  4. Совершенствование преподавания с учетом итоговой аттестации (детальный анализ ЕГЭ по истории и обществознанию, знакомство с нормтивно- правовой базой ОГЭ по истории и обществознанию.)

Задачи работы МО:

  1. Обсудить актуальные вопросы теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и концепции нового УМК по отечественной истории .
  2. Развитие патриотических качеств личности обучающихся
  3. Выявить, изучить и внедрить современные педагогические технологии в обучении истории и обществознанию, методическая поддержка педагогов .
  4. Способствовать демонстрации опыта по обновлению подходов к преподаванию социально-гуманитарных предметов в форме мастер-классов открытых уроков и мастер-классов..
  5. Продолжать работу с талантливыми детьми через участие в конкурсах и олимпиадах.
  6. Реализация проекта «Современная школа»
  7. Продолжить работу повышению качества знаний обучающихся и профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных дисциплин через апробацию и внедрение современных подходов к применению информационных ,введение метода проекта в образовательную деятельность.
  8. Продолжить работу по созданию банка программно-методических материалов для использования компьютерной техники в учебном процессе ( электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам гуманитарного цикла, справочники, энциклопедии и т.д)
  9. Продолжить работу по совершенствованию форм внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла .

В РМО   постоянно ходит 21 – 25 человек. Посещаемость заседаний со-

ставляет 84-100%.

Направлениями  методической работы в 2018-2019 г были :

1. Заседания ШМО.

2. Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях,

мастер-классах)

3. Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.

4. Проведение мониторинговых мероприятий.

5. Внеурочная деятельность по предмету.

6. Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.

7. Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.

8. Организация работы с одаренными детьми.

Формы методической работы:

1. Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

2. Организация и проведение предметной олимпиады кольного и муниципального уровней.

3. Изучение передового педагогического опыта. Ознакомление с методическими разработками по уроку.

4. Участие в семинарах и конференциях.

5. Организация предметных олимпиад.

6. Работа с одаренными детьми.

7. Работа со слабоуспевающими детьми.

8. Повышение квалификации педагогов на курсах.

В течение 2018-2019 учебного года проведено:

  • 4 заседания РМО

Тема:     Организационное заседание .Об основных мерах по обеспечению  повышения качества образования  

Тема Современное содержание образования по истории и обществознанию ,формы и методы его реализации

Тема:     Образовательные инновации в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Тема:     Системно-деятельностный подход в обучении истории и обществознанию

Обсуждены вопросы

Анализ работы РМО учителей истории  и обществознания за 2017-2018 учебный год.

  1. Об основных мерах по обеспечению  повышения качества образования   в 2018-2019 учебном году.(Анализ структуры и содержание ФГОС ООО  по истории и обществознанию).
  2. Система формирования финансовой грамотности обучающихся .

  1. Профилактика  и выявление суицидального поведения  у детей и подростков.

  1. Об утверждении состава творческой и экспертной группы РМО учителей истории и обществознания

  1. Историко-культурный стандарт — основа для создания учебников по истории. УМК по Всеобщей истории с учётом ФГОС ООО .

  1. Трудные вопросы истории и методика их изучения, в том числе вопросы фальсификации истории.

  1. Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя  истории и обществознания.
  2. Инновации в  системе образования.
  3. УМК элективного курса по экономике : основы финансовой грамотности, основы потребительских знаний  и основы предпринимательства.
  4. Современные технологии подготовки к   ГИА ОГЭ и ЕГЭ 2019 по истории и обществознанию.
  5. Обобщение опыта педагога дополнительного образования по теме :Особенности работы по воспитанию любви к родному краю
  6. Результаты муниципального тура ВсОШ 2018-2019 уч.года   по истории ,обществознанию , экономике
  7. Работа с одарёнными детьми. Дистанционное и очное конкурсное движение.
  8. Музейные технологии в обучении истории и обществознанию.
  9. Виды мониторинга качества  освоения ФГОС по истории и обществознанию. ВПР 2019.

перспективные изменения в ОГЭ по истории и обществознанию в 2019,2020 годах. Критерии оценивания .

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания.
  2. Вопросы антикоррупционного воспитания на уроках истории  и обществознания.

  • Семинары – практикумы «Трудные вопросы истории», «Актуальные проблемы модернизации историко-обществоведческого образования в условиях принятия и обсуждения новых предметных Концепций».
  •  Помощь в аттестации.

Аттестацию прошли

Кузнецова Н.Н- МБОУ Вяжинская СОШ -1 категория

Верба Н.А.- МБОУ Индустриальная СОШ- высшая категория

Резникова Н.В. .- МБОУ Индустриальная СОШ- высшая категория

  • Работа творческой  группы,  по проведению школьного и муниципального тура ВШО  работа экспертной группы по проверке ОГЭ.
  •  Предметная олимпиада для школьников  поистории,экономике,праву, обществознанию  школьный и муниципальный тур.

Работа с учащимися

Подготовлены и проведены муниципальный и школьный тур ВсОШ по истории , обществознанию, праву, экономике.

Призёры

МБОУ Кашарская СОШ- обществознание-Кисиль  А-9 класс-учитель Саламахина М.Н.

МБОУ Россошанская СОШ-обществознание-Трофименко О.   11 класс –учитель Васильева О.И

МБОУ Индустриальная СОШ- право –Некрасова Е.11 класс –учитель Резникова Н.В.

МБОУ Талловеровская СОШ- история -Казакова Л -9 класс- учитель Переверзева Н.Н.

  • Особое внимание уделяется учителями истории и обществознания к сдаче выпускного экзамена по истории и обществознанию в форме ОГЭ и ЕГЭ. На заседаниях МО было рекомендовано пересмотреть систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации, разрабатывать и применять на практике итоговые тесты, задания, контрольно-проверочные работы достаточной трудности по изучению основного программного материала, позволяющие дифференцировать уровень знаний и умений обучающихся по предмету, вести целенаправленную работу среди выпускников в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ через изучение типовых конструкций тестов, формируя, таким образом, навыки саморегуляции и самоконтроля обучащихся, развивая навыки мыслительной деятельности.

(Анализ ОГЭ прилагается)

  • Создан сайт учителей истории обществознания Кашарского района

Презентация позитивного опыта работы:

Презентация  педагогического опыта учителей истории, обществознания проходила на разных уровнях:

Резникова Н.В.-учитель истории МБОУ Индустриальной СОШ –муниципальный конкурс ПНПО

Жукова Н.М. - РМО учителей истории обществознания

Злобина Т.А.-РМО учителей истории обществознания

Сухина И.С.- Формы и методы подготовки к ГИА.

Методическое объединение работало, стремясь обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности учителей, в целях удовлетворения потребностей и запросов общества в решении важнейших вопросов обучения обучающихся.

Форма проведения заседаний на 100% удовлетворяла требования педагогов, особенно понравились  интерактивные формы работы. Система оповещения через сайт и смс тоже обеспечивает доступностьи своевременность информации, особенно для сельских школ. Удовлетворённость работой в объединении 100%.

Цели и задачи работы на 2018 – 2019 учебный год достигнуты, признать работу РМО удовлетворительной

Выводы:

Следует отметить положительные моменты в работе МО:

- Проведение учителями уроков с использованием ИКТ.

- Работу с одаренными детьми (победы в олимпиадах и конкурсах).

Однако некоторые направления требуют доработки. Следует обратить внимание педагогов на то, что необходимо:

 вовлекать обучающихся в более активное участие в мероприятиях регионального и всероссийского уровня;

 развивать систему взаимопосещения уроков;

 активизировать участие учителей в конкурсах.

Основные трудности, с которыми сегодня сталкиваются учителя истории и обществознания в осуществлении своей педагогической деятельности, следующие:

несоответствие объема содержания учебного материала при базовом изучении курсов истории и обществознания количеству учебного времени;

Проблемы, необходимые к решению в 2018 – 2019 учебном году:

1. Активизировать обобщение опыта работы педагогами.

2. Продолжить работу над повышением качества знаний, терминологией, подготовкой к итоговой

аттестации.

3. Продолжить работу с одарёнными, увеличить % проектной и исследовательской деятельности.

4. Продолжить внедрять в учебную и внеурочную деятельность дистанционное обучение, Интер-

нет-технологии.



Предварительный просмотр:

Анализ работы

районного методического объединения учителей истории и обществознания

Кашарского района

за 2021-2022 учебный год.

Работа методического объединения в 2021 – 2022 учебном году проводилась в соответствии с планом.

Цель работы: развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС.

РМО работало над задачами:

  1. Обсудить актуальные вопросы теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
  2. Выявить, изучить и распространить инновационные подходы в обучении истории и обществознанию.
  3. Способствовать демонстрации опыта по обновлению подходов к преподаванию социально-гуманитарных предметов в форме мастер-классов.
  4. Осуществлять гражданско-правовое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность
  5. Развивать педагогический потенциал учителя через внедрение и развитие современных информационных технологий в школе.
  6. Повышатьуровень  информационной активности педагогов .
  7. Систематизировать опыт работы педагогов РМО в целях его популяризации и распространения; развивать накопительную систему методической работы, способствующей развитию непрерывного образования педагогов.
  8. Развитие практики участия педагогов РМО в сетевом взаимодействии, направленном на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
  9. Развитие обобщённых творческих способностей  школьников, приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат: исследовательские работы, поисковую деятельность, творческие проекты и творческие работы.
  10. Расширение использования нового поколения программ, учебников и учебных пособий (УМК) в связи с реформированием образования.

Формы организации работы: дистанционные  доклады, презентации, представление опыта работы, повышение квалификации.

Приоритетными направлениями работы РМО учителей истории и обществознания  были:

1. Изучение и апробация цифрового методического и дидактического обеспечения по истории и обществознанию (учителями РМО апробированы учебники и используются учителями в практике).

2. Обобщался и распространялся опыт по использованию цифровых образовательных ресурсов.

3. Направление на использование ИКТ, которое является интенсификатором образовательного процесса. В процессе работы РМО выделились два направления:

- внедрение ИКТ в образовательный

воспитательный процесс.

4.Работа с нормативными документами

5. Работа над единой методической темой

В течение 2021-2022 учебного года было проведено 4 заседания методического объединения, которые были проведены в дистанционном формате на достаточном рабочем уровне,.

РМО работало над темой: «Реализация федеральных государственных стандартов: от качества условий к качеству результатов».

На первом заседании рассматривались вопросы

Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации.

Цифровая трансформация

Специфика истории как учебного предмета

Педагоги  поделились своим опытом работы, были обсуждены трудности , возникающие у педагогов в работе и ближайшие перспективы.

На втором заседании обсуждались вопросы: Трудные вопросы предметного содержания истории , обществознания 

Каждый учитель поделился своим опытом по организации работы над трудными вопросами истории

  1. «Образование Древнерусского государства» Национально-региональй компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания.
  2. Роль Ивана IV Грозного в российской истории. Реформы и их цена. Метапредметный подход в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
  3. История России в 19 веке. Современные педагогические технологии на уроках истории
  4. История России начала ХХ века. Революционные процессы. Из опыта организации работы с источником на уроках истории.

На третьем заседании

Современные педагогические технологии  преподавания  и методов оценивания на уроках истории, обществознания

  1. Мастер-класс «Облачные технологии в работе учителя истории и обществознания»
  2. Интервью как вид творческой деятельности учащихся на уроках обществознания

На четвёртом заседании

Методические аспекты подготовки     учащихся к итоговой аттестации

  1. Особенности заданий и требования к их выполнению

ЕГЭ по истории

обществознанию

ОГЭ по истории

обществознание

  1. Мастер-класс «Аналитика и практика: нестандартный подход к написанию сочинения по обществознанию»
  2. Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания

В течение года учителя  постоянно повышают свои профессиональный уровень.  Пройдены курсы по функциональной грамотности , ФГОС, Школа Современного учителя.

Многие учителя РМО владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками для обучения, воспитания и развития школьников. Умеют формулировать цели и задачи на учебных занятиях и доводить их до конца. Владеют содержанием образования. Самостоятельно отрабатывает методику преподавания своего предмета. Планируют учебный материал, добиваются выполнения учебных программ. Использует активные формы и методы обучения школьников.  Умеют анализировать уроки, воспитательные мероприятия, педагогические ситуации своих коллег.  Применяют индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.  Знают передовой педагогический опыт, новые технологии, используют их с учетом возможностей учащихся и школы.  Систематически повышает профессиональную квалификацию.  Систематически участвуют в работе МО. Используют эффективные методики обучения.

Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения не ограничивается заседания методического объединения. В течение учебного года педагоги нашего района традиционно проводят предметные олимпиады, готовят фрагменты образовательной деятельности для обсуждения и анализа, делятся опытом и перенимают его у коллег.

В целом, задачи, поставленные перед педагогами в 2021-2022 учебном году, были выполнены полностью.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по решению данной проблемы, а также:

·         по повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов,

·         по совершенствованию умения педагогов проводить самоанализ и самооценку

 

Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации. Педагоги истории и обществознания повышали свою квалификацию. Наблюдается изменяемость состава РМО учителей истории и обществознания в связи с возрастом, особенностями деятельности ОУ и др.

В условиях модернизации перехода на новые ФГОС происходит качественная перестройка работы РМО учителей истории  и обществознания. Учителя разнообразят формы и методы проведения занятий, применяя разнообразные образовательные технологии.

В РМО сложились хорошие, доброжелательные отношения, способствующие плодотворной, творческой работе, помогающие решать различные вопросы и проблемы.

Положительное:

Учителя разнообразят формы и методы проведения занятий, применяя разнообразные образовательные технологии.

В РМО сложились хорошие, доброжелательные отношения, способствующие плодотворной, творческой работе, помогающие решать различные вопросы и проблемы.

 Изучены стандарты  образования и нормативные документы.
  Изучены теоретические основы, разработки актуальных направлений модернизации.
  Разработаны пути реализации актуальных направлений, модернизации  образования применены на практике, обобщены и выслушаны на заседании РМО.
Даны общие рекомендации по решению обнаруженных проблем.

Своевременное знакомство учителей с ФГОС НОО и ФГОС ООО второго поколения и обмен опытом работы согласно требований ФГОС;

- оперативность в решении актуальных вопросов преподавания предмета, аттестации учителей;

- практическая направленность работы (мастер-классы, открытые уроки);

- обмен опытом по подготовке к экзаменам;

- широкое использование мультимедийных средств на уроках и во время проведения заседаний РМО;

Однако, наряду с этим, следует отметить:

Рекомендации, теоретический и практический материал зачастую не используется учителями в своей деятельности.
Много времени тратится на монологические формы обучения, которые требуют активного присутствия учителя на уроке. Необходимо ещё активнее применять современные методики и технологии на уроках.

Необходимо отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей в процесс овладения современными информационно-коммуникативными технологиями. Здесь педагогам необходимо преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения. Задача методической службы РМО - помочь учителям овладеть техникой получения информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Существуют и проблемы, которые требуют решения и как их избежать в дальнейшем:

1. Недостаточная работа по темам самообразования, мало учителей обобщают свой опыт на районном и региональном уровне. Некоторые не обобщали его никогда.

2. Необходимо продолжить работу по созданию банка данных учителей.

3. Продолжить работу с одарёнными детьми, которые могут участвовать в конкурсах различного уровня.

4. Больше проводить работы по формированию теоретических основ педагогики и психологии, повышению педагогического мастерства.

5. Начать работу по образовательной подготовке учащихся выпускных классов к ГИА, ЕГЭ.

6.Недостаточно активное участие педагогов в районных семинарах в различных конкурсах профессионального мастерства, областных семинаров, конференций.

7. Некоторые педагогики систематически не посещают заседания РМО.

Рекомендации: в 2022-2023 учебном году продолжить работу по повышению профессионального мастерства преподавательского состава через систему повышения квалификации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей РМО, через участие в работе семинаров, единых методических дней, круглых столов различных уровней, создание условий для положительной мотивации обобщения актуального педагогического опыта. Активизировать работу по укреплению материально - технической и методической базы учебных кабинетов, привести в соответствие с современными требованиями.

Проблема: по-прежнему проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми высоко - профессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания образования.

Вывод: В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему географического образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.

Руководитель РМО :                          Резникова Н.В.