Эссе "Я - Учитель"

Кубеева Айгюль Саясатовна

Хочу поделиться самым важным, самым сокровенным...

В детстве многие дети играют в школу, и каждая девочка в этой игре обязательно хочет стать учительницей. Проходит время, дети взрослеют, забывая свои детские игры и мечты. И только самые увлечённые и творческие личности превращают свою мечту в профессию, которая в отличие от других, на мой взгляд, является не просто призванием, но и образом жизни.
Мой путь в педагогику был не совсем обычным. Когда мои ровесники поступали в ВУЗы, в том числе и педагогические, я занималась своей молодой семьёй и растила двух дочерей – близняшек. Вчерашние студенты, получив профессию, пришли преподавать в школу. Пришла в школу и я, работать лаборантом. Работа эта была временной, но вскоре пришло понимание того, что работать здесь интересно.

Ведь только здесь каждый новый день не похож на предыдущий, так как это разное настроение, разные характеры и день – по-настоящему новый, потому что дети очень быстро растут и быстро меняются. Это только кажется, что учитель из года в года учит одному и тому же, на самом деле это не так.

Конечно,содержание учебного материала не меняется, но ученики все время приходят разные и невозможно всех научить одним и тем же приемом или способом. Учитель постоянно живёт в творческом поиске, направленном прежде всего на то, чтобы сделать путь познания для учащихся увлекательным и интересным. Он всегда находится в гуще событий, общается с учениками, родителями, коллегами.

Наблюдая школьную жизнь изнутри, я поняла, что хочу стать ее полноправной участницей, хочу преподавать, а для этого надо было учиться. Решение принимали всей семьёй, меня поддержали мои близкие, и я стала студенткой. Тогда казалось, что это образование будет единственным в моей жизни. Но в современном мире все так быстро меняется, информация, которая была утром актуальна, вечером уже устаревает. Чтобы быть интересным своим ученикам, родителям, коллегам, необходимо не просто учиться, необходимо заниматься самообразованием, самосовершенствоваться, развиваться, идти в ногу со временем.

Я работаю в небольшой сельской школе. Мои ученики и их родители являются моими добрыми соседями. У нас маленькое село, и все мы друг друга знаем. Жизнь учителя на виду, поэтому я должна быть не только примером в классе, но и примером в личной жизни. У меня должен быть опрятный дом и ухоженный огород, свежая выпечка на столе, ведь ко мне часто приходят мои воспитанники, для которых я должна быть примером во всем.

Как учить детей, чтобы в 4 классе сохранить такой же интерес, с которым они пришли в первый класс?  У каждого учителя есть ответ на этот непростой вопрос. Я тоже сделала для себя несколько важных выводов:

1.Дети не любят учиться по правилам, им больше нравится познавать мир через игру, путешествия, экскурсии, практические занятия.  Можно долго говорить о любви к природе, а можно выращивать цветы на школьной клумбе, заботиться о них, наслаждаться их красотой, делать зарисовки, писать рассказы о мире растений и сочинять стихи.  

2. Дети не любят принуждения к учебе, заставить учиться можно, но заставить научиться нельзя. Внутренний мир ребенка устроен таким образом, что он в первую очередь тянется к самостоятельности и свободе, и учителю важно сохранить это стремление ребенка расти и развиваться свободной личностью.

3. Дети хотят, чтобы их любили, поддерживали и хвалили. Не надо бояться баловать детей.  Ребенок, воспитанный с любовью, будет отвечать вам тем же.

Необходимо просто не мешать ребенку познавать мир, хвалить его за успехи, поддерживать в трудных учебных ситуациях. Наши дети должны расти оптимистами, справляясь с решением учебных задач, не отступая перед их трудностями. Во взрослой жизни они не будут опускать руки в безвыходных ситуациях и смогут быть сильными счастливыми людьми, а научить этому их должна семья и мы - школьные учителя, ведь недаром нас называют вторыми мамами!

Мое поколение росло без сотовых телефонов и гаджетов, без которых невозможна жизнь современного взрослого и ребенка. Зачем считать устно, если есть в телефоне калькулятор? Для чего «мучиться» и писать сочинения, если его можно скачать в интернете? Зачем решать тест,если во всемирной паутине можно найти ответы? Еще 10-20 лет назад у моих коллег не было таких проблем, а сегодня мы пытаемся найти решение, как вернуть наших детей из виртуальной жизни к реальной. Конечно, один учитель с этим не справится. Очень много зависит от родителей, с которыми в этом вопросе мы находим полное взаимопонимание. Конечно, невозможно отказаться от благ современной цивилизации, нельзя запретить сотовые телефоны и компьютеры. Тогда может стоит взять их в союзники и применять с пользой и начинать формировать сетевую культуру с родителями? Я создала группу для своих родителей и учеников, с которыми делюсь информацией, отвечаю на вопросы, мы обсуждаем актуальные проблемы, планируем совместные мероприятия. Стараюсь оперативно реагировать на различные проблемы, с которыми сталкиваются в процессе обучения мои ученики и их мамы и папы.

 Сейчас много говорят о том, что учительская профессия утратила престижность. Я не могу с этим согласиться полностью. Возможно, это актуально для больших мегаполисов, переполненных людьми, где в школах могут обучаться до 2-х тысяч учеников. У нас же все по-другому. В маленькой сельской школе свой неповторимый микромир, в котором педагога не только уважают, но и любят. К его слову прислушиваются, а самое главное - в него верят, поэтому я не могу подвести своих учеников и родителей. И я понимаю, что, когда мои воспитанники вырастут,  станут взрослыми, заведут свои семья, у них появятся дети, которых они приведут  ко мне, к своей первой учительнице. Согласитесь, что ради этого стоит жить и работать.