ФЭМП В.А. Позина, И.А. Помораева
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника.
Цели использования технологии: повысить интерес к математике; формирование умственных способностей и математических представлений, умение мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости; развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом; формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).
Воспитанники к 7-ми годам овладели приемами и способами действий с числами, могут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Дети умеют находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
![]() | 18.93 КБ |
![]() | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в старшей группе
«Путешествие в мир математики»
Воспитатель
Крылова Лариса Викторовна
Актуальность проекта.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности
В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проектная работа способствует развитию компетентности, которая будут востребована не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.
Цель проекта:
создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
• формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие:
• развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.
Воспитательные:
• воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.
Участники проекта:
• Воспитатели
• Дети старшей группы
• Родители
Ожидаемый результат:
• использование в работе игровых ИКТ заданий;
• пополнение математических уголков;
• расширение математических знаний, умений и представлений.
Срок реализации проекта: 2 недели.
На протяжении всего проекта
1. Разгадывание загадок.
2. Заучивание стихов.
3. Математические пословицы и поговорки.
Беседы:
«Друзья геометрических фигур».
«Геометрические тела».
«Веселые фигуры».
«Волшебные фигуры».
«На что похоже?»
«Что я знаю о геометрических фигурах».
«Из чего сделаны геометрические фигуры».
«Как люди научились считать?»
«Волшебные превращения геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание).
Речевое развитие:
Описание геометрических фигур и тел.
Составление рассказов и сказок о фигурах.
Отгадывание загадок о фигурах.
Придумывание загадок.
Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
Рассказывание «Закончи сказку по - другому».
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Сложи узор».
«Подбери по цвету и форме».
«Выложи орнамент».
«Составь из частей целое».
«Что общего и чем отличаются».
«Найди, что лишнее».
«Какой фигуры не хватает».
«Головоломки».
«Большие и маленькие фигуры».
«Подбери фигуру».
«Назови и сосчитай».
Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 5.
Сравнение геометрических фигур.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Детский сад», «Мы строители», «Автобус», «Водитель и пешеход», «Семья».
Ознакомление с художественной литературой:
Чтение сказок: «Колобок, «Цветик-семицветик», «Три медведя» «Волк и семеро козлят».
«Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Сказка «Город геометрических фигур» (интернет ресурс).
Сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились» (интернет ресурс).
Фигурные стихи.
Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах.
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Найди свой домик».
«Ловишки с мячом».
«Свободное место».
«Найди пару».
«Сделай фигуру».
«Живые геометрические фигуры».
«По кочкам через болото».
«Куда пойдешь и что найдешь?»
«Переправа».
Работа с родителями:
1. Участие в изготовлении дидактической игры «геометрические фигуры»
2. Консультация для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка».
3. Консультация для родителей «Математика в сказках».
4. Консультация для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».
5. «Путешествие в страну геометрических фигур».
6. Оформлена выставка творческих работ «Мир геометрических фигур.
7. Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
Ожидаемые и полученные результаты.
По данному проекту я выбрала детей с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). В результате моего проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Просмотр развивающих мультфильмов, беседы и презентации о разных геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни. Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Приобрели навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания оказали влияние на формирование навыков исследовательской деятельности. Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом. Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в свою самостоятельную деятельность.
Мастерим игры своими руками вместе с родителями и детьми. Данные пособия помогают: Совершенствовать все виды счёта, формируют представления о геометрических фигурах, формах, закрепляют умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
на тему: «Счёт в пределах 6».
Задачи. Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). Развивать внимание, память. Воспитывать доброжелательность.
И. О. О.: П. р., Р. р., С.-К. р., Ф. р., Х.-Э. р.
Материал: Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и цветочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).
Ход занятия:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь пройдите на свои места.
- Ребята, вы заметили, что с каждым днём на деревьях всё меньше и меньше листьев? Как вы думаете, почему это происходит? Да, наступила осень, становится холодней, солнце светит всё меньше. Листья с деревьев облетают, но зато в садах поспели яблоки, в лесу много грибов.
Основная часть.
1.Игровое упражнение «Поиграем - посчитаем».
- Положите на верхнюю полоску 5 яблок. А теперь на нижнюю полоску положите столько же грибов. Вот какая красота. Что можно сказать о количестве яблок и грибов?
-К пяти яблокам я добавила еще одно. Больше или меньше стало яблок? Сколько их стало? Как мы получили шесть яблок? (К пяти добавили один.) Сколько яблок? (Шесть.) Сколько грибов? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы яблок и грибов стало поровну?
Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.
2. Игровое упражнение «Не ошибись».
Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.
- А ещё яблоки и грибы бывают похожи на геометрические фигуры. Помните, мы играли с такими фигурами и раскладывали их по разным признакам. Хотите ещё так поиграть? Тогда давайте разделимся на три команды и повторим названия геометрических фигур. Первой команде нужно разложить геометрические фигуры по форме, второй команде – по величине, третьей команде – по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).
На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили? (Если позволяет время, игру можно повторить со сменой задания.
4.Игровое упражнение «Исправь ошибку».
- А ещё яблоки и грибы можно нарисовать. Посмотрите на наши карандаши. Что можно сказать об их длине? Давайте разложим карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Кто хочет это сделать? Пожалуйста. Назови все карандаши по порядку. А теперь закройте глаза, я поменяю карандаши местами, а вы угадайте, что я изменила.
- Ребята, скажите, куда можно сложить собранные яблоки? (В ящик, в мешок) Чем можно перевязать мешок? Если мешок большой, то какая веревочка нужна? (Длинная) А если мешок маленький, то какой веревочкой можно его завязать? Короткой. Разделитесь на пары. У каждой пары есть несколько полосочек-веревочек. Что можно сказать об их длине? Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. (Затем по очереди один меняет полоски местами, а другой исправляет ошибку. )
Итог.
- Как весело поиграли! Какая игра вам понравилась больше всех? Что было самым трудным? Кто кому помогал в играх? Молодцы! Мне очень понравилось, как вы дружно играли и помогали друг другу.