ФЭМП В.А. Позина, И.А. Помораева

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. 

Цели использования технологии: повысить интерес к математике; формирование умственных способностей и математических представлений, умение мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости; развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом; формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).

Воспитанники к 7-ми годам овладели приемами и способами действий с числами, могут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Дети умеют находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_matematike.doc93.5 КБ
Файл matematika.docx18.93 КБ
PDF icon matematicheskie_igry.pdf2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей группе

«Путешествие в мир математики»

Воспитатель

 Крылова Лариса Викторовна

Актуальность проекта.

     Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

     Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

     Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

     Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности

     В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

     Проектная работа способствует развитию компетентности, которая будут востребована не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

Цель проекта:

создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

• формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие:

• развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

Воспитательные:

• воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

Участники проекта:

• Воспитатели

• Дети старшей группы

• Родители

Ожидаемый результат:

• использование в работе игровых ИКТ заданий;

• пополнение математических уголков;

• расширение математических знаний, умений и представлений.

Срок реализации проекта: 2 недели.

На протяжении всего проекта

1. Разгадывание загадок.

2. Заучивание стихов.

3. Математические пословицы и поговорки.

Беседы:

«Друзья геометрических фигур».

«Геометрические тела».

«Веселые фигуры».

«Волшебные фигуры».

«На что похоже?»

«Что я знаю о геометрических фигурах».

«Из чего сделаны геометрические фигуры».

«Как люди научились считать?»

«Волшебные превращения геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание).

Речевое развитие:

Описание геометрических фигур и тел.

Составление рассказов и сказок о фигурах.

Отгадывание загадок о фигурах.

Придумывание загадок.

Рассматривание картин и иллюстраций по теме.

Рассказывание «Закончи сказку по - другому».

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Сложи узор».

«Подбери по цвету и форме».

«Выложи орнамент».

«Составь из частей целое».

«Что общего и чем отличаются».

«Найди, что лишнее».

«Какой фигуры не хватает».

«Головоломки».

«Большие и маленькие фигуры».

«Подбери фигуру».

«Назови и сосчитай».

Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 5.

Сравнение геометрических фигур.

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»«Почта»«Детский сад», «Мы строители», «Автобус», «Водитель и пешеход», «Семья».

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение сказок: «Колобок, «Цветик-семицветик», «Три медведя» «Волк и семеро козлят».

«Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Сказка «Город геометрических фигур» (интернет ресурс).

Сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились» (интернет ресурс).

Фигурные стихи.

Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах.

Физическое развитие:

Подвижные игры:

«Найди свой домик».

«Ловишки с мячом».

«Свободное место».

«Найди пару».

«Сделай фигуру».

«Живые геометрические фигуры».

«По кочкам через болото».

«Куда пойдешь и что найдешь?»

«Переправа».

Работа с родителями:

1. Участие в изготовлении дидактической игры «геометрические фигуры»

2. Консультация для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка».

3. Консультация для родителей «Математика в сказках».

4. Консультация для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».

5. «Путешествие в страну геометрических фигур».

6. Оформлена выставка творческих работ «Мир геометрических фигур.

7. Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

Ожидаемые и полученные результаты.

     По данному проекту я выбрала детей с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно  речевую, музыкально – игровую). В результате моего проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Просмотр развивающих мультфильмов, беседы и презентации о разных геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни. Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Приобрели навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания оказали влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.     Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом. Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в свою самостоятельную деятельность.

     Мастерим игры своими руками вместе с родителями и детьми. Данные пособия помогают: Совершенствовать все виды счёта, формируют представления о геометрических фигурах, формах, закрепляют умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету)

       

               



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

на тему: «Счёт в пределах 6».

Задачи. Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). Развивать внимание, память. Воспитывать доброжелательность.

И. О. О.: П. р., Р. р., С.-К. р., Ф. р., Х.-Э. р.

Материал: Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и цветочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

Ход занятия: 

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь пройдите на свои места.

    - Ребята, вы заметили, что с каждым днём на деревьях всё меньше и меньше листьев? Как вы думаете, почему это происходит? Да, наступила осень, становится холодней, солнце светит всё меньше. Листья с деревьев облетают, но зато в садах поспели яблоки, в лесу много грибов.

Основная часть.

1.Игровое упражнение «Поиграем - посчитаем».

     - Положите  на верхнюю полоску 5 яблок. А теперь на нижнюю полоску положите столько же грибов. Вот какая красота. Что можно сказать о количестве яблок и грибов? 

     -К пяти яблокам я добавила еще одно. Больше или меньше стало яблок? Сколько их стало? Как мы получили шесть яблок? (К пяти добавили один.) Сколько яблок? (Шесть.) Сколько грибов? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы яблок и грибов стало поровну?

Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.

2. Игровое упражнение «Не ошибись».

Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.

- А ещё яблоки и грибы бывают похожи на геометрические фигуры. Помните, мы играли с такими фигурами и раскладывали их по разным признакам. Хотите ещё так поиграть? Тогда давайте разделимся на три команды и повторим названия геометрических фигур. Первой команде нужно разложить геометрические фигуры по форме, второй команде – по величине, третьей команде – по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).

На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?  (Если позволяет время, игру можно повторить со сменой задания.

4.Игровое упражнение «Исправь ошибку».

- А ещё яблоки и грибы можно нарисовать. Посмотрите на наши карандаши. Что можно сказать об их длине? Давайте разложим карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Кто хочет это сделать? Пожалуйста. Назови все карандаши по порядку. А теперь закройте глаза, я поменяю карандаши местами, а вы угадайте, что я изменила.

- Ребята, скажите, куда можно сложить собранные яблоки? (В ящик, в мешок) Чем можно перевязать мешок? Если мешок большой, то какая веревочка нужна? (Длинная) А если мешок маленький, то какой веревочкой можно его завязать? Короткой. Разделитесь на пары. У каждой пары есть несколько полосочек-веревочек. Что можно сказать об их длине? Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. (Затем по очереди один меняет полоски местами, а другой исправляет ошибку. )

Итог. 

- Как весело поиграли! Какая игра вам понравилась больше всех? Что было самым трудным? Кто кому помогал в играх? Молодцы! Мне очень понравилось, как вы дружно играли и помогали друг другу.


Предварительный просмотр: