2.1 Методическая копилка

Царькова Наталья Владимировна

Театр, как известно, начинается с вешалки. Любое преподавание начинается с методики.Освежить в памяти или познакомиться с методикой преподавания в начальных классах будет полезно всем, кто связан с начальной школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики для изучения психологической готовности к школе.

 

 Методика "Графический диктант» (разработана Д.Б.Элькониным).

 Цель: направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, то есть действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью.

 

Оборудовании:   тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками, карандаш.

 

Описание выполняемой методики: ребенок сидит за партой. По внешнему виду заметно, что ребенок волнуется. После объяснения инструкции приступили к рисованию тренировочного узора. Объяснения ребенок слушал внимательно, старательно вырисовывал каждый узор. Следующие узоры он выполнял смелее, активнее, старался не ошибиться.

 

Оценка результатов: ребенок точно воспроизвел узоры и за выполнение диктанта получил – «4» балла.

За самостоятельное продолжение узора – «4» балла.

Вывод:

Таким образом, за выполнение диктанта ребенок получает 8 баллов, что говорит о том , что ребенок умеет внимательно слушать, действовать по правилу, произвольно управлять своей деятельностью, точно действовать инструкции взрослого.

 

Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

 Субтест№1, Вербальное мышление.

Цель: определить уровень развития мышления ребенка 6-7 лет, умение устанавливать причинно-следственные связи, процессы анализа, обобщения, сравнения

Описание проводимого теста.

 

Ребенок ведет себя спокойно, внимательно слушает задаваемые вопросы. Дает полные правильные ответы.

Обработка полученных данных:

Количественный анализ: подсчитывается сумма баллов  полученных при ответах на вопросы.

Ребенок набрал 25 баллов, что говорит о высоком уровне готовности к школе.

 

Вывод: ребенок умеет обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи, владеет мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, умеет рассуждать на предложенные темы, обосновывать свои ответы и т.д.

 

 

Субтест № 2.  Рисунок мужской фигуры.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги, карандаш. Дается инструкция; "Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь, но обязательно мужчину". Рассматриваются только рисунки мужской фигуры.

 

Во время работы ребенок улыбался, покусывал карандаш.

 

Вывод:

Нарисованная фигура иметь голову, туловище и  конечности. Голова с туловищем соединены посредством шеи и она не больше туловища. На голове имеются волосы и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Это соответствует – 1 баллу.

 

Субтест № 3. Подражание письменным буквам. 

Перед ребенком - образец написанной фразы.Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте напиши также".

Вывод:

Удовлетворительное подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Буквы хорошо соединены в три слова Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более, чем на 30° . Это соответствует – 1 баллу.

 

 

Субтест № 4. Срисовывание группы точек.

Перед ребенком образец группы точек. Посмотри, здесь точечки. Попробуй, нарисуй рядом  такие же

. Обработка результатов:

Рисунок параллелен образцу. Это соответствует – 1 баллу. 

 

Общий результат теста.

Это сумма баллов по всем трем заданиям и она равна 3 балла – высокий результат.

Вывод: ребенок имеет представление о строении фигуры человека. Владеет навыками работы с письменными принадлежностями.

Может воспроизводить написание букв по образцу. У ребенка развиты мышцы кисти руки.

У ребенка имеется пространственное мышление.

Это говорит о том, что ребенок готов к обучению в школе.

 

 

Изучение мотивационной готовности. Беседа с ребенком.

Цель: определить особенности отношения ребенка 6-7 лег к школе и учению.

 

Вопрос экспериментатора.

Ответ ребенка, его поведение.

Анализ полученных данных.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

Да, хочу.(радостное, улыбчивое )

У ребенка положительное отношение к школе.

2.Почему ты хотел идти в школу?

Там интересно, весело.

У ребенка положительные ассоциации в отношении к школе, желание идти в школу.

3.Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

Готовлюсь. Делаю зарядку, рисую,  учу буквы. (ответил гордо, подняв голову)

Ребенок осознает действия относящиеся к подготовке к школе.

4. Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Что тебе понравится больше всего?

Понравится. Компьютер, новые друзья.

Ребенок выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательной для него.

 

Вывод: ребенок проявляет интерес к школе. Школу он воспринимает как продолжение детского сада.. Ребенок имеет представления о видах деятельности ожидающих его в начальной школе. Он имеет свои интересы связанные со школьной жизнью, привлекательные для него.

 



Предварительный просмотр:

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50—60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше временидля привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.

Специальной дополнительной работы требует устранениетрудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Обучение первоклассников

В первый класс, с согласия родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению, могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

Анализ массового опыта перехода первой ступени школы на четырехлетний период обучения показывает, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным особенностям детей. Так, учитель часто не учитывает существенное отличие ребенка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырехлетней начальной школе также, как и в трехлетней. Достаточно распространены случаи, когда режим учебной нагрузки, методы и формы организации обучения формально переносятся из трехлетней начальной школы, что отрицательно отражается на здоровье детей, развитии их интереса к учебной деятельности.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальнойшколы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость,быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень школьной зрелости.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением

общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове,дотронуться и т. п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя — поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу — стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т. п.). Здесь требуется терпеливая дли-

тельная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая, что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу...»).

При организации деятельности по решению учебной задачинеобходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («мне кажется, ты здесь ошибся», «проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь» и т. п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первомклассе. Она должна быть дробной, т. е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться — основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр — ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которуюнужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов — этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять

ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то...) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольногоповедения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

детей седьмого года жизни и ослабленных детей проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник — с 16.20 до 16.30 после дневного сна продолжительностью 1,5—2 часа.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз, общей длительностью 2,5-3,0 часа.

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30 мин, телепередач — до 30 мин. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1—2 раз в месяц.

В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе письмо «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. Письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первомклассе четырехлетней начальной школы».

Начальный период обучения в первом классе должен создатьблагоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 06.08.1999 № 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 мин каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «...в сентябре — октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется

целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев(16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцевчетвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко используя расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября — октября 4—5 экскурсий по окружающему миру, 3—4 — по изобразительному искусству, 4-6 — по труду, 4—5 уроков театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.



Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ в 1-4 классах

1. Словарное слово.

Напиши правильно слово три раза. Подчеркни гласную, поставь ударение. 

Составь предложение с этим словом и запиши его в тетрадь.

2. Гласные после шипящих: ЖИ, ШИ, ЧА , ЩА , ЧУ, ЩУ.
Выпиши слово без ошибки, подчеркни гласную. Выпиши из учебника одно предложение на это правило.

3. Большая буква, имя собственное.

Выпишиправильно предложение. Если ошибка внаименованиирек, сёл, городов, имён, то выпиши правильно имя собственное.

Придумай предложение с собственными именами и запиши в тетрадь.

4.... Безударные гласные.

Выпиши правильно, поставь ударение, подчеркни безударные гласные, рядом напиши проверочное слово и поставь ударение. Напиши три слова на это правило.

5. Правописание звонких и глухих согласных.

Напиши правильно слово, подчеркни ошибку, рядом напиши проверочное слово. Придумай еще два слова и напиши проверочное к ним.

6. Непроизносимые согласные.

Выпиши правильно слово, подчеркни непроизносимую согласную, рядом напиши проверочное слово. Напиши с первым словом предложение.

7. Перенос слов.

Выпишислово, разделяя на слоги, раздели для переноса.

8. Слова с мягким знаком./ь/

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак /ь/. Напиши ещё три слово с мягким знаком разделительным или показателем мягкости/. Составь предложение с тем словом, в котором была допущена ошибка.

9. Слова с разделительным твёрдым знаком.

Разделительный твердый знак пишется только после приставки перед гласными Е, Ю, Я, Е, выпишислово правильно. Напиши одну строку слов с разделительным твердым знаком.

10. Двойные согласные

Выпишиправильнослово три раза. Подчеркни удвоенные, согласные.Придумай три слова с удвоенной согласной и запиши их.
Составь предложение с этим словом.

11. Ошибки на пропуск букв, искажение слова и замену букв.

выпиши правильно слово. Раздели на слоги. Подчеркни гласные.Составь предложение с этим словом.

12. Предлог.

Если написан предлог слитно, то выпиши предлог со словом и между, ними поставь другое, слово или вопрос.

13. Приставка.

Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой.

Подчеркни приставку и обозначь ударение.

14. Корень

Если ошибка в корне,узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень. Подбери три слова на такое правило.

15. Суффикс.

Если ошибка в суффиксе, узнай как она пишется и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффиксы.

16. Имя существительное.

Если ошибка в окончании имени существительного, то выпиши это слово вместе с предлогом или с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, выдели окончание, обозначь падеж и склонение.

17. Имя прилагательное.

Если ошибка в окончании имени прилагательного, то выпиши имя .прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. По роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание, проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

18. Глагол.

Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение. Определи время, лицо и число глагола. Выпиши это слово правильно. Составь предложение с этим глаголом в другом лице.

19. "НЕ" с глаголом.

Напиши правильно. Подчеркни "НЕ". Напиши три примера.

20. /Ь/ после шипящих.

Задание как в № 8.

21. Предложения с однородными членами.

Выпиши предложение правильно. Разбери по членам предложения. Запиши свое предложение.



Предварительный просмотр:

Знакомство со сказками Виталия Бианки

Знакомство со сказками Виталия Бианки

Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»...

Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом.

Наше знакомство с книгами Виталия Бианки началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого занятия в группе экспонировали книги Виталия Бианки, читали их в свободное время.

Рассказ о жизни писателя настолько заинтересовал детей, что возникло желание посетить сельскую библиотеку. Библиотекарь познакомил нас с новыми рассказами и сказками Бианки. На последующих занятиях и в свободное время читали и обсуждали сказки («Хвосты», «Приключения муравьишки»). По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей. Однако ответы, тем не менее, свидетельствовали: рассказы Бианки дети воспринимают как волшебные сказки, действия героев истолковывают как приключения. Природоведческий материал они замечали, однако их внимание привлекали лишь отдельные детали, факты, характеризующие повадки и внешность животных. Любимая сказочная стихия заслоняла на первых порах научное содержание. И, тем не менее, мы дальше стали знакомить детей с произведениями В. Бианки — со сказкой «Глупые вопросы». И вот почему: на наш взгляд, именно сказка, включающая в повествование обязательный диалог, игру, повторяемость элементов, наилучшим образом помогает детям усвоить основную авторскую мысль. И действительно, уже через несколько занятий дети обращали внимание на многообразие проявлений в природе, на своеобразие каждого животного. Придумали и провели  игру «Угадай-ка»: по иллюстрациям к сказкам («Хвосты», «Глупые вопросы», «Приключения муравьишки», «Лесные домишки») следовало узнать, кто есть кто: насекомое это или зверек, птица, рассказать, что запомнил. Эмоциональный отклик вызвало занятие по рисованию по теме: «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, уверенно мотивируя свой выбор, Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, дети сумели выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных (своеобразие жилища, форму хвоста, клюва, крыльев). А это уже свидетельство интереса к познавательному материалу сказок. Вот почему мы старались побуждать детей устанавливать биологические связи, разумеется, не приглушая приключенческой стороны произведения

Знакомство с произведениями писателя мы подытожили на тематической викторине.

 

Краткий сценарий викторины.

 

Ребята, сегодня у нас занятие, посвященное Виталию Валентиновичу Бианки, его произведениям. Мы с вами узнали об этом писателе, прочли его книги. Чему же научили вас книги Виталия Бианки? (Следуют ответы.)

Сейчас у нас весна. Виталий Валентинович очень любил это время года. Вспомним, как он описывает весну в лесу, лесные происшествия. (Читаются отрывки из книги В. Бианки «Лесная газета».)

А кто скажет, какие изменения происходят в городе весной? (Следуют ответы.)

У Виталия Валентиновича много книг, где он рассказывает о птицах. Мы их с вами читали. Вспомним, каких птиц можно встретить в городе? (Дети отвечают на вопросы. Показывают кормушки.)

А теперь мы с вами послушаем песню «Друзья птиц». (Звучит грамзапись.)

Сейчас вы увидите инсценировку сказки В. Бианки «Лис и мышонок». (Дети разыгрывают сказку.)

Теперь мы проведем викторину.

 Задание первое. По этой картинке, где изображены три клюва, вы должны узнать, чем питается птица? Насекомыми, зернами, ягодами или зверьками и птицами?

 Задание второе. Я прочитаю отрывок, а вы скажете, как называется этот рассказ В. Бианки.

 Задание третье. Почему чайки белые? Из какого рассказа это вы узнали?

 Задание четвертое. Отчего у сороки такой хвост? Из какого рассказа вы узнали?

Задание пятое. Что ответила рыба? Из какого рассказа вы узнали? (Чтение отрывка.)

 Задание шестое. Чей это домишко? Назовите это произведение. (Показ иллюстраций.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Концепции развивающего обучения

  1. Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
  2. Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
  3. Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
  4. Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
  5. Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
  6. Концепция С.А .Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
  7. Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  8. Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
  9. Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  • общее психическое развитие личности;
  • создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • изучение программного материала быстрым темпом;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы

  • многогранность;
  • процессуальность познания;
  • разрешение коллизий;
  • вариативность

Особенности организационных форм

Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  • формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
  • обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.

Содержание образования

Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).

Свойства методической системы:

  • концепция целенаправленной учебной деятельности;
  • проблемное изложение знаний;
  • метод учебных задач;
  • коллективно-распределительная деятельность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова взаимосвязь обучения и развития? Обучение влечет за собой развитие или развитие способствует быстрейшему обучению?
  2. Какие существуют уровни развития личности?
  3. В чем сущность системы Л.В.Занкова?
  4. В чем сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.