Мамины уроки!

Тема «Водоем. Рыбы»

♦♦♦ Рассмотри картинку и скажи, из каких сказок пришли эти герои.

*1* Кого поймал Емеля в проруби? Кто попался в невод к старику? Про­стым карандашом продолжи по пунктиру линии, соединяющие героев с их уловом, и проверь свой ответ.

*1* Где жила щука из сказки «По щучьему веленью»? (Вреке.) Знаешь ли ты еще каких-нибудь речных рыб?

*♦♦ Где еще кроме реки живут рыбы?

Реку, озеро, пруд можно назвать одним словом — водоем. Какое слово является частью слова водоем? Припомни еще какие-нибудь слова, частью которых будет слово вода.

♦*♦ Где жила золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыба­ке и рыбке»? Золотая рыбка из сказки — волшебная, но в море живут и самые настоящие рыбы. Знаешь ли ты, как они называются? (Морские.)

♦♦♦ Многим людям так нравятся рыбки, что они держат у себя дома ак­вариумы. Приходилось ли тебе видеть обитателей аквариума? Расскажи, как выглядят рыбки, живущие в аквариуме.

 

♦♦♦ Раскрась сначала Емелю и его щуку, а потом старика с золотой рыбкой.

Тема «Полевые цветы» 

♦♦♦ В конце весны, начале лета в лесу, на лугах и полях расцветает мно­жество цветов.

♦♦♦ Посмотри на картинку и скажи, что не дорисовал художник. ♦♦♦ Обведи пунктирную линию и скажи, какие цветы нарисованы на картинке.

♦♦♦ Какие еще полевые цветы ты знаешь? Обычно на полянах растет много цветов. Давай поиграем в игру «Один — много». Я буду говорить название одного цветка, а ты измени слово так, чтобы цветов стало мно­го, и наоборот. Внимание:

василек — васильки;

колокольчик — ..;

мак — ..;

лютик — ..;

одуванчик — ..;

ромашка — ..;

маки — ..;

одуванчики — ..;

лютики — ..;

колокольчики — ..;

васильки — ...

 

♦♦♦ Какого цвета ромашка, колокольчик, василек? Возьми соответ­ствующие цветные карандаши и раскрась картинку.

Тема «Насекомые» 

♦♦♦ Посмотри на картинку и скажи, какие насекомые на ней изображены.

♦♦♦ Какое насекомое нарисовано над бабочкой? Какое находится под стрекозой?

♦♦♦ Внимательно рассмотри насекомых и скажи, что у них есть общего. Расскажи, какого цвета могут быть крылья у бабочки? Какого цве­та крылья стрекозы? Отличаются ли их крылья по форме и размеру?

♦♦♦ Каких еще летающих насекомых ты знаешь?

*♦♦ Давай поиграем в игру «Один — много». Прослушай названия на­секомых и повторяй слова, изменяя их так, чтобы вместо одного насеко­мого их становилось много. Например, пчела — пчелы. Слушай внима­тельно:

оса — ..;

гусеница — ..;

муха — ..;

муравей — ..;

шмель — ..;

жук — ..;

комар — ..;

кузнечик — ...

♦♦♦ Простым карандашом дорисуй насекомых. Раскрась картинки цветными карандашами.

Тема «Космос»

♦♦♦ Как называется наша планета? Знаешь ли ты еще какие-нибудь планеты кроме Земли?

♦♦♦ Что можно увидеть на небе ночью? Какой формы бывает луна?

♦♦♦ Какая звезда освещает и согревает нашу Землю днем? Что бы случи­лось с нашей планетой, если бы Солнце перестало светить?

♦♦♦ Где находятся Солнце, Земля, Луна, другие планеты и звезды?

♦♦* На чем можно полететь в космос? Как называется человек, который летает в космос? Знаешь ли ты, как звали первого на Земле космонавта?

♦♦♦ Рассмотри картинку. Кто на ней нарисован? Как ты думаешь, на ка­кую планету прилетел космонавт? Чем воспользовался космонавт для по­лета в космос?

♦♦♦ Как называется одежда, в которую одет космонавт? Зачем ему ну­жен скафандр? Почему он не одет в обычную одежду?

 

♦♦♦ Как ты думаешь, есть ли на этой планете жизнь? Если ты считаешь, что планета обитаема, дорисуй ее жителей, когда будешь раскрашивать картинку.

 

Рекомендации для родителей  по теме  «Книги»

 

Задание 1. Загадайте  ребёнку загадку:

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Задание 2. Рассмотрите  вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

Примерная беседа:

-А это что у книги? (показывайте на обложку) 

-Правильно, это обложка книги. Для чего она нужна? (ответ ребёнка)

-Если внимательно посмотреть на неё, то можно узнать: как называется эта книга, кто её написал, кто художник.

Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта). 

В каждой книге есть страницы, у каждой свой номер. Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. В этой книге, как соединены листочки? (рассмотрите)

-На этих страницах художник рисует картинки-иллюстрации, а писатель пишет текст.

Задание 3.  Поиграйте в дидактическую  игру «Добавь словечко»
— Добавляйте слова в рифму и по смыслу

Есть у книжицы одёжка, 
Называется — …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты, 
По порядку в них …. (листы), 
Чтоб при чтении не сбиться, 
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт, 
Их скрепляет…. (переплёт) .

Задание 4. Поиграйте в дидактическую  игру «Подбери признак к предмету»:

Книга (какая?) -…;(детская,  научная, красочная, большая …)

Писатель (какой?) —  …;

Сказка (какая?) — …;

Стихотворение (какое?) — … и т.д.;

Задание 5. Поиграйте в дидактическую  игру «Угадай сказку»

 (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)

Задание 6. Побеседуйте на тему  «Мои любимые книжки».

Задание 7. Расскажите детям о библиотеке, о работе библиотекаря;  для чего людям нужны библиотеки; расскажите о том, что книги нужно беречь.

 

 

 

 

 

ТЕМА «Труд людей. Профессии»

Родителям рекомендуется:

Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий.

Уточните, какие профессии людей он знает;

Спросите у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;

Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы.

 

Прочитайте ребенку стихотворение С. Я. Маршака "А что у вас?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название женских профессий, встречающихся в стихотворении.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель, (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Продавец, шахтёр, строитель,

Сразу всех не называю,        (Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

1.«Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

 

2.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,

делая движения языком из стороны в сторону.

 

3.«Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик

языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

 

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ:

Упражнение «Кому, что нужно для работы?»
 

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

 

Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

 

Упражнение «Угадай профессию».

Цель: расширять представления детей о профессиях.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку предметную картинку. Ребенок называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод

Поле — полевод

Теленок — телятница

Билет — кондуктор

Овца — овцевод

Олень — оленевод

Хлеб — хлебороб

Сад — садовод

Касса — кассир

Цветы — цветовод

Рубанок — столяр

Гаечный ключ — слесарь

Пчела — пчеловод.

Мастерок — штукатур

Молот и наковальня — кузнец.

 

Игра «Объясняй-ка»

Цель: развивать   грамматический   строй   речи, словообразование:   учить   пониманию   и   толкованию   сложных слов.

Ход   игры: Взрослый   предлагает   ребенку объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов, лесоруб, дровосек,  зверовод,   коневод, овощевод, садовод и т. д.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель:  (образование существительных с помощью суффикса -щик).

Кто носит багаж? — Носильщик.

Кто сваривает трубы? — Сварщик.

Кто вставляет стекла? — Стекольщик.

Кто работает на кране? — Крановщик.

Кто кладет камни? — Каменщик.

Кто чинит часы? — Часовщик.

Кто точит ножи? — Точильщик.

.

ЗАГАДАЙТЕ РЕБЕНКУ ЗАГАДКИ:

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

 

У него особый дар,

Этот врач - …                    

(Ветеринар)

Он по ночам не может спать,

Он должен звёзды сосчитать

 

И в телескоп увидеть свет

Всех неизведанных планет.     (Астроном)

 

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам!

(Маляр)

 

ПРЕДЛОЖИТЕ ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА:

«ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ»

Петя   с   дедушкой   большими   друзьями   были.   Обо   всём  разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

—А для чего, Петенька, людям руки нужны?  

—Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

—А ещё для чего? — спросил дед.

—Чтобы ложку держать.

—А ещё?

—Чтобы кошку гладить.

—А ещё?

—Чтобы камешки в речку бросать...

Весь   вечер   отвечал   Петя   дедушке.   Правильно   отвечал.  Только он маленький был и по своим рукам обо всех других

судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.

                                                                                                         Е.  Пермяк

 Вопросы перед пересказом:

- Как называется рассказ? Кто его автор? (Рассказ называется «Для чего руки нужны?». Его автор Евгений Пермяк).

-  О чём спросил дедушка Петю? (Для чего людям нужны руки?)

- Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать).

- Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым).

-Для чего же человеку больше всего руки нужны? (Человеку руки нужны для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки).

 


 

СОСТАВЬТЕ С РЕБЕНКОМ РАССКАЗ НА ТЕМУ: «Труд людей. Профессии»

Примерный план рассказа:

Работа ведется по картинкам, изображающим пожарного, врача.

• Кто нарисован на картинке?

• Обратите внимание, во что он одет. Нужна ли этому человеку для работы специальная одежда? Как она выглядит?

• Где может работать этот человек?

• Какую работу он выполняет?

• Люди этой профессии работают на улице или в помещении?

• Какие инструменты или оборудование ему нужны для работы?

• Чем нравится вам эта профессия?

• А чем она важна для других людей?

 

Составление рассказа о пожарном и о враче.

Пожарный

Это пожарный. Для работы ему нужна специальная одежда: каска и костюм, а на руках у него перчатки. Костюм защищает его от огня. Используя специальную технику и инструменты, пожарные тушат огонь. Профессия пожарного очень ответственная: он приходит на помощь людям в трудную минуту.

Пожарные — смелые, сильные и отважные люди.

Врач

Это врач. Чтобы стать врачом, нужно долго учиться и много знать. Врачи лечат людей. Каждый из врачей занимается своими пациентами. Детей лечат врачи — педиатры. Если ребенок простудился, то доктор использует специальный инструмент. Он называется фонендоскоп. Очень важно для каждого из нас следить за своим здоровьем и вовремя обращаться за помощью к врачам.

 

 

 

 

 

 

Тема «Комнатные растения»

*t* Как называется растение, изображенное на рисунке? (Фикус.) Что долж­но быть насыпано в цветочный горшок, чтобы растение могло в нем расти?

♦♦♦ Какие части растения ты знаешь? Покажи стебель растения и его листья. Виден ли на рисунке корень растения? Где он спрятался?

♦♦♦ Корни растений пьют воду и добывают из земли питательные веще­ства. Затем вода и питательные вещества через стебель (ствол) поступают к листочкам и цветам. Как ты думаешь, зачем нужно поливать растения? Почему растения, вытащенные из земли, быстро гибнут?

♦♦♦ Человек разводит у себя дома цветы и украшает ими комнаты. Ра­стения, выращиваемые для дома, называют комнатными. Комнатные растения выращивают в горшках. Горшки делают из глины, керамики, пластмассы. Горшок, сделанный из глины, называют глиняным, а как называют горшок из керамики, пластмассы?

*1* Есть ли у тебя дома комнатные растения? Как они называются?

 

*Х* Возьми простой карандаш и обведи листья фикуса по контурным линиям. Затем раскрась листья зеленым карандашом, а ствол сделай ко­ричневым. Цвет карандаша для раскрашивания цветочного горшка вы­бери самостоятельно.

Тема «Игрушки»

♦♦♦ Как одним словом назвать то, что изображено на картинке? (Иг­рушки.)

♦♦♦ Пересчитай игрушки, нарисованные на картинке, называя их. (На­пример, одна пирамидка, две пирамидки, три пирамидки и т. д.) Скажи, сколько всего пирамидок, мячей и кубиков нарисовал художник?

♦♦♦ Какая игрушка по форме напоминает треугольник, какая — квадрат, а какая — круг?

♦♦♦ Покажи самую большую пирамидку, самый большой мячик, самый большой кубик. Найди и покажи самый маленький мячик, самую ма­ленькую пирамидку, самый маленький кубик.

♦♦♦ Возьми простой карандаш и соедини линией самую большую пира­мидку с пирамидкой поменьше, затем — с еще меньшей пирамидкой и так далее, пока не доведешь линию до самой маленькой. Красным каран­дашом соедини все мячики: от большого до маленького, а синим каранда­шом — все кубики.

♦♦♦ Расскажи, как можно играть с пирамидкой. Что можно построить из кубиков? В какие игры можно играть с мячом?

♦♦♦ Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

♦J* Пирамидка сделана из дерева — она деревянная; кубик сделан из пластмассы — какой он? Мячик сделан из резины — какой он?

 

♦♦♦ Раскрась пирамидку так, чтобы самое большое кольцо было жел­тым, а зеленое кольцо находилось между желтым и синим.

Тема «Мебель»

♦♦♦ Рассмотри картинку и назови мебель, изображенную на ней. Какую еще мебель ты знаешь?

♦♦♦ Для чего нам нужен диван (кресло, книжный шкаф, стол, стулья, табурет)?

*Х* Расскажи, как расположена мебель в комнате на рисунке. Что сто­ит в углу? Что находится справа от книжного шкафа? Где стоит стол?

♦*♦ Расскажи об обстановке комнаты, используя слова на, около, ря­дом, между, в.

♦♦♦ Сколько полок у книжного шкафа? Что, кроме книжек, стоит в шкафу?

*1* Покажи спинки у дивана, стула и кресла. Как ты думаешь, почему эта деталь мебели так названа? У какой мебели есть подлокотники? По­кажи их и постарайся объяснить их название. У какой мебели есть нож­ки, сиденья? Объясни, почему они так названы?

 

♦♦♦ Раскрась картинку так, чтобы диван и кресло были одинакового цвета, а занавеска на окне была такой же, как полоса на скатерти.

Тема «Профессии на транспорте»

♦♦♦ Посмотри на рисунок и скажи, какой транспорт ты на ней ви­дишь.

♦♦♦ Проследи за линиями, которые соединяют людей, работающих на транспорте, с различными видами транспорта, и скажи, как называет­ся профессия человека, который управляет самолетом (поездом, кораб­лем)?

♦♦♦ Рассмотри, как одеты люди, нарисованные на картинке. Отличает­ся ли их одежда от одежды обычных людей? Такая одежда называется формой. Знаешь ли ты еще профессии людей, которым полагается носить форму?

♦♦♦ Знаешь ли ты профессии людей, работающих на транспорте? Рас­скажи, чем занимается шофер, водитель, кондуктор, контролер.

♦♦♦ Раскрась картинки цветными карандашами.

Тема: "Моя семья"
 
Побеседовать с ребенком о семье. Сколько человек в твоей семье? Назови всех
членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше
всех(младше)? Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого
члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Задание 2 «Подбери признак»
Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная,заботливая…
Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…
Бабушка (какая?) - ... Дедушка (какой?) - …
Задание 3 Игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? - дочка
Кто мальчик для мамы? - сын
Кто мальчик для девочки? - брат
Кто мама для папы? - … Кто девочка для дедушки? - …
Кто мальчик для бабушки? - … Кто мама для бабушки? - ….
Кто папа для мамы? - … Кто папа для бабушки? - …
Задание 4 Игра «Кто старше (младше)?»
Папа — сын - папа старше, а сын младше
Папа — дедушка - …….Дядя — племянник - ……
Внук — дедушка - …….Мама – дочка - ……
Задание 5 Игра «Наоборот»
Мальчик полный – мальчик худой Сильный – слабый
Человек больной – здоровый Пожилой – молодой
Веселый – грустный Старший – младший
Толстый – тонкий Высокий – низкий
Взрослая – маленькая Добрый – злой
Задание 6 Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин
Папа носит галстук. Галстук чей? – папин
У мамы есть шарф. Шарф чей? - ….
У Пети есть мяч. Мяч чей? - …
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? - …
Мама носит шляпу. Шляпа чья? - …
Таня носит платье. Платье чьё? - ….
Папа надел пальто. Пальто чьё? - …
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? - …
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? - …
Задание 7 Игра «Назови ласково»
Брат - братик
Дед - дедушка
Мама - …Папа - …Дочка - …Бабушка - …Сын -…Внук-…
 

Тема «Зимующие птицы»

♦♦♦ Сколько птиц нарисовал художник? Покажи на рисунке воробья, дятла, ласточку и синицу.

♦♦♦ Каких из этих птиц можно встретить зимой в наших краях? Как на­зываются птицы, остающиеся зимовать у нас? Каких зимующих птиц ты знаешь?

♦♦♦ Вспомни названия перелетных птиц.

♦♦♦ Подумай, какая из четырех птиц, изображенных на картинке, лиш­няя. Почему ты так считаешь?

♦♦♦ Как человек может помочь птичкам перезимовать? Встречались ли тебе во время прогулки кормушки для птиц?

♦♦♦ Каких из птичек, нарисованных на картинке, можно встретить в го­роде, а какая зимует в лесу?

♦♦♦ Рассмотри птичек и покажи, где у них клюв, крылья, лапки, хвост. Чем покрыто тело птиц?

 

♦♦♦ Знаешь ли ты, какого цвета оперение у птиц, нарисованных на кар­тинке? Когда будешь раскрашивать рисунки, не забудь сделать желтой грудку у синички и нарисовать красную шапочку дятлу.

Тема«Новогодний праздник»

♦♦♦ Какое время года наступает после осени?

♦♦♦ Подумай, какие слова пригодятся для рассказа о зиме. Слушай вни­мательно и хлопай в ладоши, когда услышишь «зимнее» слово: мороз, снег, ручеек, сугроб, снежинка, метель, радуга, гроза, лед, санки, велоси­пед, лыжи, снегопад, трава.

♦♦♦ Какие слова можно сказать про снег? Снег — какой? (Белый, хо­лодный, блестящий,рассыпчатый,рыхлый, липкий...) Зима — какая? (Белая, морозная, снежная, холодная...)

♦♦♦ Какой самый веселый праздник мы отмечаем зимой?

 

♦♦♦ Какое дерево мы украшаем в наших домах на Новый год? Расска­жи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вме­сто листочков.

Тема «Дикие животные и их детеныши»

♦♦♦ Каких диких животных ты знаешь? Где живут эти животные? По­чему их называют дикими?

♦♦♦ У каждого животного — свой характер. Угадай, про какое живот­ное сказаны эти слова: рыжая, пушистая, хитрая — ..; трусливый, пугли­вый, длинноухий — ..; злой, голодный, хищный — ..; сердитый, колю­чий — ..; мохнатый, бурый, неуклюжий — ...

♦♦♦ Многие дикие животные устраивают себе жилища. Знаешь ли ты, кто живет в дупле, у кого дом — берлога, логово? Кто роет для себя норы?

♦♦♦ У диких животных бывает один или несколько детенышей. Родители за­ботятся о своих малышах. Как называется детеныш у медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа, лося, оленя? А как сказать, если детенышей несколько? Назови их: медвежонок — медвежата..; волчонок — ..; лисенок —...; зайчонок — ..; бельчонок — ..; ежонок — ..; лосенок — ..; олененок — ...

 

♦♦♦ Рассмотри картинку и скажи, каких животных хотел нарисовать художник. Чего нет у белки? Чего нет у зайца? Чего нет у ежа?

♦♦♦ Дорисуй картинки и раскрась их цветными карандашами.

Тема "Деревья"

Рассмотреть во время прогулкитдеревья: березу, рябину, тополь, сосну, дуб, ель, клен. Рассказать что одним словом это все называется деревья.

Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, кторые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию.

Обратить внимание на разную форму стволов, дистьев. Учить по форме листьев определять название дерева.

Обратить внимание что поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

Игры: "С какого дерева лист, веточка?" На образование относительных прилагательных. Лист березы - березовый, лист осины- осиновый, и тд.

Игра «1,2,5». Посчитайте деревья: ель, сосна, ива, осина, клён, дуб и др. (следите за звукопроизношением и окончаниями слов).

Например, одна ель, две ели, пять елей.

2. Что не так?

Жёлуди растут на липе.

Берёза – это хвойное дерево.

Тема "Транспорт"

1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за движением транспорта.

2. Познакомить малыша с такими видами транспорта как наземный, воздушный, водный.

3. Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера.

4.Задать малышу следующие вопросы: "Какие машины перевозят грузы?", "Какие машины перевозят людей?", "На какой свет светофора можно переходить улицу?"

5. Упражнение "Посчитай транспорт"

6. Упражнение "Подбери признак " (машина какая...)

7.Упражнение "Подбери действие к предмету" (поезд что делает?)

 

Тема «Обувь»

♦♦♦ Рассмотри рисунок и скажи, как одним словом назвать предметы, изображенные здесь? (Обувь.)

♦♦♦ Как ты думаешь, для чего человеку нужна обувь? Перечисли обувь, изображенную на картинке. Какую еще обувь ты знаешь?

♦♦♦ Назови домашнюю, уличную, спортивную обувь. Какую обувь но­сят зимой, а какую летом?

♦♦♦ Покажи на обуви, изображенной на рисунке, каблуки, подошвы, шнурки, пряжки.

♦♦♦ Возьми простой карандаш и соедини линией обувь в одинаковые пары.

♦♦♦ Если туфли нам очень нравятся, мы можем назвать их ласково: ту­фельки. А как можно ласково назвать ботинки и сапоги?

♦♦♦ Из какого материала делают обувь? Если сапоги сделаны из резины, мы говорим, что они резиновые. А как назвать сапоги из кожи, туфли из замши?

 

♦♦♦ Раскрась сначала обувь на высоком каблуке, а затем на низком.

Тема «Посуда»

♦♦♦ Перечисли предметы, изображенные на картинке. Как можно на­звать их одним словом? (Посуда.) Как ты думаешь, для чего нам нужна посуда? Какую посуду ты еще знаешь?

♦♦♦ Из предметов посуды, изображенных на рисунке, выбери ту, кото­рая нужна для приготовления пищи. Такая посуда называется кухонной.

♦♦♦ Существует еще столовая, чайная, кофейная посуда. Как ты дума­ешь, для чего нужны эти виды посуды? К какой посуде относятся чай­ник, чашка, сахарница и блюдце, изображенные на рисунке? А к какой посуде мы отнесем тарелку и салатницу?

♦♦♦ Возьми синий карандаш и соедини синей линией кухонную посуду, нарисованную на картинке, красным карандашом — чайную посуду, а желтым — столовую.

♦♦♦ Как ты думаешь, почему чайник назвали чайником, а кофейник кофейником? Попробуй объяснить названия слов: сахарница, хлебница, салатница, масленка, солонка.

♦♦♦ Раскрась сначала ту посуду, у которой есть крышки, а потом посуду без крышек.

 

Тема «Одежда»

 Перечисли одежду, нарисованную на картинке. Как ты думаешь, для чего человеку нужна одежда?

♦» Как называется одежда, нарисованная между сарафаном и шортами? Что находится под свитером? Назови одежду, которую носят только девочки.

♦*♦ Почему в разную погоду нам нужна разная одежда? В какое время года — летом или осенью — надо одеваться теплее? Почему?

♦♦♦ Рассмотри рисунки в кружочках. Какой из них соответствует лет­ней погоде, а какой — осенней? Простым карандашом соедини линиями летнюю одежду с рисунком солнышка, а осеннюю — с тучкой.        *

♦♦♦ Одежду можно шить или вязать. Назови, какая вязаная одежда есть на рисунке. Для шитья одежды используют разные ткани: ситец, шелк, фланель, капрон, трикотаж.

♦♦♦ Про сарафан из ситца говорят, что это — ситцевый сарафан. Как будет называться платье из шелка, рубашка из фланели, футболка из трикотажа, куртка из капрона, свитер из шерсти?

♦♦♦ Для украшения одежды используют различную отделку. Какая одежда нарисована в левом нижнем углу картинки? Как ты думаешь, это платье праздничное или повседневное? Почему? Чем это платье ук­рашено? Раскрась его так, чтобы само платье было желтым, а его отдел­ка — синей.                                                                                                                                                                                                                         ♦♦♦ Назови одежду, у которой есть карманы, и покажи их. Где находят­ся манжеты? Покажи их. У какой одежды есть подол, лямки, поясок, во­ротник, молния?

 

Тема "Домашние животные"

♦♦♦ Назови животных, нарисованных на картинке. Сколько взрослых жи­вотных ты видишь? Сколько детенышей животных нарисовал художник?

♦♦♦ Кто сидит рядом с коровой? За кем идет котенок? Кто находится между кошкой и собакой? Кто нарисован под поросенком?

♦♦♦ Почему эти животные называются домашними! Кто за ними уха­живает? Какую пользу приносит корова (свинья, овца, собака, кошка)?

♦♦♦ Расскажи, кто у кого мама, а кто у кого — детеныш. Например, у те­ленка мама — корова, детеныш коровы — теленок и т. д.

♦♦♦ Простым карандашом проведи линию, соединяющую каждого дете­ныша с его мамой.

♦♦♦ Возьми цветные карандаши и раскрась картинки так, чтобы живот­ное, нарисованное между коровой и овцой, было рыжего цвета.

 

♦♦♦ Какое животное тебе понравилось больше всех? Расскажи про него, используя при рассказе следующие слова: голова, морда, шея, уши, гла­за, туловище, спина, когти (копыта, хвост, шерсть, щетина).

 

 

 

Тема «Овощи и фрукты»

♦♦♦ Сосчитай, сколько овощей изображено на картинке. Назови их. Вспомни, где растут овощи.

♦♦♦ Сколько фруктов нарисовал художник? Перечисли их. Вспомни, где растут фрукты.

Равное ли количество овощей и фруктов нарисовал художник? Че­го нарисовано больше?

♦♦♦ Что нарисовано между огурцом и грушей? Что нарисовано справа от ананаса? Что нарисовано рядом с бананом?

♦♦♦ Закрой глаза и постарайся вспомнить, какие овощи и фрукты нари­совал художник. Назови их.

Хозяйка собрала овощи в корзину, а фрукты сложила в вазу. Простым карандашом проведи линии от фруктов к вазе, а от овощей — к корзине.

♦♦♦ Раскрась картинки так, чтобы фрукт рядом с огурцом был желтого цвета, а овощ рядом с лимоном — красного.

 

 

 Тема «Осень»

♦♦♦ Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке? ( Осень.)

♦♦♦ Посмотри на картинку и скажи, какие признаки осени нарисовал на ней художник.

♦♦♦ Подумай, какая погода бывает осенью. Послушай слова, характери­зующие погоду, и хлопни в ладоши, когда услышишь те, которые подхо­дят для осени. Осень бывает... хмурая, жаркая, теплая, ненастная, сол­нечная, дождливая, пасмурная, морозная, ясная.

*1* Кого ты видишь на картинке? Как ты думаешь, кем приходятся друг другу эти люди? Что они делают в парке? Чем занимается мальчик? Зачем маме нужен зонтик?

♦♦♦ Внимательно рассмотри листочки, упавшие на землю, и отгадай, какие деревья растут в парке.

<♦ Поиграй в игру «Скажи, какой?» Продолжи фразы: лист клена — кленовый лист; лист дуба — ..; лист березы — ..; лист каштана — ..; лист рябины — ..; лист ивы — ...

♦♦♦ Скажи, что нарисовано в левом верхнем углу картинки? Куда уле­тают эти птицы? Как ты думаешь, почему птиц, улетающих от нас осе­нью, называют перелетными? Каких перелетных птиц ты знаешь?

♦♦♦ Раскрась картинку.