Педагогические технологии

Базарова Лола Михайловна

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Новые образовательные технологии приходят на помощь педагогу, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №7

Технология

«Проектная деятельность в ДОУ»

Н. Е. Веракса

                                                     

                                                       

                                                          Составитель: воспитатель  

                                       Базарова Л. М.

     

Химки 2022

Содержание:

ГЛАВА 1. Теоретическая часть………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………...3

Актуальность……………………………………………………………………...4

Теоретические аспекты…………………………………………………………...8

ГЛАВА 2. Описание технологии………………………………………...…..…..9

ГЛАВА 3. Внедрение технологии………………………………………...….....14

Этапы проекта…………………………………………………………………....14

Перспективное планирование по технологии проектной деятельности за 2019-2023 годы………………………………………………………………….1.5

ГЛАВА 4. Результаты использования технологии в работе……………………………………………………………………………..16

Анализ исследования……………………………………………………………18

Список используемой литературы……………………………………………...28

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Ведение

Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась уже и до этого. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.

Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.

Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Николай Евгеньевич Веракса – доктор психологических наук, профессор, научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы» является автором пособия для педагогов «Проектная деятельность дошкольников».

Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Н. Е. Веракса отмечает, что проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

  1. Актуальность

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектной деятельности:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать
  • свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в группе условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

В этимологическом словаре слово "проект” заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Технология проектной деятельности требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Основная цель технологии проектной деятельности: развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  • создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;
  • обучать разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
  • формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
  • способствовать повышению самооценки ребенка;
  • создать эмоционально благоприятную психологическую обстановку, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;
  • помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и поэтому лучше усвоить материал любой сложности;
  • способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;
  • развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.

Метод проектов позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Старший дошкольный возраст.

 Задачи обучения:

 ∙ развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

 ∙ развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

∙ формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

∙ развивать способность к прогнозированию будущих изменений. 

Формирование предпосылок учебной деятельности:

 ∙ произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

 ∙ потребности в создании собственной картины мира;

∙ навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 ∙ выявить проблему;

 ∙ самостоятельно искать нужное решение;

 ∙ выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

∙ самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

 Социально-коммуникативное развитие:

 ∙ развитие самопознания и положительной самооценки;

∙ овладение способами вне ситуативно - личностного общения;

∙ высокий уровень коммуникативной компетентности;

∙ осознание функций речи.

Физическое развитие:

∙ развитие осознанного отношения к своему здоровью;

∙ формирование потребности в здоровом образе жизни;

∙ совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

Познавательное развитие:

∙ систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

∙ развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Художественно-эстетическое развитие:

∙ углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

 ∙ овладение различными видами худ. деятельности;

∙ развитие способностей к эстетической оценке.

Речевое развитие

∙ владение речью как средством общения и культуры;

∙ обогащение активного словаря

  1. Теоретические аспекты

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1 детские интересы – главное;

2 проекты копируют различные стороны бытия;

3 дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

4 проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап — творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Глава II

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Система применения технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе

Технология проектной деятельности предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Первый этап – «выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию само рефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта

Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт,

имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающей - организующей на

первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках НОД). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Спецификой использования технологии проектной деятельности в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

Типы проектов: Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «С чего начинается Родина?» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого досуга, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течение нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию о малой и большой Родине, изготавливают атрибуты, разучивают стихи, смотрят и обсуждают видеофрагменты достопримечательностей г. Химки, Москвы, других городов России, развивают художественные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится досуг «С чего начинается Родина?» с привлечением родителей, выставкой фотографий т. д. - это и может стать краткосрочным проектом.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Проектирование изменяет роль воспитателя в управлении педагогическим процессом ДОУ, он выступает активным участником, а не исполнителем воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатель свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, ему никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • могут реализовать свои творческие способности.

Использование технологии проектной деятельности - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Глава III.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Этапы проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу проекта

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Перспективное планирование по технологии проектной деятельности в группе «Звёздочки» за 2019-2023 годы.

Год реализации

проекта

Название проекта

2019 год

«Берёзка русская краса»

2019-2021

«Будущее начинается сегодня»

2020 год

«Никто не забыт, ничто не забыто»

2020 год

«Разноцветная осень»

2021 год

«Я помню, я горжусь!»

2021 год

«Дорога к звёздам»

2021-2022 гг.

«Земля-наш общий дом»

2022-2023 гг.

«Творческий человек – успешный человек»

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах должны быть центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Игра для ребенка – это познание, а познание – это игра. Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобранны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком.

        

ГЛАВА IV.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

Внедрение технологии проектной деятельности на протяжении нескольких лет позволяет сделать следующие выводы:

1. Технология проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в МДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции д/с и семьи к совместной творческой деятельности.

6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование предметно-развивающей среды

7. Дети легче усваивают и запоминают материал НОД.

8. Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

9. В процессе проектной деятельности дети приобретают специальные знания, умения навыки, повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

В процессе успешной реализации технологии проектной деятельности в ДОУ было разработано и реализовано 7 проектов по доминирующему методу, каждый из них имел определенную направленность.

  • «Берёзка русская краса», экологический проект, имеет исследовательски-творческую, информационно-практическую направленность.
  • «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 75 годовщине Великой Победы, имеет познавательную, творческую и речевую направленность.
  • «Будущее начинается сегодня», по ранней профориентации дошкольников, имеет познавательную, социально-просветительскую и творческую направленность.
  • «Разноцветная осень», имеет творческую, художественно-эстетическую, игровую направленность.
  • «Я помню, я горжусь!» имеет познавательную, творческую, игровую направленность.
  • «Дорога к звёздам», имеет творческую, познавательную направленность.
  • «Творческий человек – успешный человек», имеет художественно-эстетическую, социально-просветительскую, познавательную направленность.

         Проект «Берёзка - русская краса» представлен на конкурс «Наше Подмосковье», получена «Грамота участника» за участие в Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2019 г.

         Проект «Будущее начинается сегодня» представлен на конкурс «Мы рядом», получена «Грамота участника» за участие в Ежегодной премии Губернатора Московской области «Мы рядом» 2020 г.

       

 

В перспективе планирую продолжать использовать технологию проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии воспитанников, во взаимодействии со специалистами дошкольного учреждения, родителями.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  • способствует гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями,
  • сплочению группы детей и родителей
  • даёт педагогу возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ»

Технология проектирования является инновационной для дошкольного учреждения, я использую её уже пятый год. Дети, участвующие в проектной деятельности проявляют творческую активность в познании окружающего мира, самостоятельны и гибки в принятии решений. Они осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать) и способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.

В мониторинговом исследовании приняли участие все воспитанники группы «Звёздочки».

Результаты реализации технологии проектной деятельности

в старшей группе №15 «Звёздочки» в 2018– 2019 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Для диагностики была использована «Карта уровня сформированности знаний и умений детей в процессе реализации проектов» в которой предполагалось выявление трех уровней проявления активности воспитанников в проектной деятельности (сформирован, на стадии формирования, не сформирован).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

26%

68%

На стадии формирования

48%

28%

Не сформирован

26%

4%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 26% до уровня 68%. Из результатов диагностики видны значительные изменения после использования технологии проектов.  Дети проявляют интерес к изучению окружающего мира, стремятся к самостоятельному выполнению поручений, проявляют доброжелательность к сверстникам, активно участвуют в реализации проектов.

Результаты реализации технологии проектной деятельности

в подготовительной группе №15 «Звёздочки» в 2019– 2020 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Для диагностики была использована «Карта уровня сформированности знаний и умений детей в процессе реализации проектов» в которой предполагалось выявление трех уровней проявления активности воспитанников в проектной деятельности (сформирован, на стадии формирования, не сформирован).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

30%

74%

На стадии формирования

48%

26%

Не сформирован

22%

0%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 30% до уровня 74%. У воспитанников появились предпосылки к поисковой деятельности, к исследованиям, установлению причинно-следственных связей. Все активно участвовали в реализации проекта.

Сравнительный анализ использования проектной технологии в группе №15 «Звёздочки» за 2 учебных года

2018 – 2020 г.

Уровень развития

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

Сформирован

68%

74%

На стадии формирования

28%

26%

Не сформирован

4%

0%

В соответствии со средним значением за два учебных года, наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 68% до уровня 74%.

Результаты реализации технологии проектной деятельности

в старшей группе №15 «Звёздочки» в 2020– 2021 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Для диагностики была использована «Карта уровня сформированности знаний и умений детей в процессе реализации проектов» в которой предполагалось выявление трех уровней проявления активности воспитанников в проектной деятельности (сформирован, на стадии формирования, не сформирован).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

22%

75%

На стадии формирования

56%

17%

Не сформирован

22%

8%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 22% до уровня 75%. Из результатов диагностики видны значительные изменения после использования технологии проектов.  Дети проявляют интерес к изучению окружающего мира, стремятся к самостоятельному выполнению поручений, проявляют доброжелательность к сверстникам, активно участвуют в реализации проектов.

Результаты реализации технологии проектной деятельности

в подготовительной группе №15 «Звёздочки» в 2021– 2022 учебном году

В мониторинге участвовало 24 воспитанника (100%)

Для диагностики была использована «Карта уровня сформированности знаний и умений детей в процессе реализации проектов» в которой предполагалось выявление трех уровней проявления активности воспитанников в проектной деятельности (сформирован, на стадии формирования, не сформирован).

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

29%

81%

На стадии формирования

50%

19%

Не сформирован

21%

0%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с высокого уровня 29% до 81%. Познавательные и коммуникативные способности являются интегрированным показателем развития интеллектуальной сферы ребенка и позволяют регулировать объем и содержание образовательной проектной деятельности.

Сравнительный анализ использования проектной технологии в группе №15 «Звёздочки» за 2 учебных года

2020 – 2022 г.

Уровень развития

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Сформирован

75%

81%

На стадии формирования

21%

19%

Не сформирован

4%

0%

В соответствии со средним значением за два учебных года, наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 75% до уровня 81%.

Сравнительный анализ использования проектной технологии в группе №15 «Звёздочки» за 4 учебных года

2018 – 2022 г.

Уровень развития

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Сформирован

68%

74%

75%

81%

На стадии формирования

28%

26%

21%

19%

Не сформирован

4%

0%

4%

0%

Вывод.

В результате использования технологии «Проектная деятельность в ДОУ» на основании мониторинга за четыре учебных года, наблюдается позитивная динамика в развитии творческих способностей и умений воспитанников в сторону увеличения - с уровня сформированности 68% до уровня 81%. Мы видим, что все показатели развития детей имеют существенный прирост. Использование технологии «Проектная деятельность в ДОУ» эффективна и будет активно использоваться в моей работе и в дальнейшем.       Показателем эффективности использования технологии проектирования в воспитательно-образовательной работе считаю: высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности; повышение готовности детей к восприятию нового материала. Опыт работы показывает, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности.

Метод проекта помогает осваивать им окружающий мир, активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитию всех психических процессов. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в межличностных отношениях воспитанников, где дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Существенные изменения наблюдаются и в отношениях между детьми и родителями, где они становятся интересными партнерами по совместной деятельности.

Считаю, что через использование технологии проектирования дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Таким образом, проектная технология способствует внесению новых идей в разработку содержания, методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.  

Список используемой литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

7. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

8. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А. А. Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие//Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

11. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/Н. М. Шанский, Т. А. Боброва-М.: Дрофа, 2004 – 398с

12. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №7

Личностно-ориентированная технология

И. С. Якиманская.

                                           

                                         

                                          Составитель: воспитатель

                       Базарова Л. М.

     

Химки

Введение

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей. Инновации, пришедшие в педагогику, во многом определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Использование в практике взаимодействия элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Воспитателю детского сада необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий. Этимологически древнегреческое слово «Techne» («техне») означает «искусство», мастерство, умение, конкретно-предметное знание, проявляющееся в профессиональных умениях. Ведущие признаки современных технологий заключаются в том, что они ставят воспитанника и воспитателя в позицию субъектов своей деятельности, обладают высоким уровнем инструментальности, обеспечивают гарантированный результат. Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Цель: создавать условия для развития личности ребенка, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка;

- приоритет личностных отношений;

- создание условий для развития личности воспитанников;

- индивидуальный подход к воспитанникам.

Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.  Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты для этого.

Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах:

- принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);

- принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности...);

- принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

- принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);

- принцип творчества и успеха.  Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

- принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

- игры, занятия, спортивные мероприятия;

- беседы, наблюдения;

- экспериментальная и проектная деятельность;

- упражнения, гимнастика, массаж;

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры;

- конкурсы и выставки детского творчества.

Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:

- прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;

- прием «Научи меня» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;

- прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;

- прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;

- прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;

- прием «Отвлечение» направлен на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.

Для того чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволит ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляться в соответствии с планированием. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску. Развивающая среда группы создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для этого в каждой группе создаются тематические центры. Тематический центр - это специально организованное место, оснащенное игровым, дидактическим оборудованием, художественной и научной литературой, материалами для экспериментов и исследований. Материалы в центрах подобраны разнообразные, используя их, дети могут проявлять нестандартный и творческий подход, материалы должны подталкивать детей к самостоятельному исследованию. Предметы расположены на полках так, что ими легко и удобно пользоваться. Дети свободно перемещаются между центрами. Количество, названия и наполнение центров не являются раз и навсегда закрепленными. Педагоги периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными на новые. Материалы в центре изменяются и в соответствии с темами проектов. При работе над проектом могут возникать временные мини-центры для решения определенных задач.

Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. Совместная деятельность детей и взрослых в течение дня может реализовываться как во всех центрах, так и в части из них.

Сравнение традиционной и личностно-ориентированной образовательной деятельности (ОД).

Традиционная ОД

Личностно-ориентированная ОД

Целеполагание. ОД преследует цель - вооружить детей твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти.

Целеполагание. Цель – развитие детей, создание таких условий, чтобы на каждой ОД формировалась деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в обучении, собственной деятельности.

Деятельность педагога: показывает, объясняет, раскрывает, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает.

Центральная фигура – педагог.

Развитие ребенка – абстрактное, попутное!

Деятельность педагога: организатор образовательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ребенок!

Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ребенка.

Деятельность ребенка: ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один воспитатель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима педагога. Такие знания быстро улетучиваются.

Деятельность ребенка: ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от педагога, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

Отношения «педагог - ребенок» субъектно-объектные. Педагог требует, заставляет. Ребенок приспосабливается, лавирует.

Отношения «педагог - ребенок» субъектно-субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения

Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия.

Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятии способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать оптимальные и рациональные из них.

Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно символическую).

Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

В личностно-ориентированной технологии ребенок не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок и т. д.

Особую актуальность личностно-ориентированная технология приобретает в коррекционно-педагогической работе. Это связано с тем, что дети с ОВЗ, зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильно организованная коррекционная работа в сочетании с личностно-ориентированным подходом позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно-ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Использование личностно — ориентированной технологии на    практике

Личностно – ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка, поэтому наша педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление глубокого уважения к личности каждого ребёнка, учёта его особенностей развития, отношения к нему, как к сознательному участнику воспитательного процесса, доброжелательного внимания к ребёнку. В общении с ребёнком стараюсь придерживаться принципа: «Не рядом, не над ним, а вместе!», целью которого является становление ребёнка как личности.

Реализуя личностно-ориентированный подход, стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. На занятиях, ориентируясь на индивидуальные, личностные особенности, создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе: организационные, сюрпризные моменты, новый дидактический материал, с которым дети еще не знакомы, намеченная деятельность детей (о том, что будут делать, куда отправятся, для чего). Использую разнообразные формы работы личностно- ориентированной технологии. Предлагаю на выбор творческие задания, которые позволяют ребёнку самому выбирать тип, вид, форму материала на занятие. Стимулирую воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться. Ставлю перед детьми проблему, не предоставляя готовых знаний, стремлюсь к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя. Часто на занятиях по обучению грамоте и математике даю возможность детям самостоятельно сформулировать задания: «Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?». С детьми обсуждаю не только то, что мы узнали на занятии, но и то, что им понравилось, почему, что бы они хотели выполнить ещё раз, что было трудно, а чтобы они сделали по-другому. Поощряю стремление детей предлагать свои собственные варианты работы, даю возможность самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки. Поручаю оценивать результаты выполненных работ самими детьми, умея при этом объяснить свои оценочные критерии.

Ежедневно использую в своей работе «Минутки общения», в ходе которых дети получают настрой на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Пример: «Настал новый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Что мы пожелаем? (перечисляем каждого ребёнка по имени). А что вы хотите пожелать мне? Каким вы хотите увидеть сегодняшний день? Дети вступают в беседу добровольно, их ответы не исправляю и не дополняю. Каждый желающий высказывает своё. Такие беседы общения помогают ребёнку ощутить себя личностью, почувствовать свою нужность кому-то, ощутить о себе заботу. А со своей стороны, получаю необходимую информацию о настроении, о состоянии семейной обстановки.

Для повышения самооценки, создания положительного образа провожу такие игры как «Комплименты», «Ласковое имя», «Улыбнись другу», «Знакомства», «Узнай кто, по описанию»

Организация личностно - ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от воспитателя больших усилий, понимания, признания ребёнка, принятия его как полноценного партнёра, оказания ему помощи.

С целью создания эмоционально – комфортного климата в самостоятельной деятельности детей, использую приём «Дежурство по тишине». Цель данного приёма: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надевают пилотку с эмблемой: это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого соответственно вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным, предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им даю пазлы, материал для рисования, настольные игры, конструктор и другое. Затем, успокоившись, этот ребёнок возвращается к игре. Этот приём дают возможность каждому ребёнку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (отметили, ребята меня будут слушать, ребята меня похвалили).

В работе с детьми по этой технологи использую приём «Цветные ладошки» - три силуэта ладони – сигнала. Этот приём способствует развитию у детей навыков самоорганизации, даёт возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь – «кричалка» - можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования и т. д.).

Жёлтая ладонь – «шепталка» - сигнал о том, что нужно передвигаться тихо, говорить в полголоса или шёпотом (свободные игры, укладывание спать, ручной труд и т. д.)

Синяя ладонь «молчалка» - сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый и т. д.)

Ещё использую работу с альбомом «Такие мы разные», который является хорошим помощником в беседах. Этот альбом содержит рисунки и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки и очень часто на этом конфликт исчерпывается.

И, конечно же, живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств.

А чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, создаю ситуацию успеха. В этом помогают игры – ситуации. Например:

- Две девочки поссорились – помири их.

- Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

- Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

В процессе личностно- ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагаю ребёнку совершить осознанный выбор, помогаю ему формировать свою неповторимость. Дети, где реализуются данная личностно-ориентированная технология, становятся более отзывчивыми и сострадательными, проявляют умения налаживать партнерские отношения. Применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, у детей развивается доверие к миру, чувства радости, формируется начало личности, развивается индивидуальность ребёнка, а также мы воспитываем интеллектуально развитого ребёнка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, формируем волевую и мотивационную готовность к школе.

А самое главное, чтобы педагог любил ребёнка, уважал, верил, знал, понимал, бережно относится к духовному миру ребёнка, берёг и развивал чувство собственного достоинства, воспринимал ребёнка.

Заключение

Исследования показывают, что основа разработки личностно ориентированных педагогических технологий – это диалогический подход, означающий субъектное взаимодействие и увеличение меры свобод участников образовательного процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности ребенка. Технологии предусматривают установление личностно равноправных позиций субъектов: педагог не учит, сколько стимулирует ребенка к развитию, создает условия для его самодвижения. Эффективность технологии существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей его многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания. Отсюда главенство субъектно-смыслового, диагностирования личностного развития, ситуационного проектирования, смыслопоискового диалога, включения воспитательно - образовательных задач в контекст жизненных проблем. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ личностно-ориентированной технологии

Мониторинг результативности по личностно-ориентированной технологии определялся с помощью исследования развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста до и после применения технологии.  Для этого диагностирования была использована «Карта проявлений социальной активности», в которой предполагалось выявление трех уровней проявления социальной активности (сформирован, на уровне сформированности, не сформирован). В мониторинговом исследовании приняли участие все воспитанники группы «Звёздочки».

Результаты диагностики

уровня проявлений социальной активности

детей 5-6 лет в группе «Звёздочки» в 2018– 2019 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

30%

61%

На стадии формирования

40%

35%

Не сформирован

30%

4%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 30% до уровня 61%. Значительные изменения наблюдаются в конце учебного года в росте показателя усвоения социального опыта, развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Результаты диагностики

уровня проявлений социальной активности

детей 6-7 лет в группе «Звёздочки» в 2019– 2020 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

35%

65%

На стадии формирования

35%

32%

Не сформирован

30%

3%

 

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 35% до уровня 65%. Значительные изменения наблюдаются в конце учебного года в росте показателя «Не боится взяться за незнакомое ему дело», выступает инициатором какой-либо творческой или познавательной деятельности.

Сравнительный анализ использования личностно-ориентированной технологии в группе «Звёздочки» за 2 учебных года

2018 – 2020 г.

Уровень развития

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

Сформирован

61%

65%

На стадии формирования

35%

32%

Не сформирован

4%

3%

 

На основании мониторинга использования технологии за два учебных  года, в группе наблюдается изменение показателя с 61% до  65%. На стадии формирования показатель от 35% до 32%.

Результаты диагностики

уровня проявлений социальной активности

детей 5-6 лет в группе «Звёздочки» в 2020– 2021 учебном году

В мониторинге участвовало 23 воспитанника (100%)

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

22%

78%

На стадии формирования

56%

18%

Не сформирован

22%

4%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 22% до уровня 78% к концу учебного года.

Результаты диагностики

уровня проявлений социальной активности

детей 6-7 лет в группе «Звёздочки» в 2021– 2022 учебном году

В мониторинге участвовало 24 воспитанника (100%)

Уровень развития

До применения технологии

После применения технологии

Сформирован

29%

89%

На стадии формирования

46%

11%

Не сформирован

25%

0%

В соответствии со средним значением по группе наблюдается изменение показателя в сторону увеличения с уровня сформированности 29% до уровня 89% к концу учебного года.

Сравнительный анализ использования личностно-ориентированной технологии в группе «Звёздочки» за 2 учебных года

2021 – 2022 гг.

Уровень развития

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Сформирован

78%

89%

На стадии формирования

18%

11%

Не сформирован

4%

0%

На основании мониторинга за два учебных года развития социальной активности воспитанников мы видим, что все показатели развития детей имеют существенный прирост с 78% до 89%. Использование личностно-ориентированной технологии позволяет развивать социальную активность более разнообразно, познавательно и естественно для ребёнка.

Динамика использования личностно-ориентированной технологии в группе «Звёздочки» за 4 учебных года

2018 – 2022 гг.

Уровень развития

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Сформирован

61%

65%

78%

89%

На стадии формирования

35%

32%

18%

11%

Не сформирован

4%

3%

4%

0%

Вывод

     В результате использования Личностно-ориентированной технологии на основании мониторинга за четыре учебных года, наблюдается позитивная динамика в развитии творческой личности, нравственности и эмоциональном благополучии воспитанников в сторону увеличения - с уровня сформированности 61% до уровня 89%, что составило 28%. Мы видим, что все показатели развития детей имеют существенный прирост.

 Используя личностно-ориентированную технологию в воспитательно-образовательном процессе, уделяю большое внимание на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ребёнка как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование своего опыта, как важного источника собственного развития. Основным результатом использования личностно-ориентированной технологии стало формирование у детей познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Личностно – ориентированная технология помогла мне раскрыть каждого ребёнка как талантливую, творческую личность. И с помощью этой технологии каждый ребёнок формирует знания, умения и накапливает собственный опыт, а это даёт ему возможность самообразования, саморазвития, социализации и самовыражения.

Список используемой литературы

1. Бакштанский В.В. Технология постановки целей [Электронный ресурс].

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического

выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

3. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной

технологии. – М.: Народное образование, 2001.

4. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании:

педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.

5. Российская педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М-,

1993. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. – М., 2013г.

6. Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта»

(интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06.

7. Интернет-ресурсы