Взаимодействие и сотрудничество со специалистами в ДОУ

Базарова Лола Михайловна

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Роль предметно – развивающей среды в развитии речи детей».

Автор: Базарова Л. М.

Одним из важнейших познавательных процессов человека является речь. Выдающийся теоретик и практик дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева писала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Не случайно в ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», в основе которой лежит решение следующих задач:

- Овладение речью, как средством общения;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Но в пустых стенах ребенок не заговорит. Процесс овладения речью – это сложный путь, который осуществляется во всех видах детской деятельности, он не мыслим без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Поэтому, насыщая групповое пространство, мы учитываем то, чтобы дети могли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, общении, творчестве, движении.

С этой целью в группе созданы условия: предметно-развивающая среда, информационная, образовательные ситуации, которые будут отвечать поставленным ФГОС ДОУ задачам по речевому развитию и придерживаемся следующих принципов:

1. Содержательная насыщенность среды каждой зоны с наличием разнообразного игрового материала, соответственно возрастным особенностям детей и содержанию программ. В такой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей группы, развитию из интеллекта, представления об окружающем, а значит и развитию речи.

2. Информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации детей во взаимодействии с предметным окружением.

3. Доступность и безопасность среды является важным фактором для самостоятельной детской деятельности, способствует развитию коммуникативных навыков.

4. Вариативность среды определяется художественно-эстетическим направлением в развитии детей, региональным особенностям, культурным традициям.

5. Принцип полифункциональности реализуем благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей.

6. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды.

А чтобы ребенок имел возможность реализовать свои способности и речевую активность, необходимо дать ему «инструмент», то есть научить слышать слово, оперировать им, развить соответствующую всем нормам правильную, грамотную, связную речь.

С этой целью в группе созданы центры, зоны, уголки, насыщенные разнообразием дидактического материала, играми, пособиями, направленными на развитие всех компонентов речевой системы. Например, центр речевого развития «АБВГД-ка». Его эстетичность, привлекательность вызывают у детей живой интерес и стремление к самостоятельной деятельности. Здесь представлен большой выбор наглядного дидактического и раздаточного материала, учебно-методических пособий, наборы картинок, предметные карточки, игры по разным лексическим темам: «Цветы», «Птицы», «Мебель», «Животные и их детёныши», «Наш дом», «Кто у кого» и другое.

С помощью этих пособий и игр дети осваивают способы словообразования, правильное употребление падежных форм, расширение запаса синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов.

Для развития связной речи, обогащения и активизации словаря применяются следующие игры: «В мире слов», «Расскажи, кто что делает», «Подбери слова к рассказу», серия игр «Развиваем речь».

Фундаментальным условием развития словесного творчества являются сочинения сказок, рассказов, загадок, стихов. С этой целью используются:

- мнемотаблицы «для составления сравнительных и описательных рассказов»;

- схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам;

- мнемосхема для рассказывания сказок;

- тренинги по сказкам для формирования связной речи, обогащения словаря и так далее.

Для составления творческих рассказов собственного сочинения дети используют предметно-схематическую модель, разделенную на 3 части, которая помогает детям пополнить свой речевой «банк» новыми выражениями: 1 часть – начало, со слов: жили-были, однажды, в некотором царстве и так далее; 2 часть – описание того, что было, что есть и что будет, то есть события рассказываются в прошлом, настоящем и будущем времени; 3 часть – заключение: Тут и сказке конец, а… И я там был, мед … и так далее.

Для формирования правильного произношения, фонематического восприятия и слуха дети используют предметные картинки, карточки для автоматизации звуков; составлены картотеки чистоговорок, скороговорок и коммуникативных игр; материалы по звукопроизношению. Для закрепления зрительного восприятия и соотнесения звука с буквой представлена звукобуквенная мнемосхема.

Для артикуляционной гимнастики оформлен уголок с плакатом, картинками и карточками, где есть большое зеркало и индивидуальные маленькие. Подобраны игры и упражнения для артикуляционной гимнастики.

Речевой центр включает в себя игры и пособия для развития речевого дыхания. Например: «Ветрячки», «Султанчики», «Тучка, капельки и ветер», «Подуй на бабочку, листочек, снежинку», тренажеры для дыхания и прочее.

Для развития моторики рук представлены: мозаика, шнуровка, трафареты, пособия на развитие графо-моторных навыков, счетные палочки, массажные шарики, наборы «Бусы, пуговицы», пальчиковый театр, волшебная проволочка.

Для воспитания будущего талантливого читателя и стимулирования самостоятельной речевой деятельности создан книжный уголок, содержание которого периодически меняется и дополняется. Здесь сосредоточена литература на различную тематику, по разделам: о Родине, детях, животных, о жизни, природе; веселые книги С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского; басни, стихи, песенки, потешки с иллюстрациями наших художников и многое другое.

Создана мини-библиотека с учетными карточками и формулярами. Это и место для сюжетно-ролевой игры в «Библиотеку». Здесь дети могут создать свою книгу, попробовать себя в роли художников, писателей, журналистов. При этом развивается диалогическая и монологическая речь, воспитывается бережное отношение к книге, так как в дошкольном возрасте осуществляется работа по профориентации. В группе создан игровой уголок «Кем быть?» с интересным дидактическим материалом и предметами о профессиях. Наши дети – будущие школьники, поэтому в центре уголка – игра «Школа». В рамочке составлены иллюстрации творческих профессии, сделан лэпбук по данной теме.

Огромную помощь в развитии речи оказывает зона изо деятельности, потому что для многих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает свои мысли через рисование, лепку, аппликацию, а также конструирования. Очень важно, чтобы эти виду деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.

Зона театрализованной деятельности оказывает яркое эмоционально-психологического воздействие на ребенка, может изменить его отношение к себе и способы общения со сверстниками, способствует формированию внутреннего мира. Желание детей получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно и выразительно.

Театр, словно чародей-волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромны и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля!

В театральной зоне мы видим:

-Разные виды театра, игровые персонажи из мультфильмов, наборы наглядно-дидактических речевых пособий, художественную литературу, картотеку хороводных игр.

- Для рассказывания сказок дети с желанием используют мнемосхемы. Последовательно располагая карточки - картинки ребенок пересказывает любимые сказки.

- Сборник «Тренинги по сказкам», прекрасное пособие с небольшими сюжетами, красочными иллюстрациями, интересными заданиями для развития связной, грамматически правильной монологической речи.

«Костюмерная», размещенная в спальне, удобна для переодевания перед зеркалом. Можно оценить наряд, рассказать о нем, примерить на себя новый сказочный образ.

Большое место в группе отведено центру экологии, ведь природа окружает ребенка с ранних лет.

К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Центр наполнен экологическими развивающими играми, пособиями, литературой о природе. Особый интерес у детей вызывает коллекционирование. Собраны коллекции: «Камни», «Насекомые», «Ракушки», «Бумага», «Значки». С речевой стороны коллекционирование рассматривается, как составление творческих рассказов, стихов, загадок. Это целая система работы в речевой области. И так каждое знакомство с природой – урок развития для ума, речи, творчества и чувств к прекрасному.

В центре экспериментирования и исследования происходит яркий всплеск речевой активности, где формируется монологическая речь. Дети выстраивают собственное действие, рассуждают, делают выводы, а также получают возможность удовлетворить присущую им любознательность.

Хочется отметить, что зоны патриотического воспитания детей, физического развития, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, конструирования также оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, их общение в разных видах деятельности.

В работе с родителями по реализации речевых задач в приемной выставляются консультации, папки-передвижки, оформляются тематические уголки, выставки на разную тематику.

Создана мини-библиотека «Читаем вместе», где активно работает буккроссинг, что тоже способствует развитию познавательно-речевых навыков детей и расширению представлений родителей в этой области.

Таким образом, создав такую предметно-развивающую среду, я стремлюсь вовлекать детей в самостоятельную деятельность, чтобы они могли в течении продолжительного времени развернуть игру по интересам, общаться, развивая речь и коммуникативные способности.

Список литературы:

1. Анохина Т. «Как организовать современную предметно-развивающую среду»;

2. Новоселова С.Н. «Развивающая предметная среда»;

3. Родионова О.Р. «педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении»;

4. Артамонова О.В. «Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности»;

5. Карабанова О. А., Алиева Э.Ф., Родионова О. Р. и др. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов "Семейное древо своими руками" 

Автор Базарова Л. М.

Мастер- класс "Семейное древо своими руками" предназначен для воспитателей ДОУ. Тема выбрана нами не случайно, так как мы считаем, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс.

Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. 

Цель:

научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной. Показать педагогам, как формировать у дошкольников устойчивый интерес к своей семье, ее возникновению, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

Планируемые результаты:

Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выполнении задания, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.

Средства:

шаблоны деревьев; картинки (дедушка, бабушка, мама, папа, мальчик, девочка); салфетки, клей; ноутбук; проектор; экран.

Ход мастер-класса

   

1. Вводный мотивационный.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Сегодня мы приглашаем двух педагогов нашего детского сада и предлагаем им рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях, которые они хотят запечатлеть на семейном коллаже. Педагогам даются заранее подготовленные образцы семейных коллажей, они составляют по ним рассказ. Интеллектуальный “Доскажи пословицу о семье”:

Базарова Л. М.: «Вот что писал о России как о семье великий педагог К. Д. Ушинский: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас…

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Много русских пословиц и поговорок есть на Руси. Сейчас мы проверим, как хорошо вы их знаете.

Закончи пословицу:

Не нужен клад, когда в семье …лад.

Дом вести – … не бородой трясти.

В гостях хорошо, … а дома лучше.

Когда семья вместе, …и сердце на месте.

В родной семье и … каша гуще.

Согласную семью и …горе не берет.

В семье любовь да совет, …так и нужды нет.

Колесниченко Н. В.: «А откуда же произошло слово родина?

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других слов: родня, родословная, народ, родина, родич, родители. И вот из этих слов можно сложить одно большое понятие – семья. В слове семья заключены такие важные для любого человека чувства, как доброта, забота, тепло, взаимопонимание, доверие и, конечно, любовь».

Конструктивный.

Русская пословица гласит «Мой дом – моя крепость».

У каждой семьи есть своя крепость – свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем участникам построить фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что-то значить.

Игра: «Построй дом» 

Из модулей построить дом. Каждый модуль – кирпичик подписан (здоровье, понимание, любовь, улыбка, дружба).

 Очень важно знать историю своей семьи и родственные связи. Для этого принято составлять генеалогическое древо семьи.

Сегодня мы вместе с Вами и сделаем генеалогическое древо. 

2. Основной содержательный. 

Для участия в мастер-классе приглашаем несколько педагогов. Предлагаем два вида готовых образцов генеалогического древа.

Родословная – это история своей семьи, рассказ о том, кто является для них родными и близкими. 

При восходящем родословии главный объект исследования – лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают сбор информации, затем поднимаются по восходящим ступеням (коленам) к отцу, деду, прадеду…

Восходящую таблицу (от потомка к прямым предкам) начертить более-менее легко, поскольку в каждом поколении число персон увеличивается ровно вдвое. Восходящие таблицы выстраиваются по горизонтали и вертикали: 

К составлению нисходящей родословной переходят, когда о предках собрано достаточное количество материалов. Начинают с самого отдалённого из известных предков, и затем постепенно переходят к его потомкам.

Различают вертикальную нисходящую родословную таблицу (с расположением поколений сверху вниз) и горизонтальную (с расположением поколений слева направо).

Спросить у педагогов: «Кто-то из вас составил свою родословную. Встаньте, пожалуйста. А теперь, сядьте те, кто составил родословную по восходящей линии, когда во главу ставится личность».

Вопрос педагогам: «А как вы думаете, когда родословная составляется по восходящему типу, какие качества личности воспитываются в ребенке, когда во главу ставится сам ребенок?»

Мы сейчас с вами на практике попробуем составить образ своей семьи, занятие по такой теме проводится в старшей и подготовительной группах, как первый этап составления родословной. Все участники заполняют ячейки именами своих родственников – предков.

Готово! Будет здорово! ... если вы вспомните всех друзей, найдете их фото, и у вас получится замечательное «Дерево друзей». А может, идея пригодится для вашей группы, и получится памятное дерево с личиками детишек ваших групп, которое будет всех радовать! Также прекрасная идея для «Генеалогического древа».

 Рефлексия.

Все готовые работы выставляются для общего обозрения.

Спасибо Вам за участие.

Желаем, чтобы на нем было как можно больше рамок с фотографиями близких, дорогих, любимых родственников.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Что нового Вы узнали из мастера - класса? Какой вывод сделали?



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Художественно-эстетическое развитие в дошкольном учреждении.

Автор: Базарова Л. М.

Основным средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, музыка, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей с ранних лет. Основная цель каждого педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно – эстетического развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

Интеграция видов деятельности в ДОУ по развитию художественно-эстетических чувств дошкольников заключается в том, что образовательный процесс должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 

В процессе интеграции различных видов художественной деятельности музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. 

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности.

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.



Предварительный просмотр:

Доклад «Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками»

Автор Базарова Л. М. 

                                                                       Прежде чем давать знания,

                                                              надо научить думать,

                                                                       воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Введение.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Для детей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Перед проектной деятельностью стоят следующие задачи:

1. Обеспечение психологического благополучия и развития детей

2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность;

3. Развивать творческую активность познавательных процессов;

4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1. Исследовательски-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2. Ролевые-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).

Они классифицируются:

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

В основе проектно-исследовательской деятельности лежат:

1. Развитие познавательных умений и навыков

2. Умение ориентироваться в информационном пространственные умение самостоятельно конструировать свои знания

3. Умение интегрировать знания из различных областей наук

4. Умение критично мыслить

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.  п.)

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.

В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?»«как?»«почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Этапы проектной деятельности:

1. младший дошкольный возраст (активная роль принадлежит взрослому, подражательно-исполнительский уровень, происходит в форме игры)

2. средний дошкольный возраст»5» лет (развивающий уровень проектирования, развиваться самостоятельно, активность воспитателя снижается)

3. старший дошкольный возраст (творческий этап проектной деятельности, характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе- развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её)

Общие методические рекомендации педагогам по руководству детской проектно-исследовательской деятельностью:

1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3.   Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4.   Избегайте прямых инструкций ребенку.

5.   Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6.   Помогайте учиться управлять процессом мышления:

— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

— развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий ми, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.

Организуя работу над проектами, нужно учить детей собирать информацию, совместно с родителями выяснять, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

     В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, можно выявить, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия нужно взять за основу.

    Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в подгруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

     Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему «Новогодние чудеса»

Автор Базарова Л. М.

Конструирование из бумаги в технике оригами «Ель»

Назначение: мастер– класс по изготовлению елочки из бумаги. Работа может стать украшением для интерьера к Новому году как в вашей группе, так и дома. Данный мастер– класс можно использовать на занятиях со старшими дошкольниками, младшими школьниками, в кружковой работе, а также в совместной деятельности детей и родителей.

Цель: научить педагогов изготавливать елочку из бумаги в технике оригами.

Задачи:

Обучающие:

• формировать умение следовать устным инструкциям;

• обучать различным приемам работы с бумагой;

• использовать основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.;

• пользоваться специальными терминами;

• создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

• развивать внимание, мышление, память, логическое и пространственное воображение;

• развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии;

• развивать способность работать руками, приучаться к точным движениям пальцев;

• использовать данную технику для подготовки атрибутов и наглядностей для занятий.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к конструированию из бумаги – искусству оригами;

• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

• развитие бережного и экономного использования различных материалов, содержание в порядке рабочего места.

Материалы и оборудование: образец елочки, изготовленный лектором, бумага зеленого, голубого цветов, бумага белого цвета, линейка, карандаши, ножницы, клей, снежинки, бусинки, дождик для украшения елочек.

Вступительная часть

Ель (лат. Pícea) — род хвойных вечнозелёных деревьев семейства Сосновые (Pinaceae).

Около 40 видов вечнозелёных высоких (в оптимальных условиях произрастания) деревьев (до 96,7 м высотой) с красивой кроной, распространённых в умеренных и холодных (субарктических и субальпийских) районах Северного полушария. В низовьях Енисея и на Таймыре заходит даже в южную часть арктического климатического пояса. Наиболее южные области планетарного ареала ели находятся в высокогорьях субтропиков, например, в горах Юго-Западного Китая, Тайваня, Северной Индии, Непала, Бутана, крайнего северо-востока Мьянмы и Северной Мексики.

Ель может давать молодые побеги-клоны из корней погибшего дерева. На западе Швеции, в национальном парке Фулуфьеллет существует экземпляр ели европейской, названный «Старый Тикко», возраст которого, с учётом нескольких поколений таких клонов, составляет более 9550 лет. Это старейший известный древесный организм на Земле.

Старейшие достоверные ископаемые фрагменты елей найдены в отложениях из олигоцена.

Ель имеет относительно мягкую древесину, которая используется в производстве бумаги, строительных материалов, музыкальных инструментов, скипидара, целлюлозы, канифоли. Хвоя, шишки и почки нашли широкое применение в народной медицине. Они используются для профилактики и лечения простуд, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, гайморита. Сироп из почек назначается при микроинфарктах, а мази с добавлением смолы применяются для заживления язв и ран.
Легенда о рождественской ели.

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета! (Корней Чуковский)

Практическая часть.

Последовательность изготовления елочки.

Шаг 1.

Приготовить квадраты бумаги: зеленого, голубого и белого цветов.

Шаг 2.

Согнуть квадрат пополам к себе, совмещая верхнюю и нижнюю стороны и углы. Аккуратно прогладить пальцем линию сгиба. Развернуть квадрат, совместить боковые стороны (согнуть еще раз пополам).

Шаг 3.

Развернуть квадрат, согнуть по одной и по другой диагонали, получится треугольник.

Шаг 4.

Развернуть квадрат углом к себе.

Шаг 5.

Загнуть внутрь боковые углы по линиям сгиба, чтобы получилась базовая форма двойной квадрат.

Шаг 6.

Отогнуть к середине поочередно правый и левый уголки верхнего квадрата, прогладить.

Шаг 7.

Развернуть складку правого уголка, приподнять вверх, совместить левую сторону сгиба боковины с левым уголком и прижать. Отогнуть вправо.

Шаг 8.

То же действие повторить с левым уголком.

Шаг 9.

Перевернуть квадрат и с другими уголками повторить те же действия.

Шаг 10.

Получился четырехугольник.

Шаг 11.

Нижние уголки заготовки загибаем вовнутрь, их будет четыре.

Шаг 12.

По боковой линии сгиба делаем разметку с шагом 1,5 см.

Шаг 13.

Ножницами делаем надрезы к средней линии, не доходя до ее конца.

Шаг 14.

Каждый надрез аккуратно сгибаем на уголок. Загибаем все уголочки кроме верхнего, его оставляем без изменений.

Шаг 15.

Красивая новогодняя елочка– оригами из бумаги с пушистыми веточками – готова!

Стоит эту елочку другу подарить,

Только лишь сначала надо смастерить.

Можно взять зеленый или белый цвет.

Приложить старания – в этом весь секрет!

Посмотрите, какие красивые елочки у вас получились: зеленые, голубые и белые, словно запорошенные снегом, и все как живые! Украсим их макушки звездочками, а веточки снежинками, бусинками и сверкающим дождиком. Елочки превратились в настоящих лесных красавиц!

А теперь, давайте споём песню «В лесу родилась ёлочка», чтобы сказочные лесные красавицы порадовались вместе с нами.

Поздравляю всех с наступающим Новым 2023 Годом!

Спасибо за внимание!