6. Развивающая предметно-пространственная среда

Курягина Оксана Юрьевна

ХАРАКТЕРИСТЕКА ИГРОВЫХ ЗОН

Предметно-развивающая среда групп, в которых я работаю соответствует возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.

Итак, добро пожаловать в подготовительную группу "НЕПОСЕДЫ"

Центр конструирования

Цели: 

¨ 1. Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого мышления.

¨ 2. Обучение элементарному планированию действий.

¨ 3. Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

 

Содержание центра конструирования:

Þ Крупный строительный материал.

Þ Средний строительный материал.

Þ Мелкий строительный материал.

Þ Конструктор типа «Лего».

Þ Металлический конструктор.

Þ Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей,  животных, макеты деревьев и кустарников).

Þ Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки,  фотографии, чертежи.

Þ «Автосервис»:  транспорт мелкий, средний, крупный. Автомобильная  дорога.

   

 

Центр «Безопасности

Цель: отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность.  Помогает детям в ознакомление  с правилами и нормами безопасного поведения на дороге  и формированию навыков сохранения  жизни.

Содержание центра ПДД:

Þ Полотно с изображением дороги, пешеходных переходов. Полотно можно сложить и убрать.

Þ Мелкий транспорт.

Þ Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор, жезл.

Þ Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге, в быту.

Þ Мобильный лепбук «Азбука пешехода».

Þ Светофор, рули, карточки дорожных знаков.

   

 

Творческая мастерская

Цели:

¨ Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

¨ Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

¨ Расширение представление о цвете, свойствах и качествах различных  материалов.

¨ Обучение различным техникам вырезания.

¨ Освоение новых техник изображения.

 

Содержание центра художественного творчества:

Þ Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин.

Þ Цветная и белая бумага, картон, ткани, нитки, самоклеющаяся  пленка.

Þ Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски,  розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

Þ Материал для нетрадиционного рисования: шишки, сухие листья, тычки, ватные палочки, зубные щетки.

Þ Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и другое.

   

 

Центр художественной литературы «Полка умных книг»

Цели:  развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания,

умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об

окружающем мире.

Содержание книжного центра:

Þ Стеллаж, полка для книг, стол, стульчики.

Þ Детские книги по программе и любимые книги, журналы  детей,

     детские энциклопедии, книги по интересам.

Þ Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

   

 

Музыкально-театральный  центр

Цели:

1. Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

2. Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям,  расширение музыкальных впечатлений.

       3.  Развитие речевого творчества на основе литературных произведений.

       4.  Обучение перевоплощению с использованием мимики, голоса, интонации.

       5.  Обучение использования в речи слов , необходимых для характеристики  персонажей.

 

Содержание музыкально-театрального центра:

Þ Музыкальные инструменты :металлофон, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, гусли, электрическое пианино, гитара.

Þ Магнитофон, флэшка с записями детских песен и музыки.

Þ Нетрадиционное музыкальное оборудование (шумовые инструменты).

Þ Погремушки.

Þ Ширма для настольного театра.

Þ Костюмы, маски, атрибуты для постановок сказок.

Þ Куклы и игрушки для различных видов театра (стержневой, кукольный, пальчиковый).

Þ Деревянный театр по сказкам.

   

 

Спортивный центр «Физкульт - Ура»

Цели: 

способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. 

- разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды группы и приобщение детей к здоровому образу жизни.

 

Содержание спортивного центра:

Þ Мячи большие. средние, маленькие; мячи вязаные; обручи, скакалки,  флажки, ленты, гинастические палки, кегли, кольцеброс, дорожки здоровья;  городки; дартс, детская баскетбольная корзина, настольный хоккей, футбол,  бадминтон, напольная игра Твистер, «Поймай мяч»;

Þ Мешочки с грузом, султанчики, «Подддувалки», массажные коврики с рельефами, цилиндры деревянные, деревянные гантели, штанга  деревянная;

Þ Схемы зрительно-двигательных проекций, схемы выполнения подвижных игр;

Þ Нетрадиционное оборудование и атрибуты из бросового материала, сделанные руками  родителей и воспитателей. 

   

 

Центр сюжетно-ролевой игры

Цели:

1. Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого   поведения.

2. Активизация ролей речи. Обогащение речевого сопровождения сюжетной  игры.

       3.  Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

4. Обогащения опыта регулирования различных типов социальных   отношений.

 

Содержание центра сюжетно-ролевой игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Кафе», «Школа»,  «Семья» .

Þ Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, 2 кроватки.

Þ Мебель для парикмахерской, магазина, больницы.

Þ Набор для кухни: плита, мойка, кухонный гарнитур.

Þ Игрушечная посуда (набор чайной, кухонной, столовой посуды).

Þ Куклы.

Þ Коляски для кукол.

Þ Комплекты одежды и пастельных принадлежностей.

Þ Атрибуты для ряжения (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки).

Þ Предметы-заместители.

Þ Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Повар», “Строители».

Þ Атрибуты  для игр с общественным сюжетом «Библиотека», «Школа», “Автосервис».

Þ Наборы овощей и фруктов. Весы и касса. Сумки.

Þ Набор для уборки. Утюги.

Þ Зеркало.

            

 

Центр математики

Цель:

1. Уточнение и расширение представлений  о количественных отношениях в натуральном ряду чисел; о временных отношениях;  о частях суток.

2. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

3. Упражнения в измерениях с помощью условной меры и сравнении   предметов по длине, ширине, высоте, толщине.

       4.  Упражнения в придумывании и решении задач, головоломок, загадок.

5. Обучению классификации геометрических фигур по наличию признаков; формулировке арифметических действий.

 

 Содержание центра математики:

Þ Счетный материал, комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и полотна, набор карточек с гнездами для составления простых  арифметических задач.

Þ Учебные приборы: рабочие тетради по математике, ручки, простые карандаши, линейки, счетные палочки.

       Þ  Наборы геометрических фигур для полотна и магнитной доски.

       Þ  Наборы объемных геометрических фигур.

       Þ «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней  недели.

Þ Мозаики, пазлы, игра «Танграм».

Þ Часы песочные, механические.

Þ Наборы таблиц и карточек с предметными и условными изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно.

Þ Настольно-печатные игры :

Þ Дидактические игры:

Þ Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Цифры и счет», «Кубики Загадка»», математический планшет,

кубики Никитина, «Геоконт конструктор» игры, разработанные в центре Воскобовича).

    

 

Центр речевого развития «Речевичок»

Цели:

1. Развитие способностей к словесному  творчеству, экспериментированию со словом.

2. Формирование грамматически правильной речи.

3. Автоматизирование произношения  звуков речи и их дифференциации.

4. Закрепление интереса самостоятельно моделировать содержание произведения, создавать собственные.

 

Содержание речевого центра: 

Þ Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания:      тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки.

Þ Демонстрационный материал: плакат «Алфавит», касса букв, наборы: «Азбука на магнитах», «Разрезная азбука».

Þ Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза предложений.

Þ Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Скажи наоборот».

Þ Разрезные сюжетные картинки (8-12 частей).

Þ Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Þ Мнемотаблицы для составления рассказов.

Þ Наборы картинок для классификации: виды животных, птиц, растений, ландшафтов, профессий, спорта.

Þ Лепбук «В мире профессий».

Þ Серии картинок «Времена года» (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

Þ Настольно-печатные игры «Что к чему?», Четвертый лишний», «Развитие внимания», домино «Составь слово», пальчиковые игры и др.

Þ Пословицы, поговорки, чистоговорки, картотека артикуляционной  гимнастика.

   

 

Цент экологии и природы воспитания

Задачи:

1. Создание оптимальных условий для формирования представлений об окружающем мире , расширение чувственного опыта детей.

       2.  Развитие наблюдательности, любознательности, активности.

       3.  Формирование способов познания  путем сенсорного анализа.

       4.  Формирование комплексного алгоритма обследование предметов.

5. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

6. Развитие наблюдательности и творческих способностей.

7. Совершенствование умения распознавать состояние погоды.

 

Содержание  центра экологии и природы:

Þ Стол с углублениями для воды и песка.

Þ Природный материал: глина, камушки, ракушки, опилки, минералы, кора  деревьев, различные семена и плоды и т.д.

Þ Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки и т.д.

Þ Лупы, набор стеклянных призм, набор зеркал для опытов, магниты.

Þ Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата марля, соломки для коктейля.

Þ Картотека схем, таблиц выполнения опытов.

Þ Растения характерные для различных времен года.

Þ Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, кисточки.

Þ Картина сезона, модели и части суток.

Þ Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды каждый день.

Þ Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

   

 

Центр краеведения и патриотического воспитания.

Задачи:

1. Формирование обобщенных представлений о истории образования родного города, отраслях производства, промышленных и культурных объектах.

2. Знакомство детей с символикой нашей страны, города, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом,

с народными промыслами России.

3. Знакомства детей с известными людьми города, страны.

4. Воспитание любви к родному городу и Родине.

 

Содержание центра краеведения и патриотизма:

 

Þ Альбомы « Моя семья», «Моя малая Родина», “Наш город-Гусь-Хрустальный”, “Достопримечательности города г.Гусь-Хрустальный», « Великая Отечественная Война», “Знаменитые земляки».

Þ Декоративно-прикладное искусство.

Þ Художественная литература поэтов и писателей родного города.

Þ Флаг, герб, и другая символика Росси и г.Гусь-Хрустальный.

Þ Альбом работ родителей и детей «Мы живем в Гусь-Хрустальный», Моя родина - Россия».

Þ Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России

 

 

   

 

Центр уединения «Страна неприкосновенности»

Задачи : обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение,

восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Это место отгороженное занавеской, где есть стол, диванчик, полка с книгами.