публичное представление педагогического опыта

 Татьяна Васильевна Попова

Публичное представление собственного инновационного  педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Барашевская  средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района РМ Поповой Татьяны Васильевны.

Образование – высшее, в 2004 году закончила МГПИ имени М.Е. Евсевьева по специальности «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Общий стаж работы – 25 лет, стаж работы в МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» - 22 года.

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».

        А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: «Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie19.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного  педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Барашевская  средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района РМ Поповой Татьяны Васильевны.

Образование – высшее, в 2004 году закончила МГПИ имени М.Е. Евсевьева по специальности «История» с дополнительной специальностью «Юриспруденция». Общий стаж работы – 25 лет, стаж работы в МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» - 22 года.

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности».

        А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: «Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?» 

Актуальность.

        Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности учебных учреждений являются набор так называемых «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

          Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: «Процесс активизации учебно – познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников».

        Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

          Поэтому необходимо внедрять новые педагогические технологии в работе, создавать на уроках благоприятную атмосферу для работы, использовать различные методы, формы и приемы, которые будут увлекать учащихся.

        В течение нескольких лет я работаю над проблемой: «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности». Использование современных образовательных технологий в учебной и во внеурочной деятельности является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог провести урок или внеклассное занятие с использованием современных образовательных технологий. Это дает возможность учителю работать более эффективно, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. На своих уроках и во внеурочной деятельности,  я использую следующие современные образовательные технологии: 

Наименование технологии

        Уровень использования        

на уровне отдельных элементов

апробация в

эксперименталь-

ном режиме

системное использование

(в течение нескольких лет)

Метод проектов

Апробация

Технология развития критического мышления

Системное использование

ИКТ

Системное использование

Проблемное обучение

На уровне отдельных элементов

Игровая деятельность

Системное использование

Здоровьесберегающие технологии

Системное использование

        В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. 

Информационные технологии реализую с помощью следующих  программ:

 - программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;

 - электронное тестирование;

 - ЦОР, ЭОР.

Здоровьесберегающие технологии обучения.  Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкультминуток.  Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.  

Технология развития критического мышления – это открытое мышление, не принимающее ограничений, которое развивается через переложение информации на личный жизненный опыт.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
  4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

По мнению М.И.Махмутова критическое мышление включает способности человека, помогающие ему:

а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;

б) сознавать истинность или ложность теории, положения;

в) уметь определять ложное, неверное от правильного, верного;

г) анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, показывать образец высказывания, поведения.

        Успешность освоения учебного предмета часто зависит от возможности конкретного учащегося воспринять информацию через призму собственных знаний и личного опыта. Трехфазное построение урока по данной технологии позволяет с большим успехом добиться данного эффекта.

      Стадия «Вызова» как раз в первую очередь взывает к имеющимся знаниям ученика, а главное провоцирует включиться в деятельность, в познание путем постановки целей и задач урока лично каждым учеником. Каждому учащемуся становится интересно и важно дойти до истины, найти ответ на проблемный вопрос.

 Урок   в  11 классе   по  обществознанию  по  теме  «Свобода   в  деятельности    человека».   Лучшей формой    проведения  данного   урока     будет   групповая   деятельность   обучающихся.    Для того, чтобы  вызвать интерес    к проблеме,   что   такое свобода     на   стадии    вызова   я предлагаю    школьникам познакомиться с высказываниями на экране:

1.  « Свобода – это состояние  человека, при котором    его  никто не сдерживает и   никто не контролирует, кроме   властей   и   той цели,    которую  он сам себе поставил»  ( французский философ    Луи   Лефевр).

2.  «  Общественная  свобода есть не что иное,   как пунктуальное   соблюдение   общественных законов»   ( итальянский историк   Джузеппе   Ботто).

Задание   группам:  с  чьим  мнением   вы согласны   в   большей  степени?   Почему?   ( На  размышление   отводиться    5 минут). Учащиеся представляют свою точку зрения и приводят аргументы.

Урок   в  11 классе   по  обществознанию  по  теме  « Свобода   в  деятельности    человека».

Стадия    осмысления. Эту   часть урока  я провожу  с  использованием  приёма,  который называется  « эффективная»   или  «продвинутая»    лекция.   Но    на этой стадии   должен быть использован приём,  поддерживающий   интеллектуальную активность   учащихся.   Поэтому  я даю задание:   во  время     слушания   лекции    записать,     с  чем  связано   понятие  « свобода»,    какие сложности   сопряжены   с  ней.     По ходу лекции   задаю вопросы для индивидуального высказывания:   имеет ли свобода   границы     или она абсолютна, то есть не может   быть   ограничена ни при каких обстоятельствах?  Привожу конкретные примеры.  По    окончании   лекции   я предлагаю    учащимся   обсудить   в группах  записи, и  сформулировать   ответ на вопрос:  « С   чем  связано понятие «свобода»,  какие  сложности   для  человека   сопряжены    с  ней?»    После  выслушивания   мнений   групп   и   небольшой  дискуссии    на доске возникает  следующая запись:

1. - Свобода   всегда сопряжена   со свободой   выбора.

2   - Выбор зависит от поставленной цели.

3    - Свобода   всегда влечёт   ответственность   за принятое решение.

      Стадия «Осмысление» позволяет соотнести новые полученные данные с уже имеющимися. Буквально происходит процесс обдумывания и принятия или не принятия конкретных фактов, идей прямо на глазах педагога. Восхитительно видеть, как ребята начинают высказываться, вступать в дискуссии, пытаясь найти правильный путь.

       Так плавно из  второй и вытекает третья стадия урока в технологии развития критического мышления – «Рефлексия». В дебатах, через обсуждение в группах или с педагогом, размышляя, ребята самостоятельно выводят новое знание, а выявив его могут поставить для себя новые цели обучения.

      Как сказал древний мыслитель и философ Китая Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

      Я искренне считаю, что за такими технологиями, как технология развития критического мышления, будущее нашего образования. Делая что-то лично, человек усваивает 90 % полученной информации, поэтому, если мы хотим добиваться успехов и повышать уровень образования, непременно нужно использовать такие методы, которые позволят обучающимся «проживать» материал, преподаваемый им педагогами.

      Одним из приоритетов современного образования  я считаю, является организация проектно-исследовательской деятельности. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  

  Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

      -    обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для  их достижения и оценивать результаты  этой деятельности;

-          формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов  деятельности;

-          формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

    Учащиеся,  занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными. В своей работе я применяю этот метод в основном в рамках внеурочной деятельности. 

Таблица «Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности»

Год

Название работы

Уровень

Результат

2015

V  Республиканская  учебно-практическая конференция

« Юный исследователь»  

республиканский

призер

V  Республиканская  учебно-практическая конференция

« Юный исследователь»  

республиканский

участие

Творческий конкурс работ по избирательному праву

муниципальный

3 место

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

победитель

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

призер

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

участие

2017

IV районная научно-практическая  конференция исследовательских работ

муниципальный

победитель

IV районная научно-практическая  конференция исследовательских работ

муниципальный

призер

Конкурс сочинений по избирательному праву

муниципальный

3 место

В современных исследованиях выявлены закономерности и необходимые условия исследовательской деятельности учащихся, которые отражены в работах В.А. Андреева, В.Г. Разумовского, В.И. Смагина, В.П. Ушачева, Л.Д. Шабашова, А.П.Тряпициной, Е.В. Мещеровой. Уделено внимание развитию  научного мышления, творческого воображения, самостоятельности, формированию и развитию универсальных исследовательских умений и навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности, гносеологическими знаниями (Н.Е. Важевская, В.Г. Разумовский, В.В. Краевский).

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством применения современных образовательных технологий   на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания различных приёмов и методов. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения сохранение здоровья  детей.

       Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот некоторые из приемов, которые применяются мной на уроках.

Прием «составления кластера». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой –либо темы. Например, изучаем тему сферы жизни общества в 8 классе. В рабочих тетрадях по ходу работы с материалом составляем схему. Учащиеся наглядно видят  и воспринимают ее зрительно. Затем стрелочками обозначается взаимосвязь этих сфер в жизни каждого человека и жизни всего общества.

При изучении темы «Права человека» учащиеся 9 класса, работая с учебником заполняют схему

Описание: Кластер к уроку обществознания по теме Права и обязанности граждан   

Кластер может быть использован на разных стадиях урока. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии осмысления-для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. 

Прием «написания синквейна». «Синквейн» означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Структура 1 строка-существительное, тема синквейна, 2-2 прилагательных,  раскрывающих тему, 3-три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна, 4-фраза, предложение, свое отношение к теме, 5-слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы. В этом году начала работу по составлению синквейна в 6 классе. Сначала объяснила правило написания. В качестве примера рассмотрели несколько готовых синквейнов. Потом определили свою тему, фиксировали время и заслушали варианты учащихся. Такая работа используется на этапе рефлексии и очень нравится. Например, после изучения темы в 11 классе « Законотворческий процесс» , в конце урока учащиеся составляют синквейн со словом закон.

                                          Закон

                                                      Справедливый,  суровый

                                         Предупреждает,   защищает,  наказывает

                             Необходимое   условие   существования  общества

                                Необходимость

Прием «написания эссе» Смысл приема выражается следующими словами «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему. Использую в 10-11 классах в рамках подготовки к ЕГЭ. В написании эссе ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументации . Чаще всего пишется на уроке и дома после изучения проблемы.

 Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа.

     Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в  качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только  иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. В своей практике я использую различные формы организации  деятельности  учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита идей, урок- ролевая игра. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

     Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках  истории и обществознания  и во внеурочной деятельности дает высокие результаты:  

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;  

- идти в ногу со временем.

       Современный педагог должен уметь применять современные образовательные технологии, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники нашей школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

Таблица «Результаты участия в олимпиадах»

Год

Класс

Название

Уровень участия

Результат

2014-2015

10

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

6

Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск РМ

Республиканский

3 место

8

Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск РМ

Республиканский

3 место

7

Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск РМ

Республиканский

2 место

2015-2016

7

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Победитель

8

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Победитель

8

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

9

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

11

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

7

Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск РМ

Республиканский

Поощрительное место

9

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Республиканский

участие

11

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Республиканский

участие

2016-2017

9

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

10

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Муниципальный

Призер

9

Всероссийская олимпиада по обществознанию

Республиканский

участие

2017-2018

9

Всероссийская предметная олимпиада по праву

Муниципальный

Призер

8-11

Всероссийская предметная олимпиада по обществознанию

Муниципальный

участие

Результаты моей педагогической деятельности:

 

ФИ учащиеся

Год окончания учебы

Сдаваемый на ЕГЭ предмет

Результат ЕГЭ в баллах

Место учебы

Девятаев Олег

 

2015

 

Обществознание

82

 

Военная академия РВСН имени Петра Великого

Поколева Елена

2017

Обществознание

69

Российская таможенная академия

Поколев Виктор

2018

обществознание

90

Голицынский пограничный институт ФСБ России

Опытом работы я делюсь со своими коллегами

- на заседаниях ШМО и РМО учителей истории и обществознания,

- на семинарах учителей истории и обществознания,

-на педагогическом совете школы.

 Список литературы:

  1. Волков Е.В.  Развитие критического мышления. М., 2004.
  2. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004
  4.  Дудина Е. А. Критическое мышление как условие успешности педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). 

   

Название работы

Уровень

Результат

V  Республиканская  учебно-практическая конференция

« Юный исследователь»  

республиканский

призер

V  Республиканская  учебно-практическая конференция

« Юный исследователь»  

республиканский

участие

Творческий конкурс работ по избирательному праву

муниципальный

3 место

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

победитель

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

призер

II районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»

муниципальный

участие

IV районная научно-практическая  конференция исследовательских работ

муниципальный

призер

Конкурс сочинений по избирательному праву

муниципальный

3 место