Работа с детьми ОВЗ

Сидоренко Алеся Николаевна

Здесь находится материал, который может помочь в работе с детьми, у которых ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ на уроках русского языка

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов непрерывно возрастает

Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Школьники с ОВЗ - это  группа детей, требующая особенного внимания. В нее входят обучающиеся с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. У детей с ОВЗ на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Однако у детей с ОВЗ сформировать познавательный интерес весьма трудно. Это удаётся лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет более низкого уровня и недостаточно творческим.

На уроке ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Таким детям трудно приспособиться к правилам всего общества, они не могут долго сидеть и быстро работать.  Ребёнок с ОВЗ переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена.

Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которую я провожу на каждом уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом: если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик. Также для лёгкого заучивания орфограмм использую ассоциативные картинки.

Для повышения интереса детей к предмету, используются следующие стимулы:

- занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);

- заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;

- похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.

Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют, потому что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей (например, игры с буквами, универсальные развивающие игры).

Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану.

На данных уроках главное – поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте.

Необходимо также учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Часто дети с ОВЗ не могут привести свои примеры к правилу, и не только дети с ЗПР, но и с другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших заданий, если это ребенок с ЗПР.

Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.