Учитель года-2020 ("Педагогический дебют")

Сидоренко Алеся Николаевна

Уважаемые члены жюри и гости моей страницы, здесь Вы найдёте материалы для конкурса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Кусочек сердца отдавать кому-то–  

                                                                       такая у меня работа!

Я – учитель… Я – учитель? Да, сегодня я действительно это осознаю. Могу ли я назвать себя Учителем с большой буквы? Нет, я в самом начале пути, поэтому необходимо каждый день развиваться и стремиться к большему. Но желание и целеустремлённость принесут плоды, ведь так?

Учитель… С раннего детства я знала, что это моя миссия – учить и любить детей. Это большая ответственность, ведь для меня важно не только давать знания, но и развивать личность. В моей практике не просто уроки русского языка и литературы, это обязательно и жизненные уроки. Воспитание собственным примером, учение с увлечением, творческий и гуманный подход, равноправные отношения – это принципы моей педагогической деятельности. Во многом мне близка методика преподавания Симона Соловейчика и Шалвы Амонашвили. Мне хочется стать для детей хорошим учителем, тактичным наставником и настоящим другом.

Главная цель, которую я для себя ставлю каждый день, идя на работу - это найти ключик к каждому сердцу, подарить радость.

Митрополит Антоний Сурожский говорил: "Есть китайская поговорка о том, что вся тьма вселенной не может погасить самую маленькую свечку. Это надо помнить..."

Так вот я – та самая свечка. Я – учитель! И хочется верить, что несмотря на сложные моменты и изменения в образовании, во мне не погаснет огонь души и желание нести свет и знания детям!



Предварительный просмотр:

                                                                                      Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

УМК:Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.Носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.  – 3-е изд. –  М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 

1. Воспитывающая цель:

-воспитывать интерес детей к биографии автора и его сказкам;

-воспитывать  уважение к верности и дружбе, учить беречь эти чувства 

2. Обучающая цель:

-познакомиться с биографией Г.Х. Андерсена;

- проанализировать сказку «Снежная королева»;
-вспомнить определение такого жанра, как сказка.

3.Развивающая цель:

-формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;

-развивать умение анализировать прочитанное;

.

Универсальные учебные действия (УУД):

 Предметные: познакомиться с биографией Г.Х. Андерсена, вспомнить жанр сказки, проанализировать сказку «Снежная королева».

 Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные : формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: по источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения: фронтальный опрос, практическая работа в парах.

Оборудование: учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, раздаточный материал.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

  1. Организационный этап.

(1мин.)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

(3мин.)

Цель этапа:  заинтересовать обучающихся, сформулировать тему, определить цель урока

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

Все ли готовы к уроку?

-Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. 

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 

Доброе утро, ребята! 
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса.

Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 

Попробуем? 

Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 

-Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. 

Но сначала вы должны отгадать ребус.

http://festival.1september.ru/articles/625756/img2.jpg

-Какая сказка здесь зашифрована?

-А знаете ли вы её автора?

-Верно. Так о чём же мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему и цель урока.

Приветствуют учителя.

Ребята слушают учителя и машут руками.

Отгадывают ребус.

-«Снежная королева».

-Г.Х.Андерсен.

-Г.Х. Андерсен «Снежная королева».

-познакомиться с биографией писателя, проанализировать сказку.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем, сверстниками;

Регулятивные: 

саморегуляция.

Познавательные:

Умение определять тему и цели урока, высказывать свою точку зрения;

Коммуникативные:

Строить монолог, слышать других.

 

III.Формирование новых знаний. Слово о писателе. (15 мин)

Цель: изучение нового материала. Подготовка к работе по произведению.

-Скажите пожалуйста, что вы знаете о Г-Х. Андерсене? 

-Какие произведения великого сказочника вам знакомы? 

-Всё верно. Давайте ещё раз подробнее вспомним жизнь и творчество великого сказочника.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании.

Отец Ханса Кристиана, кстати сказать, тоже Ханс Кристиан, был человеком одаренным, с поистине поэтической душой. Он был башмачником, но кроме обуви, он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления.

Позднее и маленький Андерсен подключился         к отцовскому хобби. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги,  разыгрывал представления.

Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. Ей часто приходилось просить подаяние. Единственной гордостью их семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с луком и несколько вазонов с тюльпанами на окнах.

Учился Андерсен в приходской школе для бедняков. Прилежным учеником он не был и учителя часто наказывали его, а ученики смеялись над ним.

     Мать сжалилась над Хансом и перевала его в еврейскую школу, где учеников не наказывали.  Но и здесь он слышал издёвки и насмешки от своих одноклассников.

Семью Андерсена не обошло горе. Отец ушёл на войну                   в наполеоновскую армию, а вернулся весь израненный и вскоре умер.

После смерти отца  семья едва сводила концы          с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала  на суконную фабрику, затем на табачную.

     В возрасте 14-ти лет Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроиться на работу в театр. Благодаря приятному голосу он был принят в Королевский театр, но затем потерял голос, а вместе с ним и работу.

Но его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе.  И с 1829 года становится известным и пишет произведения, в том числе и сказки.

Рассказывая сказки детям, писатель    часто    оживлял   их

с помощью своих вырезок-силуэтов. Порой  он  прибегал  и к помощи клея.

     У Андерсена не было семьи. Своё одиночество он компенсирует    путешествиями

в разные страны.

По возвращении из Африки в 1872 году он упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года.

Умер Андерсен 4 августа  

1875 года в возрасте 70 лет.

Родина почтила память Андерсена, установив

на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города.

-Итак, где родился Андерсен?

-Из какой семьи он был, кем были его родители?

-Дома вам нужно было прочитать сказку «Снежная королева». Вспомните, что называется сказкой?

-Молодцы. Вы знаете, что бывают народные и литературные сказки. Чем отличается литературная сказка?

-Датскцй писатель.

-«Гадкий утёнок», «Русалочка», «Огниво».

Учитель рассказывает биографию писателя, сопровождая презентацией. Ребята слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

-Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

-У неё имеется автор. В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала, поиск и выделение информации;

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV.Чтение и анализ произведения. (22мин.)

Цель: проанализировать произведение.

-Ну что ж, переходим к анализу прочитанной сказки.

-Итак, давайте вспомним , с чего все начиналось. Прочитайте текст на слайде.

Чтение отрывка вслух.

Давным –давно жили по-соседству двое детей : мальчик Кай и девочка Герда.

Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.

- Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева?

- Конечно, - кивнула бабушка. – Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры.

На другой день, когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул.

- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце !

Бедный мальчик ещё не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной Королевы , который должен был превратить его сердце в лёд.

- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной Королеве?

-Что попало в сердце мальчика? 

- Прочитайте про себя текст на слайде и найдите в нём: Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы? 

-Как же Кай оказался во владениях Снежной Королевы? 

- Расскажите, пожалуйста, как ведёт себя Герда. Что она делает, предпринимает?

- А что движет Гердой , когда она решается отправиться на поиски Кая?

-Верно. Значит, Герда очень любила Кая, поэтому всё простила и решила спасти его.

-Сейчас поработаем в парах. Выполните задание на карточке.

Найдите описание героя и соедините стрелочкой.

Тролль

«… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Снежная королева

«… в большой соломенной шляпе , расписанной чудесными цветами…»

Кай

«… держался он вообще непринуждённо и мило…»

Герда

« глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные»

Маленькая разбойница

«… злой-презлой, сущий дьявол…»

Принц

« она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая»

Колдунья

«… он не мог хорошо говорить на языке людей , но видимо , желал девочке добра…»

Ворон

« ах , как ныли её бедные усталые ножки…»

-Вы справились с этим заданием.

-У вас на партах лежат карточки. Из букв составьте слово, которое Кай пытался выложить из льдинок.

C:\Users\ALESIA\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\logopedicheskaya-olimpiada-10.gif

-А кто знает, что обозначает слово «вечность»?

-Давайте прочитаем его значение из словаря Ушакова.

вечность, вечности, мн. нет, жен. (книж.). Время, не имеющее ни начала, ни конца. Очень долгое время, бесконечность

-Теперь давайте вспомним эпизод, когда Герда добралась до Кая и спасла его. Посмотрите фрагмент мультфильма. (от 55 минуты до конца).

-Когда Герда добралась до владений Снежной королевы, каким она увидела Кая?

- Почему Кай не узнал Герду? 

-Как смогла Герда возродить его к жизни?

- Кай с Гердой вернулись домой. А мы с вами давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая и, которые должны быть у каждого человека.

- А есть ли у Вас друзья?

- А Вы за какие качества цените своих друзей?

- Почему человеку нужно, чтобы у него были друзья?

-Всё правильно, поэтому цените друзей, которые у вас есть.

Читают отрывок текста.

-Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры.

- В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной Королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лёд

-Читают текст.

Чтение про себя.

Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть , как Кай привязал к ним свои саночки.

Сидевшая в санях Снежная Королева , а это была она, усмехнулась – и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.

Околдованный Кай забыл и Герду , и бабушку : ведь его сердце превратилось в лёд.

- Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной Королевы , и она унесла его в свой ледяной дворец.

Дети вспоминают эпизод, отвечают.

- Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла , которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Выполняют задание в парах, затем выборочно проверяют.

  1. Кай
  2. Колдунья
  3. Принц
  4. Маленькая разбойница
  5. Тролль
  6. Снежная королева
  7. Ворон

Составляют слово ВЕЧНОСТЬ.

-высказывают мнения.

Читают на слайде значение слова-Смотрят эпизод.

- Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.

-У него было ледяное сердце.

- Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.

- Любовь, дружба, верность.

-Да.

-Верность, честность, отзывчивость.

-Для поддержки, общения..

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

V.Итог урока. Рефлексия. (2мин.)

Цель: подведение итогов, осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- С какой сказкой работали?

- Кто автор?

-Так какие же качества помогли Герде и Каю, к чему призывает нас автор?

- Давайте вспомним, какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока.

- С какими из них мы с Вами справились?

Выставление оценок с аргументированием.

-«Снежная королева»

-Г.Х. Андерсен

-К дружбе и верности.

-познакомиться с биографией писателя, проанализировать сказку.

-Со всеми.

Личностные:

 адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Регулятивные:

самоконтроль;

Познавательные:

Умение извлечь главное, подвести итог.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и сверстниками.

VI. Задавание на дом.(2мин.)

Ознакомиться с домашним заданием.

Дома вам предстоит выполнить творческое задание. Нарисуйте запомнившийся эпизод из сказки, объясните, чем он вам понравился.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем; умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Самоконтроль.



Предварительный просмотр:

                                                                       Творчество – это загадка, которую

                                                                      художник задаёт сам себе…

                                                                                                Станислав Ежи Лец

Однажды каждый человек становится перед сложным выбором: чему посвятить свою жизнь? Какую выбрать профессию? Кто-то задумывается об этом в пятнадцать, кому-то приходится искать своё дело половину жизни.

Наверное, мне повезло. Я с пяти лет точно знала, что моя работа будет связана с детьми и творчеством. Усаживая перед собой мягкие игрушки, а в дальнейшем и соседских ребятишек, я с воодушевлением учила их русскому языку. Кроме того, в школе у меня были прекрасные учителя, которые вдохновляли, с которых хотелось брать пример. И тогда я решила, что точно стану учителем… Настоящим учителем!

Все вокруг отговаривали, приводя множество аргументов против. Но я стремительно шла вперёд. Оглянувшись назад, понимаю, что я приняла действительно верное решение. Ведь мне доверяют самое ценное – детские души.

Учитель – это тот же художник, который каждый день задаёт вопросы и ищет ответы на них, решает загадки современного образования. А ведь проблем много: клиповое мышление школьников, нежелание читать книги, зачастую даже прагматическая ориентация образования в ущерб развитию личности. Таким образом, в наше время перед педагогом стоит множество задач, одна из которых – заинтересовать учеников, найти что-то новое. Какие же творческие возможности позволяют это сделать?

Я достигаю целей с помощью современных технологий и игровых методик, но, обязательно опираясь на уже сложившийся фундамент педагогики. Ведь «всё новое – это хорошо забытое старое».

В условиях работы по ФГОС перед учителем ставится задача нового подхода к обучению.  Преподаватель должен не только сам понимать, как и чему научить, но и организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся сами задавались вопросами: «Чему я могу научиться?», «Как мне этого достичь?»

Каждый урок должен быть каким-то открытием, чтобы из пассивного слушателя ребёнок превратился в активную, интересующуюся, критически  мыслящую  и самостоятельную личность. Для этого учителю необходимо заинтересовать детей, вызвать желание учиться.

На уроках русского языка и литературы я часто использую АМО. Это методы, которые как раз побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности и практическим навыкам в процессе обучения. Достоинство состоит ещё и в том, что их можно использовать на каждом этапе урока.

Например, в начале урока можно использовать метод «Дерево настроения». Я рисую на ватмане ствол дерева и предлагаю ученикам выбрать вырезанный листочек определённого цвета, где каждый имеет своё значение. Дети прикрепляют их к дереву, после чего вместе с учителем обсуждают настроение и готовность к работе. Если у кого-то плохое настроение, есть какие-то опасения, я использую метод «Комплименты». Для этого предлагаю каждому ученику сделать комплимент соседу по парте, чтобы улучшить его эмоциональный настрой. Эти простые способы позволяют установить доброжелательную обстановку и настроить ребят на положительный лад, динамично начать урок.

На этапе ситуации «вызова», погружения в тему подключаю такие приёмы, как «Отсроченная отгадка» или «Мозаика». Например, до объявления темы я могу предложить загадку, ребус или необычный факт. Также могу на доске разместить мозаику, которую необходимо правильно сложить для того, чтобы узнать тему урока. Это служит развитию эмоциональной сферы обучающихся, а также позволяет комфортно ввести их в работу.

Кроме того, в своей практике я обращаюсь к урокам-путешествиям, квестам. Для этого требуется более тщательная подготовка, но результат оправдывает этот труд. Можно подготовить красочную карту или просто определить станции по кабинету. Так, например, можно отправиться в приключение по стране «Имя существительное». Для того, чтобы совершить это путешествие, обучающимся необходимо пройти все этапы. Задания, на мой взгляд, должны быть разного уровня, виды деятельности также должны отличаться. Такие уроки поддерживают интерес к предмету, способствуют сплочению коллектива, приучают работать в команде. К тому же, за счёт смены деятельности они способствуют релаксации, что важно для здоровьесбережения.

Также считаю, что необходимо развивать творческие способности обучающихся. Для этого на уроках часто организовываю театральные постановки, читаю собственные стихотворения и помогаю детям раскрыть таланты.

Таким образом, доказано, что существует множество творческих возможностей в педагогической деятельности. Думаю, что прежде всего, учитель должен развиваться и собственным примером мотивировать детей к учебной деятельности. Ведь как говорил Ричард Бах: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот – у кого учишься ты».



Предварительный просмотр:

С чего начать мне свой рассказ?
Что жизнь – игра твердят сейчас.
Но я в сравнении таком не вижу толка,
Ведь жизнь моя, как книжек полка…
Как только в г. Прохладный родилась,
Так повесть моей жизни началась.
Листая с нежностью страницы,
Могла куда угодно я переместиться
В сентябре звучит звонок,
И я получаю первый урок:
Быть сильной, прилежной и честной –
Вот главные качества, давно нам известно
Родной институт, любимые стены –
Лучшие в жизни моей перемены!
Здесь свой характер я закалила,
Мудрость и знания в багаж положила.
Встречает радушно в школе меня
Ставшая близкой родная семья!
Дружный класс, 25 детей
Стали смыслом жизни моей!
В работе с детьми я взяла за основу
Французского классика мудрое слово.
Его как молитву я заучила:
«В ответе за тех ты, кого приручила!»
Как в «Маленьком принце», не тлей, а гори
К тому призывает всех Экзюпери.
За всех подопечных теперь я в ответе:
Душевным теплом я должна всех согреть их
А что же потом? Я гадать не берусь,
Учительской доли я не боюсь.
Пусть в слове Учитель сокрыто так много…
Ну что ж! Интереснее будет дорога!
Конкурс этот – новая страница,
На которой дан ценный совет:
Не расправив крылья, не взлетает птица
Опыт приумножит смысл прожитых лет.
На полке моей есть пустые места
И это, скажу я вам, неспроста…
Место свободное в жизни хранится
Для открытия новой страницы!