Публикации моих учеников

Сидоренко Алеся Николаевна

Предварительный просмотр:

Автор: Ширяева Ксения Евгеньевна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия №12 им. Белоконя В. Э.

г. Ставрополь, ул. Фрунзе д.2

класс 7 «А»

Научный руководитель: Сидоренко Алеся Николаевна, учитель русского языка и литературы

        

                      Научно-исследовательская работа на тему:

«Поэтика произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (психологический анализ)»

                                        Структура работы

Введение

1.1. Коротко о творческом пути писателя.

1.2. История создания произведения.

1.3 Анализ произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Заключение

Список литературы

Цель данной работы: проанализировать произведение Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». 

Задачи:

-кратко рассмотреть жизнь и творчество Ричарда Баха, историю создания притчи;

-проанализировать повесть-притчу.

Объект исследования: произведение «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

 

Предмет исследования: поэтика притчи-повести. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как: метод сбора информации, методы анализа, синтеза, группировки.

Поэтика произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (психологический анализ)

                                                     Введение

У каждого человека своя история. И зачастую такие истории оказываются в книгах. Особенно ценно, если произведение заставляет задуматься над вечными вопросами. Мы нашли такое произведение – это философская притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

В своей статье мы бы хотели проанализировать произведение Ричарда Баха с философской и психологической точки зрения, рассмотреть аспекты мировоззрения и поэтики.

1.1 Любовь к небу у Ричарда Баха сочеталась с желанием писать. Но слава нашла Баха не сразу, автор прошел нелегкий путь к писательскому мастерству. Первое, что пришлось излагать на бумаге, – технические инструкции. После окончания службы Ричард работал в редакции журнала «Флайинг», в 1964 году бросает работу и полностью посвящает себя писательству. Полеты занимают важное место не только в биографии Баха, но и в творчестве. Почти во всех произведениях они используются как способ донести мысли. Каждая книга писателя – полноценное путешествие, в которое читатель отправляется мысленно. Поклонники уверяют, что от чтения произведений Баха они только выигрывают: с каждой страницей приходит уверенность в себе, цели в жизни становятся яснее, а желание достичь их – сильнее.

Книга развивает философию свободного, ничем не ограниченного желания любого существа.

1.2 История создания «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» окружена различными легендами. Сам автор утверждал, что в один из своих полётов услышал крик чаек и смог разобрать в них слова «Чайка Джонатан Ливингстон». Эти слова заставили писателя сесть за стол и написать произведение, благодаря которому он получил мировую известность. А его произведение стало шедевром мировой литературы 20 века.

В 1970 году в спортивном журнале впервые появляется повесть-притча Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Идею произведения о птице, мечтающей летать без запретов и ограничений, автор вынашивал с 1959 года. А к 1972 году притча достигает тиража в один миллион экземпляров и становится всемирно известной.

Что касается жанра, то «Чайка…» совмещает в себе две  эпические формы:   притчу ( короткое аллегорическое повествование , содержащее   поучение морального и религиозного характера  и повесть ( за счёт своего хроникального сюжета).  Таким образом, жанр произведения – повесть-притча

Повесть-притча начинается с авторского посвящения: «Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас». В нём писатель задаёт тон, который направлен на раскрытие главной идеи произведения: попытаться убедить читателя в том, что он абсолютно свободен. Джонатан Ливингстон - это в какой-то мере каждый из нас: такой, каким мог бы стать, если бы поднялся над обыденным, устремился к познанию своей истинной сущности, ни подчиняющуюся ни пространству, ни времени. Как пишет сам автор: «Каждая птица имеет право летать, свобода есть сущность каждого, и потому всё, что ее ограничивает, должно быть отметено прочь, будь то традиция, суеверие или любое другое ограничение в какой угодно форме».

1.3 В какой - то мере этот небольшой, философский  рассказ   является «обязательной литературой» для каждого, кто начинает заниматься самореализацией, самосовершенствованием; для каждого, кто хочет  познавать мир, жизнь, для того чтобы понять , с чем он столкнется на этом пути.

Если заниматься  духовной практикой и через время вернуться к этой книге, ты начнёшь  более глубоко и тонко понимать ее смысл. И вот наступает тот момент, когда становится совершенно ясно, что в этой притче нет ни одного лишнего слова. Сам Ричард признает, что ему эту притчу просто «продиктовали сверху», а не он сам все это придумал. Позже, в другой своей книге «Мост через вечность», он опишет то, как до него   пытались достучаться.

Но вернемся к «Чайке по имени Джонатан Ливингстон». Почему же в течение стольких лет эта небольшая книжка производит сильное впечатление на каждого нового читателя? Однозначно на этот вопрос ответить трудно, но без сомнений понятно одно: перед читателями открывается завеса над тайными, самыми сокровенными мечтами, которые в глубине своей души хранит каждый — возможностью приобретения внутренней свободы, осмысленности жизни и своей сущности, широкого видения и понимания мира и бесконечности движения по пути совершенствования. Вместе с главным героем - Джонатаном мы понимаем, что в этом мире нет ничего невозможного, все зависит от силы духа и устремленности идущего. В любом случае, прочитав эту повесть, ты вдруг останавливаешься и понимаешь, что тебе необходимо о многом подумать, во многом разобраться, очень многое понять и, что еще важнее — необходимо что-то сделать.


Но, к сожалению, люди, которые ставят перед собой цели более высокие, чем карьера, власть и слава, обычно «выпадают» из рамок стандартного общества. Вот и Джонатан, конечно, пробовал «играть как все», но его пытливость и огромное желание познать суть жизни не позволили ему это сделать. Это, безусловно, наложило отпечаток на его отношения с родными, но то, чего он достиг позже, могло лишь служить родителям поводом для гордости за своего сына. Он никогда не отворачивался от других. Скорее его мучило то, что остальные «не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть!» Внимательный читатель поймет, что никакие чудеса не могут служить доказательством какого-либо, пусть даже и очень высокого уровня развития человека. Скорее наоборот, они могут обернуться против самого «чудотворца», как это и случилось с Джонатаном. Изгнанием он оплатил скорость своих достижений, а желание его смерти стало ответной реакцией обезумевшей стаи на оживление им умершего Флетчера. А ведь буквально только что она его обожествляла.

И обучение, и труд Джонатана в притче направлены на достижение все большей и большей скорости полета. О какой же скорости, по сути, идет речь? Не о скорости же передвижения… Ясно, что это всего лишь аналогия со скоростью понимания жизни, со скоростью его духовного роста. Движение в этом направлении, подход к этой скорости начинается с самого простого и привычного — горизонтального полета, притом — медленного, т.е. с внутренней остановки, внутренней тишины. Потом постепенно осваиваются все более сложные элементы высшего пилотажа, т.е. умение применять полученные знания в жизни. И в совершенном варианте скорость и движение уже не зависят ни от места, ни от времени (эффекты телепортации). Совершенство, как известно, безгранично. «Небеса — это не место и не время. Небеса — это достижение совершенства». После этого мира есть следующий — вышестоящий. В нем духовное обучение — это не путь для избранных, это уже норма для всех. Это — самое главное, чем там занимаются. Кстати, нет никаких описаний того, как там зарабатывают себе на жизнь или развлекаются. Там нет больных и старых. Там совсем другой смысл и цель жизни. Она заполнена осознанным движением по Пути понимания жизни. И обучение тоже начинается с простого — с медитации: Джонатана сразу посадили учиться, сидя с закрытыми глазами. И есть путь еще дальше… Это видно в описании ухода Чанга и того, как происходила перестройка его тела — его тело приобретало совсем другие качества и свойства. Оно могло пропускать такие виды энергий, что даже трудно (больно) было на него смотреть в момент перехода в более высокий мир. И становится совершенно ясно, что Бог или следующее звено разума (или как бы мы это не называли) — это огромная, бесконечная структура, иерархия все более развитых душ, движущихся по пути совершенствования с огромными задачами и обязанностями. И все подчиняется закону: «Мы выбираем следующий мир, исходя из того, чему мы научились в этом. Если мы не научились ничему, то следующий мир окажется точно таким же, как этот». К сожалению, большинству людей для понимания того, что существует путь духовного совершенствования и что необходимо по нему двигаться осознанно, порой требуется слишком большое количество времени. «А потом еще сотни жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы не убедимся, что смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим». Но самое главное, на чем хочется заострить внимание: в притче описывается выход из такого положения вещей в обществе, когда властвуют корыстные интересы и бессмысленная рутина жизни без духовной основы. В притче обозначена сама идея построения такого сообщества, в котором могли бы жить и самореализовываться устремленные
_люди.
                                            Заключение

"Чайка по имени Джонатан Ливингстон" - это повесть-притча о поиске и достижении высоконравственной цели жизни. (Высоконравственная - цель, формирование и достижение которой ведет к духовному росту человека и людей тесно связанных с ним) Достигнув совершенной скорости, Джонатан стремился достичь совершенства взаимоотношений, основанных на любви. Смыслом и целью жизни он считал не жизнь по законам стаи, а поиски совершенства для того, чтобы показать его людям. Поэтому мы можем сказать, что Чайка - образец мужественного, волевого поведения и силы духа, образ человека, который способен преодолеть невозможное и достичь совершенства наперекор всем.



Предварительный просмотр:

Автор: Гетманова Алина Олеговна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия №12 им. Белоконя В. Э.

г. Ставрополь, ул. Фрунзе д.2

класс 7 «А»

Научный руководитель: Сидоренко Алеся Николаевна, учитель русского языка и литературы

        

                      Научно-исследовательская работа на тему:

«Переживания о Великой Отечественной Войне в стихотворениях Валентины Ивановны Слядневой»

                                        Структура работы

Введение

1.1. Связь В. Слядневой с ВОВ.

1.2. Анализ стихотворений В.И. Слядневой о войне.

Заключение

Список литературы

Приложение

Цель данной работы: определить связь В. Слядневой с войной, проанализировать стихотворения. 

Задачи:

- Кратко рассмотреть жизнь и творчество В. И. Слядневой;

-проанализировать стихотворения В. Слядневой о войне, выявить их особенности;

Объект исследования: стихотворения о войне В. Слядневой.

 

Предмет исследования: Великая Отечественная война в стихотворениях В.И. Слядневой. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как: метод сбора информации, методы анализа, синтеза, группировки.

Переживания о Великой Отечественной Войне в стихотворениях Валентины Ивановны Слядневой

                                              Введение

Великая Отечественная Война – это история, это память, передающаяся из поколения в поколение. Время идёт, но события того времени остаются в наших сердцах навсегда. Множество произведений посвящено этой теме. Но особенного внимания, на наш взгляд, достойны стихотворения Валентины Слядневой.

Она не была на фронте, не участвовала в войне, но была рождена в военное время. Судьба преподнесла ей страшное и жестокое детство. Но именно это наделило Валентину Слядневу особенным и трепетным отношением к своей Родине, чувством верности и патриотизма.

1.1 Валентина Ивановна родилась 22 декабря 1940 года в селе Надежда Ставропольского края. Росла маленькая Валя в семье обычных крестьян, поэтому рано познала тяжёлый труд. Во время ВОВ она осталась с мамой, братом и сестрой дома, а отец ушёл на фронт, где сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Вернулся с войны уже инвалидом.

Валентина Сляднева чётко помнила детские годы. Казалось, война пронеслась через все годы её жизни пронизывающей до дрожи болью. Она даже называла себя «птенцом огненного времени». Несомненно, всё это нашло отражение в её поэтических строчках.

1.2 Стихотворения Слядневой были простыми, понятными для всех, но одновременно кричащими о самом сложном. Так, в стихотворении «Не спрашивай, сынок…» поэтесса ведёт диалог с сыном, который родился в мирное время и не знает, через что пришлось пройти людям в годы войны. Она начинает рассказывать ему историю целого поколения, обращая внимание на живой пример – бабушку, которая «С тех пор как военком их в дом принес,

Она слепа, слепа она от слез!»

Автор также намеренно повторяет здесь строчку «Не спрашивай, сынок…» для того, чтобы усилить эмоциональную напряжённость. Так Валентина Сляднева показывает горечь, боль, которая не заживает столько лет. Она пишет:

Не спрашивай, сынок, какой была война!

У бабушки своей возьми ты ордена.

Тем самым поэт показывает, что жестокая война забрала у их семьи всё, оставив лишь медали. Здесь же В. Сляднева сравнивает войну с холодом и сединой дочерей и сыновей:

Это холод, седина

И сыновей ее, и дочерей,

Которые и верою, и правдою,

И честью всей

Служили только ей!

К тому же, автор использует множество риторических восклицаний. Вкупе с формой диалога это способствует тому, что В. Слядневой удаётся живо описать события и включить читателя в этот разговор, сохранить целостность восприятия стихотворения. Эпическое с лирическим будто сливаются здесь в единое целое. С одной стороны, мы видим описанную систему событий и персонажей, через которых автор раскрывает жизнь в определённый отрезок времени. С другой стороны, Валентина Ивановна не забывает и о повышенной эмоциональности, ритмичной интонации.

В стихотворении «На войну шли парни…» повествует о начале самой страшной войны, куда уходили «парни – парни хоть-куда», о том, как Родина становилась пустой, как «сиротели деревеньки, города». С какой болью и горечью она об этом рассказывает, будто отчаявшись за всех людей. Все эти чувства помогает выразить природа, которая словно предчувствует беду и горечь потерь:

Лес шумел, играло лето на дуде,

Птичьи трели затихали – ой – везде!

И покосы выгорали тут и там,

И густой туман клубился по следам.

Стихотворение написано просто, в нём нет страшных слов: смерть, кровь, похоронка. Но Валентина Сляднева даёт возможность ощутить все те моменты с помощью художественно-выразительных средств. Она использует метафоры, эпитеты, которые придают стихотворению образность и эмоциональность, какую-то особую выразительность:

Парни шли и шли, да все в один конец!

По следам скакал назад невидимый гонец.

И все весточки последние он вез.

На их месте колосились рожь, овес.

И курчавились березки дальних лет -

Не свидетели – участницы побед...

                               

                                       Заключение

В заключение хочется сказать о том, что Валентина Сляднева была удивительным человеком и поэтом. В ней отражено целое поколение детей войны. А в строчках её стихотворений пронеслась судьба целого народа. И хотя Валентина Ивановна не была на фронте, она действительно проживала эти тяжёлые моменты. Ведь, как было написано ею в одном из стихотворений:

О войне стихи я не пишу,

И в слова о смерти не играю –

А с бойцами в бой сама хожу

И не понарошку умираю.

                                             Приложение

Не спрашивай, сынок...

Не спрашивай, сынок, какой была война!

У бабушки своей возьми ты ордена.

С тех пор как военком их в дом принёс,

Она слепа, слепа она от слёз!

Не спрашивай, сынок, какой была война!

Зима России – это холод, седина

И сыновей её, и дочерей,

Которые и верою, и правдою,

И честью всей

Служили только ей!

Не спрашивай, сынок,

Какой была война…

На войну шли парни...

На войну шли парни – парни хоть куда!

Сиротели деревеньки, города.

Лес шумел, играло лето на дуде,

Птичьи трели затихали – ой – везде!

И покосы выгорали тут и там,

И густой туман клубился по следам.

Парни шли и шли, да все в один конец!

По следам скакал назад невидимый гонец.

И все весточки последние он вез.

На их месте колосились рожь, овес.

И курчавились березки дальних лет -

Не свидетели – участницы побед...

О войне стихи я не пишу…

 

О войне стихи я не пишу,

И в слова о смерти не играю –

А с бойцами в бой сама хожу

И не понарошку умираю.

Жизнь поит меня живой водой,

Радует весенним благовестом…

Я лежу под каждою звездой

И под каждым холмиком

Безвестным.

Зацветают каждый год цветы,

Каждый год снега в округе тают…

И стоят солдатские кресты,

А за ними Родина святая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа на тему: «Переживания о Великой Отечественной Войне в стихотворениях В. И. Слядневой » Автор: Гетманова Алина Олеговна Научный руководитель: Сидоренко Алеся Николаевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель данной работы: - Определить связь В. Слядневой с войной, проанализировать стихотворения. Задачи: -кратко рассмотреть жизнь и творчество В. И. Слядневой ; - п роанализировать стихотворения В. Слядневой о войне, выявить их особенности.

Слайд 3

Объект исследования: стихотворения о войне В. Слядневой . Предмет исследования: Великая Отечественная война в стихотворениях В.И. Слядневой . В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как: метод сбора информации, методы анализа, синтеза, группировки.

Слайд 4

Не спрашивай, сынок... Не спрашивай, сынок, какой была война! У бабушки своей возьми ты ордена. С тех пор как военком их в дом принёс, Она слепа, слепа она от слёз! Не спрашивай, сынок, какой была война! Зима России – это холод, седина И сыновей её, и дочерей, Которые и верою, и правдою, И честью всей Служили только ей! Не спрашивай, сынок, Какой была война…

Слайд 5

На войну шли парни... На войну шли парни – парни хоть куда! Сиротели деревеньки, города. Лес шумел, играло лето на дуде, Птичьи трели затихали – ой – везде! И покосы выгорали тут и там, И густой туман клубился по следам. Парни шли и шли, да все в один конец! По следам скакал назад невидимый гонец. И все весточки последние он вез. На их месте колосились рожь, овес. И курчавились березки дальних лет - Не свидетели – участницы побед...

Слайд 6

О войне стихи я не пишу… О войне стихи я не пишу, И в слова о смерти не играю – А с бойцами в бой сама хожу И не понарошку умираю. Жизнь поит меня живой водой, Радует весенним благовестом… Я лежу под каждою звездой И под каждым холмиком Безвестным. Зацветают каждый год цветы, Каждый год снега в округе тают… И стоят солдатские кресты, А за ними Родина святая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Ширяева Ксения Евгеньевна Муниципальное бюджетное Образовательное учреждение гимназия №12 им. Белоконя В. Э. г. Ставрополь, ул. Фрунзе д.2 класс 7 «А» Научный руководитель: Сидоренко Алеся Николаевна, учитель русского языка и литературы Научно-исследовательская работа на тему: «Поэтика произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (психологический анализ)»

Слайд 2

Цель данной работы: проанализировать произведение Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Задачи: -кратко рассмотреть жизнь и творчество Ричарда Баха, историю создания притчи; -проанализировать повесть-притчу.

Слайд 8

Каждая птица имеет право летать , свобода есть сущность каждого , и потому всё, что ее ограничивает, должно быть отметено прочь, будь то традиция , суеверие или любое другое ограничение в какой угодно форме.