Работа с родителями

Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в соответствии с планом работы методической службы ДОУ через разнообразные формы сотрудничества: участие в родительских собраниях, «Круглые столы», проведение групповых консультаций по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приемами постановки звуков; индивидуальные консультации; заполнение тетрадей для домашней работы; мастер-классы, Дни открытых дверей, семинары- практикумы,  оформление информационных стендов, участие в конкурсах. Разработанная мной адаптированная программа содержит план работы с родителями обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Перспективный план работы учителя-логопеда  с  

                       родителями на  2018– 2019 учебный год

Цель:

выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Задачи:

  • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

  • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

  • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

  • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;

  • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки

1

Анкеты

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

сентябрь

2

Беседы:

Ознокамительные

Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

ноябрь

Индивидуальные

Тематические

Сбор анамнестических данных детей.

Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

сентябрь

ноябрь-декабрь

3

Родительские собрания

  1. Знакомство с графиком работы логопеда. Требования, особенности и специфика занятий. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
  2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка.  Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
  3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению. Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальные практикумы

- по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

- по проведению пальчиковой гимнастики;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов;

- по выполнению детьми анализа предложений;

-по составлению рассказа с использованием условных обозначений.

в течение года

5

Наглядная агитация

Оформление стенда логопеда по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопедом?»

- «Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

в течение года

6

Консультации

«Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

«Формирование графических навыков»

«О шнурках и их пользе»

«Воспитание культуры речи дошкольников»

«Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

«Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

«Как заниматься с ребёнком?»

«Фонематический слух-основа правильной речи»

«Исправление произношения шипящих звуков»

«Пальцы помогают думать и говорить»

«Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

в течение года

7

Домашние тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в течение года

8

Педагогическая библиотека

Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

по запросу родителей

в течение года





Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

        У многих современных  родителей  отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания и желание разобраться в сложном мире  ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении  детей  во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение  родителей .

        Для проведения анализа, корректировки и прогнозирования  развития   работы  логопеда с  родителями   детей, имеющих нарушения речи, разработаны критерии оценки   уровня  коррекционно-логопедической компетентности  родителей:

1. Понимание целей коррекционно-логопедической работы.

2. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом.

3.Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

4. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях.

5. Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

6.Наличие устойчивой внутренней мотивации во взаимодействии с логопедом.

7. Адекватность оценки  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        В соответствии с выделенными критериями  определены  уровни    коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

        Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности   родителей. Четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом. Достаточное представление о нормальном ходе  речевого   развития  ребенка. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях и умение проконтролировать результативность совместной работы. Наличие устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Адекватная оценка родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей. Неполное понимание необходимости оказания логопедической помощи и ориентирование в логопедической терминологии. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений хаотично. Стараются создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению  речевых  нарушений. Нет устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Низкая оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития 

        Низкий  уровень  коррекционно-логопедической  компетентности родителей. Отсутствие желания участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, считают необязательным свое содействие со специалистом. Полное непонимание специфики логопедической работы, специальной терминологии. Не желают самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. При организации самостоятельных занятий с ребенком  раздражительны, невнимательны, пассивны, занятия не имеют системы. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации. Завышенная оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Выявляя  родительскую  компетентность в процессе логопедической коррекции речи, разработан диагностический инструментарий:

1) вопросник, выявляющий  родительское  отношение к имеющимся у  ребенка   речевым  нарушениям (Приложение 1);

2)  анкета   для    родителей  (Приложение 2).

Приложение 1

Вопросник  для   родителей

Уважаемые  родители!

Прочитайте  вопросы  и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»

1. Нравится ли вам ваш  ребенок?   ______________________________

2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш?   ____________________

3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?    _________________________

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит?  _________

5. Исправляете ли вы речь ребенка? _____________________

6. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки?  _________________

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?  __________________

8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?  ________________

9. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком?  ___________________

10. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?  _____________________

11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?  __________________

12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?  ________________________

13. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться?   _________________________

14. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?  _____________________

15. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком?  ___________________

16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине?  ____________________

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ___________________

18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?   ________________

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?  ____________________

20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу?  __________________

21. Устраивает ли вас речь малыша?  ____________________

22. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком?  _________

23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук?  ______

24. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов?  __________________

25. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу?   __________________

 

За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.

Полученные результаты складываются.

 

Ключ:

80 баллов – Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

40 баллов – Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

Меньше 20 баллов – Низкий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

Приложение 2

 Анкета   для   родителей 

1. Фамилия, имя  ребенка  ____________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________

4. ФИО мамы______________________________________________________

    Место работы____________________________________________________

5. ФИО папы______________________________________________________

    Место работы__________________________________________________

6. Дородовой период

    Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность)

    ________________________________________________________________

    Протекание родов (преждевременные, после срока, быстрые, затяжные,

    стимулированные, как шел ребенок)________________________________

    Какая по счету беременность______________________________________

7. Послеродовой период

    Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия)

    ________________________________________________________________

8. Раннее психомоторное развитие:

    Когда появились первые зубы______________________________________

    Когда начал:

    держать голову__________________________________________________

    сидеть_________________________________________________________

    стоять__________________________________________________________

    До какого возраста сосал соску____________________________________

    Перенесенные заболевания ( желудочно-кишечные инфекции, заболевания ЦНС,        пневмония, операции, травмы)_____________________________

    ________________________________________________________________

9. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие)________________________________________________________

    Когда появились:

    гуление_________________________________________________________

    лепет___________________________________________________________

    первые слова____________________________________________________

    первые фразы____________________________________________________

10.Что беспокоит Вас в речи ребенка?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

__________________________________________________________________

14. Вы следите за тем, как говорит Ваш  ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вы исправляете ошибки в речи своего  ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата заполнения «____»_________201_г.

 

Подпись  родителей _________________