Приказы, протоколы

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Протокол №1

заседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района по теме «Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках и внеурочной деятельности»

                                                                     

                                                                                               от 01.11.2019г.

                                                                                               Присутствовало 14 учителей

                                                                                               Место проведения: МБОУ

                                                                                               «Излучинская ОСШУИОП №1»

Повестка дня:

1.Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год. Утверждение плана работы районного методического объединения на 2019-2020 учебный год.(Камышева Л.А., учитель МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

2. Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах и литературе в 11 классах за 2018-2019 учебный год. Типичные ошибки в заданиях с развернутым ответом по русскому языку и литературе. Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году  ( Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования и молодежной политики»)

3. Цифровые помощники в работе учителя. (Ватутина Ольга Васильевна, учитель МБОУ «Аганская общеобразовательная средняя школа»

4. Работа с текстом как одно из условий формирования читательской грамотности обучающихся. (Запивахин Александр Олегович, учитель МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

5. Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках русского языка. (Юрьева М.А., учитель  МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»;Томская Э.Г., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоаганская   общеобразовательная средняя школа № 1»)

6.Русский родной язык: новый предмет и новые подходы в преподавании (по материалам практико-ориентированного семинара  корпорации «Российский учебник»  19 сентября 2019 года) (Владимирова А.А., учитель МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

7. Методика опережающего обучения по подготовке к ОГЭ в 7-8 классах (из опыта работы) (Арбатская Л.В., учитель МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

8. Практикум по подготовке к ВПР по русскому языку в 5-7 классах .(Камышева Л.А., Арбатская Л.В.учителя МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

9.Организация проверки  итогового сочинения (изложения). (Камышева Л.А., учитель МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

10. Круглый стол по теме: «Обсуждение проектов демоверсий ЕГЭ -2020 и ОГЭ – 2020 и направлений итогового сочинения».

11. Подведение итогов заседания методического объединения. (Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»)

По первому вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя РМО учителей русского языка и литературы. Она  проанализировала работу  районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год. Наряду с положительными результатами в работе были отмечены недостатки: невысокий уровень качества участия обучающихся образовательных учреждений района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; низкая активность педагогов  образовательных учреждений района по вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Также Камышева Л.А. обратила внимание педагогов района на основные принципы ФГОС, одним из которых является принцип преемственности. Далее Камышевой Л.А был предложен  и обсужден учителями  план работы РМО на 2019-2020 учебный год.

По второму вопросу слушали: Кузовлеву Н.Н., методиста муниципального автономного учреждения «Центр развития образования», она проанализировала   результаты ЕГЭ  выпускников 11 (12) классов по русскому языку в 2018-2019 учебном году,  представила график решаемости заданий контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку 2019г., перечислила типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку: наиболее сложными заданиями оказались № 12 (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий), №21 (постановка знаков препинания в различных случаях), № 23 (функционально-смысловые типы речи), а также сочинение. Основные ошибки в сочинениях: отсутствие комментария, отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора, отсутствие ответа на проблемный вопрос, грамматические ошибки.  В ЕГЭ по литературе ошибки чаще всего в тестовой части  при выполнении задания 4Ответы свидетельствуют о незнании текста. Далее Кузовлева Н.Н. ознакомила педагогов с  перечнем основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 учебном году.

     По третьему вопросу слушали: Ватутину Ольгу Васильевну, учителя МБОУ «Аганская общеобразовательная средняя школа», которая поделилась опытом работы по теме « Цифровые помощники в работе учителя». С целью повышения качества знаний, развития творческих способностей обучающихся педагог активно использует в работе цифровые  ресурсы образовательной платформы  («Открытая школа», «ЯКласс»), онлайн-сервисы для создания Лент времени(Sutori), виртуальные экскурсии (StoryMapJS), «ХМАО-Югра. Путешествие по Нижневартовскому району».  На личном сайте «Увидеть сердцем главное» Ватутина О.В. систематически размещает  разнообразный обучающий материал. Работа на сайте виртуального литературно-краеведческого музея «История школы в истории судеб» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

По четвертому вопросу слушали: Запивахина Александра Олеговича, учителя МБОУ «Новоаганская ОСШ №1», который отметил, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Читательская грамотность лежит в основе умения учиться. Большой интерес у учащихся вызывает
работа по комплексному анализу текстов. В рамках работы по формированию читательской грамотности особенно актуальна информационно-коммуникационная технология. Далее Запивахин А. О. рассказал о приёмах работы с текстом.

По пятому вопросу слушали: Юрьеву М.А., учителя  МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова». Юрьева М.А. отметила, что низкую успеваемость обучающихся необходимо рассматривать комплексно: в рамках школы, класса, семьи, подростка. Без чётко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ОГЭ, ЕГЭ. В ходе подготовки к ВПР предметник должен помочь учащимся не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» на решении тестов. Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируется механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.

 Далее слушали Томскую Э.Г., учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоаганская   общеобразовательная средняя школа № 1», которая рассказала об  организации работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках русского языка, поделилась опытом работы.

По шестому вопросу слушали: Владимирову А.А., учителя МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», принявшую активное участие в практико-ориентированном семинаре  корпорации «Российский учебник»  19 сентября 2019 года. Данный семинар был проведён в Нижневартовске.  Владимирова  А.А. рассказала о новых подходах в преподавании учебного предмета «Русский родной язык». Далее Владимирова  А.А. ознакомила коллег с пособием  русский родной язык 5-9 классы для общеобразовательных  организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2019г. и примерными рабочими программами. Представленная в сборнике программа учебного предмета «Русский родной язык» раскрывает новизну содержания данного курса и требования к результатам его освоения в 5–9-м классах. Издание содержит разъяснение целей изучения учебного предмета «Русский родной язык», его соотношения с основным курсом русского языка в основной школе.

В издании также представлены варианты рабочих программ по русскому родному языку для каждого из классов основной школы, определены планируемые результаты и примерное тематическое планирование, соответствующее содержанию учебных пособий «Русский родной язык» для 5–9-го классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых). Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

По седьмому  вопросу слушали: Арбатскую Л.В., учителя МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», она поделилась опытом работы и представила  методику опережающего обучения по подготовке к ОГЭ в 7-8 классах.  

По восьмому  вопросу слушали: Камышеву Л.А., Арбатскую Л.В., учителей МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», которые провели практикум по подготовке к ВПР по русскому языку в 5-7 классах. В работе активное участие приняли педагоги Нижневартовского района:

- Ватутина О.В. учитель  МБОУ «Аганская ОСШ»,

-Артемьева Н.М, учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

-Половникова В.И., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

- Лепаева В.Н., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»,

- Владимирова А.А., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Резниченко Е.С., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Томская Э.Г., учитель МБОУ  «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»,

-Запивахин А.О,учитель МБОУ  «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»,

- Юрьева М. А., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

- Смольникова В.И., учитель МБОУ «Новоаганская ОЗШ»,

-Лебедева В.Б., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»

 -Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования».

По девятому вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя РМО учителей русского языка и литературы,  которая напомнила коллегам о том, что на сайте ФИПИ в разделе «Итоговое сочинение» опубликованы методические материалы для использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения),   письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888. Далее Камышева Л.А. рассказала о требованиях к итоговому сочинению. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по  критериям, разработанным Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года. К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.  

  • Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией образовательной организации, муниципальными/региональными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
  • Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе: ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости); орфографический словарь для участников итогового сочинения, выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения; инструкция для участника итогового сочинения; черновики.
  • Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
  •  Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания) 
  • Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность».
  • Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

Затем учителям была предложена практическая часть: проанализировано  сочинение «Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны? по критериям: 1. «Соответствие теме». 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала». 3. «Композиция и логика рассуждения». 4. «Качество письменной речи». 5. «Грамотность».

По десятому  вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя районного методического объединения, учителя МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1», она провела круглый стол по теме «Обсуждение проектов  демоверсий ЕГЭ-2020 и ОГЭ-2020 и направлений итогового сочинения», в котором активное участие приняли следующие педагоги:

Ватутина О.В. учитель  МБОУ «Аганская ОСШ»,

-Артемьева Н.М, учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

-Половникова В.И., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

- Лепаева В.Н., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»,

-Арбатская Л.В., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

- Владимирова А.А., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Резниченко Е.С., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Томская Э.Г., учитель МБОУ  «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»,

-Запивахин А.О,учитель МБОУ  «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»,

- Юрьева М. А., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

- Смольникова В.И., учитель МБОУ «Новоаганская ОЗШ»,

-Лебедева В.Б., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»

 -Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования».

По одиннадцатому вопросу слушали:  Камышеву Л.А., которая  подвела итоги заседания РМО.

Решение:

1. Признать работу РМО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год  удовлетворительной.

2. Утвердить  план работы РМО учителей русского языка и литературы на 2019-2020 учебный год.

3. Учителям русского языка и литературы:

3.1. Для качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе формировать общеучебные и специальные умения и навыки, регулярно повторять ранее изученные разделы курса, систематически проводить тестовый тематический контроль.

3.2.В полном  объёме изучить  методические материалы для использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения), направленные письмом Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888.  При подготовке  к сочинению  учитывать данные критерии и знакомить с ними выпускников.

3.3. Для качественной подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) у обучающихся формировать общеучебные и специальные умения и навыки по написанию данного вида работы (критерии №1-№3); с обучающимися систематически проводить тематический контроль, учитывая критерии №4   и  №5.

           Председатель районного МО:                                     Л.А. Камышева

           Секретарь районного МО:                                           Л.В. Бортюк

                       



Предварительный просмотр:

Протокол №1

заседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района по теме «Повышение качества преподавания русского языка и литературы»

                                                                                                                              от 28.10.2022г.

Присутствовало 30 учителей  

Место проведения: МБОУ

 «Излучинская ОСШУИОП №1»

Повестка дня:

1.Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год. Утверждение плана работы районного методического объединения на 2022-2023 учебный год.( Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

2.Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку в  11 классах и литературе в 11 классах за 2021-2022 учебный год. (Н.Н. Кузовлева, методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр»).

3. ФГОС основного общего образования: анализ  изменений. Обновление ФГОС - обновление учебников. (И.А. Куликова, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

4. Личностно ориентированное обучение как одна из форм повышения функциональной грамотности обучающихся. (Галина Романовна Теплова, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Варьеганская общеобразовательная средняя школа»).

5. Методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации, формирующие  функциональную грамотность. (Татьяна Юрьевна Коптяева,   учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Совесткого Союза Г.К. Жукова»

6. Развитие лексической грамотности у обучающихся средней школы при работе над сочинением.(Наталия Юрьевна Манджеева, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

7. Организация проверки  итогового сочинения (изложения).  ( Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

8. Изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку в 2022-2023  учебном году. (Л.В. Арбатская, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

9. Круглый стол «Обсуждение проектов демоверсий ЕГЭ -2023 и ОГЭ – 2023, направлений итогового сочинения».  ( Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

10. Подведение итогов заседания. ( Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

По первому вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя РМО учителей русского языка и литературы. Она  проанализировала работу  районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год. Деятельность РМО учителей русского языка и литературы в 2021–2022 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы, утвержденным на первом заседании. Вся работа районного методического объединения была направлена на реализацию поставленных задач. В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

- повышение качества образования (совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации, ВПР, пробных работ ЕГЭ и ОГЭ) в соответствии с основным положением Концепции развития образования в РФ;

- овладение технологиями работы с интерактивным оборудованием и активизация его использования в учебном процессе;

- совершенствование системы работы по оказанию адресной методической помощи педагогам по проблемам, выявленным в результате диагностики;

- активизация работы по внедрению Интернет - технологий по подготовке учителей к урокам;

- совершенствование технологии и методики работы с одаренными детьми;

- повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий;

- совершенствование технологии подготовки учащихся к ГИА;

- организация сетевого взаимодействия учителей русского языка и литературы;

- изучение методических материалов по вопросам обновления содержания образования в контексте федеральных государственных образовательных стандартов;

- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях.

      Все поставленные задачи способствовали достижению цели: совершенствование уровня педагогического мастерства и компетентности учителей в условиях реализации ФГОС и модернизации системы образования путем применения активных технологий, способствующих развитию творческой личности учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение  их познавательного интереса  к предметам;

- овладение учителями РМО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

  Основная методическая тема, над которой работает РМО учителей русского языка и литературы, – «Профессиональная компетентность учителей русского языка и литературы как основной фактор повышения качества образовательного  процесса».

  В РМО учителей русского языка и литературы работает 51 педагог. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования ОУ. Высшее образование имеют 49 человек (96%). Учителя РМО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:

• в начале учебного года 23 человека имели высшую квалификационную категорию, то есть 45  % от общего числа учителей, входящих в РМО, первую квалификационную категорию имели 13человек, то есть 25  %, не имели категории -7 человек, то есть 14%, СЗД -8 человек, то есть 16%.

• стаж работы до 5 лет имеют 3 человека (6%), 5 -10 лет -4 человека (8%), от 10 до 20 лет -9 учителей (18 %), более 20 лет – 35 человек (68%).

  Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку и литературе остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для образовательных учреждений РФ. Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах, прохождение плановой курсовой переподготовки, участие в вебинарах.  С целью повышения квалификации педагогов и оказания практической помощи в течение 2021-2022 учебного года проводилось виртуальное методическое консультирование по следующим вопросам: мотивация обучающихся на уроках; работа с отстающими обучающимися; современные образовательные здоровьесберегающие технологии; подготовка к итоговому сочинению (изложению) в 11 классе; подготовка к ОГЭ по русскому языку, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе, подготовка к итоговому собеседованию.

   Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях районного методического объединения. На заседаниях рассматривались теоретические и решались практические вопросы. Заседания РМО проходили в дистанционной форме. Теоретические вопросы готовились как руководителем РМО, так и членами РМО,  активно выступали и делились опытом работы Артемьева Н.М., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя  школа», Ватутина О.В, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аганская общеобразовательная средняя  школа», Арбатская Л.В., учитель МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

В течение 2021-2022 учебного года были организованы и проведены заседания РМО по следующим темам: «Внедрение в практику работы учителей русского языка и литературы передового педагогического опыта как условие качественного образования», «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС».

Анализ информации показывает, что тематика заседаний РМО определялась задачами методической работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний РМО уделялось вопросам:

• качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;

• совершенствования технологии проведения современного урока по этим предметам;

• организации учебной деятельности учащихся и их итоговой аттестации;

• повышения профессионализма учителей.

Все заседания, запланированные в начале учебного года, были проведены по плану. Работа РМО была плодотворной, интересной, разнообразной, что свидетельствует о хорошем творческом потенциале педагогов Нижневартовского района, его готовности соответствовать требованиям времени, добиваться результатов и делиться педагогическим опытом. Проведенный анализ позволяет считать работу РМО учителей русского языка и литературы в 2021-2022 учебном году удовлетворительной. 

      Наряду с положительными результатами в работе есть и недостатки: остается невысоким уровень качества участия обучающихся образовательных учреждений района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; следует отметить низкую активность педагогов  образовательных учреждений района по вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Далее Камышевой Л.А был предложен  и обсужден учителями  план работы РМО на 2022-2023 учебный год.  

По второму вопросу слушали: Кузовлеву Н.Н., методиста муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр», она проанализировала   результаты  государственной итоговой аттестации по русскому языку  и литературе в 9 и 11 классах  за 2021-2022 учебный год. Всего участвовал в итоговой аттестации в 9 классах по Нижневартовскому району 301 человек. Успеваемость  во всех школах -100%. Лучшие результаты по качеству знаний показали  обучающиеся школ: 1. МБОУ «Охтеурская ОСШ», МБОУ «Чехломеевская ОШ» – 100%. 2. МБОУ «Покурская ОСШ» – 80%.3. МБОУ «Зайцевореченская ОСШ» – 61%.

Слабые результаты в 9 классах в школах: МБОУ «Аганская ОСШ», МБОУ «Корликовская ОСШ»,  МБОУ «Ларьякская ОСШ» – качество знаний  только 14 %.Средний балл в районе – 4,  по округу – тоже 4.

     В ОГЭ по литературе в этом году участвовали 4 человека из 3 школ. Результаты у всех очень хорошие: и успеваемость, и качество знаний – 100%.Средний бал в районе - 4,8;  средний балл по округу ниже – 4, 3.

   Всего участвовали в итоговой  аттестации  в  11 классах  по  Нижневартовскому району 99 человек. Средний балл по району: по русскому языку – 62,6 (по округу 66,6);  для сравнения в 2021 году – 73.По русскому языку лучшие результаты в МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1», МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2», МБОУ «Варьёганская ОСШ». От 76 до 91 балла набрали 21 человек, это почти каждый четвертый. Нужно отметить отличную работу учителей: Ляховой Татьяны Ивановны(МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»), Арбатской Людмилы Валерьевны (МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»),

Манджеевой Натальи Юрьевны (МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»),Томской Эльвиры Габдельзаяновны (МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»), Юрьевой  Марии Антоновны (МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова», Лебедевой Валентины Борисовны (МБОУ «Варьёганская ОСШ»).

  В ЕГЭ по литературе участвовали всего 5 человек из 3 школ, 3 человека из МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»), средний балл – 67; МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1» – 1 человек, 36 баллов; МБОУ «Ларьякская ОСШ» – 1 человек, 23 балла, т.е. ниже установленного порога. По литературе средний балл-  52 ( по округу 57,1); в 2021 году – 73. Самый лучший результат – 77 баллов, у ученицы МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1» Чечихиной Екатерины (учитель Арбатская Людмила Валерьевна).  Далее Кузовлева Н.Н. представила график решаемости заданий контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку, перечислила типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку.

По третьему вопросу слушали: И.А. Куликову, учителя МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», которая рассказала об изменениях в связи с введением с 1 сентября 2022 года во всех школах РФ  ФГОС третьего поколения. Куликова И.А. обратила внимание на Приказ Министерства просвещения РФ  от 31.05.2021г. об утверждении обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования. Обновление ФГОС - обновление учебников. В настоящее время, отметила Куликова И.А., переработанные завершенные линии учебников по литературе и русскому языку для 5-9 классов проходят экспертизу. Осенью 2023года ожидается Приказ Министерства просвещения РФ об утверждении нового Федерального перечня учебников. Далее Куликова И.А. опираясь на УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, дала коллегам рекомендации, как в своей преподавательской деятельности соответствовать новой программе, не имея возможности опереться на помощь учебника.

Учителям, которые будут работать в первое время по учебникам русского языка для 5 класса, изданным ранее, следует учесть следующее:

1. В учебном плане должны быть отражены все 5 обязательных блоков: «Общие сведения о языке»; «Язык и речь»; «Текст»; «Функциональные разновидности языка»; «Система языка», а также 6-й блок — «Повторение» (в начале и в конце года).

2. Ориентироваться на рекомендованное в ПРП по русскому языку количество часов изучения блоков и итогового контроля;

3. В связи с включением новых тем, ранее входивших в курс 6 класса, рекомендуется сократить часы по курсу повторения в начале учебного года (часть тем, ранее находившихся в разделе «Повторение», перенесена в другие разделы).

4. Использовать в работе материалы учебников для 6 класса по ряду тем.

 5. Ввести темы, которые ранее не были представлены в программах и в учебнике.

 6. Предусмотреть изменения в последовательности изучения разделов учебной дисциплины, в том числе раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

7. Тексты для изложения использовать классически: несмотря на их присутствие в учебнике, текст должен быть прочитан учителем, а использование чтения текста обучающимися можно рекомендовать либо в рамках обучающих упражнений, либо на этапе работы над ошибками в написанном изложении.

8. Используемое в учебнике слово «разбор» необходимо заменить словом «анализ»: фонетический анализ, лексический анализ.

 По четвертому вопросу слушали: Теплову Г.Р., учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Варьеганская общеобразовательная средняя школа», которая поделилась опытом работы по данному вопросу. Личностно ориентированный подход, отметила Теплова Г.Р., является системообразующим в формировании функциональной грамотности и внутренней мотивации обучающихся. Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

 Важными индикаторами функциональной грамотности являются:

 знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

По пятому вопросу слушали: Коптяеву Т.Ю.,   учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Совесткого Союза Г.К. Жукова», она рассказала о методах, обеспечивающих создание на уроке личностно ориентированной ситуации, формирующих  функциональную грамотность. 

По шестому вопросу слушали: Манджееву Н.Ю., учителя МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», которая рассказала о развитии лексической грамотности у обучающихся средней школы при работе над сочинением, поделилась опытом работы с коллегами. По мнению педагога, подготовка к сочинению не должна ограничиваться только лексической подготовкой, которая сводится чаще всего  к накоплению определенной тематической лексики. Поэтому при   введении в речь учащихся новых слов необходимо обращать  внимание  на их лексическую сочетаемость, показывать  условия их употребления на уровне словосочетания, предложения и текста.С целью развития у учащихся интереса к изучению русского языка Манджеева Н.Ю рекомендовала использовать следующие книги:

М.Аксенова «Знаем ли мы русский язык?»

Ю. Андреева, К. Туркова «Русский без нагрузки»

Н. Галь «Слово живое и мертвое»

И.Б.Голуб, Д.Э. Розенталь «Занимательная стилистика»

М.Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

И.Левонтина «Русский со словарем»

И.Левонтина «О чем речь»

П.Масалыгина «Великий русский»

С.Монахов «Глазарий языка»

  Главное, по мнению Манджеевой Н.Ю., -  надо помнить, что цель работы над развитием лексической грамотности - сформировать потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи. Это, бесспорно, поможет учащимся  писать красивые сочинения.

По седьмому вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя РМО учителей русского языка и литературы, она рассказала о том, что комплекты тем итогового сочинения с 2022/23  учебного  года  формируются  из закрытого  банка  тем  итогового  сочинения.  Он  включает  более  полутора  тысяч  тем сочинений прошлых лет. В 2022-2023 учебном году выделено три раздела и несколько подразделов:

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

 При организации и проведении итогового сочинения (изложения) необходимо опираться на  письмо Рособрнадзора от 26.10.2021г. №04-416. Далее Камышева Л.А. рассказала о требованиях к итоговому сочинению. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по  критериям, разработанным Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года. К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.  

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией образовательной организации, муниципальными/региональными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе: ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости); орфографический словарь для участников итогового сочинения, выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения; инструкция для участника итогового сочинения; черновики.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов(в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет»за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность».

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

По восьмому вопросу слушали: Арбатскую Л.В., учителя МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»), она представила презентацию «Изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку (по материалам ФИПИ и осенних консультаций с разработчиками КИМ». Арбатская Л.В. сравнила формулировку и спектр предъявляемого языкового материала в заданиях, где произошли изменения (2021-2022 уч.г. и 2022-2023 уч.г). Также Арбатская Л.В. отметила, что во второй части КИМ по русскому языку в 2022-2023 учебном году изменили формулировку задания 27 и уменьшили максимальный балл до пяти по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста». Далее Арбатская Л.В. предложила коллегам источники информации: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Рособрнадзор, демоверсии, спецификации, кодификаторы.

По девятому  вопросу слушали: Камышеву Л.А., руководителя РМО, она провела круглый стол «Обсуждение проектов демоверсий ЕГЭ -2023 и ОГЭ – 2023, разделов и подразделов итогового сочинения»,  в котором активное участие приняли  следующие педагоги:

-Ватутина О.В., учитель  МБОУ «Аганская ОСШ»,

-Камышанова Н. В., учитель  МБОУ «Аганская ОСШ»,

- Теплова Г.Р., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

-Лебедева В.Б., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

-Курманалиева Г.Х., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

- Артемьева Н.М., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

 -Фёдорова И.В., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

-Арбатская Л.В., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

- Владимирова А.А., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

- Задорожная А.В.., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

 -Нялина Е.В, учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Манджеева Н. Ю., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Камышева Л.А., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Резниченко Е.С., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

-Куликова И.А., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

- Бекетова О. Б. , учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 1»,

- Ляхова Т.И., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»,

- Шинкевич О.Н., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»,

-Щёлокова М.И., учитель МБОУ «Ларьякская ОСШ»,

- Панарина А. М., учитель МБОУ «Ларьякская ОСШ»,

-Юрьева М.А., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

-Коптяева Т. Ю., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

-Демидова В. В., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

-Калинина Л.В., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,

-Чеченина Е.В.., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,

-Красникова Е. А., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,

 -Павловская Н. С., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

-Ооржак А. П., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

-Комровская А. В., учитель МБОУ «Чехломеевская ОШ»,

- Смольникова В.И., учитель МБОУ «Новоаганская ОЗШ»,

-Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр»).\

По десятому вопросу слушали:  Камышеву Л.А., которая  подвела итоги заседания РМО.

Решение:

1. Признать работу РМО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год  удовлетворительной.

2. Утвердить  план работы РМО учителей русского языка и литературы на 2022-2023 учебный год.

3. Учителям русского языка и литературы:

3.1. Продолжить внедрение в школьную практику передового педагогического опыта педагогов страны и учителей района.

3.2.Совершенствовать педагогическое мастерство  по овладению новыми образовательными технологиями в условиях реализации ФГОС через  систему  повышения квалификации и самообразование.

3.3. Формировать  социально  необходимый  уровень  читательской  компетентности,  

который  обеспечивает   тот  уровень  знаний  и  навыков,  который необходим  обучающемуся для адаптации  в современном многообразном и подвижном информационном поле.

3.4. Для качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе формировать общеучебные и специальные умения и навыки, регулярно повторять ранее изученные разделы курса, систематически проводить тестовый тематический контроль.

3.5.В полном  объёме изучить  методические материалы для использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения), направленные письмом Рособрнадзора от 26.10.2021 № 04-416.  При подготовке  к сочинению  учитывать данные критерии и знакомить с ними выпускников.

3.6. Для качественной подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) у обучающихся формировать общеучебные и специальные умения и навыки по написанию данного вида работы (критерии №1-№3); с обучающимися систематически проводить тематический контроль, учитывая критерии №4   и  №5.

           Председатель районного МО:                                     Л.А. Камышева

           Секретарь районного МО:                                           Л.В. Арбатская



Предварительный просмотр:

Протокол №2

заседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района по теме «Профессиональные компетенции педагога – основа качества образования»

                                                                                                                      от 27.02.2023г.                                                                                                                                                                                                              

                                                                                              Присутствовало 34 учителя

                                                                                            место проведения: МБОУ 

 «Излучинская ОСШУИОП №1»

                                                                                                               (дистанционно)

Повестка дня:

1 Профилактика       буллинга   в образовательной   организации. (Н.Н. Гейн, психолог муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр»)

2.Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности (Светлана Геннадьевна Борисова, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа  № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»)

3. Использование метода смыслового чтения для формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся (Д.Н. Безруков, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»)

4. Применение активных приёмов развития читательской грамотности в условиях малокомплектной школы. (О.В.Кошелева, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа»)

5. Словарная работа как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы. (Чеченина Е. В., учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Покурская общеобразовательная средняя школа»)

6. Проблемы, возникающие при подготовке обучающихся 9 классов к сдаче итогового собеседования, и пути их решения. (Е. В. Нялина, учитель  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа  № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»)

7. Круглый стол по теме «Подготовка обучающихся  к государственной аттестации (обмен опытом)». (Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

8. Результаты муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 2022-2023 учебном году. (Н.Н. Кузовлева, методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр»).

9.Подведение итогов заседания. ( Л.А. Камышева, руководитель РМО, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

По первому вопросу слушали Н.Н. Гейн, психолога муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр», которая рассказала о профилактике       буллинга   в образовательной   организации. Общее требование к организации профилактической работы – это повышение осведомленности и вовлеченности в профилактику всех участников образовательного процесса, поскольку к ситуации травли имеют отношение все. Эффективность профилактики буллинга в  общеобразовательной организации будет зависеть от того, насколько она носит системный, а не эпизодический характер. Для создания безопасной психологической среды необходимо  объединить профилактические мероприятия в единую систему.

По второму вопросу слушали Борисову С.Г., учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа  № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», она рассказала об эффективном управлении процессом формирования и развития функциональной грамотности, поделилась опытом работы, предоставила методические разработки. 

По третьему вопросу слушали Безрукова Д.Н., учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа», который  рассказал об использовании метода смыслового чтения для формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Смысловое чтение – основа формирования читательской компетентности. Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

 По четвертому вопросу слушали Кошелеву О.В., учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа», она рассказала о применении активных приёмов развития читательской грамотности в условиях малокомплектной школы. Развитие читательской грамотности связано с совершенствованием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной.  Интерес к художественной литературе надо поддерживать постоянно: чтобы анализировать и понимать, дети должны читать ежедневно. Для этого необходимо использовать следующие  приёмы:  «Читаем вместе», «Чтение – поиск», «Толстые и тонкие вопросы», «Предмет как проблема», «Внимательный читатель». Повышение интереса к чтению – это ступень к развитию читательской грамотности и культуры.

По пятому вопросу слушали Чеченину Е. В., учителя  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Покурская общеобразовательная средняя школа», которая представила этапы словарной работы, привела примеры заданий. Словарная работа, отметила Чеченина Е. В., является одним из средств  повышения общеязыковой и речевой культуры обучающихся, формирования их мировоззренческой позиции. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное отношение к отбору (выбору) языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т.д. Иными  словами говоря, учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи.

По шестому вопросу слушали Е.В. Нялину, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская ОСШУИОП№1», Итоговое собеседование по русскому языку, отметила Нялина Е.В., проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся и включает следующие умения: создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь). Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Далее Нялина Е.В. указала на типичные ошибки учащихся при выполнении заданий итогового собеседования: сохранение при пересказе микротем текcта; соблюдение фактологичеcкой точности при пересказе; способы цитирования;  выполнение коммуникативной задачи; речевое оформление монологического высказывания.

C целью повышения качества подготовки обучающихся к итоговому собеседованию Нялина Е.В. порекомендовала коллегам:

1.включать в работу  деятельностные методы организации обучения школьников (парные и групповые формы работ) и педагогические технологии: диалоговую, проектную;

2.на уроках русского языка систематически работать над культурой речи, то есть анализировать образцовые тексты, редактировать чужие и собственные тексты на предмет соблюдения грамматических (морфологических и синтаксических) норм современного русского языка;

3.при изучении способов цитирования в письменной речи целесообразно отрабатывать навыки цитирования и в устной речи. В целях исключения типичных ошибок отрабатывать навыки, определять основную мысль текста, выделять ключевые слова, проговаривать труднопроизносимые, исключать фактические ошибки при пересказе; применять при пересказе изобразительно-выразительные средства языка; устанавливать смысловые отношения между частями текста и высказыванием.

По седьмому  вопросу слушали Камышеву Л.А., руководителя РМО, учителя МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», которая провела круглый стол по теме «Подготовка обучающихся  к государственной аттестации (обмен опытом)». В работе приняли активное  участие следующие педагоги района:

1.Лебедева В. Б., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

2. Теплова Г. Р., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

3. Курманалиева Г. Х., учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»,

4. Фёдорова И. В., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

5. Артемьева Н.М., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

6. Гамза О.А., учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»,

7. Кошелева О.В., учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»,

8. Захарова А.В., учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»,

9. Безруков Д.Н., учитель МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»,

10.Шмидт Л.В., учитель МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»,

11. Юрьева М. А., учитель МБОУ  «Новоаганская  ОСШ им.Г.К. Жукова»,

12. Павловская Н.С., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

13.Ооржак А.П., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

14. Чеченина Е. В., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,

15.Калинина Л.В., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,

16.Панарина А.М., учитель МБОУ «Ларьякская ОСШ»,

17. Щелокова М.И., учитель МБОУ «Ларьякская ОСШ»,

18. Томская Э.Г., учитель МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»,

19.Звягина В.А., учитель МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»,

20.Поломошнова И.Н., учитель МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»,

21. Ватутина О. В., учитель МБОУ «Аганская ОСШ»,

22. Ляхова Т. И., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»,

23. Шинкевич О.Н., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»,

24. Борисова С. Г., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»,

25. Столповских С.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

26. Куликова И.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

 27.Владимирова А.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

28. Арбатская Л. В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

29. Резниченко Е. С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

30. Задорожная А. В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

31. Манджеева Н.Ю., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

32. Нялина Е. В., учитель  МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

33. Камышева Л. А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

34. Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр».

По восьмому вопросу слушали Кузовлеву Н.Н., методиста муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр», которая ознакомила с результатами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 2022-2023 учебном году. В ноябре 2022 года в муниципальном этапе ВОШ по русскому языку приняли участие 38 человек.

Результаты: 7 класс: победитель – Излучинская № 2, призеры: Аган – 2 человека,

Излучинская № 1, Покур.8 класс: победитель - Излучинская № 1, призеры: Излучинская № 2,

Новоаганская им. Жукова, Вата, Ваховск. 9 класс: нет ни победителей, ни призеров.10 класс: победитель - Излучинская № 1, призеры: Излучинская № 2, Ларьяк,Зайцева речка, Ваховск.

11 класс: победитель - Излучинская № 1, призеры: Излучинская № 2, Зайцева речка. Таким образом, самые лучшие показатели в Излучинских школах – по 4человека, в Ваховске и Зайцевой речке – по 2 человека.

На региональном этапе приняли участие 2 учащихся 10 классов. Итоги по округу:

Ларьяк – по баллам 2 место, по статусу – участник,

Зайцева речка – по баллам 6 место, по статусу тоже участник.

Литература

В муниципальном этапе ВОШ приняли участие 26 человек.

Результаты:

7 класс: победитель – Излучинская № 2, призер: Корлики.

8 класс: победитель - Излучинская № 2, призер: Новоаганская им. Жукова.

9 класс: победитель - Излучинская № 2, призер: Вата.

   В 2022-2023 учебном году, отметила Кузовлева Н.Н., обучающиеся Нижневартовского района показали более высокий   уровень, чем в 2021-2022 учебном году,  качества участия обучающихся образовательных учреждений района в  муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

По девятому вопросу слушали:  Камышеву Л.А., которая  подвела итоги заседания РМО.

Решение:

1.  Учителям русского языка и литературы:

1.1. Продолжить внедрение в школьную практику передового педагогического опыта педагогов страны и учителей района.

1.2.C целью повышения качества подготовки обучающихся к итоговому собеседованию включать в работу  деятельностные методы организации обучения школьников, на уроках русского языка систематически работать над культурой речи,   определять основную мысль текста, выделять ключевые слова, проговаривать труднопроизносимые, исключать фактические ошибки при пересказе; применять при пересказе изобразительно-выразительные средства языка; устанавливать смысловые отношения между частями текста и высказыванием.

1.3. Для качественной подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе формировать общеучебные и специальные умения и навыки, регулярно повторять ранее изученные разделы курса, систематически проводить тестовый тематический контроль.

1.4. С целью раскрытия потенциала вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу с высокомотивированными  детьми, постоянно стимулировать их   познавательную активность и познавательную мотивацию.

 

           Председатель районного МО:                                     Л.А. Камышева

           Секретарь районного МО:                                           Л.В. Арбатская