В помощь ученику!

Юрьева Мария Антоновна Выставка педагогических достижений

В помощь ученику!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Слайд 2

Эмоциональная оценка слова Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например , восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным . Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый . Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый . Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

Слайд 3

Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1 ) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2 ) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные

Слайд 4

Например, вместо слова хороший , приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный ; можно сказать не люблю , но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение .

Слайд 5

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так , резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии . Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.

Слайд 6

Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср .: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

Слайд 7

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай

Слайд 8

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыноч ек , доч ур к а, баб ул я, солн ышк о, аккуратн еньк о, близех оньк о - положительные эмоции; бород ищ а , дет ин а, казен щин а - отрицательные.

Слайд 9

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы. 3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей : воодушевить , восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны

Слайд 10

Упражнения 1.Составьте предложения со словами Мостик и мосток, выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов. 2. Выделите суффиксы в словах ; проследите , как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов Река-речка-речушка-реченька-речонка .

Слайд 11

Упражнения 3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают: А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки. Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил! В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен ) Выпишите только пару этих слов.

Слайд 12

Упражнения 4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении . Какую оценку людей они помогают нам выразить? Попугай, лиса, пустой, железный,золотой . 5. К данным словам подберите синонимы , которыми вы пользуетесь в разговорной речи. Запачкаться, сердиться, важничать,лгать . 6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство , какую оценку они выражают. Злюка, тихоня, лодырь, щедрый. 7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи. Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться ; прискорбный, печальный. (При затруднении обращайтесь к словарям)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс ПОДГОТОВКА К ВПР

Слайд 2

1. Как правильно выполнить задание? 2. Для успешного выполнения задания по русскому языку необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка .

Слайд 3

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности 1. Метафора (греч. "перенос") — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Слайд 4

Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. ( Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

Слайд 5

2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ. Пример : Заговорили наши орудия . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .

Слайд 6

3. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия. Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

Слайд 7

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим . Сравнение может быть представлено : а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки . б) сравнительным придаточным предложением Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительное в творительном падеже Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Слайд 8

Гипербола – преувеличение . Пример: Я тебе миллион раз говорил . Литота – преуменьшение . Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка .

Слайд 9

7. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Слайд 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора : Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка , с розовыми, словно полированными, щеками . 2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь . 3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю . 4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

Слайд 11

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. 1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. 2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. 3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры. 4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

Слайд 12

Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. 1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. 2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. 3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь. 4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

Слайд 13

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. 2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет. 3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! 4) Ветер валил с ног.

Слайд 14

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение . 1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. 3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.



Предварительный просмотр:

Урок литературы, 8 класс, 4 четверть

Тема: Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева       «Фотография, на которой меня нет»

Цель: 1. Углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.

2. Выявить  художественную  идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции.

3.Формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного.

4.Развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.

Запись эпиграфа

Как много жёлтых снимков на Руси

 В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

 Сиротский смысл семейных фотографий:

 Огнём, враждой

 Земля полным-полна,

 И близких всех душа не позабудет…

                                                                             Николай Рубцов

Как прекрасно устроен человек!

 Какой великий дар ему дан - Память.

                                                                             В.П.Астафьев.

–Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века В.П.Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых. Начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе(«Васюткино озеро»)

Беседа по содержанию рассказа.

–Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

–Найдите основную мысль рассказа, запишите ее в тетрадь. (Последнее предложение текста).

Запишите ее в тетрадь (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

–В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)

–Рассказы, вошедшие в первую книгу «Последнего поклона», автор назвал «страницами детства». Главный герой здесь ребёнок, Витька Потылицын. Он открыт всему миру, оглядывается вокруг себя. И мир поворачивается к нему только доброй своей стороной.

– Какие ещё рассказы из книги «Последний поклон» вы читали ранее?

–Что их объединяет? Астафьев пишет о главном – о душе человеческой.

–Итак, в центре рассказа мальчик Витька. В чём ещё особенность композиции рассказа? (Рассказ включает ряд эпизодов из прошлого. Эти  эпизоды, как страницы фотоальбома, листает в своей памяти герой.)

– В параллелях с каким героями мы можем рассмотреть образ мальчика Витьки? 

–Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

–Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

–Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов “Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг………) Продолжи в тетради.

–В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

–Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

–А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? Запишем их в тетрадях: (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья)

–Каково отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

–Хорошая бабушка у Витьки?

–Кто был инициатором этого события? (Учителя).

– Ребята, дайте определение слову «учитель» 

–Как вы понимаете слова писателя «…важно, чтобы осталось слово учитель…» В каком значении употреблено это слово? Ответь письменно в тетради.

–Расскажите об учителях Виктора.

–За что жители деревни уважают учителей?( за нравственный пример и в поведении, и по отношению к людям)

–Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение). Чтение отрывков.

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию,» - сказал учитель.

Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

–Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

–С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).

–Почему Витьке запомнился эпизод со змеёй?( Именно в этот момент герой получил настоящий урок мужества) В чем этот урок? Ответь письменно в тетради.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

–Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя? Ответь письменно, продолжив предложение.

–Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

–Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

–Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни?

Цель автора: показать формирование характера героя. Запиши в тетрадь. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Запиши в тетрадь. –Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

–Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

–Как понимаете эти слова? «История заслуживает внимания и уважения».

–А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

Запиши в тетрадь. Рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”

– О том, как быть добрым,

–О человеческой памяти,

–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

–О любви к родной земле.

Герой Астафьева?

–Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окончания имён прилагательных после шипящих.

Слайд 2

луч о м больш о й над р о щ е й на св е ж е м

Слайд 3

В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о , без ударения е . Больш о́ го снега, хор о́ ш е го дождя.

Слайд 5

Выполни в тетради один вариант на выбор. Сфотографируй, отправь через личное смс в электронном журнале. 1 вариант Из больш .. тучи, чуж .. й славой, пригож .. й человеку, у лежач .. го камня, в стояч .. й вод .. , от хорош .. го дерева, в больш .. м дел .. , перед березов .. й рощ .. й , над луч .. м , темной туч .. й . 2 вариант В чуж .. й стране, не бьют лежач .. го , от хорош .. го дерева, в больш .. м дел .. , в дремуч .. м бору, по свеж .. му снегу, с надежным товарищ .. м , у старш .. го брата, с малыш .. м , перед мельниц .. й .



Предварительный просмотр:

C:\Users\DNS\Desktop\Уроки\Русский язык 7 класс\image-09-04-20-11-51-8.jpeg



Предварительный просмотр:

C:\Users\DNS\Desktop\Уроки\Русский язык 8 класс\image-09-04-20-11-51-2.heicC:\Users\DNS\Desktop\Уроки\Русский язык 8 класс\image-09-04-20-11-51-1.heic



Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение.

Честность.

(Эпиграф)

   Честность – это

Честность позволяет человеку….…

     В произведении …., …..(автор) раскрывает так тему честности.

(Микровывод по первому аргументу) Герой сталкивается с ……, что приводит к……

    В произведении …., …..(автор) повествует о …….

(Микровывод по второму аргументу) Бесчестные (честные) поступки героев свидетельствуют о…..

     (Вывод) Таким образом быть честным (бесчестным) значит ……Это качество характера многое говорит о человеке, а именно……. Как гласит пословица….

Пояснение к заданию. Напиши в рабочей тетради число, вид работы, название. Тебе дана композиция сочинения-рассуждения. Придерживайся ее, но можно начинать по-другому, можно иначе начинать предложения. Главное, чтобы была соблюдена последовательность частей, было раскрытие темы. Аргументы (доказательства, примеры честных или бесчестных поступков.) берем из художественной литературы (произведения, изучаемые в 7 классе). Объем – не менее 70 слов.

Не допускай переписывания отрывков сочинения с Интернета!



Предварительный просмотр:

Рассмотри таблицу. Перепиши ее (или вклей) в тетрадь для элективов.

Чем выражено?

Примеры

1. Существительным

2. Частями речи, употребленными в значении существительного:

А) Прилагательным

Б) Причастием

В) Числительным

3. Существительным или прилагательным с "О"

Доброе утро, бабушка!

 

 

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая:

Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход!

На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд.

О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!

Рассмотрите предложения, найди соответствующую предложению схему. (устно)

1 Спи, Аленушка, спи, красавица!

2 Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

3 Я люблю тебя, жизнь!

4 Цветок, ты уже появился?

                    1) [o,    ].  2) [  ,o, ]. 3) [    ,o].

Письменно в рабочей тетради.

  1. Перепиши. Расставь знаки препинания, подчеркни обращения. Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выпишите цифры тех предложений, где есть обращения.

1.Извините можно пройти?

2.Друзья мои прекрасен наш союз!

3.Благодарю я не нуждаюсь в вашей поддержке.

4.Ты ответила абсолютно верно.

5.Будьте добры сказать когда начнется прием пациентов?

6.Вы можете решить задачу?

7.Здравствуйте проходите пожалуйста.

8.Прочитай Ирина свое сообщение.

9. Ты царица всех милее, всех румяней и белее?

2.Спиши. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

3. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.(предложение станет побудительным)

1) Ветер споёт нам про дикие горы.

2) Мой друг настойчиво добивается цели

3) Не шумит рожь спелым колосом.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по произведению У. Шекспира

«Ромео и Джульетта»

  1. Почему поссорились Монтекки и Капулетти?
  2. Каков жанр произведения «Ромео и Джульетта», какие характерные признаки этого жанра в нем присутствуют?
  3. Почему погибают главные герои?
  4. Какие отношения были между семьями Монтекки и Капулетти после смерти детей?
  5. Почему это трагедия пользуется популярностью до сих пор?
  6. Какова идея произведения?
  7. Почему образы героев трагедии Шекспира называют вечными образами?

Запиши тему в тетради. Дай развернутые ответы на вопросы. Сфотографируй и отправь учителю в личном смc в vb 14.04.



Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс

Тест

  1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак;

в) действие.

  1. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) трудный, главное, белизна, синеть;

б) прозрачный, надёжный, желтый, белый;

в) чудесный, жадность, красный, пурпурный;

г) прозрачность, оранжевый, верность, твой

  1. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик:

а), б), в), г), в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям данных прилагательных:

                                                  а)                    б)                   в)                     г)

сине.. небо                              яя                    ия                  ее                    ие

дальн.. дорогу                        ую                   ею                 юю                  ию

средн.. полоса                        яя                    ея                   яя                    ия

младш.. брата                        ова                  ева                  его                  ого

  1. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

  1. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:

а) на новогодн..м столе, в вечерн..м небе, в дремуч..м лесу;

б) в знаком..м доме, праздничн..м днем, о счастлив..м пути;

в) о школьн..м празднике, в цветн..м платке, громк..м голосом.

  1. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь?

а) саквояж.., дремуч.., пригож.., печ..;

б) из-за туч.., пахуч.., привлеч.., мяч..;

в) задач.., хорош.., овощ.., возле дач.. .

  1. Прилагательные в полной форме является в предложении как правило:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

  1. Прилагательное в краткой форме является:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

  1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) какой? чей?

б) кто? что?

в) что делать? что сделать?

  1. Буква О пропущена в окончании прилагательного:

а) к больш..му озеру;

б) горяч..го обеда;

в) старш..му товарищу;

  1. Окончание –ей(-ой) имеет прилагательное:

а) удивительн..й цвет;

б) дерзк..й ответ;

в) коротк..й строкой.

  1. Задание
  1. Спишите, подчеркните форму, которая будет являться начальной формой имени прилагательного.

молочный, молочная, молочное, молочные; привлекательный, привлекательная, привлекательные, привлекательное; лучистый, лучистая, лучистая, лучистые; осенний, осенняя, осенние, осеннее; радостный, радостная, радостное, радостные.

  1. Поставьте прилагательные в нужную форму.

Образец: (красный) платье – красное платье.

(белый) облака, (хороший) новость , (сладкий) десерт, (интересный) история, (мокрый) асфальт, (чистый) одежда, (волшебный) лампа, (чудесный) звуки, (голубоглазый) малыш, (важный) беседа.

  1. Спишите предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными.

Отряд туристов на следующий день добрался до (огромный лесной) озера и остановился у (высокий ветвистый) дуба. В озере плавало много ( крупный разнообразный) рыбы. Туристы наловили рыбы и приготовили (аппетитный) уху.



Предварительный просмотр:

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

1.  Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин И.)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин А.)

3) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха. (Крылов И.)

4) Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин А.)

2. Укажите предложение, в котором обращение выражено одушевлённым существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.(Павлова К.)

2) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.(Батюшков К.)

3) Моя вечерняя звезда! Моя последняя любовь! На потемневшие года приветный луч пролей ты вновь! (Вяземский П.)

4) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! (Пушкин А.)

3.  Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.)

2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.)

3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.)

4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)

4.  Укажите предложение с распространённым обращением.

1) Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил. (Некрасов Н.)

2) «Он свой, Вадик, свой, — стал оправдываться Федька. — Он у нас живёт». (Распутин В.)

3) «Чего ты пристал к человеку, Птаха? — щурясь на меня, сказал Вадик. — Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)

4) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет А.)

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (Языков Н.)

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещеев А.)

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некрасов Н.)

4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. (Пущин И.)

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе. (Пушкин А.)

2) Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей. (Кольцов А.)

3) Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (Пушкин А.)

4) Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса. (Пушкин А.)

7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Ты письмо мое, (1) милый,(2) не комкай. До конца его, (3) друг, (4) прочти. Надоело мне быть незнакомкой,(5) быть чужой на твоем пути... (Ахматова А.)

1) 1, 2, 3

2) 1,3

3) 2, 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которыхставятся звапятые при обращении?

Мои первые шаги в мире поэтическом,(1) вы были осмеянными шагами по битому стеклу, (2) по тёмным острокрайним кремням,(3) по дороге пыльной, как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)

1) 1

2) 1, 2, 3

3) 1, 3

4) 2, 3

9.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые при обращении?

Мой первый друг, (1)мой друг бесценный,(2) и я судьбу благословил, (3) когда мой двор уединенный, (3) печальным снегом занесенный,(4) твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2

10. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1) Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)

2) Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)

3) Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)

4) Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи.

Контрольная работа (5 класс)

.1. Каким членом предложения может быть прилагательное (полное и краткое)?

1.подлежащим 3.определением
2.сказуемым 4.дополнением

2. Отметьте предложения, в котором прилагательные являются сказуемыми

1.Пасмурная погода испортила нам планы. 3.Цветок красив и пахуч.

2.День сегодня пасмурный. 4.Работа чистая и аккуратная.

3. Какой частью речи является слово смел в предложении

а) Он очень смел! б) Как ты смел?

1. прилагательным _________,
2. существительным ________,
3. глаголом _______________.

4. Какой частью речи является слово синим в словосочетании

а) синим белье, б) синим платком?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________ .

5. Какой частью речи является слово дорога в словосочетании

а) дорога домой, б) дорога мне?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________.

6. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними, б) являются лишними.

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры _____________;
2. 
холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры ____________.

7. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в переносном значении, б) в прямом значении.

1. кирпичное здание, тяжёлый чемодан, глубокое озеро, свежий хлеб, сильный хищник __________;
2. 
кирпичное лицо, тяжёлая походка, глубокие знания, свежий воздух, сильный характер __________.

8. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное является лишним

1.сырой дождь

2.жёлтые листья

3.памятный сувенир

4.мокрая вода


9. Допишите предложение: В предложении краткое прилагательное является _______________________.

10. Допишите предложение: По родам краткие прилагательные изменяются только в _________________.

11. Допишите предложение: У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________.

12. Допишите предложение: Начальной формой имени прилагательного является ___________________.

13. Допишите предложения:

1. Прилагательные в мужск. и ср. р. в тв. п. ед. ч. имеют окончание _______________.
2. Прилагательные в мужск. и ср. р. ед. ч. в предл. п. имеют окончание _____________.

14. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное надёжным в словосочетаниях:

1. надёжным другом _______________________,
2. 
к надёжным друзьям __________________.

15. Какие прилагательные образуют краткую форму?

1. книжный
2. сильный

3. резкий
4. вчерашний

16.Отметьте словосочетание с главным словом прилагательным

1.кожаные перчатки                              2.искусный мастер

3.талантливый от рождения                 4.красив на вид

17. Даны два предложения. В каком из них употребляется прилагательное

а) трудна, б) трудная?

1. Эта задача для меня _____________.
2. 
Эта задача очень _______________.

18. Какое высказывание о кратких именах прилагательных является правильным:

1. склоняются, но не изменяются по родам;
2. не склоняются и не изменяются по родам;
3. не склоняются, но изменяются по родам;
4. склоняются и изменяются по родам?

19. Даны два ряда слов. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак а) пишется, б) не пишется?

1. пахуч_, дремуч_, пригож_, горяч_, хорош_;
2. 
мыш_, брош_, лож_, полноч_, доч_.

120. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

1. бережет
2. 
рыжего
3. 
печёт
4. 
чёрный
5. 
шепот
6.чужего



Предварительный просмотр:

Рассказ В. Солоухина "Мститель"

Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь.

А. Экзюпери.

1. Составь план рассказа.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

2. Какие чувства испытывает герой, а как они раскрываются через пейзаж

 

Пейзаж

Чувства

до конфликта

после конфликта

3. Произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести. Почему он отказывается мстить? Продолжи предложение.   Мальчик сделал __________________________________

_______________________________, а ______________________ подсказало, как нужно ______________________.

4.  Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составь по  образцу

Образец        Твоя работа

Месть                                                                             Добро

Черная, злая        ____________________________
Отомстить, ударить, отплатить                                 ____________________________
Месть - на душе плохо                                               ____________________________
Злость.                                                                          ____________________________                          

Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!



Предварительный просмотр:

  • Тест по русскому языку «Союз. Слитное написание союзов» для 7 класса
  • Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
  • 1) - Значит, вы знали, что Бойко и Фёдорович одно и ТО(ЖЕ) лицо? - спросил майор Рощин. (Корольков Ю.)
  • 2) Коля едва передвигал ноги, Тамара ТО(ЖЕ) устала - на ногах они провели почти сутки. (Корольков Ю.)
  • 3) Колокол зазвучал монотонно и в ТО(ЖЕ) время тревожно. (Рысс Е.)
  • 4) Алексей знал, что сегодня предстоит делать ТО(ЖЕ) самое, что делали вчера и позавчера, - искать кондукторшу. (Лазутин И.)
  • Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
  • 1) И(ТАК), товарищи, мы приступаем к занятиям в морской школе. (Коковин Е.)
  • 2) Оля смело, по-озорному вбежала в воду И(ТАК) же смело бросилась головой вперёд. (Коковин Е.)
  • 3) Мы хорошо знали путь И(ТАК), но какая же экспедиция может быть без карты! (Коковин Е.)
  • 4) Времени И(ТАК) потеряно очень много. (Коковин Е.)
  • Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
  • 1) Митенька невольно подумал о том, что всегда, ЧТО(БЫ) он ни начал делать, постоянно мешает что-то внешнее. (Романов П.)
  • 2) Князь Андрей встал и подошёл к окну, ЧТО(БЫ) отворить его. (Толстой Л.)
  • 3) Брат писал о скорой своей свадьбе и просил Павку приехать во ЧТО(БЫ) то ни стало. (Островский Н.)
  • 4) ЧТО(БЫ) в городе ни случилось, Санька тут как тут. (Свирский А.)
  • Укажите предложение, в котором ПО(ТОМУ) является частью подчинительного союза и пишется слитно.
  • 1) Лодка дёргается, виляет носом, и ПО(ТОМУ), как начинают хлестать волны под задранный нос, Костя догадывается, что она пошла против течения.(Дубов Н.)
  • 2) Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря ПО(ТОМУ), светило ли солнце или закрывалось облаком… (Тургенев И.)
  • 3) Сейчас я плакал ПО(ТОМУ), чего не вернёшь, и по тем, кого не вернёшь... (Малик В.)
  • 4) Илько ожидали все ребята, ПО(ТОМУ) что о его приезде мы разговаривали очень часто. (Коковин Е.)
  • Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
  • 1) Лысый старик, хозяин филателистического магазина, всегда ругал мальчика ЗА(ТО), что он ставит тележку против магазина. (Рыбаков А.)
  • 2) Кильдигс без шутки слова не знает. ЗА(ТО) его вся бригада любит. (Солженицын А.)
  • 3) Клумбы ещё не пестреют цветами, ЗА(ТО) белый аист на обычном посту.( Молчанова Л.)
  • 4) Как я благодарна барону ЗА(ТО), что он познакомил меня с вами! (Тургенев И.)
  • Укажите предложение, в котором выделенное слово является частью подчинительного союза и пишется слитно.
  • 1) Дед по пояс возвышался над прибрежной полосой аира в нескольких десятках метров ОТ(ТОГО) места, где скрылся в кустах. (Дубов Н.)
  • 2) ОТ(ТОГО) что комната осветилась, за окном стало темно, словно сразу наступила поздняя ночь. (Казакевич Э.)
  • 3) -Значит, - спросила я, - все зависит ОТ(ТОГО) , повезет или не повезёт химикам? (Киселев В.)
  • 4) По плану "шефа" очередная "заблудившаяся" яхта должна пересечь государственную границу в устье залива, чтобы отвлечь внимание пограничников ОТ(ТОГО), что будет происходить в его глубине. (Платов Л.)
  • Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
  • 1) За окном всё ТАК(ЖЕ) неистово плясала метель, выл ветер. (Баранов Ю.)
  • 2) Пригибаясь ТАК(ЖЕ), как это делали матросы, мы перебежали к самой реке и укрылись за катером. (Коковин Е.)
  • 3) Точка мгновенно превратилась в огненный шар, который ТАК(ЖЕ) мгновенно и почти неуловимо для глаз менял окраску. (Мелентьев В.)
  • 4) От партизанской бригады ни слуху ни духу, о десанте ТАК(ЖЕ) ничего не слышно. (Астафьев В.)



Предварительный просмотр:

Практическая работа по рассказу К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»

  1. Тема произведения.
  2. Идея произведения.
  3. Проблема, поднятая в произведении.
  4. Средства выразительности языка, их функция в рассказе.
  5. Символы в тексте.
  6. Найдите основную мысль автора (она может быть выражена прямо самим автором или через слова одного из героев, либо косвенно подразумеваться, тогда необходимо самому ее сформулировать).
  7. Актуальность данного рассказа в современной жизни.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Предлог. Союз» (7 класс)

Цель:  проверить  знания учащихся  по  темам «Предлог. Союз».


           Ночью не  было  морозно. (Не)смотря на начало апреля было (по)зимнему холодно. Благодаря снежн… туч… день  сл..жился  серый  за(то)  тёплый.  Весна  движ..тся.  В  пруду  ещё  не совсем  раста..вшем  лягушки  высунулись  урчат  в()полголоса. 

         Пр..должается  пахота.  И..чезают  последние  кл..чки  снега.  Но  нет  того  парного  тепла  от земли  нет  уюта  возле  воды.  Нам  этот  ход  весны  кажется  медленным  хотя  весна  всё(таки)    ранняя. Откроешь глаза – (та)же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной Неуютно  кажется  потому  (что)  снега  (не)было  зимой  выпал  он  недавно  и  теперь  преждевреме…о  открытая  земля  не  по  времени  холодна.  Орех  цветёт  но  ещё  не  пылит  птичка  зацепит  серё….ки  и  ещё  нет  дымка.  Листва (из)под  снега вышла  плотно  слежалая  серая.

        Вчера  вальдшнеп  воткнул  нос  (в)эту  листву  что(бы)  достать   (из)под  неё  червяка.  (В) течени… минуты  мы  п..дошли  и  он  вынужден  был  взлететь  (не)сбросив  с  клюва  надетый  слой  листьев  старой  осины. В заключени… прогулки мы вернулись в избу.

 

 



Предварительный просмотр:

Вводные конструкции. 8 класс

Упражнение 1.


Запишите предложения, графически укажите вводные конструкции, обращения (карандашом правильно выделите), объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.


1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4.Кажется, ваша история там наделала  много шуму.
5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое  стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.

Упражнение 2.
Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.
1.    Поезд мчит меня к счастью.
2.    К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
3.    Всё казалось ему родным и близким.
4.    Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.
Упражнение 3.


Прочитайте предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света.
2. Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием.
3. Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны.

4. Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли. Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал.