Консультация для родителей "О капризах и упрямстве"

Николаенко Наталья Юрьевна

Что мы понимаем под словом "Каприз"? Это когда ребенок понимает нельзя - но настаивает. Капризы могут быть случайными, а могут быть постоянными, одноко они могут превратиться и в привычную форму поведения. Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. Приэтом очень важно единодушие всех окружающих ребенка взрослых. Одновременно взрослые должны сформировать у ребенка способы поведения, научить его хотеть что-то конкретное и прилагать к этому собственные усилия.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка.

Педагог Е.А. Аркин говорил: "Борьба с упрямством - борьба за правильное воспитание, за правильнуб обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.na_sayt_kaprizy_i_upryamstvo.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Воспитателя

ГБДОУ д/с № 135 г. Выборгского района

Санкт-Петербурга

Николаенко Н.Ю.

«О капризах и упрямстве».

Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребенок понимает – нельзя, но настаивает. Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться и в привычную форму поведения.

Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленными выражениями (любимые слова упрямых – « я хочу», а капризных – « я не хочу»), но и тем, что для  «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, «настоять на своем», а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

Для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие   - твердо выбранная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять.

Прежде всего, взрослым нужно вырваться из зависимости от капризного ребенка. Ребенок, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего – то совсем не значит, что ему тут же предложат что – то взамен.

Одновременно взрослые должны сформировать у ребенка способы поведения; научить его хотеть что – то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей совершенно не развита.

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, чего ребенок хочет, а чего не хочет. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками. Если ребенку что – то интересно, и он занят совместной деятельностью, он забывает капризничать.

Дома надо всемерно поощрять самостоятельность ребенка: постирать свои носочки, порадоваться, какими они становятся чистыми; самому убрать игрушки и порадоваться, что это он делает сам.

Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения.

«Не хочу!» - как часто слышим мы эту фразу от ребенка.  На него нельзя ни повлиять, ни остановить в этот момент, а заканчивается все так же внезапно, как и начинается.

Это обыкновенное детское упрямство.

Педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

Что могут сделать родители, если ребенок упрямиться?

  1. Не придавайте большое значение упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать , что понимаете, как он страдает.
  3. Не пытайтесь в это время что – либо внушать ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком?

Успокоить его можно, отвлекая внимание. Это искусство вроде бы простое, но всегда ли мы умеем им пользоваться?

Постоянно приходиться видеть, как взрослые отвлекают плачущего ребенка чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно: «А вот собачка бежит…». В отвлечение надо «сыграть». И начинать надо с себя, а ребенок тут должен быть как бы ни причем. Вы вроде заинтересовались сами чем – то неожиданным, а вовсе не отвлекаете его внимание. Причем хорошо, чтобы это неожиданное было бы действительно новым для него, пусть и пустячок, но новым (монетка, шарик, колечко, пуговица, словом,  какая – нибудь вещичка).

Например, начинается без видимой причины плачь, капризы – делаю вид , что поглощено рассматриваю вытащенный из кармана предмет. Рассматриваю и удивленно рассуждаю сама с собой: «Интересное какое колечко. Точно помню, что раньше камушек у него был синим, а теперь он красный. Может он побывал в темноте, в кармане изменил свой цвет? Ну – ка, ты положи его в карман, а потом вытащи – какой станет?

Чего надо избегать в таких случаях?

а) Не стыдить ребенка за плачь, не выговаривать, что он большой и как ему не стыдно, так мы добавляем ему боли. Сочувствие или отвлечение – вот что нужно.

б) Не грозить за плачь наказанием и не наказывать за это. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребенку доставляет не шлепок, а враждебность папы или мамы. Думается, во многих случаях это происходит потому, что многие родители на публике стыдятся плачущего ребенка. Но стоит знать, что многие из людей, которые видят и слышат вашего плачущего ребенка, сочувствуют ему.

Уважаемые родители, мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит помочь им обрести радость дружбы, союза снами, понимание разумной любви.