5.Материалы по организации предметно-развивающей среды
Требования к размещению оборудования в ДОУ
Требования СанПиН к размещению оборудования в ДОУ
Создание РППС в средней группе
Моя идельная РППС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами. Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Помещения дошкольных образовательных организаций (групп) компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Раздел VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций. 6.2 . Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных образовательных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.3. Для осмотра и переодевания (пеленания) детей младенческого и раннего возраста помещение раздевальной (приемной) оборудуются пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей. Место для грудного кормления детей оборудуется столом и стулом.
6.4. В групповых для детей раннего возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером. Рекомендуется устанавливать горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м. Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8-12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливается бак с крышкой для грязного белья.
6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов. 6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1 . Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм) до 850 00 340 180 свыше 850 до 1000 0 400 220 с 1000-1150 1 460 260 с 1150-1300 2 520 300 с 1300-1450 3 580 340 с 1450-1600 4 640 380
6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств. (Пункт в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2015 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41 . 6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие. 6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий. 6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются стационарными кроватями. При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными ) одно-трехуровневыми кроватями. 6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных ) одно-трехуровневых кроватях. 6.14. В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, предусмотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования.
6.16. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы. В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом. 6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы. В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель . 6.16.2. В туалетной младшей дошкольной и средней групп в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза. 6.16.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование.
6.20. Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату на каждом этаже здания дошкольной образовательной организации с унитазом и умывальником. 6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей. Допускается устанавливать шкафы для уборочного инвентаря вне туалетных комнат.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п .), материалами , оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Нормативно – правовая документация : Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Нормативно-правовая документация : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 . № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» ( вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек », «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных , компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста , воспитывающихся в семье»
Требования к развивающей предметно-пространственной среде : Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых; Двигательную активность детей; Возможность для уединения; Реализацию различных образовательных программ; В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; Учет возрастных особенностей детей.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов . Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Доступной; Безопасной. Формирование предметного содержания РППС ДОО: Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов. Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обучения, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей. Опираться при подборе оборудования можно на «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и на рекомендации программы «От рождения до школы».
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития могут выступать: • уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с водой и песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Театрализованная 1 . Ширма , настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; 2. атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, деятельность, театр на фланелеграфе ; 3. декорации ; 4. элементы костюмов для литература персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), домашний театр, театр предметов; 5. полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются
Конструирование Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий деревянный для создания построек, конструкторы типа « Лего », кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей
Эксперименты специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; 2 . природный материал: шишки, каштаны; 3 . одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; 2. А трибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДЦ», «Парикмахерская», «Семья »; 3.машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек
Творческая мастерская Краски : гуашевые , пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; 2 . бумага : разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; 3. раскраски , наличие места на стене для творчества детей; 4.поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; 5. иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жостовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт); 6. цветные мелки для рисования на асфальте
Сенсорное, математическое развитие Материалы по сенсорному развитию: коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы , шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша , геометрические головоломки на фланелеграфе « Танграм », игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, игры типа лото, домино, мозаика.
Физкультурный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю».
РППС должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
«РППС – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определёнными принципами разделения пространства Организации (группы).»
3. «Предметно-пространственная развивающая среда группы организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и позволяет решать основные задачи нашей образовательной программы. Содержание образовательных областей реализуется в нескольких центрах, на которые условно поделено помещение группы».
4. «Познавательный центр отражает тему недели. Здесь вы видите дидактические материалы по теме … (на доске могут быть картинки, рядом книги, альбомы, дидактические игры, игрушки, оборудование и другие предметы). Для поддержания интереса детей к изучаемой теме у нас есть обширная медиатека и необходимые технические средства (компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор ит. д.)».
5. «Образовательное пространство нашей группы обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметным окружением. С помощью ширм или игровых модулей дети трансформируют пространство группы по своему усмотрению в зависимости от игровых замыслов. Например, эта ширма с помощью навесных маркеров может превращаться в корабль или автобус. Трансформация пространства обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (Разновысоких ширм может быть 10 штук и более). Трансформации дети подвергают не только пространство группы, но и сами игрушки. Это игрушки, собранные детьми из разных видов конструкторов. Они легко превращают автобус в самолет, приделав к нему крылья».
6. «Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. С помощью разнообразного игрового и дидактического материала дети могут реализовать игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую, и творческую активность. Например, в мини-лаборатории дети проводят несложные опыты по изучению свойств воды, воздуха, света, дерева, металла, бумаги, тканей, резины. При этом используют весы, лупы, цветные стеклышки и т. п. Создавая условия для проявления познавательной активности, мы учитываем личные предпочтения детей, семейные увлечения. Например, коллекционирование природных объектов. Вот коллекция ракушек, собранная семьей Ивановых, а вот гербарии семьи Смирновых». И т. д.
7. «Многие элементы развивающей среды полифункциональны, и дети используют их в качестве заместителей недостающих предметов. Например, набивные модули могут стенами домика или кроватками для кукол, а также сиденьями автобуса. В качестве заместителей дети используют элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов. Все это помогает детям в развитии и обогащении сюжетов ролевых игр».
8. «Мы с уважением относимся к продуктивной деятельности детей. Каждый ребёнок знает, где можно хранить незаконченный рисунок, поделку или принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы. Мы еженедельно оформляем авторские выставки лучших рисунков, поделок, результатов детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Каждый ребёнок получает возможность показать результаты своего творчества и познакомиться с продуктами чьей-то творческой деятельности».
9. «Создавая условия для художественно-продуктивной деятельности, мы учитывали интерес детей к театрализованным и музыкальным играм. Поэтому в центре творчества есть разные виды кукольных театров, костюмы и элементы костюмов, изобразительные материалы для изготовления декораций, настольные и напольные ширмы и т. п.»
10. «Кроме игрушек и дидактических материалов, произведенных промышленным способом, в нашей группе есть авторские пособия и игрушки, изготовленные руками педагогов и родителей. Например, массажные дорожки, выполненные мамой Сережи, коллекция кукол, связанная бабушкой Ирины и т. д.»
11. «Мы учитываем полоролевую специфику и обеспечиваем среду как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Например, мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, ходят в магазин, играют в школу, занимаются рукоделием – вяжут, вышивают».
12. «Символы каждого центра позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ «сова в очках» подсказывает детям, что на этой полке находятся дидактические игры для развития памяти, мышления; символ «карандаш и кисточка» обозначает место для рисования, аппликации и конструирования. Использование пиктограмм в двигательном центре позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь».
13. Можно рассказать об условиях, созданных для развития двигательной активности детей, развитии речи, математического развития, социального развития, этнокультурного развития и т. д. Подчеркнуть то, что более значимо и более выигрышно в плане содержания. Показать изюминку группы.
14. Нужно сказать о вариативности, доступности и безопасности среды, об использовании природных материалов.
Рекомендации.
• Каждый развивающий центр может содержать несколько уголков. Например, центр творчества: уголок изодеятельности, уголок театрализованных игр, музыкальный уголок, книжный уголок, уголок ручного труда и т. п. Игровой центр для мальчиков может содержать: уголок строительных игр и конструирования, уголок ПДД. и др. ; для девочек: уголок Барби, уголок «жилой дом», «мастерская рукодельницы» и др. Общим будет уголок сюжетно-ролевых игр.
• В оформлении среды лучше использовать фотографии детей группы, а не Интернета. Так детям будет интереснее изучать тему.
• Одежда кукол и кукольное белье должны быть новыми и чистыми.
• Столы в течение дня ставить по-разному. Например, на время ужина подвинуть их ближе к мойке. Это облегчит работу помощнику воспитателя и освободит пространство для игр в вечернее время. Столы также могут быть маркерами пространства.
• Ширмы должны быть пустыми и предусматривать возможность оформления их по-разному. Дети сами укрепляют на них съемные маркеры: окна, фары, красный крест, вывеску салона красоты или супермаркета и т. д.
• Индивидуализация должна просматриваться, начиная с приемной: авторские выставки, кулинарные книги семьи, группы, книга рекордов группы, почетная книга, книга благодарностей родителям, альбом «Говорят дети» и др.
• В социальном уголке можно разместить семейные альбомы, семейные коллекции, генеалогическое древо семьи, фотоальбомы «Мы любим спорт», «Мы любим путешествовать» и т. д. Здесь же можно размещать индивидуальные портфолио детей.
• Следует знать наизусть задачи пяти образовательных областей, чтобы не заблудиться в них во время презентации среды.
Уточнение терминологии:
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечная посуда, утюг, молоток, руль и т. п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя, а также коляски для кукол, автомобили и т. п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, складной домик, ширма, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).
Медиатека - это аудио и видеоматериалы, презентации для работы с детьми и, отдельно, Интернет-ресурсы. Должна быть коробка или полка, или папка, или шкатулка с дисками по всем темам года.
Выдержки из ФГОС ДО.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
