Дидактический материал.

Леоновой Елены Юрьевны

Урок русского языка 2 класс.

Урок математики 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Республика Бурятия

Прибайкальского района

МОУ «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1»

671260 с.Турунтаево, ул.50-лет Октября №9

Тел: (830144)  51-2-39, 41-6-08 gvotsh1@nail.ru

__________________________________________________________

 

Урок  русского языка 2 класс.

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.

                                                                                     Разработала: Леонова Е.Ю.

                                                                                    учитель начальных классов.  

с.Турунтаево.

Цель – продолжить изучение способа работы с орфографическим словарём.

Задачи : 1) Установить последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря.

2) ввести термин «орфографическое чтение».

3) Развивать речь учащихся.

Ход урока.

      1.Создание учебной ситуации.

На доске записаны слова: уч_ник,  учебн _ к,  т_трад_ь.

У.  Ребята, почему в этих словах пропущены буквы?

Д.  Это пропущены орфограммы слабых позиций.

У.  Почему нельзя писать буквы на месте орфограмм слабых позиций (по слуху)?

Д.  Возможен выбор буквы.

У.  Как проверить орфограммы слабых позиций в этих словах?

Д.  Надо посмотреть в словарь.

У всех детей орфографические словари на партах.

У.  А почему словарь называется орфографический?

Д.  По словарю мы проверяли орфограммы.

- Это наш помощник, который поможет правильно написать слова.

У.  Ребята, Вам хочется узнать по словарю, как пишутся эти слова?

Д.  Хочется!

У.  А что дальше?

Д.  Мы сможем написать слова без пропусков, как взрослые.

У.  Посмотрите, какой толстый словарь. Как же здесь найти слова?

Учитель показывает учебный словарь русского языка В.В.Репкина.

Д.  Надо знать его секреты.

У.  Вспомните секреты словаря, которые вы открыли.

Д.  Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Это наш главный секрет словаря.

У.  Значит, что нам нужно очень хорошо знать?                                                                                     1

Д.  Алфавит.

Учитель обращает внимание на таблицу «Алфавит» и  на карточки с перечнем букв русского алфавита на парте каждого ученика, чтобы дети были избавлены от боязни забыть последовательность букв. У каждого в словарях буквенный указатель – картонные полоски.

У.  Итак, наше первое слово: ученик. Где его искать: до или после слова тетрадь? Почему?

Д.  После, так как буква у в алфавите стоит после буквы т.

У.  До или после слова фонарь?

Д.  До, так как буква у в алфавите находится перед буквой ф.

У.  Попробуем найти это слово. Какое будем искать: учиник или ученик?

Д.  Сначала учиник.

Дети после нескольких высказываний утверждают, что такого слова нет.

У.  А теперь найдите слово ученик. Кто найдёт первым, пусть поможет соседу по парте.

Д.  Нашли – ученик.

У.  Прочитаем хором, как записано. Какую букву надо запомнить?

Д.  Букву е.

У.  Какой ещё секрет словаря вы открыли?

Д.  Слова в словаре записаны в единичном числе. Можно уточнить слова, называющие предметы. Мы знаем ещё один секрет словаря.

У.  Какой?

Д.  Если первые буквы одинаковые в словах, будем сравнивать вторые буквы.

У.  А если вторые буквы будут одинаковые? Что будем делать?

Д.  Сравнивать третьи.

У.  Слово учебник в словаре будете искать до слова ученик или после?

Д.  До слова ученик, так как буква б находится раньше, перед н.

Находят слово учебник, запоминают букву.

У.  Итак, мы назвали секреты орфографического словаря.

      2. постановка учебной задачи.

У.  Вы узнали, как находить нужное слово в орфографическом словаре, а умеете ли вы списывать из словаря нужное слово?

Д.  Конечно, надо прочитать, а потом записать.                                                                                    2

У.  Тогда найдите в орфографическом словаре наше следующее слово – тетрадь, прочитайте его, закройте словарь и напишите слово без ошибок.

Дети ищут слово, записывают и затем сверяют в парах.

У.  Как записали слово?

Д.  (Наташа) у Саши записано титрадь, а у меня тетрадь.

Дима. Юля написала тетрадь.

У.  Почему были допущены ошибки?

Д.  Были невнимательны, торопились. Наверное мы не всё знаем о том, как списывать слова из словаря.

У.  Хотите не допускать ошибок при списывании?

Д.  Да!

У.  Будем учиться списывать слова из словаря, чтобы не делать ошибок.

     3. Анализ условий решения задачи.

Алгоритм действий при списывании слов из словаря строится на материале учебника (упр. № 94, с.80).

У.  1. Запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций: т_тра_ь.

2. Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.

3. Прочитайте слово по слогам орфографически, то есть выделите голосом слоги с орфограммами (читайте эти слоги так, как будто все звуки находятся в сильной позиции).

У.  Послушайте, как надо прочитать орфографически. Сравните:

(т этрад ) – орфографическое чтение (как надо себе диктовать).

(т итрат ) – орфоэпическое чтение (как надо говорить).

4. Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.

5. Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6. Проверьте, все ли слоги вы записали. Для этого читайте записанное слово и отмечайте дужкой       каждый прочитанный слог.

7. Подчеркните в написанном слове орфограммы.

8. Сверте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.

т_тра_ь – тетра дь

У.  Нет ли ошибок?

Дети поднимают карточки и оценивают себя  +  ?  -.                                                                            3

Работа с остальными словами (упр. № 94).

4. Итоговая рефлексия.

У.  Чему учились на уроке?

Д.  Как надо списывать слова из словаря. Учились читать орфографически.

У.  Чем пользовались, чтобы написать слова из словаря без ошибок?

Д.  Правилами списывания и орфографическим чтением.

 Домашнее занятие: проверить по словарю орфограммы в словах, с.82, упр. № 96: выписать и запомнить слова.

У.  Спасибо за урок!

Мне понравилось, как мы работали.      

 

                                                                                                                                                                           


Предварительный просмотр: