Инновационная деятельность.

Леоновой Елены Юрьевны

В данном разделе  представлен  собственный  материал  о проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    МО «Прибайкальский район»

МОУ «Турунтаевская СОШ №1»

II муниципальный Фестиваль ученических проектов

«Мой край родной» 

(для учащихся начальных классов)

                                              Социальный проект.

                           Тема проекта:  Игры народов Бурятии

                                             Паспорт проекта

                                                     Состав проектной группы: Бородина Саша,

                                                    2«а» класс, Покацкая Аня, 4»г» класс,    

                                                   Покацкая Варя, 4»г» класс, Пономарева Катя,

                                                    4 «г» класс, Клочихин Костя, 4 «г» класс,

                                                    Нетесов Данил, 4 «г» класс.

                                                     

                                         Руководитель:  Леонова Елена Юрьевна,  

                                                  учитель начальных классов          

                                             

2019 год

                                                 Оглавление

  1. Актуальность___________________________________________________2
  2. Практическая часть:
  1.  Этапы работы над проектом______________________________________3
  2. Содержание выполненной работы__________________________________4
  1. Заключение_____________________________________________________7
  2. Литература_____________________________________________________9

  1. Актуальность.

         Известно изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Мы играем с детства. Нам нравится двигаться, узнавать что-то новое, интересное. Мы живем в многонациональной республике Бурятия и поэтому мы предположили, отличаются ли игры русского народа от игр народов Бурятии. Нам хотелось узнать возраст детей когда детям особенно интересны народные  игры. В силу сказанного, мы определили цели и задачи нашего проекта.

         Цель- провести работу по приобщению детей детского сада к истокам Бурятской народной культуры, через бурятские народные подвижные игры.

          Задачи проекта: 

- Развивать толерантное, уважительное отношение между людьми различных национальностей.

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей

- Воспитание нравственных и эстетических чувств, любовь к природе, Родине.

- Создать картотеку Бурятских народных игр с их описанием и распространить буклеты через детские сады и детей начальной школы.

II.  Практическая часть:

  1. Этапы работы над проектом

      Проект составлен в соответствии с требованиями  основной образовательной программы ДОУ Детский сад «Колосок».

Методы:

Игровой, наглядный, практический, творческий.

Приемы: провокация в среде, беседа, индивидуальная,  групповая форма работы.

Возраст детей – 6 – 7 лет.

Срок реализации проекта: с 20.01.2019 по 13.02.2019 гг.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: определение целей и формулирование задач, планирование действий.
  2. Поисковый: определение источников информации, сбор и систематизация материалов.
  3. Трансляционно- оформительский: предзащита проекта, доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений, создание специальной среды с целью приобщения детей к бурятской народной культуре, народному искусству, пополнение картотеки народных игр.
  4. Заключительный: проведение игр в детском саду.

Форма продукта: организация и проведение игр в ДОУ детский сад «Колосок» с. Турунтаево и презентация мероприятия на научно-практической конференции «Мой край родной» в МОУ Турунтаевская СОШ №1.

  1. Содержание групповой работы

     1 группа: Задача – поиск информации по теме «особенности    

приветствия гостей среди бурятского народа» определение национального костюма для участников проекта.

                  Хадак – символ гостеприимства, чистоты, дружеского  и радушного отношения.

                  Синий хадак – цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба.

                  Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме.

                  Желтый хадак – цвет солнца, богини матери.

                  Белый хадак – цвет чистоты души человека.

                  Зеленый хадак – цвет изобилия и богатства.

                 2 группа: Задача – создание картотеки бурятских игр.

 Картотека:

  1. Бабки-лодыжки (Шагай наадан)

         Цель игры – познакомить с домашними животными бурятского народа; развитие сноровки и желание победить.

         Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

         1.     Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они поочереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

         2.     Большим пальцем щелкают по одной  лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.

        3.     Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

        4.     Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

        5.     Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.

       Правила игры: Следует точно соблюдать приёмы игры.

Игра была известна в древней Месопотамии более 30 столетий назад. Эта игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, поэтому бараньи кости или бабки означают пять видов животных.

Приложение 1.

  1. Табун ( Хурэг адуун)

           Цель игры – учить детей имитировать лошадиное ржание; ловкость и находчивость.

          Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит  или не перебьёт всех волков.

Правила игры:Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.

  1.  Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)

           Цель  игры – учить детей легко бегать, взявшись за руки, то забегая в круг, то выбегая из него.

           Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.

         Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры:Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

  1.  Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

          Цель игры – учить детей ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы.

          Один игрок - волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что волк ты здесь делаешь?

- Вас жду – говорит волк.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

         Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

  1. Отгадывание (Таалсалга)

          Цель игры – постижение устного счета, различать понятия: «много», «мало», «больше», «меньше».

           В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают,  в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.

          В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.

Вывод: раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Самой излюбленной игрой детишек были шагай – бараньи косточки – лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику.

  1. группа: Задача- подготовка выставки рисунков и сувениров.

III.  Заключение.

       Как следует из нашего анализа, народные игры разнообразны и они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Данные игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и это увлекает детей. Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на тот, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

       Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе бурятских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности бурятского народа в физкультурном аспекте деятельности.

        Проанализировав содержание каждой игры, мы пришли к выводу, для бурят, игра означала больше чем простое развлечение. В них образ жизни, культурных ценностей и обычаев, традиций, развивали ловкость, быстроту, мышление.

        В бурятских национальных играх воспитываются все необходимые кочевникам качества – ловкость, быстрота, терпение.

       Отсюда можно сделать вывод, что одной из главной особенностей национальных игр бурят – это их уникальность, самобытность и ментальность, присущие только бурятской культуре.

     

IV.Литература:                                                                                                                           1. "Детские подвижные игры народов СССР". Составитель Кенеман А.В., под редакцией Осокиной Т.И. 1989г.

2. «Традиционная охота у бурят» Жамбалова С. Ж. Наука, 1991.

3. Д. Д. Лубсанов, «Очерки истории культуры Бурятии». Бурятское книжное издательство. 1972

4. Семенов В. Г., Киселев В. Я., Калмыков С. В. «Физическая культура и спорт в Восточном Забайкалье (1900–41 гг.): Учебное пособие.» – Улан-Удэ, 2001.

5http://ulanmedia.ru/news/sport/29.05.2015/439922/traditsionnie-igri-buryatii-kto-bistree-prishel---pobedil-kto-perviy-upal---proig.html

6.Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524302/

     

 

  Приложение 1

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02a2/00160f29-09e76210/img16.jpg