Программно-методическое обеспечение по астрономии

Сиваш Татьяна Петровна

программно-методическое обеспечение по астрономии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Рабочая программа по астрономии для учащихся 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .

- Основная образовательная программа основного среднего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;

- Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия 10 – 11 класс» и ориентирована на использовании базового учебника «Астрономия 10 – 11 класс» В.М. Чаругина  (2017 г.), а также дополнительных пособий.

2. Цели, на достижение которых направлено изучение астрономии в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в   Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования школы:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.                 Задача астрономии заключается в формировании у обучающихся естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.

3. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4   на изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования в 11 классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю в течение 35 учебных недель.  Итого: 35 часов в год

4. Результаты освоения предмета

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

  • знать/понимать:
  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
  • уметь
  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии;
  •  отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Обучающиеся должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны,

фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения        физических        величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить    представление    о    действии    во    Вселенной    физических законов,         открытых        в земных условиях, и единстве мегамира и микромира
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное, отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса астрономии на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

•        использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

•        формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

•        овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

•        приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

•        владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

•        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

•        владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

•        организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.

  • портреты выдающихся астрономов;
  • изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.

  • географический глобус Земли;
  • глобус звездного неба;
  • звездные карты;
  • звездные каталоги и карты;
  • карта часовых поясов;
  • модель небесной сферы;
  • разные виды часов (их изображения);
  • теллурий.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

  • динамическая модель Солнечной системы;

  • изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
  • портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
  • схема Солнечной системы;
  • фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (7 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

  • глобус Луны;
  • динамическая модель Солнечной системы;
  • изображения межпланетных космических аппаратов;
  • изображения объектов Солнечной системы;
  • космические снимки малых тел Солнечной системы;
  • космические снимки планет Солнечной системы;
  • таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
  • фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд.

Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;
  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

  • диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
  • схема внутреннего строения звезд;
  • схема внутреннего строения Солнца;
  • схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
  • фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
  • фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
  • фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик
  • формулировать закон Хаббла;
  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых
  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

  • изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
  • схема строения Галактики;
  • схемы моделей Вселенной;
  • таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
  • фотографии звездных скоплений и туманностей;
  • фотографии Млечного Пути;
  • фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (3 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Тематическое планирование

п/п

Основные разделы

Количество часов

Количество часов

Практических работ

Контрольных работ

1

Что изучает астрономия.

2

0

2

Практические основы астрономии

5

1

3

Строение Солнечной системы

7

1

1

4

Природа тел Солнечной системы

8

0

5

Солнце и звезды

6

1

6

Строение и эволюция Вселенной

4

0

7

Жизнь и разум во Вселенной

3

0

Итого

35

1

3

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела /тема урока

Дата

Подготовка к ГИА

11-А

11-Б

по плану

по факту

по плану

по факту

Что изучает астрономия (2ч)

Планируемые результаты

Знать: сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой      

Уметь: использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

1/1

Предмет астрономии

https://physege.sdamgia.ru/ 

2/2

Наблюдения- основа астрономии

https://physege.sdamgia.ru/

Практические основы астрономии (5 ч)

Планируемые результаты

Знать: определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

Практическое применение: применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Уметь: объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца

3/1

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

https://physege.sdamgia.ru/

4/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах

https://physege.sdamgia.ru/

5/3

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

https://physege.sdamgia.ru/

6/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

https://physege.sdamgia.ru/

7/5

Время и календарь. Контрольная работа № 1 по теме: "Практические основы астрономии"

https://physege.sdamgia.ru/

Строение Солнечной системы (7 ч)

Планируемые результаты

Знать: исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира; определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);        

Практическое применение: объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Уметь: вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

8/1

Развитие представлений о строении мира

https://physege.sdamgia.ru/

9/2

Конфигурация планет. Синодический период.

https://physege.sdamgia.ru/

10/3

Законы движения планет Солнечной системы

https://physege.sdamgia.ru/

11/4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

https://physege.sdamgia.ru/

12/5

Практическая работа с планом Солнечной системы

https://physege.sdamgia.ru/

13/6

Движение небесных тел под действием сил тяготения

https://physege.sdamgia.ru/

14/7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе.   Контрольная работа № 2 по теме: "Строение солнечной системы"

https://physege.sdamgia.ru/

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Планируемые результаты

Знать: основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

понятия (Солнечная система, планета, спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);        

Практическое применение: описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

Уметь: перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

15/1

Промежуточный контроль. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

https://physege.sdamgia.ru/

16/2

Система Земля-Луна

https://physege.sdamgia.ru/

17/3

Две группы планет

https://physege.sdamgia.ru/

18/4

Природа планет земной группы.

https://physege.sdamgia.ru/

19/5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?».

https://physege.sdamgia.ru/

20/6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

https://physege.sdamgia.ru/

21/7

Малые тела Солнечной системы

https://physege.sdamgia.ru/

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

https://physege.sdamgia.ru/

Солнце и звезды (6 ч)

Планируемые результаты

Знать: понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;        

Практическое применение: сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

Уметь: объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

23/1

Солнце: его состав и внутреннее строение

https://physege.sdamgia.ru/

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю

https://physege.sdamgia.ru/

25/3

Физическая природа звезд

https://physege.sdamgia.ru/

26/4

Массы и размеры звезд

https://physege.sdamgia.ru/

27/5

Переменные и нестационарные звезды

https://physege.sdamgia.ru/

28/6

Эволюция звезд. Контрольная работа №3 по теме: " Солнце и Солнечная система"

https://physege.sdamgia.ru/

Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Планируемые результаты

Знать: смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); формулировать закон Хаббла;

Практическое применение: интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

Уметь: характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых, оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

29/1

Наша Галактика

https://physege.sdamgia.ru/

30/2

Межзвездная среда: газ и пыль. Движение звезд в Галактике.

https://physege.sdamgia.ru/

31/3

Другие звездные системы -  галактики

https://physege.sdamgia.ru/

32/4

Основы современной космологии

https://physege.sdamgia.ru/

Жизнь и разум во Вселенной (3 ч)

Планируемые результаты

Уметь: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

33/1

Итоговый контроль. Жизнь и разум во Вселенной

https://physege.sdamgia.ru/

34/2

Урок -конференция "Одиноки ли мы во Вселенной?"

https://physege.sdamgia.ru/

35/3

Повторительно-обобщающий урок по курсу

https://physege.sdamgia.ru/



Предварительный просмотр:

Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии

Автор разработки: Сиваш Татьяна Петровна, учитель физики МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

11

 КОНФИГУРАЦИЯ ПЛАНЕТ. СИНОДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Используемый учебник

Название 

Класс

Авторы

Астрономия. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. Вертикаль. ФГО

11

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Научатся:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • описывать условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях;

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по         угловым размерам и расстоянию.

 Познавательные:

  • развитие умения работать с информацией;
  • продолжать формировать умения решать задачи на применение основных формул сферической астрономии при решении соответствующих расчетных заданий и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники. Астрономический календарь для   определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

Регулятивные:

  • развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

  • развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
  • Оценивание роли метода научного познания в изучении астрономических явлений.

  • Готовность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Динамическая модель солнечной системы

Учебный звездный атлас                                                                                    

Презентация «Видимое движение планет» http://www.myshared.ru/slide/284090/

Видеофрагмент «Небесная механика» https://www.youtube.com/watch?v=JpvrEa1Hk7k                                                             

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

  1. Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

1 мин.

II. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Выяснение темы урока и формирование его цели. Постановка проблемного вопроса

Предлагает:

1. Вспомнить как называется наша планетная система.  

2. Как вы думаете, почему наша планетная система называется Солнечной?

3.Систематизировать работу в виде таблицы ЗХУ

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели и задачи урока

2 мин.

III. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Тест».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Готовят ответы на вопросы «Теста

Представители групп дают ответы (по карточкам-заданиям с набором вопросов).

5 мин.

IV. Постановка учебной задачи. 

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»).

Делает акцент на основных моментах.

Выделяют, каких именно знаний не хватает (это причина затруднений).

1 мин.

V. «Открытие нового знания» 

Получение новых знаний и способов действий. 

Слайды №2-9, презентации к уроку астрономии

«Видимое движение планет»

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, заполняют колонки таблицы ЗХУ «Знаю», «Хочу узнать».

13 мин.

VI. Первичное осмысление и

закрепление 

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 

Видеофрагмент «Небесная механика» https://www.youtube.com/watch?v=JpvrEa1Hk7k                                                             

Предлагает учащимся возле доски выполнить задачу №5 (упр.9) (стр. 57), опираясь на знания полученные на уроках физики при изучении темы: «Движение тела по окружности» (межпредметные связи); выполнить упр. 9 задание 1 по вариантам 1-а, 2-б, 3-в, 4-г; задание 2-3 выполняют в парах. Слушает и проверяет правильность выполнения.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей. Ведут самостоятельно записи колонки таблицы ЗХУ «Узнал».

9 мин.

VII. Самоанализ и самоконтроль 

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам в учебнике на стр.57.

5 мин.

VIII. Рефлексия. 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Предлагает заполнить и озвучить колонку таблицы ЗХУ «Узнал».

2. Подводит итог по работе с таблицей.

3. Благодарит за работу над сообщениями.

4. Выставляет оценки

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме, озвучивают записи колонки таблицы ЗХУ «Узнал»..

3 мин.

IX. Задание

на дом: §11, упр.9 №4 письменно.

 Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

1 мин.


Предварительный просмотр: