Внеурочная деятельность

Сиваш Татьяна Петровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации _____МБОУ СОШ №4________________

Название программы

Физика для всех

Направленность программы

По содержанию - естественнонаучная; по функциональному предназначению -  учебно-познавательная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Сиваш Татьяна Петровна

Год разработки

2018

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Информация о наличии рецензии

Цель

  1. Создание условий для развития личности ребенка.
  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
  4. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи

  1. Образовательные: способствовать самореализации, учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
    решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
    общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера
  • Навыки решения разных типов задач
  • Навыки постановки эксперимента
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
  • Профессиональное самоопределение.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

2 часа в неделю/76- в год

Возраст обучающихся

13-14лет

Формы занятий

Беседа

Практикум

Вечера физики

Экскурсии

Выпуск стенгазет

Школьная олимпиада

Методическое обеспечение

  1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
  2. Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. - 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. -160 с.- (Мастерская учителя физики).
  4. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
  5. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
  6. Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
  7. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы. - М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Кабинет физики

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2018_/2019_ учебный год

Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой «_Физика 7-9 классы_» разработанной на основе авторской программы Е.Н. Гутника, А.В. Перышкина и   рекомендованной к реализации Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)

                                                                                                                 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – (художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и т.д.) __ естественнонаучная _____________

Вид образовательной деятельности -  учебно-познавательная 

Цель (для данного года обучения): 1. Создание условий для развития личности ребенка.

2.        Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

3.        Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

4.        Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

5.        Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи (для данного года обучения):

Обучающие:

  1. способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики;
  2.  развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
  3. знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники;
  4. научить решать задачи нестандартными методами.

Развивающие:

  1. развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни;
  2. развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.
  3. развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. Повышение культуры общения и поведения.

Воспитательные:

  1. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
  2. воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу

общечеловеческой культуры;

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018__/2019__ учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст воспитанников

13-14 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

15

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

76

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

  • уметь решать задачи разных типов и разного уровня сложности;
  • получить дополнительные знания по физике;
  • уметь работать с литературой;
  • уметь работать в сети Интернет;
  • анализировать физические явления;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • решать комбинированные задачи;
  • овладеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
  • владеть методами самоконтроля и самооценки;
  • использовать полученные знания для решения тестов на ОГЭ и ЕГЭ


Учебно-тематический план[1]1 

на 2018__/2019_учебный год

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведе-ния (факт)

1

Введение.

Инструктаж по охране труда на занятиях. Планирование работы.

1

2

Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

6

Физика и техника

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

3

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

3

Тепловые явления.

Экспериментальные задания по теме «Способы изменения внутренней энергии тела»

1

Экспериментальные задания по теме «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение»

1

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых при остывании воды и растительного масла»

1

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости различных веществ»

1

        Лабораторная работа №3 «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда»

1

Лабораторная работа №4 «Удельная теплота плавления льда»

1

Практикум по выращиванию кристаллов

1

Использование ДВС. Знакомство с новыми двигателями.

2

Решение экспериментальных и качественных задач.

4

Тестовые задания по физике.

4

Электрические явления.

Экспериментальные задания по теме «Электроскоп»

1

Экспериментальные задания по теме «Электризация жидкости, газа»

1

Экспериментальные задания по теме «Различные электрические явления»

1

Экспериментальные задания по теме «Первые шаги в электричестве»

1

Экспериментальные задания по теме «Электролиз»

1

Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.

2

Экспериментальные задания по теме «Короткое замыкание»

1

Лабораторная работа №5 «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии»

1

Лабораторная работа №6 «Измерение КПД кипятильника»

1

Физика в живой природе. Физика и медицина.

1

Магнитные явления

Экспериментальные задания по теме «Магнитные явления»

2

Экспериментальные задания по теме «Магнитное поле проводника с током»

1

Практическое задание

Изготовление гальванического элемента

1

Лейденская банка. Накопление заряда в лейденской банке

1

Конденсаторы

1

Датчик влажности

1

Электромагнит

1

Моторчик из батарейки

1

Электрический генератор

1

Элементы астрофизики

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

1

Мир, Земля, Космос, Вселенная… «На кончике пера»

1

Оптика.

Экспериментальные задания по теме «Световые 1явления»

1

Практикум «Из каких цветов состоит белый»

1

Практикум «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает»

1

Практикум «Рассеяние разных длин волн»

1

Практикум «Коэффициент преломления. Образование миражей»

1

Практикум «Линза из бумаги»

1

Занимательные опыты по оптике.

2

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

1

Звуковые явления

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.

2

«Подмосковные вечера». Интегрированное занятие по физике и музыке

1

Аэродинамика.

Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей

2

Решение задач-парадоксов по теме «Законы динамики»

1

Итоговое занятие

Итоговое занятие.

1

Современная физика

Практикум «Где нужны физики?Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы»

Приложение 2 к

инструктивно-методическому письму

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях

  1. Федеральный уровень:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);  
  2. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  4. распоряжение   Правительства Российской Федерации от 15.05.2013     № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;  
  5. распоряжение правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р «План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
  6. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  7. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  8. распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями);
  10. распоряжение правительства Российской Федерации от 07.08.2009   № 1101-р «Государственная программа «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года»;
  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  12. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
  13. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  14. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об   утверждении   СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические     требования    к     устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями);
  2. постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями);
  3. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации   от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  4. постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 12.05.1997 № 884 «Положение о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив».

  1. Региональный уровень:
  1. Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
  2. постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;
  3. распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями);
  4. постановление правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
  5. приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

  1. Муниципальный уровень:
  1. постановление Администрации города от 16.05.2013 № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
  2. постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями);
  3. постановление Администрации города Сургута от 16.08.2011 № 5315 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях» (с изменениями);
  4. постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9787 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Общее и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
  5. постановление Администрации города от 21.12.2012 № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями);
  6. постановление Администрации города от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа г. Сургут» (с изменениями);
  7. распоряжение Администрации города от 07.06.2013 № 1967 «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Сургуте» (с изменениями);
  8. приказ департамента образования Администрации города от 30.12.2014 №02-11-884/14 «О порядке комплектования обучающимися центров дополнительного образования (специализированных структурных подразделений), созданных в муниципальных образовательных учреждениях, в целях выявления лиц, добившихся успехов в учебной и исследовательской деятельности»;
  9. регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
  10. приказ департамента образования Администрации города от 17.12.2014       № 02-11-832/14 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на 2014-2017 годы».



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: