Педдебют - 2020 (Эссэ)

Иванов Александр Сергеевич

Эссэ "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссэ "Я - учитель"21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Я - учитель!

Находясь у истоков своего профессионального пути, думаю: кто я, что из меня получится, и получится ли?

Я молодой учитель, моя педагогическая карьера только начинается, и от того, насколько ясно я буду представлять себе суть своей профессии, настолько полно я смогу реализоваться в ней как профессионал.

Но сказать о себе, что я - учитель в полном понимании этого слова, было бы нескромно. Для меня этим коротким, но таким ёмким словом определяется и многогранность профессии, и безграничность духовных и профессиональных качеств его личности, и многое ещё из того, что каждый из нас открывает для себя при встрече с настоящим учителем.

Кто же он – учитель? Каков его удел? В чем его смысл, его предназначение?

Всё в мире от него! И свет, и радость несёт он своим ученикам! Учит не только читать и считать, но думать, творить, верить…

Заражая детей своей верой в лучшее, он бесстрашно ведёт их к новым свершениям, великим открытиям. Повсюду на земле его ученики: строят красивые города, лечат и учат людей, добывают нефть и газ, золото, уголь, прокладывают дороги, открывают новые звёзды…

Помню свою школу, своих одноклассников. Из класса в класс мы шли по ступеням знаний, и рядом всегда был с нами надёжный помощник, мудрый учитель. Он учил нас быть чуткими и внимательными, самодостаточными и счастливыми… Он учил нас БЫТЬ в этом мире! ЖИТЬ в этом мире! СОЗДАВАТЬ этот мир! БЕРЕЧЬ этот мир! ЛЮБИТЬ этот мир!

Не жалея ни сил, ни времени он всегда помогал нам преодолевать трудности, не падать духом, не сдаваться. Это благодаря ему каждый из нас нашёл своё место в жизни!

Наши успехи – это его заслуга. Мы всегда будем помнить о том, что он сделал для каждого из нас, что он вложил в наши души, чему научил.

Разве не мечтает каждый из нас быть на него похожим: честным, порядочным, мудрым, жизнеспособным; быть современным, креативным, но при этом оставаться хранителем непреложных истин и ценностей. Про него, такого, особенного, но и такого простого, писал Николай Некрасов: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Про него, которого ни купить, ни уговорить, ни сломить нельзя! Он, как скала, надёжный и прочный – фундамент…

Такой не подведет, не бросит, на него всегда можно положиться, он поддержит, поможет, чего бы ему это не стоило.

«Гвозди», - так определил их суть Николай Тихонов. Помните: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей».

Думаете - неактуально? В мире жесткой конкуренции такие «правильные» не выживут? Чушь! Они настоящие, это и имеет значение, ибо только настоящее проходит испытание временем, превращаясь в классику.

Вот такой обычный классический учитель! Без всяких примесей и ограничений: увлечённый, влюблённый, окрыленный…

И вовсе не важно, в возрасте он или совсем молодой… Главное, талантливый! Только такой, сам окрылённый поможет расправить крылья другим, сам увлечённый может увлечь других, помочь найти себя, свой путь, влюбить в жизнь!

Системно-деятельностный подход - это его основной метод - ибо учит он практическим задачам, показывая, где и как можно применить полученные знания.

Он не дает готовых знаний и решений, но вовлекает учеников в процесс исследования и познания мира, его глубин, законов развития общества, правил и норм различных систем и морали.

В том, что он блестяще знает свой учебный предмет и мастерски владеет методикой его преподавания, ни у кого сомнений не возникает.

Более того, он прекрасно разбирается в психологии воспитанников, умеет найти правильный профессиональный подход ко всем детям. В нем нет равнодушия, напротив, он смотрит на «миры» своих учеников широко открытыми глазами, пропуская каждого через своё сердце, заботясь об их психическом состоянии и общем развитии.

Он хорошо понимает, кого и как должен обучать и воспитывать. Образовательную траекторию воспитанников он выстраивает совместно с детьми так, чтобы зона их ближайшего развития постоянно, на протяжении всего образовательного маршрута, расширялась; сопровождая их на этом пути, он открывает широкие возможности для развития каждого.

Неважно, кем станут наши ученики, какую профессию они себе выберут. Важно, чтобы они были ЛЮДЬМИ, чуткими, отзывчивыми, милосердными, порядочными, чтобы они были в этом мире счастливыми и самодостаточными, чтобы они уважали окружающих и ценили труд, чтобы они любили родину и своих родителей, помнили и делали добро!

«Ситуации успеха» - не разовые эпизоды на его уроках, а постоянный, непрекращающийся процесс. Он воспитывает успехом, со-чувствует, со-переживает, со-действует, со-творчествует. Рядом с ним всегда светло и радостно. Рядом с ним легко, потому как он не обидит словом, не унизит взглядом, не оскорбит даже вздохом…

Напротив, его умные глаза и добрая улыбка вселяют уверенность и спокойствие. Его внимание, любовь и уважение к ученикам, умение быть терпимым к их ошибкам, способность принимать их такими, какие они есть, помогают им быть успешными в стремлении к знаниям.

При этом он и сам вечный ученик, «уча других, он учится сам». Учится у них искренности, открытости, непосредственности. Учится удивляться и удивлять, идти в ногу со временем вместе со своими учениками, быть рядом, но чуть впереди; не боится ошибаться: пробует, экспериментирует, исследует, совершенствует…

В нашем быстро меняющемся мире он постоянно готов к переменам: изучает и применяет новые техники и приёмы, создает свои сайты, курсы, программы, проекты, выстраивает продуктивное, творческое и комфортное взаимодействие со своими воспитанниками не только в очном формате, но и в совершенстве осваивает дистант.

Он не может оставаться на месте, ему нужно всё время самообразовываться, саморазвиваться, самосовершенствоваться. Только тогда он будет нужен и интересен в профессии, востребован в обществе, принят воспитанниками.

Учитель! Какое весомое и важное слово!

Каждый ли учитель может про себя сказать, что он УЧИТЕЛЬ? Используя огромнейший арсенал современных техник и технологий, активных и интерактивных методов и приемов, может ли он сделать для всякого доступным, интересным и увлекательным этот сложный и непонятный мир знаний.

Без назиданий и давления, совершенно искренне и достойно принять и исправлять свои ошибки, быть требовательным к себе и терпимым к другим.

Это далеко не просто. Но учитель - не только носитель знаний, он образец воспитанности и культуры. Он пример для своих воспитанников во всём: в поведении, поступках, словах, делах, даже в манере одеваться. Нет, это не идеал, это норма. Об этой норме А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Не все мы соответствуем норме, но стремиться к этому следует. Сказать, что учитель стремится следовать норме – неверно, он таковым является, он сам норма. Поэтому профессия учителя из всех существующих на земле профессий самая ответственная.

Возможно, это даже не профессия, это образ жизни, судьба, особая миссия! Даже специальное ИМЯ! Учитель! Какое надёжное и мудрое имя! Так самозабвенно и отчаянно готов он биться за каждого своего ученика в ущерб своему здоровью, своим интересам. Хотя и интересы его – это его ученики. Он полностью отдаётся своей профессии, проживает не только свою жизнь, но и жизнь своих учеников.

Говорят, учителем нужно родиться. Возможно. Но это ИМЯ не даётся при рождении, его даже не получают в институте, такими становятся, пройдя через испытания, тревоги, терзания, сомнения, приобретают колоссальнейший опыт человечности, драгоценный опыт ЛЮБИТЬ, УЧИТЬ, СОЗИДАТЬ! Учатся быть ЧЕЛОВЕКОМ и учат ИМ быть других. Это так, в этом я абсолютно уверен.

Хочу ли я быть таким учителем? Безусловно! Смогу ли я стать таким учителем? Мечтаю! Я мечтаю быть таким учителем, чтобы свет и радость нести своим ученикам, чтобы они не потерялись в социуме, стали востребованными, нужными, ответственными, чтобы они могли и хотели учиться, чтобы они любили жизнь и с интересом её познавали.

Я ещё только учусь быть УЧИТЕЛЕМ, но учусь у своих учителей быть такими, как они: мастером, наставником, помощником, советчиком, товарищем, другом; стремлюсь быть человеком порядочным, честным, принципиальным и терпимым, чтобы НЕСОВЕСТНО, НЕГРУБО, НЕБОЛЬНО… А прочно, надёжно, красиво, и, главное, справедливо!