Региональный компонент

Новрузова Диана Насретдиновна

Хантыйские подвижные игры, загадки,пословицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хантыйские игры

Ловля оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать меткость, умение метать в горизонтальную цель.

Оборудование: Мел, чучело оленя/силуэт оленьей головы, кольца – по количеству детей.

Ход игры:

На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами.

На расстоянии 1.5 – 2 метра вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю (кольцо). Дети могут накидывать петлю по двое одновременно.

Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя.

Указания: Набрасывать петлю можно только по сигналу.

Отбивка оленей

(С метанием и ловлей)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: Мел, мячи резиновые – 2 шт.

Ход игры:

Группа детей – оленей находится внутри очерченного на полу или на площадке круга. Два пастуха стоят за кругом напротив друг друга. По команде «Раз, два,

три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают

от них на противоположную сторону. Олень, в которого попали, считается отбитым. После 5 –6 повторов каждый пастух подсчитывает отбитых им оленей.

Указания: Отбивать оленей можно строго по команде. Стараться попасть в ноги.

Хейро

С бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование: Маска солнца

Ход игры: (

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг

говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает

руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков.

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, умение согласовывать свои действия с действиями других.

Оборудование: шнуры – 2 шт. / мел.

Ход игры:

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки,

третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Указания:  Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Олени и пастухи

(С метанием)

Цель: Развивать глазомер, умение метать в движущуюся цель.

Оборудование: атрибуты, имитирующие оленьи рога, длинная веревка –

маут или мячи.

Ход игры:

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Указания: Бегать надо легко, увертываясь от  маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Куропатки и охотники

(С лазаньем и ползанием)

Цель: Развивать умение координировать движения рук и ног, быстроту

реакции.

Оборудование: Гимнастическая стенка, мячи – по количеству охотников.

Ход игры:

Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки летают.

Указания: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающим.

Ручейки и озера

(С бегом)

Цель: Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других игроков, умение двигаться в колонне друг за другом.

Ход игры:

Игроки стоят в 5 –7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают

те дети, которые быстрее построят круг.

Указания: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

Строиться в круг можно только по сигналу.

                                                    Рыбаки и рыбки

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение бегать врассыпную.

Оборудование: Шнур / мел.

Ход игры:

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны

забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Бег в снегоступах.

(Эстафета)

Цель: Развивать быстроту бега, умение действовать в команде.

Оборудование: Снегоступы – по количеству команд, ориентиры.

Ход игры:

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущий каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Указания: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Важенка и оленята

(С бегом)

Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Оборудование: Обруч / мел, маска волка.

Ход игры:

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

  • Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Указания: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Хантыйская игра

Оленьи упряжки

(С бегом)

Цель: Развивать быстроту бега, ловкость, умение детей действовать сообща.

Оборудование: ориентиры.

Ход игры:

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок – каюр ловит своего оленя.

Вариант игры. Две – три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до  флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки».

Указания: Преодолевая препятствие, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры народов севера

 Волк и зайцы

Игра развивает решительность, ловкость, смелость, реакцию, силу ног.

Загадка: Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр. (Волк)


Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «волк», он помещается в центре круга, остальные играющие – «зайцы» становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя «зайцы» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «волк» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда они находятся внутри круга. Тот, кого поймали становится «волком», а «волк» - «зайцем». Игра повторяется вновь. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Догонялки (“Пэнкинат”)

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.


Описание игры. Игра проводится в любое время года. Перед игрой определяется игровая зона (её границы).

С помощью считалки выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.


Загони в озеро

Игра развивает ловкость, профессиональные качества оленевода, дальность броска, воспитывает упорство и чувство коллективизма.

Загадка: Безголовая кукушка шумит, свистит. (Тынзян – аркан)


Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На расстоянии около 30 метров от игроков чертится «озеро». Участники делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну. Каждый игрок, стоящим первым в колонне, выполняет бросок тынзяна на дальность. Вся команда бежит до места падения аркана, а второй номер каждой команды собирает аркан и выполняет второй бросок, третий номер выполняет следующий бросок и т. д. Если все метатели закончили, всё начинается сначала. Команда, которая раньше дойдёт до озера и выполнит свой бросок в озеро первой, становится победителем.

Заяц и волк

Игра развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног.

Загадка: Злой голодный шатун в поисках пищи обойдёт семь тундр. (Волк)

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки – «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке – круг, прочерченный на снегу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого ему надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в сторону, вверх).

Гонки на нартах

Состязание развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц.

Загадка: Двое скрип – скрип,

шестеро молитвы читают. (Нарты)

Описание состязанияСостязание проводится в зимнее время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берёт нарты за верёвку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.


Кто быстрее

Состязание развивает скорость, ловкость, координацию движений, а так же волевые качества.

Загадка: Один мужчина шагает, что-то ужасное с шестью ногами и руками догоняет. (Мужчина тянет за собой ручные нарты)

Описание состязания. Состязание проводится в зимний период года. Количество участников в командах должно быть одинаковым. Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны в затылок друг другу. Первые игроки держат верёвку с привязанными нартами. По сигналу ведущего они бегут вперёд к своими ориентирам, обегают их и возвращаются обратно к линии старта, на которой уже стоят следующие игроки их команд. Передают в руки следующим, а сами становятся в конец своей колонны. Получившие нарты так же бегут до ориентира и обратно и передают нарты следующим игрокам и т.д. Состязание идёт до тех пор, пока начинающие не окажутся опять впереди. Победительницей становится та команда, которая закончит состязание первой.

Капканы

Игра способствует развитию скоростно-силовых качеств, быстроты, координации движений.

Загадка: Нет зубов, но всё же кусается, злой, но первым не кусается. Если тронет кто его, не отпустит никого. (Капкан)

Описание игры. Игра проводится в любое время года. На площадке или в зале чертится круг. Участники игры встают в круг. Ведущий выбирает с помощью считалки двух игроков, которые, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют капкан (линия круга находится между ними). По команде ведущего играющие выполняют бег (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, прыжками) по кругу. По свистку капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки вверху, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными, образуют новый капкан в разных местах круга.

Победителем становится тот игрок, который не был пойманным.


Бой лосей

Состязание развивает координацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, смелость.

Лось – сын черёмухи.

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники игры делятся на две равные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста – снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Перетягивание палки

Состязание способствует развитию силы рук, спины, ног; воспитанию настойчивости, выдержки.

Описание состязания. Два игрока садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считается побежденным. Нельзя сгибать ноги в коленях. Победитель состязается со следующим игроком. Игра продолжается до выявления победителя среди всех участников состязания.


Быть оленеводом

Состязание развивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

Вот, пока стоим на месте,

Поглядите поскорей:

Ладно сделан, честь по чести,

Мой пастушеский хорей.

Ровно в два оленьих маха

Он – обструганный – длиной,

Лёгкий, гибкий, да не хлипкий

И с головкой костяной.


Описание состязания. Все играющие делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель – хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тынзяна-аркана на хорей и т.д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя. Победителем становится команда, которая набрала большее количество очков.

Воздух, вода, земля, ветер

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

Мы – рождённые природой,

Мы ещё какие дети,

Любим рыбу, лес и воды,

Горы на рассвете…


Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «земля», «вода», «ветер» - и считает до 3. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ветер).

Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т.д. Неожиданно вместо этих четырёх слов, водящий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.


Важенка и оленята

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внимание, координацию движений.

Вон он – северный олень,

Белый, словно снег.

Пусть сугробы до колен,

Лёгок его бег.

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

- Бродит по тундре важенка, с нею – оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины…

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.


Бег по-медвежьи (“Пупи нэвер”)

«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости.

Загадка: За деревней яркая звезда.

(медведь)

Описание состязаний. Проводится в любое время года. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возрастных данных, уровня физической подготовленности.

Вариант 1. Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде судьи начинается «бег по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определённое время.


Скачки на одной ноге

Игра способствует развитию прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости; воспитанию смелости, выдержки.

Описание игры. Количество участников не ограничивается. Дистанция для прыжков произвольная и зависит от возраста детей; о ней договариваются заранее.

Перед игрой проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяют каким-либо предметом (дерево, камень и т.д.), до которого выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта, принимают исходное положение: стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинают скакать, стараясь преодолеть условленное расстояние. Тот, кому удаётся сделать это первым, и становится победителем. В игре существует правило: скачки до конца дистанции выполнять только на одной ноге (смена ног во время прыжков запрещается).




Болотная женщина

Игра способствует развитию ловкости, быстроты, смекалки; воспитанию смелости и решительности.


Описание игры. Выбирается водящий – “Болотная женщина”. Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают несколько раз вокруг себя. После этого все игроки разбегаются в разные стороны. Водящий ходит по площадке и старается схватить кого-либо из игроков, которые убегают и ловко увёртываются от неё. Игроки могут и обманывать водящую, подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок пойман “Болотной женщиной”, то в этом случае он становится водящим. В конце игры определяются наиболее ловкие игроки, как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман “Болотной женщиной”.



Предварительный просмотр:

Пословицы, поговорки.

1. Кто к дверям подошёл, должен в дом войти.

2. На лице мох, а в голове ветер гуляет.

3. Как ружьё бабахнет, так и эхо ахнет.

4. Куда мышь бежит, туда и песец стремится.

5. Какое ружьё – такая и охота.

6. Из курапачьего мяса, сала не натопишь.

7. От хорошего хозяина собака не убежит.

8. Сеткой воды не начерпаешь.

9. Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

10. Сполох (северное сияние) красиво играет, да не греет.

11. Если среди смелых растёшь, сам будешь смелым.

12. У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь.

13. Правдивое слово дороже важенки.

14. Песец сам в мешок не полезет.

15. С не пойманного песца шкуру не снимешь.

16. С хорошим человеком и без чума тепло.

17. Выбирай невесту не на игрище, а на работе.

18. На наших оленях и протока кажется шире обской губы.

19. Кто с не добрым сердцем идёт, всегда дрожит.

20. Если хочешь смотреть богатую жизнь, смотри сегодня.

21. Человек без имени, как лось без рогов.

22. Богатырь скажет, люди исполняют.

23. Кто с полдороги вернулся, тому не увидеть счастливого пути.

24. У кого золотая чаша – тому и удача на промысле.

25. Богатый стол даром не даётся.

26. И дерево плакать может.

27. Явился, как сын бога и огня.

28. Твоя рука гремит, как гром.

29. Человек не может жить без веры.

30. Сплетня режет сердце больнее ножа.

31. Хотите жить будьте охотниками.

32. Сильным рукам – сильный ум.

33. Без имени как без глаз.

34. Не важно какие ворота, лишь бы они открывались.

35. Не живи у большой дороги – дом потеряешь.

36. Слова звенят – дети играют.

37. Коснётся беда – люди словно прозревают.

38. Соболь не играет, глухарь не поёт, сырок не играет – душа моя умирает.

39. Счастье заполучишь – не забывай других.

40. Попадёшь в беду – вспомни мать.

41. Выбери дальнюю дорогу – доброе имя заслужишь.

42. Примешь чужую боль – мудрым станешь.

43. Душистой ухи отведай – силы прибавится.

44. В берестяной кузов положил ты счастье.

45. В погоне за сладкими ягодами забыла сына.

46. Как боги живут эти влюблённые.

47. Молятся они на полы моей шубы.

48. Руки твои – молодые деревца.

49. Видят глаза через семь обских плёсов.

50. Худое болото – огонь не берёт.

51. Ни то золотого ума роняешь в воду.

52. Ты в счастье шелка яркого.

53. Мы на твои медвежьи лапы насмотрелись.

54. Жизнь семи веков тебе памятка.

55. В честь тебя золотой огонь разжигаем.

56. На кончик собольего колена сажусь.

57. Синей музыкой звенят слова.

58. Ты с солнцем споришь.

59. По твоему узору не найти тебя.

60. В сон цветной ты заглянул.

61. В собольем гнезде валяешься.

62. У мысли - быстрее ноги.

63. Ум на пути постигает истину.

64. Растущий человек не плавает в одних и тех же водах.

65. Два начала на земле – волки и олени.

66. В корнях золотой берёзы – моё счастье.

67. Манси – народ вечерний.

68. Твой взгляд на ладонях держу.

69. По следу оленьему веселье не гаснет.

70. Рыба весною не ждёт рыбака.

71. Счастье в воротах лисицы следы.

72. Путь души – не путь на лыжах.

73. Ты боишься, бедный мальчик, чёрной тени от чувала.

74. Разве может знать хозяин, что делает его собака на улице

75. Хозяином будешь – любой край полюбишь, родным домом назовёшь.

76. Люди и духи в таёжной сказке одной мыслью живут.

77. В сказках глаза народа.

78. В песнях душа народа.

79. Если надо, вокруг семи гор свою мысль пронесу.

80. Перелётной птицей ты к нам прилетел.

81. Хорошо быть хозяином солнца.

82. Олень без дороги болото найдёт.

83. Зайца в медвежьем капкане не поймаешь.

84. Заря в гостях у тебя бывает.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Загадки

1. Сам белый, а за собой головню тянет. (горностай)

2. Костяноголовый червь головой крутит. (тынзян)

3. Белая лошадь в щель двери смотрит. (луна)

4. Стоит на одной ножке в оранжевой ягушке. (морошка)

5. В одно отверстие залетает, а из трёх выходит. (малица)

6. Солнце не видит, ветер не слышит. (сердцевина дерева)

7. Каждый год на одном и том же месте вырастают. (оленьи рога)

8. На дне реки деревянный пузырь стоит. (морда)

9. Всю жизнь позже всех ложится, и раньше всех встаёт. (полярная звезда)

10. Красный конь, чёрный пень облизывает. (огонь и котёл)

11. По реке острова плывут. (суда)

12. Сам под водой, а на хребте носит лес. (ёрш)

13. Четверо одну шапку держат. (стол)

14. Быстрее всех побывает где надо. (мысль)

15. В чум заходит белый, а выходит невидимкой. (холодный воздух)

16. Посреди земли суковатое дерево лежит. (Обь)

17. Без корней, а на земле растёт. (камень)

18. Сам он беспомощен, люди его одевают и раздевают, но он людей согревают. (чум)

19. На берегу караульный человек. (купец)

20. Посредине земли пояс с тяжёлыми пуговицами лежит. (Уральские горы)

21. Хрустальные хребты по дну Оби ходят. (осетры)

22. С вершины лиственницы каменный идол глядит. (глухарь)

23. Серебряная луна в воде плавает. (нельма)

24. Рыжие лисята по небу ходят. (звёзды)

25. В меховых штанах мужчина в бору бродит. (медведь)

26. Вверх по дереву красная лисица бежит. (огонь)

27. На дереве рукавицы висят. (шишки)

28. Пока отец подпоясывался, сын до неба добрался. (огонь и дым)

29. Встанет - скамейка, ляжет клубком. (собака)

30. Где лиса резвилась там трава и лес не растут. (гарь – выжженный огнём бор)

31. Один мужчина идёт, а двое над ним смеются. (человек на лыжах)

32. У обского берега мшистый холм. (баржа)

33. На конце вожжей обучается заузданный конь. (веретено)

34. Через дырочку в железе прыгает бык. (жильная нитка с иглой)

35. Один глаз для многих людей. (окно)

36. Летом шубы одевает и мёрзнет, а зимой хоть и голый не мёрзнет. (рога оленя)

37. На берегу Оби стоит белый корешок травы покрытый инеем. (шея лебедя)

38. Один конец белого платка расстилается, другой конец собирается. (белая ночь и день)

39. Шумливая женщина с конца горы. (кукушка)

40. Одна половина – лес, другая половина – Урал. (невод)

41. Месяц капель и сосулек. (март)

42. День идёшь, ночь идёшь, а конца не найдёшь. (земля)

43. Когда дерево становится деревом, а человек человеком? (когда дерево плодоносит, а человек видит)

44. Хорошего коня на длинной верёвке обучают. (катающийся клубок ниток)

45. Сколько не мотай ниток, а нитки не кончаются. (дорога)

46. Где стояла резвая лошадь, трава не растёт, степь не цветёт. (костёр)

47. Всадник в пушистой шубе на богатырском коне по ветвям скачет. (белка)

48. У всех одна радость. (жизнь)

49. Соболиные два океана, звериные два океана одинаковой длины и одинаковой ширины. (земля и небо)

50. Сильнее медведя, слабее самого себя. (человек)

51. Сам мал, а сильных ловит. (капкан)

52. Незаметно приходит, любого может уложить. (сон)

53. Встают на дыбы и тут же падают. (волны)

54. Железные глухари день и ночь поют. (буровые)

55. Синяя птица в реки глядит, в озёра глядит, вечером спать на землю садится. (вертолёт)

56. Крылатый конь, подземный конь в небо просится. (газ)


Предварительный просмотр: