Мои публикации

Бублик Пиада Ивановна

Представляю вашему вниманию некоторые из моих публикаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой  технологии

в процессе  адаптации старших дошкольников

Бублик Пиада Ивановна

воспитатель детского сада «Колосок»

Манский район Красноярского края

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно, если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни, ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции.

Традиционно принято говорить о проблеме адаптации у малышей, но  не мене остро данная проблема стоит перед педагогами в работе с детьми, поступившими в детское учреждение  в старшем  возрасте.

Придя в детский сад, ребенок оказывается в новых социальных условиях, встречается с новым окружением, сменой привычного расписания, так у него возникает чувство нестабильности. Детям не всегда удается самим преодолеть стресогенные ситуации.  Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение его спокойствия и защищенности социально- эмоционального развития.  Если проблему не решить  в стенах дошкольного  учреждения, то в  школу придут  дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом. В этом случае социальная неуверенность может быть на уровне внешних поведенческих проявлений: некоммуникабельности, застенчивости, или, наоборот, гиперактивности, непослушания, агрессивности. Как правило, в каждом дошкольном учреждении есть  такие дети, высокий уровень тревоги которых не позволяет им адаптироваться сначала в группе детского сада, затем в школьной среде. Та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Традиционными в ДОУ являются  различные формы работы,  как с ребенком, так и с родителями:

  • Вовлечение ребенка и родителей в различные виды деятельности;
  • Информационно-консультативное просвещение семьи;
  • Коррекционно-развивающая работа

Известно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности детей. Ф. Фребель писал: «Игра порождает, радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром».

Поскольку в игровой деятельности  формируется самооценка,  социальная компетентность ребенка. То игра является азбукой социальных  отношений, а группа детского сада  - первое социальное объединение детей.

Решение данной  проблемы мы видим в использовании игровой технологии, которая поможет облегчить  адаптацию детей к новым социальным условиям, адекватно воспринять себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности.

Цель игровой технологии:

Способствовать формированию адекватного поведения старших дошкольников в период адаптации

Задачи:

  • Поддерживать положительное эмоциональное состояние
  • Формировать навыки общения в системе: «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок»
  • Обеспечивать психологическую и социальную безопасность, оказывать оперативную помощь  детям в решении их индивидуальных проблем.

Игровая технология состоит из 3-х блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи, и  отличается программным  содержанием.

1 блок - ознакомительный;

2 блок - реконструктивно-формирующий;

3 блок - закрепляющий.

Занятия проводятся в форме  мини-тренинга, 1-2 раза в неделю,  продолжительностью 15-20 минут. В зависимости  от педагогических целей и задач, поставленных воспитателем, условий,  в которых эти занятия проводятся, от уровня подготовленности детей, особенности диагностики, продолжительность занятий может изменяться. Желательно занятия планировать  с начала  учебного года (сентябрь-октябрь), а фрагменты их повторять  и закреплять на протяжении учебного периода.

Каждое занятие имеет признаки ритуала, т. е. обязательные и подобные. Игры подбираются дифференцировано. Еженедельно вводится новая игра, которая разучивается в начале недели, на следующей неделе эта игра повторяется. Для систематизации использование игр и

координации работы педагога-психолога и  воспитателей целесообразно составить циклограмму на месяц.

Таким образом,   используя игровую технологию можно сократить адаптационный период, сделать его более легким, т.к. игра является одним из лучших антистрессовых приемов.

Программное содержание блоков игровой технологии

блок

Цели и задачи

Программный материал занятий

Ознакомительным

1.Познакомить детей с нормами общения в системе: “Взрослый-ребёнок”, “Ребёнок-ребёнок”;

2.Наладить  положительные контакты;

3.Осуществлять коррекцию эмоционального состояния;

4.Развивать  навыки общей деятельности;

5.Координировать налаживания контактов

Игра: «Меня зовут»

Цель: Развивать желание познакомиться, учить вежливому обращению друг к другу, развивать чувство общности, принадлежности к группе.

Материал: Мяч (цветок).

Ход: Каждый ребенок, стоя в кругу, по очереди обращается к соседу справа, передает мяч (цветок) называя свое имя и рассказывая о себе.

Игра: «Пусть наши пальчики станут друзьями».

Цель: Учить разносторонним способам знакомства, Развивать координацию движений, мелкую моторику, память.

Ход: Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, при этом говоря:

Дружат наши малыши,       Дети хлопают в ладоши с напротив стоящим

Подружимся я и ты.            товарищем.

Начинаем мы считать:        Дети касаются поочередно каждым пальцем

1,2,3,4,5- Димочка,              пальцев напротив стоящего ребенка  

1,2,3,4,5- Мариночка.

Мы закончили считать.

Игра: «Луна».

Цель: Учить запоминать имена детей группы, развивать единство, удовлетворение от пребывания в центре внимания.

Ход: Дети садятся в круг на ковер или на стульчики. Сидящий справа от воспитателя  ребенок хлопает в ладоши и называет свое имя, а дети по очереди повторяют.

Игра: «Улитка».

Цель: Продолжать знакомить детей друг с другом. Развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

Ход: Дети свободно двигаются по комнате, на сигнал «Улитка» приседают, называя свое имя.

Игра: «Большое дерево».

Цель: Учить получать положительные эмоции от пребывания в коллективе, развивать  мотивацию к посещению дошкольного учреждения

Ход: Дети стоят в кругу, взявшись за руки и изображая большое сильное дерево. Закрыв глаза, прислушиваются к шелесту листьев. Когда веет ветерок, все вместе раскачиваются.

Чувствуют, как оно дышит, живет (двигаются вместе). Шаг вперед - вдох, руки опустить. Шаг назад - выдох: Когда мы вместе - нас много, и мы большое сильное дерево.

Реконструктивно - формирующий.

1.Корректировать  эмоциональное состояние дошкольников;

2.Вырабатывать   положительное отношение к посещению ДОУ;

3.Осуществлять тренинг конструктивных форм поведения;

4.Развивать навыки положительного социального поведения;

5.Способствовать обогащению   социального опыта;

6.Развивать  чувство коллективизма.

Игра: «Встреча клоунов».

Цель: Развивать коммуникативные навыки, учить вербальным и невербальным способам знакомства, воспитывать приязненное отношение друг к другу, обогащать социальный опыт.

Ход: Воспитатель рассказывает историю: «Жили- были два клоуна. Их звали Бим и Бом. Бим работал в Красноярском цирке, а Бом в Лесосибирском. Они не когда не встречались, хотя слышали друг о друге. Как-то весной дети города Новосибирска пригласили их на праздник “Новосибирские кнопочки”. В Новосибирске клоуны встретились, познакомились и …» Детям предлагается показать, как проходит встреча клоунов.

Игра: «Как познакомились Робинзон и Пятница»

Цель: Помочь детям в умении знакомится, начинать беседу достойно вести себя.

Ход: Воспитатель рассказывает детям про Робинзона и Пятницу. Затем предлагает показать сценку встречи. Дети по очереди показывают свой сценарий знакомства.

Игра: «Радиообъявление».

Цель: Развивать заботливое отношение друг к другу, наблюдательность социальную компетентность.

Ход: Воспитатель рассказывает историю: «Когда дети были на море, они услышали тревожное объявления: «Внимание, внимание. На пляже потерялся мальчик. Затем воспитатель описывает кого-то из детей». Дети по описанию должны угадать, о ком идёт речь, и назвать имя.

Рекомендация: после игры провести беседу «Как нужно вести себя…».

Игра: «Телефон»

Цель: Учить налаживать контакты, подбирать конкретные формы общения.

Материал: Игрушечные телефоны.

Ход: Дети играют по двое, воспитатель играет с ребёнком, давая правильные образцы общения. Например, звонит телефон, ребёнок берёт трубку. Воспитатель начинает разговор: «Добрый день. Меня зовут Юля Алексеевна. Я воспитатель детского сада «Алёнка» и хочу поговорить с девочкой Ирой она совсем не давно начала посещать детский сад». Потом воспитатель поддерживает разговор, узнавая что-нибудь новое о ребёнке. Затем прощается.

«Испорченный телефон».

Цель: Развивать способность налаживать контакт, формировать положительные отношения к сверстникам.

Ход: Играющих двое, один из них  - новичок. Воспитатель: «Добрый день это телефон девочки с голубыми глазами, которую зовут Катя и которая не хочет ходить в детский сад». Называются признаки не характерные ребёнку. В ответ он называет правильную информацию: «Нет, это девочка с зелёными глазами и т. д.»

Игра: «Поезд»

Цель: Закреплять умения знакомится разными способами развивать слуховое восприятие, координацию движений, способствовать нейтрализацией отрицательной эмоциональной энергии и агрессивного поведения.

Ход: Дети становятся друг за другом и двигаются, изображая поезд. Они хлопают в ладоши и произносят по слогам имя « ведущего».  После каждого круга «ведущий» меняется.

Игра: «Морской банан».

Цель развивать чувство единства навыки самоконтроля и коммуникабельности.

Ход: Играют по пять человек, сидя на скамье. Перед игрой воспитатель объясняет, что морской банан-это резиновая лодка, формой похожая на банан. Она предлагает представить детям катание на морском банане. Дети держатся за локти друг друга и накланяются по команде  вправо (влево).

Задание: Никого не потерять. Если кто-то падает, все кричат его имя.

Игра: «Телефон доверия».

Цель: Развивать социальную компетентность, положительные отношения к новенькому ребёнку.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о телефоне доверия. Затем предлагает поиграть в эту игру. Желающие рассказывают о своих впечатлениях и чувствах. Задают вопросы. Роль консультанта выполняет воспитатель.

Закрепляющий.

1.Закреплять  конструктивные форм поведения, навыки общения, умение понимать эмоциональные ощущения другого ребенка  и адекватно регулировать свои;

2.Осуществлять игровую коррекцию нежелательных проявлений поведения.

Игра: «Клубочек».

Цель: Закрепить знания детей друг о друге, умение обращаться к товарищам по имени, исполнять роль в коллективной игре, воспитывать положительное отношение к новому члену коллектива.

Ход: Воспитатель в роли клубочка, дети стоят вокруг его в кругу. Один из детей подходит к клубочку, берет его за руку, а остальные называют ребенка по имени. Следующий ребенок берет за руку первого. Дети произносят имя второго ребенка, который наматывается вокруг клубочка. Игра закончена, когда последний ребенок намотается вокруг клубка.

Игра: «Отгадай, кто тебя позвал».

Цель: Закрепить навыки положительного социального поведения, дифференцировать слуховое восприятие. Соотносить человека с его голосом.

Ход: Играют втроем, один ведущий. Дети по очереди называют имя ведущего, а он угадывает, кто позвал.

Вывод: Вместе хорошо, меня все знают.

Игра: «Телевизор».

Цель: Закрепить представления детей друг о друге, положительно относиться к ровесникам, уметь показать свое расположение к человеку.

Материал: Фото из семейного альбома, модель игрушечного телевизора.

Ход: Через телевизор детям демонстрируются фото. Ребята называют того, кто изображен,

сколько ему лет, что любит делать, что хорошее можно сказать об этом человеке.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ В ДОУ

Бублик Пиада Ивановна,

воспитатель детский сад «Колосок»

Обществу нужны активные, инициативные люди, продвигающие современные идеи и практики, умеющие брать ответственность на себя. Эта позиция отражена в ФГОС ДО в одном из целевых ориентиров дошкольного воспитания. И поскольку наше учреждение, отвечающее современным требованиям, стремится к развитию, ищет новые возможности удовлетворения потребностей государства, семьи, ребенка, то нами освоена практика организации акций  как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей.

Акция - это спланированная интересная, простая деятельность, в ходе которой задаются некоторые «реперные точки», на которые важно обратить внимание. Созданная ситуация позволяет увидеть проблему со стороны,  обозначить собственную позицию, вовлечь людей любого возраста и особенностей развития в процесс взаимодействия.

В повседневной жизни мы редко выражаем чувство благодарности к окружающим нас людям, а это влияет на эмоциональное благополучие и в свою очередь сбалансированность психологического здоровья. Посредством акций  «Подари улыбку ближнему», «Дари добро на радость людям»  были созданы условия, при которых взрослые задумались о существующей проблеме и получили возможность вместе с детьми  с помощью различных способов научиться выражать благодарность окружающим и друг другу, проявлять отзывчивость, толерантность.

В последнее время родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить финансовую стабильность, а в выходной день по максимуму выполнить бытовые дела и отдохнуть перед рабочей неделей. Погруженные во «взрослые» дела и проблемы они не задумываются, что воспитание ребенка должно происходить не в наставлениях и поучениях, а в положительном взаимодействии с малышом. Именно в продуктивном общении у ребенка развивается самосознание, он познает окружающий мир, учится быть коммуникабельным, компетентным, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Поэтому идеей акции «Зажги свет в своем окне» послужило привлечение внимания родителей к проблеме конструктивных способов общения с детьми.  В ненавязчивой форме созданный видеоряд позволил показать родителям, что продуктивное взаимодействие с ребенком это путь к его успешности в жизни.  

Таким образом, мы можем утверждать, что практика организации социально значимых акций позволяет вовлечь родителей как полноправных участников в образовательный процесс  и  на примере взрослых содействовать развитию и поддержки инициативы и самостоятельности детей как базовой компетентности каждого человека имеющего собственную гражданскую позицию.

Список литературы

  1. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности  // Новые знания. 2001. №1. С. 6 -7.
  2. Петровский В.А., Кларина Л.М,, Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001.
  3. Соколова Н.А., Фуникова Н.И. Педагогика дополнительного образования детей. Социально – педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования. Челябинск, 2004.