Для Вас, педагоги!

Корягина Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Формы работы с семьей по правам ребенка.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать права других, человек. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности – вот основа правового воспитания дошкольников.  Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.  Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Поэтому, всестороннее гармоничное развитие дошкольников в современных условиях требует единства и согласованности системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых. Роль семьи в воспитании, образовании трудно переоценить, она оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, формирование нравственных начал, характера, умения жить в обществе.

Согласно конвенции о правах ребенка, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42)

В соответствии с основными положениями этого документа в ДОУ разработана система правового образования воспитанников, педагогов и родителей.

Главной целью  работы по правовому просвещению родителей нашего педагогического коллектива является: формирование активной педагогической позиции родителей и вооружение их необходимыми правовыми знаниями.

Задачи:

  • Повысить уровень правовой культуры родителей
  • Помочь родителям преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка, а также достичь понимания того, что нельзя сравнивать ребенка с другими детьми,
  • Учить родителей быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей,  на первом общем родительском собрании познакомили родителей с основными документами ДОУ: уставом ДОУ, договором между родителями и детским садом, конвенцией о правах ребенка, где представлены права и обязанности участников образовательного процесса. На лестничной площадке детского сада оформили стенд «Каждый ребенок имеет право». Большое значение  придаем этапу ознакомления родителей с организацией работы детского сада. Приглашаем 1 раз в год (апрель) на день открытых дверей. В него входит экскурсия по детскому саду, знакомство с бытовыми условиями, с педагогическим процессом.

Также ведется работа и по выявлению неблагополучных семей.

Кроме этого, работа по правовому воспитанию ведется и во всех группах детского сада.

В 1 младшей группе «Подсолнушек» оформлен стенд по правам ребенка, проводилось анкетирование на тему «Детский сад и права ребенка», консультации «Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье», «Жестокое обращение с детьми: что это такое».

В во 2 младшей группе «Солнышко» также проводились консультации с родителями и анкетирование.

В средне-старшей группе «Гномик» оформлена папка-передвижка «Права маленького ребенка», проведено анкетирование «Детский сад и права ребенка», НОД с участием родителей «Право ребенка жить в семье».

В старшей группе «Ромашка» проведены консультации «Как наказывать ребенка», «Понимаем ли мы друг друга?», НОД с участием родителей «Права ребенка» и «Добрые слова».

Поподробнее хочется остановиться  на  подготовительной к школе группе «Колосок», какие формы и методы работы по повышению правовых знаний родителей используем мы.

  • Проведение родительского собрания в старшей группе «Азбука прав ребенка».
  • Проведение совместных мероприятий, выставок, направленных на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов, родители могут лучше узнать своего ребенка.
  • Анкетирование «Права ребенка».

 Результаты анкетирования  родителей дошкольников  в начале учебного года с целью выявления уровня знаний о правах ребенка показали недостаточные правовые знания.

50% опрошенных родителей не считают, что ударить ребенка-это значит нарушить его права. Но 90 % считают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу.

40 %думают, что физические (телесные) наказания допустимы в отдельных случаях, 60 %-неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Родители считают, что наказания происходят потому, что ребенок не хочет выполнять просьбы родителей, не реагирует на замечания, упрямство, баловство детей или что-то сломает.

Родители применяют такие наказания, как лишение компьютера, сладкого, ставят в угол 40 % опрошенных,10% ведут разъяснительные беседы.

50 % замечали агрессию ребенка к предметам, вещам, 20 %-по отношению к родителям, по 10 %-к животным, растениям, к сверстникам,10%- агрессия не замечена.

50 % родителей иногда затрудняются в разрешении конфликтной ситуации с ребенком, не знают, как поступить.

20 % нуждаются в профессиональной помощи психолога

  • Тестирование «Хорошие ли вы родители?»
  • Использование наглядной информации, папок-передвижек «Конвенция о правах ребенка», «Права маленького ребенка», «Игры на формирование правовой культуры», «Искусство быть родителем»  и др.
  • Изготовление буклетов на тему «У меня есть права», «Жестокое обращение с детьми»
  • Посещение неблагополучных семей
  • Для систематического информирования о жизни детей в группе оформлен стенд «Мы развиваемся»
  • Проведение консультаций, индивидуальных бесед на темы «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Как можно наказывать ребенка?»
  • Консультации специалистов (психолога)
  • Раздаем родителям письменные консультации, например, «Десять заповедей для родителей»
  • Чтение родителями рассказа Андрея Усачева «Декларация прав человека для детей и взрослых»
  • Проведение НОД «Что такое семья?»,обсуждение ситуаций из сказок «Какие права нарушены в сказке?»
  • Создание герба своей семьи
  • Запланирована театральная постановка для детей и родителей о правах человека по мотивам сказки «Колобок»

Таким образом,

  • Все выше перечисленная работа помогает нам установить доверительные отношения с семьями детей, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье.
  • Помогает нам оказывать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой.
  • Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду.
  • Дети комфортно чувствуют себя дома и в детском саду.

Подводя итог, можно сказать, что работа по разъяснению и  информированию родителей своевременна и необходима, т.к. правовое самосознание детей должно начинаться с дошкольного детства.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок» комбинированного вида

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

Родительское собрание на тему:

«Безопасная дорога детства»

Подготовила и провела:

воспитатель  

подготовительной к школе группы

компенсирующей

направленности

для детей с

 нарушениями речи

«Колосок»

Корягина Наталья

Николаевна

Нерехта,

2016 г

Цель:
- объединение усилий педагогов и родителей в области ознакомления детей с правилами безопасности дорожного движения.
Задачи:
1. Формировать представление родителей о том, что соблюдение ПДД – является главным условием для сохранения жизни и здоровья их детей.
2. Побуждать родителей играть вместе с детьми, используя материал данного собрания.
3. Развивать среди родителей и педагогов чувство коллективизма и сотрудничества.
4. Укрепить связь между родителями и сотрудниками детского сада.

5. Использовать авторитет семьи для сознательного усвоения детьми навыков безопасного поведения на улицах.
6. Включить родителей в совместную работу как равноправных участников образовательного процесса и повышения уровня их самостоятельной активности.

Форма проведения:
Родительское собрание в форме познавательно-игрового конкурса.
Участники
Воспитатели и родители.

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей (см. приложение 1)
  • Подготовка выставки рисунков «Юный пешеход»
    Оформление папки-передвижки «Твои помощники на дороге»
  • Магнитофонная запись ответов детей на вопросы темы «Грамотный пешеход»
  • Подготовка ситуаций для анализа
  • Написание плакатов по теме собрания
  • Изготовление буклетов «Знай правила дорожного движения»
  • Подготовка кроссворда  для родителей (приложение 2)
  • Участие родителей в составлении плана безопасного маршрута от дома до школы.


Ожидаемый результат:
В результате данного родительского собрания необходимо вызвать у родителей практический интерес к проблеме безопасности детей на дороге, желание доступно разъяснять детям правила дорожного движения и более тесно сотрудничать с педагогами дошкольного учреждения.


Ход собрания:

Вопитатель:

Уважаемые родители!

Наши дети для нас - это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Мы все хотим видеть наших детей здоровыми и счастливыми. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и нашего дошкольного учреждения. Одним из важных факторов сохранения здоровья детей является  правильное поведение детей на улице и знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения начинается уже тогда, когда ребенок делает первые шаги. Он запоминает, как ведут себя его родители: как положительное, так и отрицательное поведение. Изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в ситуациях на дороге взрослые - вы сами.

Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитаете своего ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете  его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Личный пример родителей… Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании, однако родители не всегда подают ребенку достойный пример в соблюдении правил безопасного поведения, безопасного перехода улиц и перекрестков.

Нарушая ПДД, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Кроме этого, и сами дети   на улице часто отвлекаются на все интересное: яркий автомобиль, люди, животные. Если семилетний ребенок идет в компании сверстников, он часто увлекается разговорами, не смотрит на дорогу и может не услышать сигнала машины из-за недостатка  внимания. На поведение ребенка может влиять и их функциональное состояние в определенный момент. Например, ребенок плохо себя чувствует, не выспался, устал. В результате  у него снижается способность контролировать себя.

Мы рекомендуем вам:
- систематически знакомить детей с правилами дорожного движения в доступной для них форме;
- для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
- объяснять ребенку, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
- объяснять детям, когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
- указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
- закреплять зрительную память ребенка;
- развивать пространственное представление ребенка (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
- развивать представление детей о скорости движения транспортных средств (быстро едет, медленно, поворачивает);
- не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
- читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности дорожного движения.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение ПДД, терпение, ответственность за здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.

А сейчас, уважаемые родители, мы хотим предложить вам снова стать на время детьми и поучаствовать в викторине «Дорога безопасности»!
(Пока звучит музыка, родители объединяются в команды.)
Программа конкурса.
1. «Разминка».
2. «Ситуация».  
3. «Объяснялки».

4. Радиостанция «Светофор»
5. «Угадай-ка»(разгадывание кроссворда)

6. «Дорожные знаки»
7. Музыкальный конкурс «Мы едем, едем, едем».

1 Конкурс «Разминка». 
1. В чем разница между информационно-указательным знаком «Пешеходный переход» и предупреждающим «Пешеходный переход»? (Информационно-указательный знак прямоугольной формы, обозначает участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов, а предупреждающий треугольной формы - предупреждает водителей о приближении к пешеходному переходу.)
2. Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок? (Путь пешехода становится длиннее, кроме того, пешеход поворачивается спиной к транспортным средствам и не видит их.)
3. У пешеходного перехода остановился автомобиль. Водитель показывает жестом руки, что переходить можно. Как следует поступить? (Надо переходить, убедившись, что этот стоящий автомобиль не объезжают другие транспортные средства.)
4. Какие виды пешеходных переходов бывают и какие должны знать дошкольники? (Регулируемые, нерегулируемые, наземные, подземные, надземные).
5. Как следует правильно переходить улицу  с ребенком? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвался).
6. Как должен взрослый с ребенком входить в автобус? (Ребенок входит первым, за ним взрослый).
7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт).
8. Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны выполнять их указания? (Ребенок должен осознанно выполнять правила).

2 Конкурс «Ситуация».
Уважаемые участники! Ситуации, которые будут вам предложены, вы должны будете рассмотреть именно с точки зрения  родителей.
Ситуация №1. Мама ведет своего ребенка из детского сада. При этом мальчик бегает по одной стороне тротуара на другую, создавая неудобства встречным пешеходам. Мама не реагирует на поведение ребенка. Прокомментируйте ситуацию.
Ситуация № 2. Мама с дочкой идут по улице. На противоположной стороне девочка увидела папу и готова броситься к нему. Ваши действия.

3 Конкурс «Объяснялки». 
Попробуйте точно и быстро истолковать термины в доступной для понимания дошкольников форме.
Термины: ДПС, АЗС, автомагистраль, регулировщик, сирена, тротуар, мостовая, жезл.

4конкурс. Радиостанция «Светофор»

(размышления детей по теме)

  1. С кем ты идешь в детский сад?
  2. На каком виде транспорта вы добираетесь до детского сада?
  3. Приходится ли вам переходить дорогу?
  4. Где нужно переходить улицу, чтобы не случилась беда?
  5. Что означают сигналы светофора?
  6. Можно ли играть в мяч возле проезжей части?
  7. Можно ли перебегать улицу, если нет машин? Почему?
  8. Какие пешеходные переходы знаете?


5 Конкурс «Угадай-ка»(разгадывание кроссворда)

1.Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик (регулировщик)

2. С виду это самолет.

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет.(планер)

3.Не похож я на коня,

А седло есть у меня,

Спицы есть…

Они, признаться,

Для вязанья не годятся.(велосипед)

4. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.(трамвай)

5. Я выросла в лесу,

 В безмолвной тишине,

Теперь я вас несу

 По голубой волне.(лодка)

6. Он идет -волну сечет,

Из трубы зерно течет. ( комбайн)

7.Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино.(грузовик)

8.Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

Есть три света у меня…

Как зовут меня, друзья? (светофор)

6 Конкурс «Дорожные знаки». 
Командам предлагается распределить дорожные знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

7. Музыкальный конкурс «Мы едем, едем, едем!». 
Участникам команд (родителям) предлагается спеть песню, в которой есть название какого-нибудь транспорта или что-то, связанное с дорожным движением.


Подведение итогов конкурса.

Заключительное слово воспитателя:

Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям, терпеливы. Сопровождайте своих детей в детский сад, школу. Вырабатывайте у них навыки безопасного поведения на улицах и дорогах
Пусть подготовленные нами буклеты «Знай правила дорожного движения» помогут вам в обучении ваших детей ПДД.(буклеты раздаются родителям)

Приложение 1.

Анкета для родителей по ПДД

1.С какого возраста нужно обучать детей  ПДД? ________________________________________


2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге? _______________________________________


3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?_____________________________________


4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу? ______________________________________


5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_____________________________________


6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с ___________________________________________

 
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?________________________________________

 
8.Какие ситуации считаете опасными? ______________________________________

Приложение 2. Кроссворд.

1

6

7

3

5

2

4

8

Родительское собрание «Безопасная дорога детства»

E:\DCIM\100CANON\IMG_1839.JPG

Как же разобраться с дорожными ситуациями?

E:\DCIM\100CANON\IMG_1848.JPG

И с дорожными знаками…E:\DCIM\100CANON\IMG_1846.JPGE:\DCIM\100CANON\IMG_1851.JPG

А это на память буклеты «Знай правила дорожного движения!»



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников»

(из личного опыта)

С 1 января 2014 г вступил в силу ФГОС ДО,  согласно которому воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с пятью образовательными областями:
 - Социально-коммуникативным развитием;

-Познавательным развитием;
-Речевым развитием;
-Художественно-эстетическим развитием;
-Физическим развитием;

Именно социально-коммуникативное развитие преследует задачу по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Чтобы ребята знали, как правильно себя вести в различных ситуациях и умели применять эти знания в реальной жизни,  в своей работе использую такие формы работы, как беседы, дискуссии, чтение литературы, проведение  занятий, игры. Также в группе  создала  уголок «Островок безопасности», который  постаралась наполнить актуальными, полезными, интересными материалами.
Обновила и разнообразила пособия.
Организуя уголок безопасности в группе, материал  распределила по следующим темам:
•    «Правила дорожного движения»,
•     «Безопасность в помещении»,
•    «Безопасность в природе»,
•    «Общение с незнакомыми людьми».  

При создании «островка  безопасности»  опиралась на основные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и постаралась сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным.
Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте. Недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Создавая условия для воспитания безопасного поведения у дошкольников, содействую овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволяет ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

 «Островок безопасности» в нашей группе включает: 
- методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности);
- дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб);
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, макеты орудий);
- наборы конструкторов;
- папки-передвижки; 
-фланелеграф;
- инвентарь по безопасности.

Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организую выставки детских и коллективных работ.

Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в форме индивидуальных консультаций и с помощью уголка для родителей, где  размещаю  следующий материал: 

  • «Огонь- наш друг, огонь -наш враг»
  • «Как вести себя при пожаре»
  • «Чтобы не попасть в беду»
  • «Опасные предметы»
  • «Один дома»
  • «Фликеры-это моя безопасность»
  • «Небезопасные зимние забавы»
  • «Правила поведения при общении с животными» и т.д.
  • Большой выбор буклетов

            Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение творчество детей, необходимо помнить, что главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей!              

  Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Формирование навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на  улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.

 Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении  безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

 Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста и учитывая особенности данного возраста,   большое внимание уделяю теме: «Ребёнок и улица»: опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, контакты с животными, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

Перед собой я поставила цель: познакомить  детей с опасными  ситуациями, правилами поведения в общественных местах, нормами поведения пассажира и пешехода.

      Задачи:   

 1.  Учить  правилам обеспечения безопасности дорожного движения: дорожное движение и его участники; дорога и её составные части.

 2.  Знакомить с правилами поведения пассажиров в транспорте,  с правилами безопасного поведения пешехода на дорогах.

3.  Познакомить с дорожными знаками.

            В процессе реализации поставленных задач  столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка.

Наиболее подходящим считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

1)  Принцип доступности.   Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей   дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием   возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического  материала.

2)  Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3)  Принцип повторяемости материала.   Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут  откладываться необходимые  правила и навыки. А их  вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции

4).Принцип наглядности.   При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое   значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,   элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное. Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

            Работая над своей темой, я использовала такие методические приёмы как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

             Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей  дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный  материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения.

            Детей   группы   знакомлю  с различными видами транспорта,  с сигналами в виде игры.

             Дети  5-6 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. На примере героев  сказок  знакомлю детей с правилами безопасности.

             Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины»).

           Разыгрываем ситуации правильного - неправильного поведения на улице (сюжетно-ролевые игры, строительные игры). Обращаю внимание на цвета светофора: что они обозначают, можно ли сразу переходить дорогу, когда загорится зеленый цвет или надо убедиться, что машины остановились и готовы вас пропустить. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. А закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

При ознакомлении с дорожными знаками работу начинаю со знаков для пешеходов: "Пешеходный  переход». «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», "Осторожно дети!».

            Во время сюжетно-ролевой игры в автобус знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:

1. Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

2. Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь.

3. Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.

4. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.

5. Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим.

6. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

            Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. В группе было проведено родительское собрание на тему «Воспитание навыков безопасности у детей».

          Также в  группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей.

            Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья

В результате проделанной работы дети владеют элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

            Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме этого, нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

.



Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для воспитателей

«Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности»

Цель: Углубление и систематизация знаний педагогов по пожарной безопасности в ДОУ.

Форма проведения: КВН.

План:

1. «Оратор».

2. «Организатор»

3. «Ваши действия»

4. «Вопрос – ответ»

5. «Эстафета»

6. «Оказание первой медицинской помощи»

7. Домашнее задание «Реклама».

8. Домашнее задание «Поиграйте с детьми».

Ход: Участники семинара (педагоги) делятся на две команды «Огонь» и «Вода» с помощью загадок:

1. Попало наше тесто в горячее место,

Попало - не пропало, румяной булкой стало.

Какое это место? Куда попало тесто? (печь)

2. С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (пожарные)

3. Это тесный – тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер,

Может вспыхнуть как огонь. (спички)

4. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

5. Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня. (дым)

6. Он горючий, он летучий,

Для машин необходим,

Но опасным он бывает

И пожары вызывает

Называется… (бензин)

7. Шипит и злиться, воды боится. (огонь)

8. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, так прятаться бегут. (дождь)

9. Тонкая девочка, белая юбчонка, красный нос.

Чем длиннее ночи, тем она короче от горючих слез. (свеча)

10. Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

1 задание: «Оратор»

Каждой команде дается печатный текст, с которым нужно выступить перед аудиторией от имени инспектора пожарной части, и от имени заведующей детского сада.

Пожарный: Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травма и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.

Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна.

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники.

Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с пожарной безопасностью.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка - спрятаться от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти.

Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка.

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Заведующая: Главная цель работы ДОУ по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

Задачи по пожарной безопасности:

Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.

Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.

Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблем.

Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет перекрестка, дорожные знаки, настольно-печатные игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб);

- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

- работу с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);

- взаимосвязь с работниками службы безопасности.

2 задание: «Организатор»

Ведущая: Итак, мы прониклись важностью проблемы подготовки детей правилам пожарной безопасности. Чтобы реализовать ее, необходимо составить план работы с сотрудниками и с родителями.

Участникам предлагается выбрать из предложенного перечня 5 мероприятий по работе с сотрудниками, и 5 по работе с родителями.

- Беседы, занятия, консультации на противопожарные темы с показом         документальных   видеофильмов: "Что нужно делать при пожаре?",

"Не оставляйте детей без присмотра"

- Инструктаж по изучению правил пожарной безопасности - один раз в полгода.

-Тестирование на тему «Откуда опасность?»

- Встреча с инспектором пожарной охраны.

- Практическое занятие (как пользоваться средствами пожаротушения) - один раз в год.

- Беседа с врачом на тему "Оказание первой медицинской помощи при ожогах и травмах"

- Практическое занятие (отработка схемы эвакуации детей в случае пожара) - два раза в год.

- Разработка перспективного плана по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности.

- Оформление в группе стендов с рекомендациями по формированию у детей навыков осторожного обращения с огнем. Информация о пожарах и гибели детей.

- Периодическое проведение совещаний, включающих изучение информационных материалов по предупреждению пожаров в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

3 задание: «Ваши действия»

Каждой команде предлагается ситуация, участники оглашают последовательный и подробный план действий.

1. «Холодное время года, 12 часов дня, происходит автоматическое включение пожарной сигнализации, оповещающей об эвакуации людей»

2. «Теплое время года, 17 часов, в подсобном помещении детского сада сотрудником обнаруживается небольшое возгорание».

4 задание: «Вопрос – ответ»

Участникам обеих команд предлагаются вопросы, отвечает та команда, которая первая находит правильный ответ.

Вопрос: Почему телефон пожарной охраны "01"?

Ответ: Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во-вторых, он короткий. Когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на диске телефона.

Вопрос: Для чего служит одежда пожарного?

Ответ: Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень. Костюмы изготавливаются из льняного брезента со специальной химической пропиткой, что делает их водонепроницаемыми, прочными и трудно воспламеняющимися. Рукавицы из того же материала сшиты так, что в них можно плотно заправлять рукава куртки.

Вопрос: Зачем на пожарной каске гребень?

Ответ: Пожарная каска - стальной головной убор с гребнем наверху (для защиты головы и смягчения ударов от падающих сверху предметов).

Вопрос: Зачем пожарному широкий пояс?

Ответ: Такой пояс называют "спасательным". Он очень крепкий - выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля - карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестниц или элементы конструкций зданий при работе на верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.

Вопрос: Зачем пожарному топор?

Ответ: В умелых руках это не только топор, но и кирка, и крюк. Им разбирают стены и потолки, открывают запертые окна и двери, удерживаются на крутых крышах и т.д. Топор носят в кобуре на поясе.

Вопрос: Какой враг у пожарного, кроме огня, и как с ним бороться?

Ответ: Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку - регенеративный патрон - и там очищается.

Вопрос: Дом не дом, а стена с окном. Что это такое?

Ответ: Такое сооружение называется учебной башней. Она узкая и высокая (четыре этажа). Пожарные взбираются по лестнице на самый верх, затем спускаются вниз по веревке. Так они учатся работать на высоте.

Вопрос: Что такое пожарные рукава?

Ответ: Трубы, по которым пожарные качают воду. Всасывающие рукава предназначены для всасывания воды из источника насосами пожарных автомобилей. Они изготавливаются из льняной ткани и резины и усилены металлическими спиралями, чтобы рукава при заборе воды не сплющивались. На конце они имеют мягкие манжеты для присоединения к источнику воды и к пожарному автомобилю. Длина этих рукавов 4 метра, а внутренний диаметр от 15 до 150 мм. Напорные пожарные рукава предназначены для подачи воды или пены к месту пожара. Длина каждого рукава 20 метров. Один рукав легко соединяется с другим - на конце у каждого есть специальные гайки. Если соединить много рукавов, получится длинный рукав. По нему можно подавать воду издалека.

Вопрос: Что такое ствол и как им пользуются пожарные?

Ответ: Это металлическая трубка особого устройства. Она присоединяется к рукаву. Стволы бывают разные. Одни похожи на автоматы и пулеметы. Их пожарные удерживают в руках. Другие стволы тяжелые. Их устанавливают на подставках и издали наводят на пламя.

Вопрос: Можно ли добиться, чтобы совсем не было пожаров?

Ответ: Можно. Необходимо только всегда и везде выполнять противопожарные требования. Детям надо помнить главное правило: "Сам с огнем не играй и другим не позволяй!"

5 задание: «Эстафета»

Ведущая: Чтобы уметь спастись от пожара, необходимы не только знания пожарной безопасности, но и быстрота действий. Этот конкурс поможет определить ваши возможности в знании и быстроте реакции.

1) В здании нашего детского сада находятся 4 огнетушителя. В этом конкурсе выиграет та команда, которая за короткое время принесет большее количество огнетушителей.

2) На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраивается команда «Вода», у другой – команда «Огонь», ведущий между ними. По команде «Огонь!» команда Огонь ловит команду Вода, по команде «Вода!» команда Вода ловит команду Огонь (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.

6 задание: «Оказание первой медицинской помощи»

Команде «Огонь» рассказать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Памятка: При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро удалить пострадавшего из огня. После того как с пострадавшего сбито пламя, на ожоговые раны следует наложить стерильные марлевые или просто чистые повязки из подручного материала. При этом не следует отрывать от обожженной поверхности прилипшую одежду, лучше ее обрезать ножницами. Пострадавшего с обширными ожогами следует завернуть в чистую свежевыглаженную простыню. Возникшие пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать. Повязки должны быть сухими, ожоговую поверхность нельзя смазывать различными жирами, яичным белком и т.д.

Команде «Вода» рассказать правила оказания первой медицинской помощи при шоке и ли обмороке.

Памятка: Чтобы вывести пораженного из обморочного состояния, необходимо положить его на спину так, чтобы голова была ниже, а ноги приподняты. Следует расстегнуть воротник и пояс, обрызгать его лицо холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт, медленно поднося к носу смоченный в спирте кусок ваты. Нашатырным спиртом натирают также виски. Если пораженный не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание.

7 задание: домашнее задание «Реклама»

Каждой команде продемонстрировать папку – раскладушку с наглядной агитацией для родителей на тему «Научите детей правилам пожарной безопасности дома».

Учитывается полезность, доступность, привлекательность информации, эстетичность оформления.

8 задание: домашнее задание «Поиграйте с детьми»

Командам предлагается продемонстрировать игровой момент из опыта работы с детьми на тему пожарной безопасности. Этим игровым моментом может стать сочинение сказки на данную тему.

«Сказка о маленьком угольке, который натворил много бед»

В одной деревушке в маленькой избушке жила – была семья, дед, баба, да детишки малые. А в избе той печь стояла большая да красивая, настоящая кормилица. Много она радости той семье приносила. И кормила она их и обогревала.                                                                                     

А в печи той жила другая семья поменьше. Отец – огонь, мать, да их сыночки - угольки. Отец – огонь всегда поучал своих детишек: «В доме-печи всегда сидите, из нее ни-ни! В печи много вы добра и пользы принесете. И нажарите, и напарите, еще и нашу добрую семью обогреете. А только вы из печи - сразу много бед наделаете!»

Но один уголек, самый проказник, не послушал отца. Выскочил из печи, а из избы на дорогу и покатился в лес. Вот там и оказался наш проказник. « Что за беды, какие беды?» - думал он. Ведь уголек еще очень мало прожил на этом свете и ничего не знал. «Я просто побегаю по лесу, подружусь с деревьями, травой, лесными жителями, и вернусь обратно домой» - говорил уголек.

Вот бежит наш уголек по траве, а трава чернеет. «Беда! Беда!» - кричит белка на ветке. «Спасайтесь, убегайте все!» - кричит дятел. А солнышко в лесу светит ярко, жарко, вот наш уголек все сильнее и разгорается. И уже за ним целая огненная дорожка горит.

Все лесные жители перепугались, бегут кто куда. А огонек знай себе бежит по лесу, да посмеивается. Не понимает он, какую беду лесу причиняет! Хорошо, что в ту пору соседские деревенские ребятишки в лесу ягоду собирали. Увидели они пожар и быстрей домой в деревню побежали, стали звать взрослых на помощь и звонить 01.

Хорошо, что пожарные вовремя приехали. Благодаря их смелости и находчивости, удалось им пожар затушить. Жители деревни были очень благодарны пожарным, что спасли лес. А беззаботный уголек мокнет под напором воды пожарных и думает: «Да, много бед я натворил. Чуть все лесное царство не погубил. Лучше в печке буду жить, пироги детишкам печь, да бабушку с дедушкой греть!».

Вывод: Систематическая работа педагогического коллектива, обладающего достаточным уровнем компетенцией, дает положительные результаты.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».           

        Ни для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.   

        В своей педагогической деятельности я использую парциальную программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

       Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ  дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали «Азбука безопасности в природе».

       Цель работы по данной теме –формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения  в природе.

         Основные направления работы этого блока:

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)        
  2. Охрана природы
  3. Съедобные и несъедобные грибы
  4. Лекарственные и ядовитые растения
  5. Контакты с насекомыми, животными

     Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

       Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

       Формирование  у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

       Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах  поведения при встрече с ними.

       Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать  знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

  • беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
  • различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
  • тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
  • разбора проблемных ситуаций

        С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

      Работа по формированию ОБЖ  проводится через следующие формы организации детей:

  • специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
  • совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

      Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается  на знания и опыт детей.

       Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей  возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

      Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка,  невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

                             

Содержание  воспитательно-образовательной работы.

Блок «Азбука безопасности в природе»

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Тема

Цели

Работа с родителями

1.

2.

3.

4.

5.

 

 6.

7.

8.

9.

10.

Человек – часть природы

Земля  - наш общий дом

Осторожно - лед!

Осторожно – сосульки!

Стихийное бедствие – землетрясение

Стихийное бедствие – наводнение

Возле речки, на реке летом

Правила поведения во время грозы

Что нужно знать о буре и урагане

Осторожно, солнце!

Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

Знакомить детей со стихийным бедствием – землетрясением и его последствиями

Знакомить детей со стихийным бедствием – наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном  и тепловом ударе.

Организация  акции «Самый чистый участок детского сада»

Викторина «Общение с природой –прекрасно или опасно?»

Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

«Охрана природы»

1.

2.

3.

Вода- это жизнь!

Будем беречь и охранять природу

 Жалобная книга природы

Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»

                                             

«Лекарственные и ядовитые растения»

1.

2.

3.

  4.

Съедобные и несъедобные грибы

Не собирай незнакомые грибы!

Проект «Лекарственные растения Самарской области»

Осторожно, ядовито!

Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека.

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

Оформление коллажа «В осеннем лесу»

Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

Сбор гербария «Лекарственные растения», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»

1.

2.

3.

Кошка и собака – наши соседи

Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

Берегись насекомых!

Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.

Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

     Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный  процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а  сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001
  3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1977
  4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991
  5. Молодова Л.П.    Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. – Минск, Асар, 1999
  6. Смирнова В.В. и др.  Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – С.-П., Союз. 2003
  7. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. – изд. Прометей, 2002
  8. Турчина Г.П. и др.  Окно в мир: Экологический атлас. – М.,Лазурь, 1995
  9. Седлецкая Е.А.  Цветок: Экологическая библиотека. – М., 1997
  10. Карпенко М.Т.  Сборник загадок. -  М, Просвещение, 1988
  11. Веретенникова С.А., Клыков А.А.  Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. – М., Учпедгиз, 1960