Опыт работы

Корягина Наталья Николаевна

Обобщенный опыт

на тему:

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через современные технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_koryaginoy_n.n.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт

на тему

 «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через современные технологии».

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо- на помощь позвать.

.

Введение.

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

 Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы (Е.Я.Гаткин, Е.В.Нисковская, В.Г.Пономарев, О.Н.Русак):

1)природные;

2)техногенные;

3)социальные.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений: пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встреча с дикими животными, ядовитые насекомые и растения, стихийные явления природы (землетрясение, наводнения, ураганы). Некоторые исследователи выделяют экологические опасности, нарушающие экосистему: загрязнение атмосферы, воды, почвы, истребление лесов.

С развитием человеческого общества к природным опасностям прибавились техногенные (связанные с техникой): острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.

К социальным относят опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, политические конфликты, войны, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

Анализируя данные классификации, мы видим, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Поэтому, «обеспечение безопасности жизнедеятельности» - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Указами Президента России

«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»;

«Об утверждении основных направлений государственных социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Актуальность опыта работы.

Проблема защиты детей актуальна во всем мире. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм,  методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.

Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, закладываются прочные основы здоровья и поведения. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ,  позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Эти решения им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

Проблема.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

В ФГОС ДО,  в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Поэтому возникла необходимость научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице и дорогах, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми, с растениями и животными,  развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Целью моей работы является: 

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через современные технологии.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в нем;

2. Учить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;

3. Помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, с незнакомыми людьми;

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение;

5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Работа рассчитана на  два года (так как работаю с детьми старшей и подготовительной к школе группы).

За основу работы выбрала программу Н.А. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Это первая программа, нацеливающая педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

После изучения программы, стало ясно, что главной задачей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности,
так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.  Авторы программы дифференцировали ее на шесть
основных направлений:

  • Ребенок и другие люди.  Основная мысль этого направления – ребенок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
  • Ребенок и природа.  Нужно рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы.
  • Ребенок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы,  связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
  • Здоровье ребенка. Это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
  • Эмоциональное благополучие ребенка. Основной задачей работы по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
  • Ребенок на улицах города. Детей знакомят с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Также очень активно использую программу Т.И. Даниловой  «Светофор»  (по правилам дорожного движения).

Свою работу строю, опираясь на принципы воспитания:

  • системности и последовательности (материал подобран по мере усложнения),
  • доступности (объем заданий соответствует уровню развития),
  • включения в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),
  • наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения- презентации, мультфильмы, рассматривание иллюстраций),
  • психологической  комфортности
  • учета возрастных особенностей детей

В своей работе использую методы:

  • Наглядный
  • Словесный,
  • Игровой

Формы работы с детьми:

  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям
  • Дидактические, настольно-печатные и подвижные игры
  • Беседы
  • Наблюдения
  • Использование наглядных дидактических пособий
  • Экскурсии
  • Моделирование опасных ситуаций
  • Проведение опытов
  • Просмотр мультфильмов, презентаций по теме

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения я  начала с выявления уровня  знаний и интересов детей, степени сформированности  умений и навыков, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. С детьми всей группы была проведена диагностика. Диагностирование детей показало, что у детей недостаточно знаний о безопасности собственной жизнедеятельности.  С высоким уровнем не было выявлено ни одного человека, со средним уровнем 3 чел (21%), с низким уровнем 11 чел (79%). Это говорит о том, что у детей скудные знания о безопасности собственной жизнедеятельности, познавательной и творческой активности, умению ориентироваться в различных ситуациях.

В группе создала условия для познания детьми элементарных основ безопасности жизнедеятельности («Островок безопасности»). В данном уголке имеется макет улицы с дорожными знаками, разметкой для водителей и пешеходов, светофор, большое разнообразие транспорта, конструкторы для постройки железной и автомобильной дорог, пожарный щит, большой выбор плакатов по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Опасности дома» и другие. Кроме этого много дидактических,  настольно-печатных игр («Внимание, дорога!», «Дорожные знаки»,  «Как избежать неприятности?» и др.), иллюстрированного материала. Приобрела методическую, познавательную и художественную литературу по теме, сделала подборку стихов о пожарной безопасности, о правилах дорожного движения.

После этого разработала перспективный план работы с детьми, в который включены все разделы программы  по основам безопасности, и программу кружка «Азбука безопасности».

Практическая значимость.

Чтобы дошкольникам было интереснее, в своей работе использую современные технологии.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

Использование информационно-коммуникативных технологий  является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей, и создание благоприятного эмоционального фона, а также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение детей становится более увлекательным и захватывающим, у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, а так же речь.

У старшего дошкольника лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится боле концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Дети с большим удовольствием смотрят мультфильмы  с такими героями, как Аркадий Паровозов, тетушка Сова, Фиксики, видеоролики с Маней и Даней  и т.д. и запоминают правила поведения. Кроме этого, я использую электронные игры «Азбука безопасности», «Опасно-безопасно» и другие, презентации.

2.        Игровые технологии.

Как известно, игра - самый важный вид деятельности ребенка.

В первую очередь я использую дидактические игры, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дети с удовольствием играют в игры из серии «Как избежать неприятностей», «Если возник пожар», в дидактические игры с использованием загадок: «Загадай – мы отгадаем». Для того, чтобы этот интерес не пропал нужно усложнять условия игры, расширять их вариативность, или на время просто убирать.

По разным разделам использую различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.

Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, о том, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.

Дидактическая игра «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила  дорожного движения.

В процессе обучения детей основам безопасного поведения большую роль играют и настольно-печатные игры. Например, игра «Валеология» Формирует осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. Дети, играя в неё, показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Кроме этого, использую и игры на фланелеграфе. (Игра «Огонь добрый, огонь злой», «Набери правильно номер» и др.)

Кроме этого, в своей работе использую и словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например, игра «Что делать?» учит детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с  действиями незнакомого человека.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту. Например, играя в игру «Незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых, в игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери. В игровой ситуации «Опасные места на дороге» дети получают представления об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них. Игра «Подкуп» помогает дошкольнику понять, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Очень нравится детям играть и в конструктивные игры, где дошкольники занимаются строительством и тут же повторяют правила безопасности: «Построй дорогу», «Строительство моей улицы», «Дорога домой».

Для повышения эмоциональной активности детей в своей работе я использую игры-драматизации, которые включаю в свободную деятельность.  Прочитав художественное произведение, обсуждаем с детьми вопросы безопасного поведения, где  герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности («Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Красная шапочка», «Кот лиса и петух» и др.).

Использую и сюжетно-ролевые игры. Например, играя в сюжетно-ролевую игру «Школа», вместе с детьми рассматриваем иллюстрации по теме «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила, учимся разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и как правильно реагировать в таких случаях.

В подвижных играх  «Пожарные на ученье», «Ловкий пешеход», «Самый быстрый», «Кто быстрее потушит пожар» не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствуются  двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.

В квест-играх «Один дома», «Незнакомец», «Соблюдай ПДД» дошкольники учатся соблюдать правила безопасности   путем познания, а не запретов. С помощью этих игр ребенок понимает, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. В общении с детьми постоянно использую и закрепляю такие понятия как «опасно», «безопасно, «осторожно».

3.        Технология исследовательской деятельности

В процессе экспериментирования дошкольники  получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? как? зачем? что будет,  если…), почувствовать себя учёным исследователем, первооткрывателем. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Конфуций писал: «Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – я понимаю».

Опыты и эксперименты  дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, при проведении опытов с водой закрепляются правила поведения на водоемах, при проведении опытов с  электричеством, дети определяют, для чего нам необходимо электричество. Проводятся опыты с шарами – положительные и отрицательные заряды притягиваются, одинаковые заряды отталкиваются. Так происходит во время грозы (тучи отталкиваются друг от друга, в этот момент образуется мощный электрический разряд, который называется молнией). Здесь же закрепляются правила поведения во время грозы. Организовываю опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Во время проведения опытов и экспериментов дети обсуждают различные ситуации и правила поведения. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе осуждаем проблему, создавшуюся ситуацию, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся. После проведения экспериментов дети получают ответы на множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

4.        Технология  проектной  деятельности.

Использование технологии проектной деятельности по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности

Вместе с детьми и родителями разработали такие проекты как «Его величество-Электричество», «Счастливая дорога от дома до школьного порога», «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу», «Огонь-друг, огонь -враг».

5.        Здоровьесберегающие технологии.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, потребности во сне), которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.   Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить их стороной.

В ходе деятельности по направлению «Ребенок в общении с другими людьми» дошкольникам рассказываю об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.

В работе активно использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым, заколдованным принцем).

Также рассматриваем и обсуждаем с детьми возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину). Детям надо неоднократно объяснять, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Кроме этого, разъясняю ребятам, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым, знает, как их зовут  и действует якобы от их имени.

В разделе «Ребенок и природа»  знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняю, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека.  Объясняю детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

В разделе «Ребенок дома»  знакомлю дошкольников с пожароопасными предметами, острыми и тяжелыми предметами, опасностью балкона, открытого окна и другими бытовыми опасностями. У детей отрабатывается умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

В разделе «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»  знакомлю детей со строением  организма, с  ролью лекарств и витаминов, закрепляем навыки личной гигиены.

В своей работе применяю динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. Провожу занятия по программе «Будь здоров, как Макс Орлов», на которых дошкольники знакомятся с опасными и безопасными продуктами питания.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через современные технологии осуществляется во всех видах деятельности: непосредственно-организованной образовательной деятельности, совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями.

Но в воспитании детей огромную роль играет еще и семья. Сначала родители не понимали важности вопроса безопасности, считали, что они всегда смогут прийти на помощь ребенку и оградить его от опасности.  В начале года с родителями мною  было проведено  анкетирование по пожарной безопасности  и по правилам дорожного движения. Результаты показали, что некоторые родители  сами не знают правил дорожного движения, сами иногда  нарушают их. Чтобы родители поняли важность данного вопроса, было проведено родительское собрание на тему: «Безопасная дорога детства», консультации «Фликеры, или засветись на дороге», «Правила пожарной безопасности», «Дисциплина на улице – залог безопасности», «Ребенок на даче» и другие.

Кроме этого мною подобрано большое количество папок-передвижек по данной теме («Небезопасные зимние забавы», «Безопасность летом», «Один дома», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Детское автокресло- залог безопасности», «Причины детского дорожно– транспортного травматизма», «Правила поведения детей при пожаре» и другие). Проводились индивидуальные беседы, были изготовлены буклеты ( «Внимание, дети на дорогах!», «Безопасность при пожарах»,  «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности», «Фликер-это моя безопасность».

После совместно-проведенных мероприятий  родители убедились, что сами не все знают о безопасности  и стали больше   участвовать в мероприятиях по безопасности.

Родители помогли оформить «островок безопасности», изготовили  щит по пожарной безопасности, дорожные знаки, атрибуты для работы  по ПДД. Именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для сюжетно-ролевых  игр, созданы макеты машин, заправка.

Активное участие родители вместе с детьми приняли и в проекте «Безопасный путь от дома до школы» (подготовительная к школе группа), «Безопасная дорога от дома до детского сада» (старшая группа -карты-схемы), в совместной экскурсии «Спешим на помощь Незнайке», в мастер-классе по изготовлению лепбука «Спасатели» , в конкурсе фликеров «Чем ярче-тем безопаснее». Также родители активно участвуют в родительском патруле по правилам дорожного движения. В свою очередь, мы для родителей оформляем выставки детских работ по безопасности, фотоотчеты об экскурсиях по безопасности.

Заключение.

Таким образом, постепенно родители стали моими помощниками, моими единомышленниками.  Тесное сотрудничество с родителями, единые требования обеспечивают формирование у детей прочных навыков  поведения на дороге, в природе, дома. Предложенная технология взаимодействия с семьями воспитанников как путь накопления опыта безопасного поведения в быту дошкольником, помогает взрослым осознать значимость предупредительных мер при условии использования собственного примера, сотрудничества с ребенком и обеспечения активности ребенка в данном процессе.

Кроме этого, большая работа по данному вопросу ведется  и с социумом.  Тесно сотрудничаю с ДДТ «Автограф» (в частности с отрядом ЮИДД). Вместе с ними были проведены акции «Внимание, дети!», «Мой добрый друг дорожный знак» и другие, беседы с родителями «Как не стать участниками ДТП», «Светоотражатели». Также взаимодействую с отделением ГИБДД ОМВД России по району г. Нерехта (проведены беседы, родительские собрания, развлечения по правилам дорожного движения с инспектором ГИБДД). Провожу экскурсии в пожарную часть г. Нерехта, где дети с большим интересом рассматривают пожарные машины, обмундирование пожарных.

Были приглашены артисты с театральной постановкой «Приключения Незнайки в большом городе».

Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям с опасными предметами. Учу детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Дети усваивают правило: «Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности».

Таким образом, опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам   безопасности жизнедеятельности детей способствует:

  • формированию чувства безопасности у детей;
  • осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
  • формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
  • закреплению  у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
  • развитию  основ  экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;
  • предупреждению детского травматизма;
  • развитию самостоятельности и ответственности.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья  в конечном результате помогают сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.