к ЭГЭ

Романько Эльвира Николаевна

Предварительный просмотр:

                                     Вариант № 1

1.    Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

2.    Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

3.      К комплексным организмам относят

1) лишайники

2) шляпочные грибы

3) водоросли

4) плесневые грибы

4.     Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.

1) клён остролистный

2) ландыш обыкновенный

3) берёза бородавчатая

4) бешеный огурец

5.     Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

6.    Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей, 

1) состоит из сегментов, объединённых в отделы

2) мягкое на ощупь

3) образовано двумя слоями клеток

4) круглое в поперечном сечении

7.    К современным кистепёрым рыбам относят

1) акулу

2) ската

3) латимерию

4) осетра

8.    Какой из приведённых органов входит в состав системы органов дыхания?

1) гортань

2) печень

3) аорта

4) селезёнка

9.    Лёгкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, повышенная температура тела, потливость, худоба, выраженная припухлость в области шеи, выпученность глазных яблок — признаки

1) рахита

2) базедовой болезни

3) микседемы

4) ангины

10. 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=415&png=1Какой цифрой на рисунке обозначена подвижная кость черепа человека?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11.    Какая из перечисленных желёз участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?

1) поджелудочная

2) щитовидная

3) надпочечник

4) гипофиз

12.     Кровеносная система человека

1) замкнутая, сердце четырёхкамерное

2) незамкнутая, сердце трёхкамерное

3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное

4) замкнутая, сердце трёхкамерное

13.     Желудочный сок начинает выделяться при

1) действии пищи на рецепторы глотки

2) попадании пищи в кишечник

3) попадании пищи в ротовую полость

4) продвижении пищи по пищеводу

14.     Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?

1) усиление потоотделения

2) усиление энергетического обмена

3) накапливание жиров

4) расширение кровеносных сосудов

15.    В глазном яблоке человека за стекловидным телом следует

1) роговица

2) хрусталик

3) передняя камера

4) сетчатка

16.    Что является примером врождённого рефлекса у человека?

1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора

2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

3) выделение желудочного сока на запах пищи

4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом

17.    При каком повреждении применяется изображённая на картинке первая помощь?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=496&png=1

 

1) растяжение

2) перелом

3) ушиб

4) вывих

18.      Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при

1) квартиранстве

2) хищничестве

3) паразитизме

4) симбиозе

19.      Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:

хлебные злаки  шведская муха  паук  землеройка  горностай 

1) горностай

2) хлебные злаки

3) паук

4) шведская муха

20.  Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=553&png=1

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 36 до 69 лет?

1) незначительно увеличивается

2) остаётся неизменной

3) сначала не изменяется, а потом медленно снижается

4) медленно снижается на всём протяжении времени

21. Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь.

ОБЪЕКТ

ФУНКЦИЯ

хромосома

...

гемоглобин

транспорт газов

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?

1) транспорт питательных веществ

2) фотосинтез

3) хранение наследственной информации

4) биосинтез белка

22.  Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

А. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.  Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) строительство новых городов

2) истощение озонового слоя Земли

3) низкая рождаемость в развитых странах Европы

4) старение населения Земли

5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств

6) сокращение видового разнообразия биосферы

24.  Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) спинно-мозговой нерв

2) нервный узел

3) промежуточный мозг

4) черепно-мозговой нерв

5) спинной мозг

6) средний мозг

25.  Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ЖИВОТНОЕ

A) имеет один круг кровообращения

Б) продукт выделения — мочевина

В) дыхание кожно-лёгочное

Г) имеет чешую

Д) имеет чётко выраженные пояса конечностей и свободные конечности

Е) имеет боковую линию

 

1) пресноводный окунь

2) зелёная лягушка

 26.  Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря

2) поступление непереваренных продуктов в клоаку

3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны

4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка

27.  Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Дождевой червь

Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) круглые

2) кольчатые

3) узел

4) перемычка

5) поясок

6) незамкнутый

7) замкнутый

8) гермафродит

9) раздельнополое



Предварительный просмотр:

Вариант № 2

1.  Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?

1) микроскопия

2) гибридизация

3) вскрытие

4) наблюдение

2.  Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

3. Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

1) льна-долгунца

2) кукурузы

3) томата

4) тюльпана

4.  Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

1) рыхление

2) окучивание

3) пасынкование

4) пикировка

5.  Ель, в отличие от папоротника,

1) размножается спорами

2) в процессе оплодотворения зависит от воды

3) не имеет проводящих сосудов

4) размножается семенами

6.  Нервная система у плоских червей состоит из

1) нервных клеток, образующих нервную сеть

2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями

3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов

4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

7. 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=421&png=1Какой орган млекопитающего изображён на рисунке?

 

1) почка

2) матка

3) сердце

4) печень

8. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) наследственная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) развитие речи

9.  Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?

1) эпителиальной

2) хрящевой

3) крови

4) жировой

10. Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них

1) минеральных солей

2) углеводов

3) жиров

4) белков

11. Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?

1) в печени

2) в почках

3) в поджелудочной железе

4) в лёгких

12.  Что позволяет определить электрокардиограмма?

1) активность различных участков миокарда

2) кислородную ёмкость крови

3) давление крови после нагрузки

4) анатомические размеры сердца

13. Кашель возникает при раздражении рецепторов

1) гортани

2) носоглотки

3) ротовой полости

4) носовой полости

14.  Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?

1) поглощение кислорода

2) образование из крахмала глюкозы

3) окисление органических веществ

4) превращение аминокислот в белки

15. Какой цифрой на рисунке обозначена структура глаза, нарушение в которой может стать одной из причин развития близорукости?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=7482&png=1

16.  Что является примером врождённого рефлекса у человека?

1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора

2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

3) выделение желудочного сока на запах пищи

4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом

17. 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=538&png=1Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?

1) вывих

2) перелом

3) ушиб

4) гематома

18.  В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки. Значение этого факта заключается в том, что эти цветки

1) тенелюбивы

2) лучше заметны для людей

3) лучше заметны для насекомых

4) влаголюбивы

19.  Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=509&png=1

 

1) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения

2) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

3) двухкамерное сердце и один круг кровообращения

4) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения

20.  Известно, что у львов охотятся самки, причём охотятся они группой, атакуя жертву с разных сторон. На графике представлена зависимость успешности охоты (количество успешных охот выражено в процентах от общего числа попыток поймать добычу) от количества самок в прайде (по оси Х отложено количество самок, а по оси Y — успешность охоты).

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=5509&png=1

 Определите, какое число самок должно быть в прайде, чтобы как минимум половина охот заканчивалась успехом.

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

21.  Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект

Процесс

...

Преобразование внешнего раздражителя

в нервный импульс

Рабочий орган

Непосредственное выполнение команды

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) чувствительный нейрон

2) двигательный нейрон

3) нервный центр

4) рецептор

22.  Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?

А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции.

Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.  Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) по своим результатам противоположен биосинтезу

2) идёт с поглощением энергии

3) завершается в митохондриях

4) завершается в рибосомах

5) сопровождается синтезом молекул АТФ

6) завершается образованием кислорода и углеводов

24. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) температура воздуха

2) загрязнение парниковыми газами

3) наличие неперерабатываемого мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

25.  Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

A) не имеют постоянной формы тела

1) эритроциты

Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин

2) лейкоциты

В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела   

Г) обеспечивают иммунитет

Д) в зрелом состоянии имеют ядро   

 

 26.  Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

27. Задание 27 № 1953

Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДНК

Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин



Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

http://ege.fipi.ru/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/F83E70CF7811B3564F7D3F735AA9EF05(copy1)/xs3qstsrcF83E70CF7811B3564F7D3F735AA9EF05_1_1472202119.png

 

Вариант 1

  1. Чем молекула иРНК отличается от ДНК?

  

 1) 

переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме

  

 2) 

в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты

  

 3) 

состоит из одной полинуклеотидной нити

  

 4) 

состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей

  

 5) 

в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил

  

 6) 

ее нуклеотид содержит углевод дезоксирибозу и азотистое основание тимин

  1. Какова вероятность (в %) рождения гомозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

  1. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой.

 

  

ПРИЗНАК СТРОЕНИЯ

 

СТРУКТУРА БЕЛКА

А) 

последовательность аминокислотных остатков в молекуле

Б) 

молекула имеет форму клубка

В) 

число аминокислотных остатков в молекуле

Г) 

пространственная конфигурация полипептидной цепи

Д) 

образование гидрофобных связей между радикалами

Е) 

образование пептидных связей

   

1) 

первичная

2) 

третичная

  1. Почему бактерии относят к прокариотам?

  

 1) 

содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы

  

 2) 

состоят из множества дифференцированных клеток

  

 3) 

имеют одну кольцевую хромосому

  

 4) 

не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий

  

 5) 

не имеют обособленного от цитоплазмы ядра

  

 6) 

имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

  1. Определите соотношение генотипов в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип родительской особи  АаBb при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите 
    в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов (без дополнительных знаков).

 

  1. Установите последовательность процессов, происходящих при мейозе.

1) 

расположение бивалентов в экваториальной плоскости

2) 

обмен участками между гомологичными хромосомами

3) 

расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

4) 

образование гаплоидных клеток с двухроматидными хромосомами

5) 

образование гаплоидных клеток с однохроматидными хромосомами

  1. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, к которому её относят.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А) 

первичный синтез углеводов

Б) 

фиксация неорганического углерода

В) 

окисление пировиноградной кислоты

Г) 

образование кислорода при фотолизе воды

Д) 

клеточное дыхание

Е) 

окисление глюкозы до углекислого газа и воды

   

1) 

митохондрия

2) 

хлоропласт

9 . Верны ли следующие суждения о фотосинтезе и дыхании?

А. В процессе фотосинтеза источником энергии при образовании АТФ является свет, поглощается CO2 и выделяется в атмосферу O2.

Б. В процессе дыхания источником энергии при синтезе АТФ служат органические вещества, поглощается O2 и выделяется в атмосферу CO2.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

10. Установите соответствие между функцией органического вещества в клетке и группой веществ, к которой она относится.

  

ФУНКЦИЯ

 

ГРУППА ВЕЩЕСТВ

А) 

узнавание клеток своего типа ткани

Б) 

образование двойного слоя плазматической мембраны

В) 

участие в гуморальной регуляции

Г) 

образование стенки растительных клеток

Д) 

формирование оболочки у бактерий

Е) 

образование мембран органоидов клетки

   

1) 

углеводы

2) 

липиды

11.Установите соответствие между особенностями и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию 
из второго столбца.

  

ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ МОЛЕКУЛ

А) 

обладает способностью к репликации

Б) 

может образовывать разветвлённую структуру

В) 

состоит из нуклеотидов

Г) 

образуется путём соединения молекул простых углеводов

Д) 

выполняет защитную и энергетическую функции

Е) 

обеспечивает матричный синтез рибонуклеиновых кислот

   

1) 

ДНК

2) 

полисахарид

12. Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов 
в клетке». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.

 

Название этапа

Место протекания

в клетке

Энергетический эффект

Подготовительный

__________(Б)

Выделение только тепловой энергии

Бескислородный

Гиалоплазма

 

__________(В)

 

__________(А) 

Митохондрии

Образование

36 молекул АТФ

 

  

Список терминов и понятий:

1) 

аппарат Гольджи

2) 

лизосомы

3) 

образование 38 молекул АТФ

4) 

образование 2 молекул АТФ

5) 

фотосинтез

6) 

темновая фаза

7) 

аэробный

8) 

пластический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

13. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания грибной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

клеточная стенка

  

 2) 

гликоген

  

 3) 

ядро

  

 4) 

автотрофное питание

  

 5) 

хемосинтез

14. Установите соответствие между особенностью отбора, применяемого 
в селекции растений, и его формой.

  

ОСОБЕННОСТЬ

 

ФОРМА ОТБОРА

А) 

применяется среди самоопыляющихся растений

Б) 

используется среди перекрёстноопыляемых растений

В) 

ведёт к созданию сортов, сочетающих признаки двух родителей

Г) 

применяется для создания чистой линии

Д) 

обеспечивает получение исходного материала для гетерозиса

   

1) 

индивидуальный

2) 

массовый

15. Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках.

  

1) 

употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны

2) 

отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя

3) 

выход личинок с крючьями из яиц

4) 

образование взрослого червя

5) 

перенос личинок кровью в мышцы и образование финны

6) 

поедание коровами члеников с яйцами

16. Установите соответствие между клетками организмов и набором хромосом 
в этих клетках.

  

КЛЕТКИ ОРГАНИЗМОВ

 

НАБОР ХРОМОСОМ

А) 

споры кукушкина льна

Б) 

ядра восьмиядерного зародышевого мешка вишни

В) 

клубень картофеля

Г) 

зигота цветковых растений

Д) 

клетки листа сфагнума

   

1) 

гаплоидный

2) 

диплоидный

17. Какие примеры иллюстрируют мутационную изменчивость?

  

 1) 

рождение людей с синдромом Дауна

  

 2) 

формирование развитой мускулатуры у спортсменов

  

 3) 

появление гемофилии в популяции шимпанзе

  

 4) 

отсутствие кочана у белокочанной капусты в условиях жаркого климата

  

 5) 

отсутствие шерсти у щенка в популяции серого волка

  

 6) 

увеличение удоев молока при улучшении рациона питания коровы

18. Комбинативная изменчивость основана на

  

 1) 

независимом расхождении хромосом во время мейоза

  

 2) 

рекомбинации генов во время кроссинговера

  

 3) 

изменении химической структуры молекулы ДНК

  

 4) 

случайной встрече гамет во время оплодотворения

  

 5) 

увеличении диплоидного числа хромосом

  

 6) 

включении дублирующего участка хромосомы

19.К половому размножению относят

  

 1) 

партеногенез пчёл

  

 2) 

почкование гидры

  

 3) 

вымётывание икры рыбами

  

 4) 

откладывание яиц птицами

  

 5) 

размножение луковицами тюльпана

  

 6) 

размножение зооспорами хламидомонады

20. Проанализируйте таблицу «Распределение хлоропластов в клетках хвои ели 
в зависимости от температуры».

Температура, °С

Среднее количество клеток в поле зрения

Доля клеток в поле зрения 
с неравномерным распределением 
хлоропластов, %

5

36,2

37,6

+5

36,2

30,1

+22

36,2

24,8

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  

 1) 

Хлоропласты в клетках хвои ели распределены равномерно при любой температуре.

  

 2) 

При отрицательных температурах клетки хвои ели сохраняют жизнеспособность.

  

 3) 

С повышением температуры равномерность распределения хлоропластов 
в клетке возрастает.

  

 4) 

С понижением температуры хлоропласты во всех клетках хвои ели распределяются неравномерно.

  

 5) 

В тёплые дни количество клеток с неравномерным распределением хлоропластов не превышает 25%.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

21. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните полученные результаты.

22. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АТААГГАТГЦЦТТТТ-.

Определите последовательности нуклеотидов в иРНК и аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдёт в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

У

Фен
Фен
Лей
Лей

Сер
Сер
Сер
Сер

Тир
Тир

Цис
Цис

Три

У
Ц
А
Г

Ц

Лей
Лей
Лей
Лей

Про
Про
Про
Про

Гис
Гис
Глн
Глн

Арг
Арг
Арг
Арг

У
Ц
А
Г

А

Иле
Иле
Иле
Мет

Тре
Тре
Тре
Тре

Асн
Асн
Лиз
Лиз

Сер
Сер
Арг
Арг

У
Ц
А
Г

Г

Вал
Вал
Вал
Вал

Ала
Ала
Ала
Ала

Асп
Асп
Глу
Глу

Гли
Гли
Гли
Гли

У
Ц
А
Г

 

Правила пользования таблицей

         Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

23. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалось 
с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F
1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F2. Какой закон наследственности проявляется 
в F
1 и F2?



Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрите предложенную схему строения нуклеотида РНК. Запишите 
    в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

undefined

 

  1. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: 
    к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) 

Упаковываются гормоны в гранулы.

Б) 

Размещаются рибосомы на мембранах.

В) 

Формируются лизосомы.

Г) 

Накапливаются биополимеры, синтезированные клеткой.

Д) 

Синтезируются липиды клеточных мембран.

   

1) 

комплекс Гольджи

2) 

эндоплазматическая сеть

  1. Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если 
    в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

 

  1. Установите соответствие между характеристиками и видами обмена: 
    к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ВИДЫ ОБМЕНА

А) 

Запасается энергия в молекулах АТФ.

Б) 

Синтезируются биополимеры.

В) 

Образуются углекислый газ и вода.

Г) 

Происходит окислительное фосфорилирование.

Д) 

Происходит репликация ДНК.

   

1) 

пластический

2) 

энергетический

  1. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания пластического обмена веществ в клетке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

ассимиляция

  

 2) 

диссимиляция

  

 3) 

гликолиз

  

 4) 

транскрипция

  

 5) 

трансляция

  1. Установите соответствие между характеристиками и фазами деления клетки: 
    к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФАЗЫ ДЕЛЕНИЯ

А) 

деление центромер хромосом

Б) 

выстраивание хромосом по экватору клетки

В) 

формирование веретена деления

Г) 

обмен участками хромосом

Д) 

набор хромосом и число молекул ДНК в клетке  4n4c

   

1) 

метафаза митоза

2) 

анафаза митоза

3) 

профаза I мейоза

  1. Установите соответствие между процессом образования половых клеток 
    и видами гаметогенеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  

ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

 

ВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) 

происходит в яичниках

Б) 

характерна стадия формирования

В) 

образуются направительные тельца

Г) 

из исходной клетки образуются четыре один
ковых клетки

Д) 

происходит в семенниках

   

1) 

сперматогенез

2) 

оогенез

8  К матричным реакциям в клетке относят

  

 1) 

синтез РНК

  

 2) 

биосинтез белка

  

 3) 

синтез АТФ

  

 4) 

хемосинте

  

 5) 

фотолиз воды

  

 6) 

репликацию ДНК

9  Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

А. На бескислородном этапе энергетического обмена молекулы глюкозы окисляются до пировиноградной кислоты.

Б. Пластический обмен характеризуется расщеплением органических веществ с высвобождением энергии.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

10.  Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе

  

 2) 

перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому

  

 3) 

уменьшение числа хромосом в кариотипе

  

 4) 

изменения последовательности нуклеотидов в структуре ДНК

  

 5) 

рекомбинация генов при кроссинговере

11. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Потомство является фенотипически однообразным.

  

 2) 

Наблюдается рас
епление по генотипу 1 : 2 : 1.

  

 3) 

Родительские особи образуют по два типа гамет.

  

 4) 

В потомстве 25% имеют гетерозиготный генотип.

  

 5) 

В потомстве 75% имеют доминантный фенотип.

12. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, начиная с доминантного фенотипа.

 

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит

  

 1) 

образование тычинок

  

 2) 

слияние спермия и центрального ядра

  

 3) 

формирование пыльцевого зерна

  

 4) 

слияние спермия и
яйцеклетки

  

 5) 

образование зиготы

  

 6) 

образование плода

14. Установите соответствие между насекомым и типом развития, который для него характерен.

НАСЕКОМОЕ

 

ТИП РАЗВИТИЯ

А) 

колорадский жук

Б) 

перелётная саранча

В) 

медоносная пчела

Г) 

бабочка капустная белянка

Д) 

жук-могильщик

Е) 

зелёный кузнечик

   

1) 

с полным превращением

2) 

с неполным превращением

15. Какие структуры организма человека формируются из мезодермы?

  

 1) 

лимфа

  

 2) 

почки

  

 3) 

печень

  

 4) 

эмаль зубов

  

 5) 

альвеолы лёгких

  

 6) 

мышцы

16 Установите последовательность процессов, происходящих при сперматогенезе.

  

1) 

деление клеток мейозом

2) 

формирование органоидов специального назначения

3) 

деление клеток семенника митозом

4) 

увеличение объёма клетки и накопление веществ в зоне роста

17. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами

  

 1) 

цитогенетическим

  

 2) 

биохимическим

  

 3) 

гибридологическим

  

 4) 

физиологическим

  

 5) 

сравнительно-анатомическим

18. Установите последовательность этапов деятельности селекционера при создании высокопродуктивных штаммов бактерий. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  

1) 

присвоение номенклатурного названия штамму бактерий

2) 

воздействие мутагенами на исходную колонию бактерий

3) 

подбор исходной колонии бактерий

4) 

получение новой колонии (штамма) и оценка её продуктивности

5) 

отбор бактерий с новыми признаками

19. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНИЗМЫ

А) 

осуществляет фагоцитоз

Б) 

по типу питания преимущественно фототроф

В) 

размножается и бесполым, и половым способами

Г) 

содержит сократительную вакуоль

Д) 

образует зооспоры при размножении

   

1) 

хламидомонада

2) 

амёба

20 Установите соответствие между признаками и типами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

А) 

формирование тела только из эктодермы и энтодермы

Б) 

наличие пищеварительной 
и выделительной систем органов

В) 

симметрия тела лучевая

Г) 

нервная система диффузного типа

Д) 

развитие систем органов из трёх зародышевых листков

Е) 

заполнение мезоглеей пространства между двумя слоями клеток

   

1) 

Кишечнополостные

2) 

Плоские черви

21.Хромосомный набор соматических клеток овса равен 42. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

22.У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50%  с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

23. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей  Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй  из верхнего горизонтального ряда и третий  из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

                                                             Директор МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

                                                                              _______________ Л.В. Ярцева

Вариант 3

1.Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

undefined

 

2.Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом.

  

ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

 

ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

А) 

состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

Б) 

состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи

В) 

передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г) 

является хранителем наследственной информации

Д) 

состоит из нуклеотидов: АТГЦ

Е) 

состоит из нуклеотидов: АУГЦ

   

1) 

ДНК

2) 

иРНК

3.Сколько различных фенотипов проявится в анализирующем скрещивании дигетерозиготы, если признаки доминируют полностью и наследуются независимо? В ответе запишите только количество фенотипов.

4.Все приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания наследования гена дальтонизма у человека. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

наследственное заболевание

  

 2) 

норма реакции

  

 3) 

рецессивный признак

  

 4) 

генная мутация

  

 5) 

модификационная изменчивость

5.Установите соответствие между строением органоида и его видом.

СТРОЕНИЕ

 

ВИД ОРГАНОИДА

А) 

состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров

Б) 

состоит из двух субъединиц

В) 

 образован микротрубочками

Г) 

содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

Д) 

содержит белки и нуклеиновую кислоту

   

1) 

клеточный центр

2) 

рибосома

6.Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с растением, гомозиготным по рецессивным признакам. Гены двух признаков расположены в разных парах хромосом. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов (без дополнительных знаков).

7.Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка

     Вид изменчивости

Изменения

Пример

 

__________(А) 

Генотипа и фенотипа

Рождение 
кролика-альбиноса

Модификационная

Только фенотипа

 

__________(В) 

Комбинативная

 

__________(Б)

Появление розовых цветков у ночной красавицы

8.Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) 

формирование однослойного зародыша

2) 

дробление зиготы

3) 

формирование внутренних органов и систем органов

4) 

образование нервной пластинки и хорды

5) 

формирование двухслойного зародыша

        

9.Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, 
и запишите в таблицу 
цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

появление зелёной окраски тела у эвглены на свету

  

 2) 

сочетание у потомства признаков обоих родителей

  

 3) 

потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

  

 4) 

рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей

  

 5) 

появление у здоровых родителей ребёнка, больного гемофилией

10.Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию 
из второго столбца.

  

ОРГАНИЗМЫ

 

ТИПЫ ПИТАНИЯ

А) 

лямблия

Б) 

гриб спорынья

В) 

хламидомонада

Г) 

цианобактерия

Д) 

сфагнум

   

1) 

фототрофный

2) 

гетеротрофный

11.Сущность гибридологического метода заключается в

  

 1) 

скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам

  

 2) 

изучении характера наследования альтернативных признаков

  

 3) 

использовании генетических карт

  

 4) 

применении массового отбора

  

 5) 

количественном учёте фенотипических признаков потомков

  

 6) 

подборе родителей по норме реакции признаков

12.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

  

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

А) 

болевые рецепторы

Б) 

волосяной покров

В) 

лимфа и кровь

Г) 

жировая ткань

Д) 

ногтевые пластинки

   

1) 

эктодерма

2) 

мезодерма

13.Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: 
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) 

Происходит с помощью спор или зооспор.

Б) 

Генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений.

В) 

Сливаются гаплоидные ядра.

Г) 

Образуется потомство, идентичное исходной особи.

Д) 

Проявляется комбинативная изменчивость.

Е) 

Образуется зигота.

   

1) 

бесполое

2) 

половое

14.Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: 
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) 

замкнутая молекула ДНК

Б) 

окислительные ферменты на кристах

В) 

внутреннее содержимое  кариоплазма

Г) 

линейные хромосомы

Д) 

наличие хроматина в интерфазе

Е) 

складчатая внутренняя мембрана

   

1) 

ядро

2) 

митохондрия

15.Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

  

 1) 

выполняют структурную и запасающую функции

  

 2) 

выполняют каталитическую и транспортную функции

  

 3) 

состоят из остатков молекул моносахаридов

  

 4) 

состоят из остатков молекул аминокислот

  

 5) 

растворяются в воде

  

 6) 

не растворяются в воде

16.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

  

А) 

образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

Б) 

расщепление молекул крахмала до дисахаридов

В) 

образование углекислого газа и воды

Г) 

образование молекул глюкозы

17.Основные положения  клеточной теории позволяют сделать вывод о

  

 1) 

биогенной миграции атомов

  

 2) 

родстве организмов

  

 3) 

происхождении растений и животных от общего предка

  

 4) 

появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

  

 5) 

сходном строении клеток всех организмов

  

 6) 

взаимосвязи живой и неживой природы

18.Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. В процессе гликолиза происходят многоступенчатые ферментативные реакции превращения глюкозы в молекулы пировиноградной кислоты.

Б. Энергетический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся синтезом АТФ.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

19.Установите соответствие между процессом фотосинтеза и фазой, в которой он происходит.

  

ПРОЦЕСС

 

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

А) 

синтез глюкозы

Б) 

образование молекул НАДФ·2Н

В) 

выделение кислорода

Г) 

восстановление углекислого газа

Д) 

синтез молекул АТФ

   

1) 

световая

2) 

темновая

20.Установите соответствие между особенностями и типами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ОСОБЕННОСТИ

 

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

А) 

Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.

Б) 

Присутствуют только продольные мышцы.

В) 

Большинство видов являются гермафродитами.

Г) 

Промежутки между органами заполнены паренхимой.

Д) 

Кишечник заканчивается анальным отверстием.

   

1) 

Круглые черви

2) 

Плоские черви

21.Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов 
и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

22.В результате мутации в фрагменте молекулы белка человека произошла замена аминокислоты глицина (Гли) на аспарагиновую кислоту (Асп). Определите аминокислотный состав фрагментов молекулы белка больного человека и здорового человека, возможные фрагменты иРНК больного человека, если в норме этому фрагменту белка соответствует следующий фрагмент иРНК: УУУУЦУУУАЦААГГУЦАУАЦУ. Ответ поясните.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; 
второй 
 из верхнего горизонтального ряда и третий  из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

23.При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.



Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрите предложенную схему состава крови человека. Запишите 
    в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

undefined

 

  1. Проанализируйте таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов 
    в клетке». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка

Название этапа

Место протекания

в клетке

Энергетический эффект

Подготовительный

__________(Б)

Выделение только тепловой энергии

Бескислородный

Гиалоплазма

 

__________(В) 

__________(А) 

Митохондрии

Образование

36 молекул АТФ

  

Список терминов и понятий:

1) 

аппарат Гольджи

2) 

лизосомы

3) 

образование 38 молекул АТФ

4) 

образование 2 молекул АТФ

5) 

фотосинтез

6) 

темновая фаза

7) 

аэробный

8) 

пластический

 

  1. Какой процесс происходит в световой фазе фотосинтеза?

  

 1) 

образование НАДФ2Н и АТФ

  

 2) 

взаимодействие воды и углекислого газа

  

 3) 

усвоение углекислого газа

  

 4) 

синтез глюкозы

4. Верны ли следующие суждения о фотосинтезе и дыхании?

А. В процессе фотосинтеза источником энергии при образовании АТФ является свет, поглощается CO2 и выделяется в атмосферу O2.

Б. В процессе дыхания источником энергии при синтезе АТФ служат органические вещества, поглощается O2 и выделяется в атмосферу CO2.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

5.Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для неё характерен.

  

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

 

ПРОЦЕСС

А) 

папоротникообразные

Б) 

железобактерии

В) 

бурые водоросли

Г) 

цианобактерии

Д) 

зеленые водоросли

Е) 

нитрифицирующие бактерии

   

1) 

фотосинтез

2) 

хемосинтез

6. Установите соответствие между характеристикой и типом мутации.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП МУТАЦИИ

А) 

наличие лишней хромосомы в зиготе

Б) 

увеличение числа гаплоидных наборов хромосом

В) 

увеличение числа половых хромосом в гамете

Г) 

удвоение  участка хромосомы

Д) 

поворот участка хромосомы на 180°

   

1) 

геномная

2) 

хромосомная

7. Установите соответствие между организмом и типом питания, который для него характерен.

  

ОРГАНИЗМ

 

ТИП ПИТАНИЯ

А) 

одуванчик

Б) 

пеницилл

В) 

рябина

Г) 

инфузория-туфелька

Д) 

серобактерия

Е) 

бычий цепень

   

1) 

автотрофный

2) 

гетеротрофный

8. Мутационная изменчивость возникает в результате

  

 1) 

ошибок в репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты

  

 2) 

переноса участка с одной хромосомы на негомологичную хромосому

  

 3) 

разного сочетания генов в гаметах

  

 4) 

конъюгации и кроссинговера в профазе мейоза I

  

 5) 

нерасхождения гомологичных хромосом в анафазе мейоза I

  

 6) 

модификации признаков под влиянием факторов окружающей среды

9. Какие процессы предшествуют двойному оплодотворению покрытосеменных растений?

  

 1) 

формирование восьмиядерного зародышевого мешка

  

 2) 

формирование семени

  

 3) 

деление клеток зародыша

  

 4) 

развитие пыльцевой трубки

  

 5) 

образование эндосперма

  

 6) 

образование двух спермиев

10. Сколько групп сцепления генов у пшеницы (2= 14)?

  

 1) 

7

  

 2) 

8

  

 3) 

13

  

 4) 

14

11.Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.

  

ПРИЗНАК

 

ОРГАНОИД

А) 

накапливает воду

Б) 

содержит кольцевую ДНК

В) 

обеспечивает синтез органических веществ

Г) 

содержит клеточный сок

Д) 

поглощает энергию солнечного света

Е) 

синтезирует молекулы АТФ

   

1) 

вакуоль

2) 

хлоропласт

12. Клетка – единица строения и жизнедеятельности

  

 1) 

вируса табачной мозаики

  

 2) 

возбудителя СПИДа

  

 3) 

бактерии кишечной палочки

  

 4) 

белой планарии

  

 5) 

обыкновенной амебы

  

 6) 

бактериофага

13. Установите соответствие между особенностью деления клетки и способом деления, для которого она характерна.

  

ОСОБЕННОСТЬ ДЕЛЕНИЯ

 

СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ

А) 

образуются две диплоидные дочерние клетки

Б) 

обеспечивает созревание гамет у животных

В) 

сохраняет постоянство числа хромосом в клетках

Г) 

происходит перекомбинация генов в хромосомах

Д) 

служит способом бесполого размножения простейших

   

1) 

митоз

2) 

мейоз

14. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе.

  

1) 

поступление мономеров в цитоплазму

2) 

захват клеточной мембраной питательных веществ

3) 

гидролиз полимеров до мономеров

4) 

образование фагоцитозного пузырька внутри клетки

5) 

слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой

15.Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

А) 

происходит в анаэробных условиях

Б) 

происходит в митохондриях

В) 

образуется молочная кислота

Г) 

образуется пировиноградная кислота

Д) 

синтезируется 36 молекул АТФ

   

1) 

гликолиз

2) 

кислородное окисление

16. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

  

1) 

расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

2) 

конъюгация, кроссинговер гомологичных хромосом

3) 

расхождение сестринских хромосом

4) 

образование четырёх гаплоидных ядер

5) 

расхождение гомологичных хромосом

17. Все приведённые ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Признаки родителей наследуются потомками.

  

 2) 

Гены расположены в хромосоме линейно.

  

 3) 

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются сцепленно.

  

 4) 

Неаллельные гены наследуются независимо.

  

 5) 

Сцепление генов нарушается в результате кроссинговера.

18. Определите соотношение фенотипов в потомстве при скрещивании самок и самцов с генотипами АаBb, если учесть, что гены не сцеплены друг с другом  и наблюдается полное доминирование. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

 

19.Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания методов биотехнологии. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

эксперименты с изолированными клетками

  

 2) 

перенос генов от одного организма к другому

  

 3) 

выращивание клеток и тканей на питательных средах

  

 4) 

получение гетерозисных растений

  

 5) 

испытание производителя по потомству

20. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

А) 

очищение водоёмов от органических остатков

Б) 

перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний

В) 

регулирование численности насекомых

Г) 

внешнее пищеварение

Д) 

наличие двух пар усиков

Е) 

наличие четырёх пар конечностей

   

1) 

Ракообразные

2) 

Паукообразные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

22. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

23. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заменилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй –из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.



Предварительный просмотр:

                            Ссылки на образовательные платформы

по биологии   для дистанционного образования

Для получения дополнительных знаний, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, подготовки к ВПР, для проверки знаний доступны следующие ресурсы:

1. Государственная информационная система «Электронное образование РТ»

edu.tatar.ru:

- электронный журнал и дневник

- виртуальные факультативы

2. «Универсариум» ( https://universarium.orq)

3. «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru)

4. «Мобильное электронное Образование» (https://mob-edy.ru)

5. «Открытая школа 2035»  (https://2035school.ru)

6. «Учи.ру» (https://uchi.ru)

7. «Якласс» (https://www.yaklass.ru)

8. Площадка  образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online)

9. Образовательная платформа «Лицей» Ростелеком (http://lc.rt.ru)

10.Дистанционное и электронное обучение (http://distance.mosedu.ru/)

11.Московский образовательный канал. Все уроки школьной программы (https://mosedr.tv/)  

12. Городской методический центр (https://mosmetod.ru/)

13. Мои достижения. Онлайн-сервис самопроверки ( https://myskills.ru/)

14.Бесплатный доступ ко всем курсам по школьной программе (https://help.foxford.ru) 

15. Российская электронная школа. Видеоуроки ( https://resh.edu.ru/subject/)

16.Все актуальные учебники ФПУ, методический материалы (https://media.prosv.ru/)  

17. Все школьные олимпиады России и мира (https://olimplum.ru/)

18. Интерактивный развивающий онлайн-курс (https://obrazovanium.ru/) 

19. Онлайн школа (foxford.ru )

20. https://learningapps.org/

21.Образовательный портал для подготовки к экзаменам (https://sdamgia.ru/)

22. материалы ( архив заданий, учебники) для подготовки к олимпиадам разного уровня (https://bioturnir.ru/)

23. электронная библиотека полезных книг (https://licey.net/)



Предварительный просмотр:

Таблица «История развития живого мира на Земле»

Эры

Архей

Протерозой

Палеозой

Мезозой

Кайнозой

Среды обитания

живых организмов (море,

выход на сушу,

наземно-воздушная)

море

Море, у берегов образование почвы

Водная, выход на сушу

водная

Наземно-воздушная

водная

Наземно-воздушная

Отделы растений

нет

Отделы водорослей

Псилофиты (ринияфиты)

Мхи,

Плауны, хвощи, папоротники

голосеменные

Господство голосеменных Появление покрытосеменных

(цветковых)

Господство покрытосеменных

   Основные ароморфозы

 растений

Фотосинтез,

в конце появление ядра

многоклеточность

Появление тканей, органов: стебля и листьев,

  потом корня и преобладание спорофита (диплоидной стадии);

появление семени, пыльцевой трубки (независимости оплодотворения от воды)

Появление цветка,  плода, двойного оплодотворения

Типы животных

нет

Простейшие, все типы беспозвоночных:

Губки, кишечнополостные,

Плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, иглокожие, членистоногие(трилобиты)

В конце первые хордовые

Выход членистоногих (паукообразных) и Хордовых (стегоцефалов) на сушу

 Разнообразный мир Хордовых,   Членистоногих

Разнообразный мир Хордовых и  Членистоногих

Классы хордовых

Подтипы позвоночных  классы: бесчелюстные, рыбы хрящевые и костные; от кистеперых костных- амфибии, от них - рептилии

Расцвет рептилий (появление и в конце вымирание динозавров), появление млекопитающих и птиц

Господство Млекопитающих(появление приматов);    и птиц, в воде костных рыб

Появление человека

+

 Основные (3-5) ароморфозы  

животных

Появление ядра, диплоидность

Многоклеточность, дифференцировка на ткани, органы, двусторонняя симметрия, трехслойность(появление мезодермы), выделительной и половой систем  у плоских червей; сквозного кишечника у круглых червей, дифференцировка кишечника, появление полости тела вторичной; кровеносной, дыхательной систем; сегментированного тела у кольчатых червей; наружного скелета в виде раковины у моллюсков и хитинового покрова у членистоногих, появление у них конечностей рычагового типа, поперечно-полосатой мускулатуры; усложнение всех систем органов в ряду всех б/п

Появление внутреннего скелета-хорды, нервной трубки у ланцетника, позвоночника, головного мозга из 5 отделов, замкнутой кровеносной системы с 2камерным сердцем на брюшной стороне, внутреннего уха, парных плавников, туловищных почек, жабер у бесчелюстных позвоночных. а потом их усложнение в эволюционном ряду; появление легких, второго круга кровообращения, 5палых конечностей, среднего уха, слюнных желез в связи с выходом на сушу у земноводных; внутреннего оплодотворения, защитных оболочек яйца, тазовых почек и грудной клетки, ячеистых легких  у рептилий

Появление теплокровности, разделенных кругов кровообращения из-за 4хкамерного сердца и правой у птиц и левой у млекопитающих дуги аорты; развитие органов чувств, ЦНС( появление коры БП, а у млеков еще извилин); внутриутробного развития и выкармливания молоком, забота о потомстве

Освобождение рук в связи с прямохождением и появление трудовой деятельности, развитие коры БП, особенно лобной доли, появление речи