ИКТ в деятельности воспитателя

Михеева Галина Николаевна

ИКТ в деятельности воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете и т.п.

Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.

Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD-проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD.

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

       Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.

Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.

Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:

  • ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • «посещать» крупнейшие музеи;
  • прослушивать записи музыкальных композиций;
  • активизировать учебный процесс.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
  2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
  3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов - появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акция «У мусора есть свое место»

Слайд 2

Организаторы акции: Михеева Галина Николаевна Место проведения акции: МАДОУ №21 «Звёздочка» г.Нижневартовск Участники акции: дети средней , старшей, подготовительных групп Возрастная категория участников конкурса: 4-7 лет

Слайд 3

Цель: воспитание экологической культуры детей, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих Задачи: 1) формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; 2) формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности детей; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. Ожидаемый результат: Формирование и повышение уровня экологической культуры детей 4-5 лет, стремления беречь природу, понять о необходимости правильно утилизировать бытовые отходы Цели и задачи, ожидаемый результат

Слайд 4

Этапы реализации акции: I. Подготовительный этап 1. Ознакомление детей с содержанием акции. 2. Определение содержания, форм и методов организации работы. 3. Просмотр мультипликационного фильма о вреде мусора «Как мусор уничтожил мир», разбор ситуаций с использованием наглядного материала, подборка иллюстраций. 4. Размещение в информационном уголке призыва принять активное участие в проведении акции. II. Основной этап 1.Подбор фотоматериалов для плаката «У мусора есть свое место» 2.Коллективная работа детей в оформлении плаката «У мусора есть свое место» 3.Изготовление буклетов «У мусора есть свое место», «Будь человеком!», «Соблюдайте чистоту!» III. Заключительный этап 1.Работа с обучающимися 1-4 классов. 2.Показ мультипликационного фильма о вреде мусора «Как мусор уничтожил мир» 3.Размещение в фойе школы и презентация в каждом классе плаката «У мусора есть свое место» обучающимся 1-4 классов 4.Распространение буклетов сверстникам и прохожим

Слайд 5

Загрязнение планеты мусором является одной из глобальных экологических проблем. И решать эту проблему необходимо каждому человеку, не зависимо от того, где он проживает. И нас, как жителей красивого, благоустроенного поселка, расположенного на берегу реки Кама, очень волнует проблема утилизации мусора. А связано это с тем, что: 1) часть нашего населения не заботится о чистоте, красоте и гигиеническом состоянии улиц Несмотря на то, что в поселке организован централизованный вывоз мусора в определенные дни мусоровозом, жители продолжают оставлять пакеты с мусором на местах, где ранее были установлены контейнерные площадки. Кроме того, туда складывается не только бытовой мусор, пищевые отходы, так же и строительный мусор и предметы домашнего обихода. В результате этого образуются свалки, а в летнее время появляются мухи и как следствие – антисанитария. 2) вывоз мусора на сохранившиеся на другом микрорайоне поселка контейнерные площадки Здесь несознательные жители выбрасывают его мимо баков, таким образом образуя те же свалки. Обнаружив такое хамское отношение к окружающему миру и природе, мы задумались о том, как можем помочь природе. У нас возникла идея провести акцию. Чтобы привлечь, в первую очередь, внимание сверстников данной проблеме, решили организовать в школе акцию «У мусора есть свое место».

Слайд 6

В рамках этой акции мы оформили экологический плакат «У мусора есть свое место», где разместили фотографии переполненных мусорных контейнеров, так же бытовых свалок, созданных невоспитанными жителями нашего поселка в местах не предназначенных для складирования мусора, также изготовили буклеты с надписями «У мусора есть свое место!», «Будь человеком!», «Соблюдайте чистоту!»

Слайд 7

С целью формирования потребностей заботиться о природе родного края, о его экологическом состоянии был организован показ мультипликационного фильма о вреде мусора «Как мусор уничтожил мир».

Слайд 8

Так же несколько раз была проведена веселая игра «Мусоробол».Дети,разделившись на команды, должны были забросить мусор в стоящие на определенном расстоянии урны – ведра. Побеждала та команда, которая сделала больше точных бросков. Поставленные задачи экологической акции решались во всех видах детской деятельности: во время игр, показа мультфильма, проведении презентации плаката и совместной творческой деятельности.

Слайд 9

Заключительным этапом акции было размещение в фойе детского сада плаката «У мусора есть свое место», распространение буклетов прохожим с призывом беречь природу, не мусорить в родном городе и бросать бытовые отходы в специально предусмотренные урны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛЫШЕН ЛЕТОМ ДО ЗАКАТА ГУЛ КОМБАЙНОВ У РЕКИ,

Слайд 2

И ВЕЗУТ НА ЭЛЕВАТОР… УРОЖАЙ ГРУЗОВИКИ.

Слайд 3

И ЗЕРНО В АМБАРЫ ПОТЕЧЕТ РЕКОЮ, ЕГО МАШИНЫ УМНЫЕ СДЕЛАЮТ МУКОЮ.

Слайд 4

НА ЗАВОДЕ ПЕКАРЬ ХЛЕБ СПЕЧЕТ С ЛЮБОВЬЮ,

Слайд 5

СКАЖЕТ ОН РЕБЯТАМ: - КУШАЙТЕ, ГОТОВО!

Слайд 6

Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совместная деятельность с детьми старшей группы «Хлеб – всему голова». Презентацию подготовила: воспитатель д /с № 21 «Звездочка » Михеева Г.Н. Г.Нижневартовск

Слайд 2

ХЛЕБ РЖАНОЙ, БАТОНЫ, БУЛКИ НЕ ДОБУДЕШЬ НА ПРОГУЛКЕ.

Слайд 3

ЛЮДИ ХЛЕБ В ПОЛЯХ ЛЕЛЕЮТ, СИЛ ДЛЯ ХЛЕБА НЕ ЖАЛЕЮТ.

Слайд 4

СНЕГ РАССТАЕТ В ПОЛЕ ЧИСТОМ, СХЛЫНЕТ ТАЛАЯ ВОДА -

Слайд 5

ПОБЕЖИТ ЗА ТРАКТОРИСТОМ РАННИМ УТРОМ БОРОЗДА.

Слайд 6

ВЫЙДУТ СЕЯЛКИ ПОТОМ ЗАСЕВАТЬ ПОЛЯ…

Слайд 7

ЗЕРНОМ!

Слайд 8

РОЖЬ ПОСПЕЛА, ПОЖЕЛТЕЛА…

Слайд 9

СОБИРАТЬ ПОРА- ЗА ДЕЛО!