Внеурочная деятельность в школе
Уважаемые коллеги!
Здесь представлены материалы по курсу "Внеурочная деятельность обучающихся в школе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.22 КБ | |
| 15.52 КБ | |
| 16.46 КБ | |
| 17.67 КБ | |
| 17.75 КБ | |
| 1.05 МБ | |
| 24.21 КБ | |
| 16.38 КБ | |
| 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативные акты РФ в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273 (ред. от 25.12.2018). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, ред. от 22.01.2019). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/
- Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Росстата от 17.08.2016 № 429 (ред. от 08.09.2017) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstata-ot-17082016-n-429-ob/#100013
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (ред. от 31.12. 2015). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12. 2015). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413» (ред. от 29.06.2017). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902350579
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (в редакции изменений, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на 24.11.2015 № 81) / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot-29122010-n_4/
- О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности: письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/
- Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утв. приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71233372/
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, ред. от 1 марта, 10 июня 2019 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70466462/
- Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 05.11.2018). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/
- Постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» от 28.10.2013 № 966 (ред. от 18.01.2018). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
Предварительный просмотр:
Локальные акты общеобразовательной организации, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности
- Устав образовательной организации.
- Правила внутреннего распорядка образовательной организации.
- Положение «Требования к структуре и содержанию рабочей программы курса внеурочной деятельности»
- Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Положение о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений)).
- Положение о группе продленного дня.
- Должностные инструкции работников образовательной организации.
- Рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
- Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации.
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в организации внеурочной деятельности
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, а также детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Предварительный просмотр:
Условия реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях
(по ФГОС)
- направления развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное (на основе определенных программ); это и есть направления внеурочной деятельности;
- формы внеурочной деятельности (художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений;
- временные рамки: в учебное и каникулярное время (в рамках деятельности лагерных смен);
- формирование групп для реализации программ внеурочной деятельности: допускается комплектование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Статья 16 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ предоставляет право применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Вывод: рабочие программы курсов внеурочной деятельности могут реализовываться образовательными организациями с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Пример: с помощью инструментов ЕИС «Школьный портал Московской области» (school.mosreg.ru) можно создавать тематические группы и форумы, организовывать внеурочные мероприятия и экскурсии. Реализация внеурочной деятельности образовательными организациями возможна с использованием сетевой формы.
ВД может быть организована в сетевой форме (Статья 15.ФЗ)
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность (в том числе организации дополнительного образования детей), а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Для этого заключается договор между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.
Предварительный просмотр:
Цели и задачи внеурочной деятельности обучающихся
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся, выбор собственной индивидуальной траектории развития, раскрытие каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «Я».
Цель внеурочной деятельности: обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Задачи внеурочной деятельности:
начальная школа:
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО);
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка.
основная школа:
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);
- создать благоприятные условия для проявления индивидуальных способностей обучающихся, их творческой и социальной активности;
- предоставить дополнительные возможности для осознанного осуществления обучающимся выбора профиля обучения в старшей школе и направления дальнейшего образования;
- расширить рамки общения обучающихся с социумом.
средняя школа:
- создать дополнительные возможности для достижения старшеклассниками планируемых результатов, отраженных в основной образовательной программе среднего общего образования (ООП СОО);
- обеспечить индивидуальные образовательные потребности обучающихся;
- подготовить обучающихся к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- помочь в формировании знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, о соответствии личностных качеств и способностей выбранной профессии;
- способствовать саморазвитию, профессиональному и личностному самоопределению обучающихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
внеурочная деятельность
«Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы»
Внеурочная деятельность творческая самореализация ребенка в комфортной развивающей среде; социальное становление личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе; профессиональное самоопределение учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив
Организационные механизмы управления внеурочной деятельностью
Организационные механизмы управления внеурочной деятельностью
Организационные модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Инновационно-образовательная модель Модель «Школы полного дня» Оптимизационная модель
Алгоритм моделирования внеурочной деятельности I этап – определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в ООП ООО II этап – анализ образовательным учреждением предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности
Алгоритм моделирования внеурочной деятельности III этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности IV этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, ее содержательное наполнение и описание
Алгоритм моделирования внеурочной деятельности I. Определение целей, принципов внеурочной деятельности II . Анализ образовательным учреждением предлагаемых моделей III. Анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей IV. Выбор модели, ее содержательное описание, включение в структуру ООП ООО
Задачи внеурочной деятельности создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
Задачи внеурочной деятельности компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
Внеурочная деятельность (оптимизационная модель реализации ) Учебный план Учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования Классное руководство Деятельность социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора
Принципы организации внеурочной деятельности соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Обоснование выбора модели На выбор модели влияют следующие факторы: Особенности и традиции школы, Изучение запросов и интересов учащихся и родителей.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники. В каждом классе координирующую роль классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Основная идея модели создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников основной школы во внеурочной деятельности.
Описание модели Данная модель представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 5-го классов и структурирована в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное , общекультурное.
Преимущества оптимизационной модели минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного и методического пространства в школе; формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Актуальность данной модели мировые и отечественные тенденции изменения условий формирования личности; необходимость создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; специфика среднего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие; оптимизация внутренних ресурсов школы.
Принципы реализации модели учёт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении № п/п Содержание работы Сроки 1. Изучение запросов родителей и детей по выбору направлений внеурочной деятельности: родительское собрание «Особенности обучения и воспитания школьников по ФГОС»; анкетирование родителей Апрель-май 2. Анализ кадровых ресурсов и материально-технической базы для реализации внеурочной деятельности по запросам родителей. Май
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности № п/п Содержание работы Сроки 3. Подбор кадров, реализующих внеурочную деятельность . Основания для отбора – заказ родителей, индивидуальные потребности учащихся, государственный заказ, специфика образовательного учреждения. Май-август 4. Расширенные заседания методических объединений (с приглашением руководителей объединений) по теме «Разработка программ внеурочной деятельности» Август-сентябрь
Примерный алгоритм организации внеурочной деятельности № п / п Содержание работы Сроки 5. Составление модели организации внеурочной деятельности, плана внеурочной деятельности, индивидуальных учебных планов, расписания работы объединений Сентябрь 6. Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности (директором образовательного учреждения) Август-сентябрь 7. Создание санитарно-бытовых, материально-технических условий для организации внеурочной деятельности В течение всего года
ФГОС БУП 2010 Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю 5а 5б 5в 5г 5д Обязательная часть Филология Русский язык 5 5 5 5 5 Литература 3 3 3 3 3 Иностранный язык 3 3 3 3 3 Математика и информатика Математика 5 5 5 5 5 Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 2 Обществознание 1 1 1 1 1 География 1 1 1 1 1 Естественно-научные предметы Биология 1 1 1 1 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 2 2 Физическая культура и ОБЖ Физическая культура 3 3 3 3 3 Итого: 28 28 28 28 28 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика 1 1 1 1 1 Проектно-исследовательская деятельность по филологии 1 1 1 1 1 Информатика и ИКТ 1 1 1 1 1 Самосовершенствование 1 1 1 1 1 Итого по учебному плану 32 32 32 32 32 Максимально допустимая недельная нагрузка 32 32 32 32 32 Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность) 6 6 6 6 6 Учебный план для 5 - х классов на 2013-2014 учебный год
Программы внеурочной деятельности Направление Программа Выбор родителей Духовно-нравственное Клуб «Моя родословная» Познаю себя и мир Моя малая родина Спортивно-оздоровительное Мир спортивных игр (Баскетбол и пионербол) Олимпийский резерв (легкая атлетика) Детский фитнес Будь здоров Социальное Я – пятиклассник Дорога к миру
Программы внеурочной деятельности Направление Программа Выбор родителей Общеинтеллектуальное В мире чисел Веселая геометрия Загадки древнего мира Английский с удовольствием Увлекательный мир информатики Алгоритмика Занимательная грамматика Занимательная лингвистика Жизнь растений Жизнь животных Юный астроном Юный физик Оптические явления Оригами
Программы внеурочной деятельности Направление Программа Выбор родителей Общекультурное Фитодизайн интерьера Творческая лаборатория «Зимний сад» Юный экскурсовод
Анкета для родитей Направление внеурочной деятельности Название курса Кол-во занятий в неделю Ваш выбор 1.09 Спортивно-оздоровительное «Фитнес детям» 1 + «Олимпийский резерв» 1 + «Мир спортивных игр» 1 Духовно-нравственное «Познаю себя и мир» 1 Общеинтел-лектуальное «Английский с удовольствием» 1 + «Удивительная математика» 1 «Жизнь растений и животных» 1 «Мир, в котором мы живем» 1 Общекультурное «Оригами» 1 « Фитодизайн интерьера» 1 Анкета для родителей «Внеурочная деятельность ученика» Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкету. Если вы хотите, чтобы какие-либо из названных курсов посещал ваш ребёнок – поставьте знак «+» в соответствующей графе. Ф.И.ребёнка _______________________________________ Класс _________ _______ Ф.И.О. родителя: ________________________________________________________
Сводная таблица выбора ВД учащимися 5 «а» класса № 5«а» КЛАСС ФИО Познаю себя и мир Фитнес детям Олимпийский резерв Мир спортивных игр Удивительная математика Английский с удовольствием Удивительный мир информатики Мир.в котором мы живем Жизнь растений и животных Оригами Фитодизайн интерьера Занят в ЦДО Занят вне школы Всего часов 1 Антонова 1 1 1 2 2 7 2 Вахнов 1 1 1 1 1 3 2 10 3 Григорьев 1 1 7 9 4 Малахова 1 1 1 3 6 5 Семенов 1 1 1 1 1 5 6 Рыбин 1 1 1 6 9 7 … ИТОГО 18 4 1 4 8 8 4 1 3 2 2
Сводная таблица выбора ВД КЛАСС Познаю себя и мир Фитнес детям Олимпийский резерв Мир спортивных игр Удивительная математика Английский с удовольствием Удивительный мир информатики Мир.в котором мы живем Жизнь растений и животных Оригами Фитодизайн интерьера 5а 18 4 3 5 7 6 4 3 5 6 4 5б 26 3 2 11 0 5 4 2 1 1 0 5в 24 7 5 4 1 10 0 1 3 2 5 5г 21 0 3 5 0 4 7 1 2 0 3 5д 22 7 2 8 2 2 2 1 2 2 0 ИТОГО 111 21 15 33 10 27 17 8 13 11 12
Модель плана внеурочной деятельности Состав направлений ВД Структура направлений ВД Форма организа-ции Объем Спортивно-оздорови-тельное «Мир спортивных игр» «Олимпийский резерв» - «Фитнес детям» Секция Секция Объединение 34 34 34 Духовно-нравственное - «Познаю себя и мир» Объединение 34
Модель плана внеурочной деятельности Состав направлений ВД Структура направлений ВД Форма организации Объем Общеинтеллек-туальное «Удивительная математика» «Английский с удовольствием» «Мир, в котором мы живем» «Жизнь растений и животных» - «Увлекательный мир информатики» Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок 34 34 34 34 34 Общекультурное « Фитодизайн интерьера» - «Оригами» Клуб Объединение 34 34
Спортивно-оздоровительное направление 3 программы 5 кл . – 69 человек Общеинтеллектуальное направление 5 программ 5 кл . – 75 человек Духовно-нравственное направление 1 программа 5 кл . – 111 человек Общекультурное направление 2 программы 5кл . -23 человека Внеурочная деятельность
Мониторинг занятости учащихся во внеурочной деятельности Всего учащихся 110 уч . Посещают 2 и более объединения 87 уч . (79%) Посещают одно объединение 23 уч . (21%) Не заняты во внеурочной деятельности - (0%)
«Путь к успеху» Образовательный маршрут «Какой я?» Самообразовательная программа Мои задачи: Хочу воспитать в себе: …………………………………… Мои учебные задачи: ……………………………………… Хочу научиться: ………………………………………………. Мои успехи: Личностные я стал ……………………………………… Учебные я умею ………………………………….......... В сотрудничестве я участвовал ……………….
Положительные качества личности Жизненно-важные умения умею д ружить п ризнаю ошибки вежливый старательный умею обслуживать себя аккуратный активный правдивый чуткий жизнерадостный с амостоятельный понимать смысл учения самостоятельно планировать свою работу самостоятельно находить информацию анализировать, сравнивать и делать выводы читать текст вслух читать текст про себя составлять сложный план текста пересказывать текст кратко участвовать в диалоге участвовать в работе группы слушать и понимать других высказывать свою точку зрения давать самооценку « Какой я? » Мои задачи: 1. Хочу воспитать в себе: …………………………………………………………………………………………………………………………………….... 2. Мои учебные задачи: ……………………………………………………………………………………..…. ………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3. Хочу научиться: …………………………………………………………...................................
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Личностные я стал Учебные я умею В сотрудничестве я участвовал Мои успехи « Какой я? »
Ожидаемые результаты развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования;
Ожидаемые результаты приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Ожидаемые результаты воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране; получение школьником опыта самостоятельного социального действия; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
Ожидаемые результаты формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; реализация основной цели образовательной программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология « Портфолио ».
Контроль внеурочной деятельности Визуальное наблюдение Собеседование Выставка Творческий отчет Конкурс Праздник Проект Презентация Портфолио
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками»в учебе Каждый ученик может быть успешным в чем-то своем.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов»
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к действительности.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
трехуровневая иерархия компетенций 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей ; 3) предметные компетенции.
1. Ценностно-смысловые комп. - в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Они обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные комп. особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. + опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познават комп. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности.
4. Информационные комп. умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Они обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные комп. - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовые - владение знаниями и опытом в сфере гражданско- общественной деятельности, в социально- трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Это умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Навыки социальной активности и функциональной грамотности
Комп. личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения: правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура,комплекс качеств, связанных с ОБЖ.
На основе классификации компетенций А.В. Хуторского А. Ан, О. Рабинович и А.Самохин определили взаимосвязанные качества личности, последовательно формируемые в системе непрерывного физического образования, и зафиксировали деятельностные формы их проявления.
Ценностно-смысловые предполагают приобретение обучающимися способности воспринимать многообразие природных явлений в их единстве, ориентироваться и осознавать свою роль в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки для своей индивидуальной деятельности, принимать самостоятельные решения. При этом учащийся научается формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к естествознанию в целом и к физике в частности, уметь брать на себя ответственность за последствия принимаемых решений.
Общекультурные способствуют осознанию роли науки в жизни человека, приоритетности наук естественнонаучного цикла в ускорении научно-технического прогресса и повышении качества жизни общества, последовательному приобретению опыта усвоения современной физической картины мира как его интегративной культурологической модели.
Уч-позн. в овладении знанием фундаментальных законов, методологией познания различных явлений и систем, в выработке навыков моделирования явлений, выдвижения гипотез, проведения эксперимента, интерпретации полученных результатов. Как результат – учащийся приобретает умения создавать собственную информационную базу, осуществлять целеполагание, планирование, анализ, самооценку свой учебной деятельности, самостоятельно выбирать условия проведения эксперимента, необходимые приборы и оборудование, овладевает навыками проведения измерений и определения погрешностей, описания результатов, формулировки выводов.
Информационные выражаются в приобретении навыков поиска, анализа, отбора учебной и научной инф., владения современными ИКТ, основами математического моделирования процессов. Это позволяет учащемуся ориентироваться в информационных потоках, приобрести навыки работы с различными инф. источниками, самостоятельно находить, преобразовывать и использовать нужную инф., применять для решения задач средства ИКТ.
Коммуникативные формируются в процессе коллективного выполнения проектов, ведения диалога и дискуссий, презентации результатов учебно-исследовательской деятельности. выражаются в овладении разными видами речевой деятельности, формировании умений выступать с сообщениями, задавать вопросы и корректно вести диалог, искать и находить компромиссы при совместной учебной деятельности в коллективе.
Комп. личного самосовершенствования - способность интеллектуального саморазвития, эмоционально-рефлексивной саморегуляции, в усвоении ОБЖ и появлении социальной ответственности за результаты своей деятельности.
И.А. Зимняя выделяет три группы компетенций: компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;- компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;- компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Предварительный просмотр:
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности обучающихся
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Все виды внеурочной деятельности, организуемые педагогом, должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты трёх уровней.
Первый уровень воспитательных результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень воспитательных результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде.
Третий уровень воспитательных результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды образовательной организации.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её этническом, гендерном и других аспектах.
Основным критерием эффективности организации внеурочной деятельности обучающихся является личностный рост воспитанников. А среди трех обязательных результатов, формирование которых должен обеспечить педагог, на первом месте в требованиях ФГОС стоят личностные образовательные результаты: при всей важности предметных результатов необходимыми и самыми важными являются личностные компетенции. Если некоторые знания могут, как пригодиться, так и не пригодиться, то личностные качества будут всегда и в полной мере применимы в любой профессии, в общественной и семейной жизни.
Предварительный просмотр:
Таблица для сбора информации по результатам наблюдения
(Заполняется после проведения занятия и собеседования с педагогом)
№ п/п | Показатель | Оценка | ||
Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | ||
1. | Тема внеурочного занятия | |||
2. | Цель: | |||
2.1 | Достижение личностных результатов. | |||
2.2 | Достижение метапредметных результатов | |||
2.3 | Достижение предметных результатов | |||
3. | Оборудование, ТСО | |||
4. | Оптимальность структуры занятия | |||
*5. | Количество обучающихся | |||
6. | Соответствие содержания занятия заявленной цели | |||
7. | Воспитательная сторона занятия: | |||
7.1 | воспитание через содержание | |||
7.2 | воспитание через методы и организацию | |||
7.3 | воспитание через форму занятия | |||
8. | Отношение учеников к занятию: | |||
8.1 | Соответствие поведения форме занятия | |||
8.2 | Интерес | |||
8.3 | Активность | |||
8.4 | Вовлеченность | |||
9. | Методы ведения занятия: | |||
9.1 | Разнообразие методов | |||
9.2 | Оптимальность выбора методов | |||
9.3 | Эффективность методов | |||
9.4 | Содействие самостоятельности | |||
9.5 | Возможность проявления творчества | |||
10. | Атмосфера занятия | |||
11. | Предварительная результативность внеурочного занятия: | |||
11.1 | влияние внеурочного занятия на совершенствование качества знаний | |||
11.2 | влияние внеурочного занятия на совершенствование навыков и умений | |||
11.3 | влияние внеурочного занятия на совершенствование навыков коммуникации | |||
Суммарный балл (): | ||||
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
«0» - показатель не проявил себя.
«1» – показатель проявил себя частично.
«2» – показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.
Эффективность внеурочного занятия рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность = ,
где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3, или 4, или 5 таблицы 7), в знаменателе – количество показателей (столбца 2 таблицы 7), умноженное на два ().
Обработка результатов:
• оптимальный уровень – 100-85%;
• допустимый уровень – 84-60%;
• критический уровень – 59-50%;
• недопустимый уровень – < 50%.
Полученные данные также можно представить в виде графика, где например, по оси абсцисс откладываются изучаемые показатели, а по оси ординат – полученные баллы.
