Диагностика, мониторинг


Предварительный просмотр:

Диагностика развития мелкой моторики у детей

 младшего дошкольного  возраста.

Разработала и провела воспитатель Чепенко Ирина Вениаминовна.

Уровни выполнения задания

Количество детей

%

2016-2017 уч.год

I I младшая группа

Сентябрь 2016г.

Сформирован в достаточной мере

5

20%

Сформирован в не достаточной мере

13

52%

 Не сформирован

7

28%

Май 2017г.

Сформирован в достаточной мере

16

64%

Сформирован в не достаточной мере

5

20%

 Не сформирован

4

16%

Движения рук играют очень важную роль на всех этапах жизни ребенка.

Так как мелкая моторика, координация движений, сенсорика являются главными понятиями для периода раннего возраста, следовательно, та деятельность, в которой участвуют пальчики ребенка, исключительно важна для его умственного и психического развития.

Самые важные качества, такие как: речевые способности, координация в пространстве, внимание, усидчивость, концентрация и воображение, зависят от степени развития мелкой моторики у ребенка.

 Мой опыт работы с детьми младшего возраста позволил мне выявить то, что у большинства детей не развита мелкая моторика. Дети с недостаточно развитой моторикой рук, зачастую чувствуют себя беспомощными, с трудом выполняя простейшие действия: неуклюже пользуются ложкой, неловко держат карандаш, не могут самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть пуговицу, развязать шнурки, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка и, как следствие, на его самооценку.

Одним из естественных специфически детских видов деятельности и эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, что побудило меня заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их применения: новизна обстановки, как фактор удержания внимания, необычное начало работы, разнообразные яркие и красочные материалы, возможность выбора.

Цель: создание условий для развития у детей младшего возраста мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Для достижения цели решаю следующие задачи:

‒ повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников;

‒ познакомить детей с приёмами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с различными материалами;

‒ развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

‒ создать соответствующую предметно-пространственную среду в группе, для самовыражения детей в творческой деятельности;

‒ способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».

В игровом помещении создала развивающую предметно-пространственную среду: «Центр творчества», где располагаются все материалы нужные для работы по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. Дети могут свободно по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности при желании не только воспроизводить, но и проявить свои индивидуальные творческие способности, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня.

Мониторинг уровня развития моторики у детей состоял из трех этапов:

1) Констатирующий, цель которого выявление особенностей развития мелкой моторики рук (начало учебного года)

 2) Формирующий, целью которого была создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей посредством нетрадиционных техник рисования.

3) Контрольный, целью которого выявление динамики развития мелкой моторики (конец учебного года)

На констатирующем этапе для достижения поставленной мной цели возникла необходимость разработки диагностической методики определения уровня развития мелкой моторики у детей. За ее основу были взяты исследования таких авторов как Нижегородцева Н.В. и Шадриковой В.Д.

Мной были выделены критерии развития мелкой моторики рук у детей , а так же к каждому критерию подобрала тестовые задания:

  • развитие точности движений;
  • развитие ритмичности движений;
  • развитие ловкости пальцев;
  • развитие силы кисти и выносливости пальцев;
  • развитие зрительного контроля движений

  • «Ладонь ‒ кулак», «Бусы»;
  • «Прятки»;
  • «Помоги ежику донести яблочко»;
  • «Дорожки», «Спрячь мышку»;
  • «Солнышко и дождик».

На начальном этапе работы мной было обследовано 25 воспитанников группы. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально в игровой форме. Для этого я использовала следующие методы:

  • Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;
  • Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);
  • Анализ полученных данных.

Тестовые задания:

№ 1. «Ладонь-кулак».

Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
  • Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)

№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку.

Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие  шарика) и ловкость пальцев.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере  - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.
  • Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.

№ 3. «Прятки».  Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.

Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.
  • Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.

№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» - застегивание и расстегивание пуговиц

(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы).  Оценивается ловкость пальцев ребенка.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.
  • Не сформирован – ребенок не выполняет задание.

№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.
  • Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т.д.)
  • Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.

№ 6 «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать  изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.
  • Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения

№ 7. «Солнышко и  дождик» - нанесение мазков краской на половину листа   бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.

Уровни развития:

  • Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».
  • Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.
  • Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.

По полученным результатам, я определила, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности. У 28% детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 52%  сформирован в недостаточной мере и только у 20%  сформирован в достаточной мере.

Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.

Наименьшие затруднения  дети испытывали при выполнении заданий на быстроту,  ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.

Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей в моей группе.

          Целью формирующего этапа было создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей  посредством нетрадиционных техник рисования.

Работа строилась на основе общедидактических принципов последовательности и постепенного перехода от простого к сложному, с использованием нетрадиционных техник рисования и проводилась в подгрупповой и индивидуальных формах, с использованием наглядности, художественного слова, в игровой форме, на высоком эмоциональном подъеме.

 Как показали результаты диагностики,  у детей не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно  регулировать силу нажима на бумагу, испытывают затруднения в точности движений, ловкости и выносливости пальцев. Поэтому моя работа началась с формирования у детей простейших навыков: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку), рисовать простые линии и формы, не выходить во время рисования за край листа бумаги или ограничительную линию. Применение нетрадиционных техник и приемов рисования (рисования пальчиками, ладошками, штамповка) дарили малышам яркие, незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, необычные впечатления от манипуляции со штампом.

На контрольном этапе (конец учебного года) проведена оценка результативности работы. Использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода позволило мне изменить динамику развития у детей мелкой моторики рук. У детей с несформированным уровнем развития мелкой моторики с 28% на 16%, у детей со сформированным в недостаточной мере с 52% на 20%  и у детей со сформированным  в достаточной мере с 20% на 64%. Это  свидетельствует о том, что многие техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития и коррекции мелкой моторики у воспитанников.



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта обследования детей средней  группы (4-5 лет) 2017-2018 уч. год

  Область «Речевое развитие»

Эталон развития речи ребенка.

  1. Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница сухарница).
  2. Умеет выделять первый звук в слове.
  3. Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
  4. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Словарный запас.

1. Игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.

Просит ответить на вопросы:

- Что это? (Шар.)

- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)

- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».

-Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить.

- Сахар сладкий, а перец ... (горький).

- Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).

- Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

- Мачеха злая, а Золушка ...

- Карабас-Барабас злой, а Папа Карло ...и т. п.

3. Задание «Расскажи о мальчиках».

Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.

Затем организовывает беседу по вопросам:

- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

- Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)

- Быть неряшливым хорошо?

- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

- А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п.

Критерии оценки

1 балл - словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов.

2 балла - понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик.

3 балла - ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы.

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

- Назови известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)

- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)

- А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.

- Расставь красиво посуду.

- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д.

2. Упражнение «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения:

«Наступила ночь и ... »

«Мы пошли с мамой в магазин и купили ... ».

«Мне нравится зима, потому что ».

«Мы делаем зарядку, потому что » и т.п

3.Дидактическая игра «Прятки».

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных.

- Это лисята.

- Это ежата.

И т. д.

Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.

Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).

Критерии оценки

1 балл - ребенок не справляется с заданиями.

2 балла - затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар - сахарница), Осмысливает причинно – следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных.

3 балла - ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Уровень развития связной речи.

1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Содержание диагностического задания:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- К кому сначала побежала курочка за помощью?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.

2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.

3 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.

Звуковая культура речи.

Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.

ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.

При повторе слов просит назвать первый звук.

Критерии оценки

1 балл - большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.

2 балла - не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук.

3 балла - осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

Высокий уровень -10-12 баллов.

Средний уровень - 6-9 баллов.

Низкий уровень - 4-5 баллов.

№п/п

И.Ф.ребенка

Критерии

Итог

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Б.  Аниса

2

3

2

2

2

2

1

2

7

9

2.

Б.  Марат

2

2

2

3

2

2

1

2

7

9

3.

Б.  Валерия

2

3

2

3

2

2

2

2

8

10

4.

Г.  Веронинка

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

5.

Д. Джабраил

1

1

1

1

1

2

1

1

4

5

6.

Д. Азамат

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

7.

Ж. Савелий

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

8.

З. Лиза

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

9.

И. Вероника

2

2

1

2

1

2

1

2

7

8

10.

И. Настя

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

11.

К. Матвей

2

3

2

3

2

3

2

2

8

11

12.

Ко. Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

13.

К.  Алиса

2

3

2

3

2

2

2

2

8

10

14.

М. Мирослав

2

3

2

2

2

2

2

2

8

9

15.

М.  Муххамад

2

2

2

2

1

2

1

2

6

8

16.

Н. Полина

2

2

1

2

2

3

1

1

7

9

17.

С. София

3

3

3

3

2

2

2

3

10

11

18.

С. Алексей

2

3

2

3

2

2

2

2

8

10

19.

С. Олеся

1

2

1

1

1

1

1

1

4

5

20.

С. Мария

1

2

1

1

1

1

1

1

4

5

21.

С. Полина

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

22.

У. Руслан

3

3

3

3

3

3

2

3

11

12

23.

Ф.  Артем

1

2

1

1

1

1

1

1

4

5

Уровень развития речи

Начало года

Конец года

Низкий

18%

8%

                  Средний

57%

40%

Высокий

25%

52%

        


Диагностическая карта обследования детей старше группы (5-6 лет) 2018-2019 уч. год

  Область «Речевое развитие»

Эталон развития речи ребенка.

1.Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

2. Умеет сочинять концовки к сказкам.

3. Умеет последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

4. Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

5. Умеет заменять слово другим со сходным значением.

6. Умеет определять место звука в слове

Формирование словаря, связная речь.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

Содержание диагностического задания

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Критерии оценки

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический строй речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Критерии оценки

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

Звуковая культура речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Критерии оценки

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

Высокий уровень – 10 - 12 баллов;

Средний уровень – 7 - 9 баллов;

Низкий уровень – 4 -6 балла

№п/п

И.Ф.ребенка

Критерии

Итог

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Б.  Аниса

1

1

1

2

1

2

1

1

4

6

2.

Б.  Марат

2

2

2

2

2

3

1

2

7

9

3.

Б.  Валерия

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

4.

Г.  Веронинка

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

5.

Д. Джабраил

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

6.

Д. Азамат

2

2

2

2

1

2

1

2

6

8

7.

Ж. Савелий

1

2

2

2

1

2

1

2

5

8

8.

З. Лиза

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

9.

И. Вероника

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

10.

И. Настя

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

11.

К. Матвей

1

2

2

2

1

2

1

2

5

8

12.

К. Матвей

1

2

2

2

2

3

1

3

6

10

13.

К.  Алиса

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

14.

М. Мирослав

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

15.

М.  Муххамад

1

2

1

2

1

2

1

1

4

7

16.

Н. Полина

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

17.

С. София

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

18.

С. Алексей

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

19.

С. Олеся

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

20.

С. Мария

1

2

1

1

1

2

1

2

4

7

21.

С. Полина

1

1

1

1

1

2

1

1

4

5

22.

У. Руслан

2

3

2

3

2

3

1

2

7

11

23.

Ф.  Артем

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

24.

Ш. Рома

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

25.

Ш. Архип

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

Уровень развития речи

Начало года

Конец года

Низкий

8%

4%

                  Средний

40%

30%

Высокий

52%

66%

Диагностическая карта обследования детей подготовительной  группы  «Улыбка» (6-7 лет)  на начало  2019-2020 уч. года

  Область «Речевое развитие»

Эталон развития речи ребенка.

1.Участвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении.

2. Доброжелателен с  собеседниками, говорит спокойно, не повышая голоса.

3. В общении с взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.

4. Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

5. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определят место звука в слове.

6. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Формирование словаря, связная речь.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

Содержание диагностического задания

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

- Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Критерии оценки

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический строй речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Критерии оценки

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

Звуковая культура речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Критерии оценки

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок

Высокий уровень – 10 - 12 баллов;

Средний уровень – 7 - 9 баллов;

Низкий уровень – 4 -6 балла

№п/п

И.Ф.ребенка

Критерии

Итог

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Б.  Аниса

1

2

2

1

6

2.

Б.  Марат

2

2

3

2

9

3.

Б.  Валерия

2

2

2

2

8

4.

Г.  Веронинка

2

2

2

2

8

5.

Д. Джабраил

3

3

3

3

12

6.

Д. Азамат

2

2

2

2

8

7.

Ж. Савелий

2

2

2

2

8

8.

З. Лиза

3

3

3

3

12

9.

И. Вероника

2

2

2

2

8

10.

И. Настя

2

2

2

2

8

11.

К. Матвей

2

2

2

2

8

12.

К. Матвей

2

2

2

3

10

13.

К.  Алиса

2

2

2

2

8

14.

М. Мирослав

2

2

2

2

8

15.

М.  Муххамад

2

2

2

1

7

16.

Н. Полина

2

2

2

2

8

17.

С. София

2

2

2

2

8

18.

С. Алексей

3

3

3

3

12

19.

С. Олеся

2

2

2

2

8

20.

С. Мария

2

1

2

2

7

21.

С. Полина

1

1

2

1

5

22.

У. Руслан

3

3

3

2

11

23.

Ф.  Артем

2

2

2

2

8

24.

Ш. Рома

2

2

2

2

8

25.

Ш. Архип

2

2

2

2

8

Уровень развития речи

Начало года

Конец года

Низкий

4%

                  Средний

29%

Высокий

67%

2017 – 2018 у.г.

2018 – 2019 у.г.

2019 – 2020 у.г.

Средняя группа

(23 чел.)

Старшая группа

(25 чел.)

Подготовительная группа

 (25 чел.) на начало уч. года

86%

92 %

96%



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад

«Аленький цветочек»

МОНИТОРИНГ

образовательной деятельности

по пяти ОО программы ДОУ

 с 2016-2020 уч.гг

Воспитатель: Чепенко И.В.

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Карты наблюдений детского развития, составлены по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оценка педагогического процесса связана оценкой индивидуального развития ребенка по образовательным областям в бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года для проведения сравнительного анализа и решения следующих образовательных задач:

1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуальный маршрут развития ребенка) или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)  оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы

«От рождения до школы» по итогам мониторинга ДОУ

на 2016 – 2017 учебный год  2 младшая группа (%)

Уровень овладения необходимыми знаниями

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Низкий

24

1

44

4

69

12

6

1

48

7

Средний

65

71

35

68

15

30

67

61

25

83

Высокий

11

28

21

28

16

48

27

38

27

10

на 2017 – 2018 учебный год средняя группа (%)

Уровень овладения необходимыми знаниями

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Низкий

10

5

5

1

18

8

3

0

1

0

Средний

23

10

30

25

57

40

30

25

34

20

Высокий

67

85

65

74

25

52

70

75

65

80

на 2018 – 2019 учебный год  старшая группа(%)

Уровень овладения необходимыми знаниями

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Низкий

0

0

0

0

8

4

0

0

0

0

Средний

31

0

63

27

40

30

22

0

59

9

Высокий

69

100

37

73

52

66

78

100

41

91

на 2019– 2020 учебный год подготовительная группа (%)

Уровень овладения необходимыми знаниями

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Низкий

0

0

4

0

3

Средний

20

55

29

30

27

Высокий

80

45

67

70

70

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы

«От рождения до школы» по итогам мониторинга ДОУ

Учебный год

Возраст

Уровень освоения воспитанниками

начало года

конец года

2016 - 2017

           3-4        

20%

31%

2017 - 2018

4-5

60%

74%

2018 - 2019

5-6

79%

               88%        

2019 - 2020

6-7

85%

Вывод

По данным мониторингов, проводимых в образовательной организации, прослеживается положительная динамика результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования с 2016 по 2019(начало уч.г) год.  

Хорошие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов, созданию проблемно-поисковых ситуаций и обогащению развивающей предметно-пространственной среды, индивидуальной работы, взаимодействию с родителями воспитанников, со специалистами ДОО.