Самообразование

Ипланы работы педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования на 2017 – 2020 гг на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Актуальность

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, поэтому эта тема так важна для меня.

Цель: развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1.Изучение  учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития связной речи;

2.Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путем игр – драматизаций, мини – сценок и других форм работы.

3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4.Обогащение предметно – развивающей среды по теме.

5.Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.

Задачи, которые я ставлю перед детьми:

1.Развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения

2.Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, развивать память, воображение,  художественно – речевое, игровое, сценическое творчество.

3. Развивать монологическую форму речи;

4.Совершенствовать диалогическую форму речи.

5.Учить связно, выразительно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, сказки.

6. Учить детей рассказывать о предметах, о содержании сюжетных картин, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

7. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Предполагаемый результат:

1.Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

2. Умение последовательно излагать свои мысли.

3. Умение владеть навыками выразительной речи

4. Умение выражать различные чувства, используя жесты, мимику, интонацию

5. Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями.

6.Умение произносить фразу с разной интонацией, с разной силой голоса.

Форма самообразования: индивидуальная

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Анализ программно – методических материалов

Определение и содержание методов и технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников.

Создание предметно – развивающей среды для использования инновационных технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.

Определение уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию.

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Практический выход: семинар – практикум

Формы работы с родителями:

Анкетирование, консультации, выставки, индивидуальные беседы, наглядно – информационные.

2017-2018 учебный год

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей

Диагностика уровня развития речи детей

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Октябрь

Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»с учетом внедрения ФГОС

Создание условий  для развития творческой активности детей в группе.

Подбор игр и упражнений, сюжетных картин.

Распространение педагогического опыта работы.

Ноябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование  накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Подготовка картотеки по речевой гимнастике.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата

Декабрь

Составление консультаций для родителей

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи

Январь

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Разработка дидактических игр «Волшебные пуговицы», « Найди лепесток для бабочки», « Чей дом?»

Февраль

Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе.

Проведение занятий по развитию речи « Овощи и фрукты», « Времена года», «Домашние и дикие животные»

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Март

Самостоятельное изучение литературы по развитию речи детей посредством дидактических игр.

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для родителей.

Апрель

Изучение методики О.С. Ушаковой. Повышение профессионализма по развитию речи через театрализованные игры.

Обучение описательного рассказывания.

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну загадок»

Работа с родителями: родительское собрание на тему «Развитие речи детей среднего возраста»

Май

Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников

Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год

Получение результатов о проделанной работе

2018 -2019 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Работа с детьми над интонацией, дикцией и выразительностью речи.

Выступление на семинарах.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Подготовка проведения театрализованной игры «Теремок»

Ноябрь

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Декабрь

Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О.С. Ушакова)

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Беседы с родителями.

Январь -

Театральная  деятельность.

Инсценировки сказок: «Хвосты», «Колобок» (на татарском языке), «Заяц – портной»

Работа над развитием речи через театрализованную деятельность

 Февраль 

Игры по сказкам К. И. Чуковского

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений.

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Покормим птенчиков», «Бабочка, лети» « Да или нет»

Подбор  дидактических  пособий к играм.

Апрель  

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми

Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями.

2019 - 2020 учебный год

Сентябрь

Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей

Подбор  дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Работа над развитием речи через театральную деятельность

Октябрь

Стихи детских писателей

Подготовка картотеки

Использование картотеки в работе с детьми

Ноябрь

Совершенствовать диалогическую монологическую формы речи.

Обобщение и распространение педагогического опыта

Консультация для родителей « Значение сюжетно – ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Консультация для родителей: «Развитие связной речи в семье»

Работа над выразительностью речи, интонацией, дикцией во время заучивания стихов к празднику.

Беседы с родителями

Январь – Февраль

Рекомендации педагогам и родителям

Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Март

Работа над развитием связной речи через театральную деятельность. Организация и работа мероприятий «В гостях у сказки» Показ сказки « Теремок» в группе

Апрель

Совершенствование диалогической и монологической форм речи через разучивание считалок и загадок.

Май

Обобщение и распространение педагогического опыта

Анкетирование родителей

Литература:

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Журнал «Дошкольное воспитание».

Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - М.: ТЦ Сфера. 2007

Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М.,1994

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, 2007



Предварительный просмотр:

                                                                   Самообразование

 «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста»

 на 2016 – 2017 уч. год

Воспитатель Чепенко И.В.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  младшего дошкольного  возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Актуальность выбранной темы

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

   
Значение развития тонкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в 

дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать?».

6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

Работа с детьми

Сентябрь

1 Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

2. Катание между ладонями карандашей.

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа.

4.  Упражнение с массажными мячиками "Орех"

5.  Пальчиковая гимнастика " Шарик"

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2.Пальчиковая игра « Месим тесто».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4 Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке". 5.Настольная игра «Мозаика».

6. Оформление папки-передвижк

и « Пальчиковые игры

7.Игра «Я катаю мой орех».

8.Игра на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

5.  Рисование горошков на платье 6.Повторение игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек».

 Декабрь

1.Учить детей одевать и раздевать кукол.

2.Пальчиковые игра «Шнуровка».

3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

5. "Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» ,

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. "Разрезные картинки из 4 частей"

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Самомассаж ладоней.

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика»

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2 «Собери пирамидку»

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Домик»

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7. Пальчиковая гимнастика "Дождик

 Апрель

1. "Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6. Пальчиковые игры, разученные ранее.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2. Шнуровки, липучки

3 .Пальчиковый театр "Колобок".

4. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

8. Заключительное наблюдение за детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Беседа « О необходимости развитие мелкой моторики»

Октябрь

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Участие родителей в создании развивающей среды.

 Ноябрь

Изготовление папки – передвижки «Пальчиковая гимнастика» .

Декабрь

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Новогодняя елочная игрушка» 

Январь

Консультация «Значение развития мелкой моторики для детей»

Февраль

Мастер – класс «Игры в детском саду и дома для развития мелкой моторики рук»

Март

Выставка детских поделок, совместное творчество детей с родителями.

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

Апрель

Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем»

Май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.

2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". 
«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту
«Орехи»
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш» 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.

 «Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («
бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик 
лег в кровать(загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, 
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, 
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? 
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! 
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, 
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, 
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, 
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, 
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, 
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. 
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! 
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! 
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. 
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. 
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, 
(ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки 
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( 
изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (
изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (
ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (
изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА 
Вот моя черепаха, она живет в панцире. 
Она очень любит свой дом. 
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. 
(Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. 
(и спрятать их обратно. )

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом 
Сидит Пахом, 
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, 
Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик 
Лодочка плывет по речке, 
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I

 (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, 
Есть четыре ноги, А не ходят и три. 
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, 
В лесу вырос, 
В дом приходил, 
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" 
Листья падают в саду, 
Я их граблями сгребу.

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки, 
Две растопырки, 
Седьмой вертун, 
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки 
Зверь в атласной шубке, 
Возле печи греется, 
Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг, 
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, 
Три козы траву косили 
По лугам-лужочкам, 
По зеленым кочкам, 
Козушки молоденькие, 
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит 
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги, 
Пятая грива, 
Шестой хвост, 
Погоняй, не бойсь.