Задание 7

Корженко Татьяна Алексеевна

Задания для самостоятельной  работы. (7 часть)

Выполнить до 15 мая 2020. 

Задания присылать на мою почту  tatjana.korzhencko@yandex.ru

15, 19л группа

Русский яык

Конспектирование темы "Правописание предлогов". Сделать таблицу производных прелогов.

Параграф 58 стр.223. Знать теоретический материал по теме.

15, 19л группа

Литература

Написать анализ эпизода "Салон А.П. Шерер".(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

Краткий конспект жизненных исканий князя Андрея  Болконского.

16 группа

Русский язык

Написать сочинение в формате ОГЭ.

Выучить теоретический материал по расстановке знаков препинания в сложных предложениях.

Литература

Конспектирование жизни и творчества Данте Алигьери и У. Шекспира.

17 группа

Русский язык

Конспект темы "Знаки препинания при прямой речи" (обязательно должны быть примеры)

Литература

Создать биографическую таблицу, посвященную жизни и творчеству А.И. Солженицына. Кто не сможет, написать конспект.

Выполнить Практическую работу № 9.

27 группа

Русский язык и культура речи

Выполнить практическую работу № 6

Выполнить контрольную работу № 2

29л группа

Русский язык

Работа с текстом, взятого из сборника тестовых заданий ЕГЭ ( задание часть С).

Определить авторскую позицию, аргументировать свой выбор. 

Литература

Написать сочинение на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа №9

Тема: Обзор рассказа: «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича».

Цель:  ответить на вопросы, используя элементы литературного анализа.

Оборудование: ПК, проектор, экран,  портрет  А. И. Солженицына, произведения писателя.
Контрольные вопросы

- В каком году был написан рассказ «Матренин двор»?

- Какова тема рассказа?

- Как раскрывается характер героини в рассказе?

- Как родился замысел «Одного дня…»?

- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?

- Какие события происходят с героем одного дня?

Краткие теоретические сведения

Рассказ «Матренин двор» - автобиографический, это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Но «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой.

Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Его образ сложился из солдата  Шухова. В лице героя автор воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить  доброту к людям, человечность, непримиримость к нравственным порокам.

Порядок выполнения работы:

Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу

Лист 1.

Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________

Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.

№ задания                

Текст выполненного задания

Ход работы.

Прочитайте предложения

- Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости  свою «лучезарную улыбку» - какие же  душевные силы нужны для этого!

- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.

- Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Задание. Обзор рассказа «Матрёнин двор».

Вопросы для обсуждения.

Вопрос1.
Почему трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

“Есть такие прирожденные ангелы, - писал Солженицын,- характеризуя Матрену.- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром».

В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.

2.Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?

Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три».

Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.

3.В чем она видела смысл своей жизни?

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.

4.Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?

Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.

Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 

Так  и  поселился я у  Матрены  Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик.  Электричество же в деревне  было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может,  кому из  деревни,  кто  побогаче,  изба Матрены  и не  казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень  и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала  и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

 Кроме Матрены и  меня, жили в избе еще – кошка, мыши  и тараканы. Кошка была  немолода,  а главное – колченога.  Она  из  жалости  была  Матреной   подобрана  и   прижилась. Хотя она   и ходила на  четырех  ногах,  но сильно прихрамывала: одну ногу она  берегла, больная была  нога. Когда кошка прыгала  с печи на пол,  звук касания ее о пол не  был кошаче-мягок, как  у всех, а – сильный одновременный  удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу  привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

 

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?  А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. 

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

 

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

 

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

 

 

   Повесть «Один день Ивана Денисовича»

      «И вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый белый снег лежал до края, направо и налево, и деревца во всей степи не было ни одного.

      Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма.

Задание 1

      Еще раз прочтите этот или иной фрагмент знаменитой повести Солженицына, опубликованной в 1962 году, на исходе «оттепели», и определите главные особенности повествования этого бывшего узника ГУЛАГа, его волю к концентрации эмоций, сгущенности, уплотнению психологической жизни героев, к монологизму и сжатию временны́х горизонтов жизни. Не кажется ли вам, что язык этой повести и всей прозы Солженицына - это «язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)?

      Чем достигается эта концентрация событийности, масштабность на «аршине пространства»? Можно отметить, например, все виды «помощи» автора своему читателю. Сразу все герои - от Ивана Шухова до бригадира Тюрина и Алешки-баптиста - собраны, содвинуты в этой мерзнущей колонне. Мотив холода, беззащитности человека подчеркнут и тем, что снег только ослепительно белый («голая» белизна), и тем, что восход «краснеющий». Одиночество, заброшенность человека в мире подчеркнуты тем, что здесь все «против» него (и ветер, и восход), а сама пустота имеет какой-то абсолютный, предельный характер (ни одного деревца в степи, и всего два письма в год).

Задание 2

     На кого же опереться человеку в таких условиях? Где искать тепло, надежду, выход из пустоты?

Не предлагая никаких рецептов спасения, писатель объективно - и через подробности сюжета, быта, портреты соседей Шухова, прежде всего бригадира, кавторанга Буйновского и др., заставляет главного героя оценивать людей, жизнь, свою и чужую, весь мир за пределами лагеря.

      Можно ли, учитывая эту постоянную помощь, энергию его исповедальности, во всем не дополняя его, доверять такому признанию автора: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением!.. Я невероятно быстро написал „Один день Ивана Денисовича" и долго это скрывал»?

  Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших  безликими «номерами». Но вопреки всей несправедливости Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений. Этой цельностью во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.

 Написать эссе «Что может правда».



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №2

 «Деловое общение»

1 вариант

1. Какое значение имеет одежда в соблюдении норм делового этикета?
а) никакого значения не имеет.
б) является демонстрацией вашего вкуса и статуса в обществе.
в) внешний вид должен быть опрятным.
г) необходимо обладать яркой внешностью.

2. Какую форму делового общения принято считать основной?
а) Деловая беседа.
б) Деловые переговоры.
в) Деловые совещания.
г) Публичные выступления.

3. В основе культуры делового общения должно быть?
а) взаимное уважение и доброжелательность.
б) знание менталитета собеседника.
в) система невербальных знаков общения.
г) внешний вид собеседников.

4. Для какого жанра деловой переписки подойдет данная языковая модель?
Ваша заявка о … не может быть принята, так как…
а) отказ
б) сожаление
в) приглашение
г) просьба

5. Какой жанр делового общения не может быть устным?
а) телефонный разговор
б) презентация
в) запрос
г) беседа

6. Основные функции рекламы.
а) сообщение и воздействие
б) презентация
в) интересы адресата
г) манипулирование адресатом

7. Что является основой ораторского искусства?
а) публичная речь
б) беседа
в) собеседование
г) сопроводительная презентация

8. Какую страну принято считать родиной публичного выступления?
а) Древний Египет
б) Древний Рим
в) Древняя Греция
г) Древняя Индия

9. В основе административно-делового жаргона…
а) сленг
б) арго
в) городские просторечия
г) литературный язык



Предварительный просмотр:

Методические указания по выполнению практической работы № 6.

Тема: «Устная публичная речь».

Цели: повторить и обобщить знания по теме устная публичная речь, выполнив предложенные задания.

Оборудование: методические рекомендации по выполнению практической работы, учебник, тетрадь для практических работ.

Краткие теоретические сведения:

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

Задания:

1. Как бы Вы готовились к публичному выступлению? Составьте план. Запишите его в тетрадь для практических работ.

2. Какие виды публичных выступлений по цели Вы знаете?

3. Перечислите трудности публичного выступления.

Тест:

1. Ораторское искусство (риторика) – это:

А) правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Б) одна из форм национального русского языка, которая характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

В) прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи.

Г) искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

2. Риторика зародилась:

А) в Древнем Риме.                                В) в Древней Греции.

Б) в древнем Китае.                                Г) в средневековой Европе.

3. Государственный строй, способствовавший зарождению и развитию ораторского искусства:

А) анархия;                                В) олигархия;

Б) тирания;                                Г) демократия.


4. Системно-аналитический закон риторики предполагает:

А) умение облекать мысль в действенную словесную форму.

Б) умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией. 

В) систематизацию материала выступления, всесторонний анализ предмета речи.

Г) умение выявлять и оценивать собственное впечатление от выступления и анализировать речевую деятельность других.

5. К основным элементам речевой техники относится:

А) дикция;                                В) воображение;

Б) внимание;                                Г) речевой аппарат.

6. Разновидность ораторской речи, призванная сформировать новое представление о предмете:

А) убеждающая;                                В) информационная;

Б) поздравительная;                        Г) речь, призывающая к действию.

Основная литература:

1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для СПО /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.- 13-е изд., стер. -М:ИЦ Академия ,2014.-320с.