Задания часть 5
Задания для самостоятельной работы. (5 часть)
Выполнить до 1 мая 2020.
Задания присылать на мою почту tatjana.korzhencko@yandex.ru
15, 19л группа
Русский яык
Повторить правила правописания Н,НН в словах разных частей речи
Тест "Правописание Н, НН в словах разных частей речи".
Литература
1. Жизнь и творчество Н.С. Лескова.
2. Обзор повести Н.С. Лескова "Грешники и праведники"
17 группа
Русский язык
Практическая работа № 9. Сложноподчиненные предложения.
При выполнении ПР №9 в задании "Решить тестовые задания" выполнить один из двух предложенных вариантов.
Тест.
Литература
А.И. Солженицын: жизнь и творчество.
Практическая работа №9. Обзор рассказа "Матренин двор" и повести "Один день Ивана Денисовича".
27 группа
Русский язык и деловое общение
Понятие устной публичной речи (конспект)
29 группа
Русский язык
Развитие речи. Определение проблемы текста. По прочитанному тексту определить проблему (-ы). Записать их в тетради.
Литература
Великая Отечественная война в литература: Проза и поэзия. (конспект)
Краткий обзор романа Юрия Бондарева "Горячий снег"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test.docx | 13.37 КБ |
prakticheskaya_rabota_no9.docx | 17.93 КБ |
test_spp.docx | 13.14 КБ |
prakticheskaya_rabotano9._literatura.docx | 24.62 КБ |
tekst_dlya_opredeleniya_problemy.docx | 13.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест. Правописание – Н и – НН в разных частях речи.
1. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном от имени существительного, оканчивающегося на Н, с помощью суффикса -Н-, пишется две буквы Н"?
1) сонный
2) рассеянный
3) упакованных
4) выученному
2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?
1) умно
2) интересно
3) умного
4)выписан
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-"?
1) лимонный
2) задуманной
3) соломенный
4) купленный
4.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?
1) посеянный
2) временно
3) увиденный
4) истинный
5. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?
1) оловянной
2) выкупанные
3) увиденный
4) мужественное
6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?
1) сделанные
2) умышленно
3) выкрашенным
4) длинна
7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
1) негаданный
2) деревянный
3) величественный
4) целинный
8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"?
1) сонной
2) выбрана
3) консервированный
4)утренник
9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
1) интересно
2) сонными
3) уклеена
4) гусиный
10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: " Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
1) былинного
2) путано
3) развешано
4) усеянный
11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"?
1) выучено
2) грустно
3) путано
4) интересно
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом:" В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме"?
1) мужественно
2) замученные
3) образованна
4) уверенно
13. В каком слове правописание НН определяется правилом: " Две буквы Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных, основа которых оканчивается на букву Н"?
1) соломенной
2) бетонных
3) обязанность
4) рассеянный
14.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?
1) напрасно
2) довольно
3) умного
4) вызубрен
15. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-"?
1) сонный
2) замученной
3) жизненный
4) заполненной
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9.
Тема: Сложноподчиненные предложения.
Цель: определить СПП, расставить знаки препинания.
Оборудование: ПК, диапроектор, экран, учебник.
Контрольные вопросы
- Что, кроме союзов, связывает части СПП?
- Всегда ли порядок частей СПП одинаковый?
-Сколько придаточных предложений может быть в СПП?
- Какие виды подчинения вам известны?
Краткие теоретические сведения
В СПП одно простое является главным, а другое – придаточным. Придаточное предложение служит для пояснения какого-либо члена в главном предложении.
Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, используемые в роли подчинительных союзов. Союзные слова являются членами придаточного предложения.
В СПП придаточное предложение может находиться после главного предложения, до главного предложения. Внутри главного.
В устной речи СПП произносится с единой интонацией. Между главным и придаточным делается пауза.
Решить тестовые задания.
I вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации
(без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц
март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является...
A. Подчинительным.
Б. Соединительным.
B. Разделительным.
Г. Противительным.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в кото
ром указывается чередование явлений?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то.
B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга,
летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».
A. Простое.
Б. Сложносочиненное.
B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бес
смысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее
шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выраже
ние глаз изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
7.В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
8.Прочитайте предложение: «Выпал снег и ...», продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив
обособленный оборот после союза И.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И.
Запишите полученное предложение.Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
II вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интона
ционной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчи
ненными.
2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое».
Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:
A. подчинительного союза;
Б. союзного слова;
B. сочинительного союза;
Г. интонации.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в кото
ром одно явление противопоставляется другому?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то - не то.
B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная
впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».
A. Простое.
Б. Сложносочиненное.
B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как
говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться
на них.
6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
7. В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок» опустите общий
второстепенный член и запишите полученное предложение.
8. Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и ...». Продолжите
его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого
ответствует схеме: [безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова вы
полняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
B. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
Контрольные карточки по теме «Сложноподчиненные предложения»
К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, расставляя знаки препинания.
1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой в сей небрежной законода
тельнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот не любит Отчизны своей. 4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_
каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гляд_л Толя пел Борис
молчал Николай ногой к_чал.
К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова).
Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в беллетристике.
Взор охв_тил лишь ширь земную Где тесно лишь для пустоты. И в чащу он проник лесную Где (н_)где прятаться в кусты.
И вдруг в лучах утре_него солнца я увидел бронзовую скульптуру Ярославны: она стояла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали. В те дни когда мне были новы Все впечатленья бытия Тогда какой(то) злобный гений Стал тайно посещать меня. Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти.
Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попали совершенно (не)ожиданно.
.К-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Расставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частями.
Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться с любимым делом посв_тил свою жизнь.
Нельзя забывать того первого человека стал нуждаться в тебе.
Любовь к людям это ведь и есть крылья человек поднимается выше всего.
Многие из людей я был едва знаком поддерживали меня в трудную минуту. |
Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришла|
твоя собака единстве_ное (по)видимому существо ты привязан.
Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру» впрочем содерж
лось довольно доброе сердце.
Предварительный просмотр:
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №9
Тема: Обзор рассказа: «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича».
Цель: ответить на вопросы, используя элементы литературного анализа.
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А. И. Солженицына, произведения писателя.
Контрольные вопросы
- В каком году был написан рассказ «Матренин двор»?
- Какова тема рассказа?
- Как раскрывается характер героини в рассказе?
- Как родился замысел «Одного дня…»?
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
- Какие события происходят с героем одного дня?
Краткие теоретические сведения
Рассказ «Матренин двор» - автобиографический, это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Но «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой.
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Его образ сложился из солдата Шухова. В лице героя автор воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, непримиримость к нравственным порокам.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Прочитайте предложения
- Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!
- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.
- Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.
Задание. Обзор рассказа «Матрёнин двор».
Вопросы для обсуждения.
Вопрос1.
Почему трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?
“Есть такие прирожденные ангелы, - писал Солженицын,- характеризуя Матрену.- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром».
В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.
2.Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?
Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три».
Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.
3.В чем она видела смысл своей жизни?
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.
4.Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?
Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.
Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.
А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?
В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.
В4. Напишите название любимого растения героини.
В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?
– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена , стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою' с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...
Так, одной у'тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.
А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)
В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.
В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?
В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у'тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
«И вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый белый снег лежал до края, направо и налево, и деревца во всей степи не было ни одного.
Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма.
Задание 1
Еще раз прочтите этот или иной фрагмент знаменитой повести Солженицына, опубликованной в 1962 году, на исходе «оттепели», и определите главные особенности повествования этого бывшего узника ГУЛАГа, его волю к концентрации эмоций, сгущенности, уплотнению психологической жизни героев, к монологизму и сжатию временны́х горизонтов жизни. Не кажется ли вам, что язык этой повести и всей прозы Солженицына - это «язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)?
Чем достигается эта концентрация событийности, масштабность на «аршине пространства»? Можно отметить, например, все виды «помощи» автора своему читателю. Сразу все герои - от Ивана Шухова до бригадира Тюрина и Алешки-баптиста - собраны, содвинуты в этой мерзнущей колонне. Мотив холода, беззащитности человека подчеркнут и тем, что снег только ослепительно белый («голая» белизна), и тем, что восход «краснеющий». Одиночество, заброшенность человека в мире подчеркнуты тем, что здесь все «против» него (и ветер, и восход), а сама пустота имеет какой-то абсолютный, предельный характер (ни одного деревца в степи, и всего два письма в год).
Задание 2
На кого же опереться человеку в таких условиях? Где искать тепло, надежду, выход из пустоты?
Не предлагая никаких рецептов спасения, писатель объективно - и через подробности сюжета, быта, портреты соседей Шухова, прежде всего бригадира, кавторанга Буйновского и др., заставляет главного героя оценивать людей, жизнь, свою и чужую, весь мир за пределами лагеря.
Можно ли, учитывая эту постоянную помощь, энергию его исповедальности, во всем не дополняя его, доверять такому признанию автора: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением!.. Я невероятно быстро написал „Один день Ивана Денисовича" и долго это скрывал»?
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Но вопреки всей несправедливости Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений. Этой цельностью во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.
Написать эссе «Что может правда».
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича.
- Солженицын А.И. Матренин двор
Предварительный просмотр:
(1) Не понимая, не чувствуя своего рождения, я не понимаю, не чувствую и смерти, ο которой я тоже не имел бы ни малейшего представления, знания, а возможно, и ощущения, если бы родился и жил на каком-нибудь совершенно необитаемом, без единого живого существа, острове. (2) Я всю жизнь живу пοд знаком смерти — и всё-таки всю жизнь чувствую, что я никогда не умру. (3) Смерть! (4) Говорят, каждые семь лет человек перерождается, тο есть незаметно умирает, при этом незаметно возрождаясь. (5) Значит, не раз перерождался (то есть умирал, возрождаясь) и я. (6) Умирал — и всё-таки жил, умер уже не раз — и всё-таки в основе всё тот же, что и прежде, да в придачу ещё весь полон своим прошлым.
(7) Начало — конец. (8) Страшно призрачны любые мои представления, касающиеся времени и пространства. (9) И с годами я всё больше не только чувствую, но и понимаю это.
(10) Я отличаюсь от многих прочих людей. (11) И хотя всю жизнь я мучительно осознаю слабость и недостаточность всех моих способностей, я, в сравнении с некоторыми, действительно не совсем обычный человек. (12) Но вот именно поэтому (то есть из-за моей некоторой необычайности, в силу моей принадлежности к некоторой особой группе людей) мои представления и ощущения времени, пространства и самого себя особенно зыбки.
(13) Что это за люди? (14) Те, которых называют поэтами, художниками. (15) Какими качествами они должны обладать? (16) Мне кажется, способностью особенно сильно чувствовать не только своё время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, своё племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих, — то есть, как принято говорить, способностью перевоплощения и, кроме того, особенно живой и особенно образной Памятью. (17) А для того чтобы быть одним из таких людей, надо быть человеком, прошедшим в цепи своих предков очень долгий путь существований и вдруг осознавшим в себе особенно полный образ своего дикого пращура со всей свежестью его ощущений, со всей образностью его мышления и с его огромным подсознанием, и вместе с тем быть личностью, безмерно обогащённой за свой долгий путь и уже с огромной сознательностью.
(18) Великий мученик или великий счастливец такой человек? (19) И то, и другое. (20) Проклятием и счастьем такого человека является особенно сильное личностное Я, жажда утверждения этого Я и вместе с тем чувство бессмысленности этой жажды, обострённое ощущение Всебытия. (21) И вот Будда, Соломон, Толстой...
(По И.А. Бунину*)