Статья "Родной край - Якутия"

Егорова Октябрина Михайловна

Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью,  необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой родной край – Якутия».

                              Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР д/сада «Василек» Егорова О.М.

       Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

           «Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы».  Так нежно,  с  любовью  отзывался   о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.    

        Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии,  ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для  развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре.  В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

             Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью,  необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем

          Город  Якутск- самый крупный и старейший город в Якутии, один из старейших городов Сибири. Крупнейший по численности населения город и административный ,индустриальный, культурный, финансовый, и научный центр северо-востока России.

25 сентября 1632 года отряд Енисейского сотника Петра Бекетова, обследуя берега реки Лены, заложил Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки и в 70 км ниже по течению от места расположения современного Якутска на земле борогонских Якутов.

В1643 г был переименован в г Якутск.

Якутск расположен на левом берегу реки Лены и ее среднем течении.

План работы

«Родной край»

Цель: Формирование интереса к Родному краю ,к Достопримечательностям Якутии, к историко –духовным ценностям национальной культуры, Достояниям Республики Саха(Якутии).

Задачи:

  • Учить формированию познания целостной картине мира-о Достопримечательностях Республики Саха (Якутия).
  • Развивать: восприятие художественного творчества ,художественно-эстетические явления- посредством слайдов, снимков, иллюстраций, восприятие этнических звуков,-отличать их среди других. Обогащать словарь, творческое воображение ,развивать эмоционально -ценностные отношения к семье, дому, городу, Стране.
  • Воспитывать чувство гордости  к своему народу ,традициям и обычаям, бережное отношение к Достопримечательностям ,,культуре, природе Родного края, любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Родного края; толерантность.

Сентябрь:

1 Интегрированное занятие «Моя малая Родина» (повторение)

2»История моего города»-(использование интерактивной доски.)

3. «Особенности Родного Края»

4. «Символика Города,   Флаг»

5. ИЗО-«что на нашей улице»

Октябрь:

1.«Мини- викторина» -г. Якутск; Достопримечательности.

2. «Быт,- о жизни людей «Саха» в прошлом.(Мультимедийные экскурсии)

3.»Культурный облик Родного края»

4.Якутские народные сказки.

5.лепка:(Барельев)-«Красивый город мой»

2.»Традиции Родного города Республики».

3.Экскурсии по г Якутску.(мультимедийные и с родителями)

4.Слушание.- як муз инструмент-Хомус.

5.Физо:»Якутские национальные игры»

Декабрь:

1.»Умельцы Якутии»-Чтение ,показ иллюстраций работ» народных умельцев»(мультимедийные фильмы.)

2.Промышленные объекты  Республики.-Карта ,глобус, дидактические пособия.

3.»зима начинается с Якутии»-зимние традиции встречи и проводов года.

4.Основные профессии Республики.

5.Якутский танец» Узоры»

 

Январь:

1. Животные Родного края.

2.Обитатели леса и рек Родного Края.

3. «Россия- наш общий дом.»-Символика флаг гимн России.

4. «Богатство недр земли Олонхо»- карта недр Якутии.

5. Достопримечательности Якутии.-показ слайдов.

Февраль.:

1. «исторические события Якутска и Якутии.-«История Якутска»- мультимедийный урок от «Айаала»»

2. «Промысел Родного Края»-(Рыба ,животные)

3.»Профессии Родного Края»

4.Викторина- «Достопримечательности Якутии.

5. Коллективное рисование-«Сохраним Природу»-Участие в конкурсах.

Март:

1.Призентации:»Мой Родной Край- Якутия»

2.»Оформление альбома-Мой Край»-(с родителями)

3.»Достопримечательности Якутии»- презентации.

4.( Моя семья)- Родословная.(Работа с родителями.

Развитие коммуникативных способностей.

Апрель -  Май:

1. Достопримечательности г.Я кутска и Якутии. – Викторина.

2 «.Игры Боотуров»- спортивное развлечение.

3.Досвидания – родной Д/С !

Сегодня первоочередная задача-  Воспитание  гуманной ,духовно-нравственной личности

Достойных  будущих граждан Родины, патриотов своего Отечества; формирование у них любви  к  Родному Краю, национальной культуре ,обычаям, традициям Якутии.

       С целью познакомить детей с Достопримечательностями нашего города и республики были проведены вертуальные экскурсии, чтение художественной литературы, малые экскурсии с родителями –где дети воочию видели примечательные места Якутска и чудесные места Якутии.

     Так же дети участвовали в презентациях на тему: «Как я провел лето» :

В котором дети рассказывают о своих экскурсиях, поездках, отдыхах –По Родному краю.

Выходили с презентациями о Достопримечательностях г Якутск и Якутии.

 Дети знакомятся с особенностями республики Саха ,расширяет представления о примечательных местах  родной земли, расширяют свои познания ,проявляют интерес к природным объектам , примечательным местам своего родного города. Формируется нравственно  патриотические чувства сопричастности к семье,  городу, Республике.

Бережно относятся к природе и природным ресурсам родного края.

Проявляют интерес к культурному наследию своего народа;

Воспитываются чувства собственного достоинства у ребенка как у представителя своего народа.

Воспитываются толерантные отношения к представителям других национальностей - чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на  формировании личности в целом.

Литература:

1. Программа «От Рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.

2. «Уклад жизни народов Саха», иллюстрированный словарь И. Г. Федоров, П.К. Васильев.

3.»Якутские сказки» Д. К. Сивцев – Суоррун Омоллон.

4.»Экологические занятия « Т.М. Бондаренко Воронеж. 2006.

5.»Детям о природе» Л. М. Потапова. Ярославль.