Мои рабочие программы

Абагаева Капитолина Анатольевна

Рабочая программа-это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass_fgos.doc1.14 МБ
Файл programma_5_klass_fgos.docx343.93 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\068.jpg

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

           5. Приложения : КИМы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии   для  5 «а», «б» классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
  4. Письмо  МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
  6. Программы общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования РФ под редакцией А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной
  7.  Авторская  программа   В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной.  ориентированная  на работу по УМК  «Полярная  звезда».
  8. Устав ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».
  9. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» для 5-8 классов на 2018- 2019 уч. г
  10. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по  ФГОС ООО, утвержденное в ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» для 5-8 классов на 2018- 2019 уч. гг.

Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта ( УМК)

  1. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы (учебник)
  2.  В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)

В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Основные цели  изучения :

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования,  развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД),  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  •  формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину

   Настоящая программа разработана на  34 часа  1 час в неделю

2. Содержание учебного  курса

Название разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Введение

1

1

2

Развитие географических знаний о Земле

5

4

1

3

Планета Земля

3

2

1

4

План и карта

10

8

2

5

Человек на Земле

3

2

1

6

Литосфера – верхняя оболочка земли.

10

7

3

Повторение. Решение задач по карте.

2

2

Итого:

34

26

8

Введение. Что изучает география.

Развитие географических знаний о Земле    Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

      География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

       Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

      Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

      Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

      Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

  Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

      Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

      Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие мира.

Земная кора и литосфера. Горные породы , минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Вулканизм. Рельеф Земли. Равнины. Горы. Человек и литосфера. Охрана земных недр.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание

Сроки проведения

План

Факт.

1.

1 четверть- 9 ч

1.Введение.  

Что такое география и как мы ее  будем изучать

1

Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле

2

2. Развитие географических знаний о Земле

Географические методы изучения окружающей среды

5

Формировать , используя различные источники информации , находить взаимосвязь тел, веществ, явлений природы

Формировать и развивать практические компетенции применения знаний  наук о природе в решении географических задач

3

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Самостоятельно формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта

4

Выдающиеся географические открытия

Развитие этических и моральных чувст понимания страданий и напряжения первопроходцев , развитие гордости за выдающихся первооткрывателей земли. Оценивать вклад отечественных ученых.

5

Современный этап научных географических исследований.

Известные первооткрыватели Бурятии

Формирование приемов учебной работы с дополнительными источниками информации. Характеризовать

значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

6

Обобщающий урок по теме «На какой планете мы живем…»

Тестирование

7

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы –

Земля – планета Солнечной системы

3

Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя

8

Контрольная работа за четверть

Форма и размеры Земли.

Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

 9

Солнечный свет на Земле.

Движение Земли.

Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации

10

   2 четверть – 7 часов

Раздел 3.

План и карта – .  

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

10

Формировать умения ориентироваться на местности, способности практического применения знаний о плане местности и географической карты

Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

План местности. Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

11

Масштаб и его виды.

Формировать умения измерять расстояния на карте и плане с помощью масштаба

Масштаб и его виды..

12

Изображение земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота.

Развивать способности самостоятельно и ответственно работать с источниками информаций

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности

13

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности

Карта Бурятии

Формировать умение работать в паре, способности применять знания на практике

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

14

П.р. №1. Проведение полярной съемки местности

Проведение полярной съемки местности

15

Контрольная работа

.

16

Географическая карта – особый источник информации.

Градусная сетка.

Формировать умение проектировать маршруты передвижения , развивать коммуникативные способности, работая

Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте

17

3 четверть – 10ч

Географическая широта.

Формировать картографические умения, умения работать в паре, проектировать маршруты, преодолевать трудности  при нахождении координат

18

Географическая долгота.

Географические координаты.

Формировать картографические умения, умения работать в паре, проектировать маршруты, преодолевать трудности  при нахождении координат

19

Решение практических задач по плану и карте  ПР. работа

Умение  определять  направлений и географических координат на карте

20

Раздел 4.

Человек на Земле – 3 ч.

Заселение человеком Земли

3

Формировать интерес о развитии жизни на Земле

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий  и ресурсов на расселение.

21

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Формировать умение вести самостоятельный поиск , анализ и отбор информации, свое отношение к многообразию народов и стран.

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность  населения на Земле.

Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле

22

 Многообразие стран мира

Формирование толерантного отношения к многообразию мира.

Языки.Крупные государства и города мира

23

Раздел 5.

Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч.

Земная кора и литосфера.

12

Внешние и внутренние силы Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами

24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

П.р.№ 3. Определение горных пород и их свойств, породы Бурятии

Самостоятельно организовывать взаимодействие в группах

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства.

25

Контрольная работа

26

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие

Землетрясение и вулканизм.

Свои версии по решению проблем с природными катоклизмами

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

.

10н

27

4 четверть – 8 ч

Рельеф Земли. Равнины.

Котловины Бурятии

Строить логические рассуждения , включающие причинно- следственные связи. Создание схематических моделей

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Сравнение  равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

28

Рельеф Земли. Горы.

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

29

Рельеф Земли. Горы.. Горы Бурятии

П.р.№4. Описание рельефа своей местности

30

Человек и литосфера.

Выполнение проекта

Разработка проекта

« Скульптурный портрет планеты»

Правила работы с контурной картой

« Скульптурный портрет планеты»

31

Охрана земных недр.

Охарактеризовать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий и техногенных явлений.

32

Обобщающий урок литосфера

33

Контрольная работа

.Решение задач по карте

34

Повторение пройденного материала по географии за курс 5 класса.

Задания на лето

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 - гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

 - представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

).

Коммуникативные УУД:

5– классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

                                                                            НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ

Отметка «5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
  • правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

  • ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»

  • ответ неправильный;
  • нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

                                             ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ

  • Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:

Отметка «5» 

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

 Отметка «4» 

  • правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» 

  • правильное использование основных источников знаний;
  • допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

 Отметка «2» 

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.