Общепедагогические технологии. Инновационная деятельность школы.Гендерное образование.

Абагаева Капитолина Анатольевна

В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное образование

Все мы знаем, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Вот уже более 5 лет наша школа является гендерной, обучает и воспитывает девочек с 5 класса .  Но это не значит, что наши девочки не общаются с мальчиками, праздники, новогодние и выпускные балы проводим вместе с Кадетской школой. Очень много времени для общения во время репетиций. Стало традицией, когда  кадеты приезжают в школу 8 марта, чтобы поздравить девочек, а девочки бывают у них   23 февраля.
Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.
  К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.
Для меня, несмотря на большой стаж работы, гендерное образование это инновация. Пришлось перечитать большое количество статей о гендерном образовании. Администрация школы  побывала в Красноярской Мариинской школе, привезла много ценных советов и рекомендаций.
У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.
По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны , внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.
Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.
Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.
Поэтому я  использую разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе мне, как педагогу легче:  даешь больше материала, не отвлекаясь на дисциплину, поэтому  программа  усваивается  эффективнее. Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.
В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо  в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.
Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.
Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».
Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.
Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.
В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Мужчины с Марса, женщины с Венеры … Джон Грэй. Докладчик: Эрдынеева Светлана Намсараевна , заместитель директора по ВР, ГБОУ «РМШИ»

Слайд 2

Активизация роли женщин в обществе (политике, бизнесе, образовании и т.д.) Ослабление традиционного разделения труда Изменение гендерных культурных стереотипов Снижение брачно-семейного статуса мужчины

Слайд 4

Психологический уровень: правое полушарие более развито; развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов; преимущественно кратковременная память; абстрактное мышление; легкая адаптация к окружающей среде; тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций; объективная самооценка левое полушарие более развито; развитая регуляция речи и письма; преимущественно долговременная память; наглядно-образное мышление; адаптация к среде - через переживания, эмоции; быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях; субъективная самооценка

Слайд 5

Физический уровень большая масса тела и физическая сила; менее развита точность и координация движений; доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; более развита точность и координация движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали

Слайд 6

Познавательный уровень качественный подход к изучению учебного материала; умение обобщать на рациональной основе; высокая скорость концентрации внимания; склонность к диалогу и дискуссии количественный подход к изучению учебного материала; стройность и четкость анализа; склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону; скорость внимания ниже, чем у юношей; пристрастие к монологу

Слайд 7

Поведенческий уровень оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; более четкое визуальное восприятие послушны, приветливы, скрытны; видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; восприимчивость к одобрению более чёткое слуховое восприятие



Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мужчины с Марса, женщины с Венеры …

Джон Грэй.

(слайд 1) В современной школе одним из важнейших принципов организации образовательного процесса является создание условий для индивидуального развития каждого учащегося. И перед  учителем стоит важнейшая задача - подобрать и максимально эффективно использовать дифференцированные средства воздействия, формы и методы преподавания.

(слайд 2) Гендерный подход как составляющая индивидуализации процесса обучения имеет глубокие корни, уходящие в социальные отношения, являющиеся, по определению ООН, одной из основных проблем 21 века. Тенденции развития общества таковы, что при ослаблении традиционного разделения труда, изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщин в обществе, в том числе в сфере образования: в семье, в детских садах, школах и вузах – на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность обучающихся,  их биосоциокультурные особенности.

(слайд 3) В настоящее время реализация гендерного подхода в образовании заключается не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине, взаимопонимания и осознания необходимой обоим полам взаимодополняемости, что является одним из условий успешной социализации, поэтому необходимо учитывать специфику воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса: содержания, методов и форм обучения, организации учебного пространства, стиля педагогического общения и др.

Гендерные особенности

Юноши

Девушки

(слайд 4) Психологический уровень:

  • правое полушарие более развито;
  • развитое восприятие зрительных образов, форм и структур предметов;
  • преимущественно кратковременная память;
  • абстрактное мышление;
  • легкая адаптация к окружающей среде;
  • тяжёлое восприятие стрессовых ситуаций;
  • объективная самооценка
  • левое полушарие более развито;
  • развитая регуляция речи и письма;
  • преимущественно долговременная память;
  • наглядно-образное мышление;
  • адаптация к среде - через переживания, эмоции;
  • быстрая реабилитация в стрессовых ситуациях;
  • субъективная самооценка

(слайд 5) Физический уровень

  • большая масса тела и физическая сила;
  • менее развита точность и координация движений;
  • доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали
  • меньшая масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность;
  • более развита точность и координация движений;
  • визуальное восприятие информации происходит по горизонтали

(слайд 6) Познавательный уровень

  • качественный подход к изучению учебного материала;
  • умение обобщать на рациональной основе;
  • высокая скорость концентрации внимания;
  • склонность к диалогу и дискуссии
  • количественный подход к изучению учебного материала;
  • стройность и четкость анализа;
  • склонность к алгоритму, выполнению действия по шаблону;
  • скорость внимания ниже, чем у юношей;
  • пристрастие к монологу

( слайд 7) Поведенческий уровень

  • оптимистичны, открыты, доверчивы, прямолинейны, независимы;
  • показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;
  • низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;
  • более четкое визуальное восприятие
  • послушны, приветливы, скрытны;
  • видение своего образа глазами окружающих, стремление к идеалу;
  • высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;
  • восприимчивость к одобрению
  • более чёткое слуховое восприятие

 

Исходя из анализа перечисленных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:

- (слайд 8) мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить   в режиме поисковой активности, делая  акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также  максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;

- девочки (слайд 9) лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время  учебной деятельности.

(слайд 10) Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с иным взглядом на мир и способами его анализа.