Работа с одаренными учениками

Абагаева Капитолина Анатольевна

Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей."  Д.А. Медведев

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы с одаренными детьми

                                                            Абагаева К.А. учитель географии

На протяжении пяти лет  являюсь руководителем НОУ ( научного общества учащихся) школы, где ученики учатся  научно-исследовательской работе, что помогает им ежегодно участвовать в научно- практических конференциях разного уровня и занимать призовые места, веду в 5-7 классах кружковую работу в целях развития интереса к окружающему миру, в 9-11 классах провожу факультатив по экономической географии , главной целью которого является подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.  Главной задачей в образовательной деятельности для меня является умение выявить одаренных детей, с нестандартным мышлением, любознательных, интересующихся окружающим миром.  На своих уроках я обращаю особое внимание на учащихся, которые настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно.  На уроках и во внеурочное время  они требуют особого подхода, особой системы обучения.  

Система работы в данном направлении состоит из отдельных этапов. На первом этапе мне важно произвести так называемый отбор таких учащихся, которые потенциально способны проявлять свои интеллектуальные и творческие способности за рамками школьной программы.

Однако на этом этапе работы возникают определенные трудности. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Поэтому становится важным так заинтересовать ученика, чтобы он сам захотел готовиться и участвовать в олимпиаде. И первым помощником в этом деле становится интерес учащихся к предмету. Но, к сожалению, особо одаренные дети, которые принимают активное участие в олимпиадах по географии с 5 по 8 класс и занимают призовые места, в старших классах начинают участвовать в олимпиадах по тем предметам, которые им нужны при сдаче ЕГЭ.

В целях учебной мотивации учащихся, развития их природных задатков я организую на своих занятиях проблемное обучение, использую творческие задания, занимательные задачи, предлагаю интересные материалы.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи эвристического содержания, доклады учащихся по различным проблемам в области географии, инициирую виртуальные уроки-экскурсии, использую образовательные возможности Интернет-ресурсов. На таких уроках ставится основная задача - нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, научит решать жизненные проблемы и задачи.
Все это помогает мне выявить детей, готовых к решению творческих заданий повышенного уровня не только в урочной деятельности, но и дома.

Совместная работа учащихся в НОУ, в географическом кружке , на факультативе  имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу друг другу опыта участия в конференциях, викторинах,  олимпиадах, обеспечить психологическую подготовку новых участников. Стараюсь  воспитать в учениках  чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.. Победы  любого уровня дают ребенку уникальный шанс добиться признания в школьной среде, в семье, в обществе, и, конечно, у одноклассников.

Но  не все могут стать победителями. Поэтому учу правильно оценивать свои  возможности, успехи, ставить цели на будущее, планировать  пути дальнейшей работы.

Стараюсь, чтобы дети уяснили, что самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой или другими источниками при решении различных заданий. Предоставляя возможность самостоятельности учащимся, я осуществляю лишь тактичный контроль, провожу коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, организую подведение итогов при решении олимпиадных заданий.

Вся внеклассная работа по предмету с одаренными детьми направлена  на организацию в школе развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечение ее удовлетворения.  Все это приводит к успешному выступлению учеников нашей школы на различных мероприятиях муниципального, регионального, международного уровней , где они показывают высокие результаты.

Для того чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными детьм и.

Слайд 2

Работа с одаренными детьм и.

Слайд 3

Задачи: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности склонности к выполнению сложных заданий способности мыслить и работать творчески закрепить в них уверенность в своих силах.

Слайд 4

Направления работы: диагностика – изучение личности учащихся. работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии; внеклассная работа.

Слайд 5

Методы работы: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; метод проектов; метод прогнозирования; метод исследования проблемы; синквейн .

Слайд 6

Формы работы: урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; ведение элективных курсов; кружковая работа; участие в предметных декадах; участие в научно-практических конференциях и проектных неделях; участие в олимпиадах ; у частие в интернет-конкурсах

Слайд 7

Ресурсное обеспечение программы: наличие учебной аудитории; библиотечный фонд – наличие литературы по вопросам географии; ресурсы Интернет.

Слайд 8

Управление, связь с заинтересованными организациями школьная библиотека Районная, городская, республиканская детские библиотеки Госархив Р.Б. школьная стенная газета кабинет воспитательной работы школьное научное общество

Слайд 9

Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках географии. Задания на развитие логического мышления . Задания на расположение понятий от более частных к более общим . Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями. Задания на развития творческого мышления Задание на составление проектов Решение географических задач на выдвижение гипотез и их защиту

Слайд 10

Центр дополнительного образования в Улан-Удэ Бурятия в 2019 году стала победителем в конкурсе субъектов РФ на создание центров дополнительного образования детей в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Благодаря этому в Улан-Удэ более 400 детей ежегодно смогут бесплатно развивать навыки в технической и естественнонаучной областях в «Доме научной коллаборации » (ДНК). Центр расположится в главном корпусе БГУ на ул. Смолина 24а, а преподаватели университета станут наставниками-организаторами детских проектных команд. Программа построена на основе проектной деятельности, где школьники смогут реализовывать совместные проекты, учиться командному взаимодействию, развивать навыки форсайт-мышления и создавать инновации.

Слайд 11

Дом научной коллаборации (ДНК)

Слайд 12

Интернет-конкурсы для учащихся и педагогов О лимпус Олимпиады Олимпус организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО). Наши олимпиады составляют ценное дополнение при освоении образовательных программ, вносят разнообразие в программу занятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний учеников. : I. Общие правила: 1. Олимпиады по русскому языку, литературе, математике, истории, обществознанию, биологии, географии, физике, химии, информатике, английскому языку и немецкому языку предназначены для учеников 4, 5, 6, 7, 8, 9 классов. 2. Олимпиады будут проведены в Ваших школах на базе материалов, подготовленных педагогическим составом Олимпуса . 3. Олимпиада представляет собой тест многократного выбора, состоящий из 30 заданий. К каждому из них в тесте будет 4 варианта ответа, из которых могут быть правильными один, два, три, четыре или все могут быть неверными. Ученик также имеет возможность воздержаться от ответа.

Слайд 13

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России» Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников 1-11 классов «Эрудит России» организован автономной некоммерческой организацией Центр дистанционного образования развития детского творчества и спорта «Баньян» совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет», при поддержке Министерства образования, науки.

Слайд 14

Номинации конкурса Практические работы на природных территориях - конкретные мероприятия для решения какой-либо местной проблемы, организованные на данной территории и приведшие к конкретному природоохранному результату. Информационные и PR-проекты - реализованные информационные и просветительские акции, привлекающие внимание к решению конкретной проблемы, апробированные информационные материалы (в поддержку ООПТ, охраны экосистем, редких видов и т.п.).

Слайд 15

Эффективная олимпиадная подготовка в формате образовательного лагеря Ежегодно С 27 сентября по 3 октября на базе подмосковного филиала МГДУ проходит Осенняя выездная олимпиадная школа по географии. Это прекрасная возможность в течение всего 7 дней подготовиться к участию в олимпиадах, совместив обучение с активным отдыхом . Информация на сайте школы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   

C:\Users\1\Desktop\img108.jpg                                 

                                                   

                                                    Пояснительная записка

Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов

    Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

   Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

   Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности,  помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

     В основе кружка лежит метод игровой и  проектной деятельности учащихся .  Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Одним из важных моментов кружка – это  участие детей в школьных выставках и ежегодной школьной конференции естественных наук, которая является отборочным туром на городские конкурсы и конференции. 

Программа предназначена  для детей 5-7кл .  Объём программы составляет 28 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели программы:

Воспитание и развитие свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

5.Углубленное формирование регулятивных, познавательных, личностных УДД

Прогнозируемый результат:

- учащиеся приобретут первичные навыки исследовательской работы;

- повысят уровень ключевых компетенций;

- приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира, России и Бурятии

- приобретут практические навыки  работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

    Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

 Основные направления и содержание деятельности:

     Развитие интереса к предмету, расширение кругозора. Существующие трудности в усвоении материала,  в некоторых случаях, отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.   По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к предмету. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.  Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

   Тематический план  первого года с использованием игровых технологий

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

1.

Вводное занятие

Викторина

« Веселая география

1

2-  4

Игры « Где это находиться?»

«Узнай контур»

Творческая лаборатория

Практические занятия

3

5 -7

Игра «Знаешь ли ты эту страну?

«Знаешь ли ты свою страну?»

Игра: «Поле чудес»

3

8-9

Игра «Географическая цепочка»

Игра « Путешествие по карте»

2

10-11

Игра «Путанный рассказ»

Игра «Что? Где? Когда?

2

12-14

Презентация Исчезнувшие животные и растения мира»

Творческие игры

« Напиши письмо человеку от имени животного или растения»

3

15-17

Составление кроссвордов.

Решение географических задач

3

18-20

Игровое проектирование

«Какой я вижу школу будущего»Защита презентаций

3

21-23

Игровое проектирование « Моя страна в 3000 году»

3

24-26

Мы спасаем мир

Проблемы экологии

Экологическая игра

Игра « Великолепная пятерка»

3

26-28

Итоговые занятия

Викторина «Эрудит»

Викторина « Славное море- священный Байкал»

Игра « Слабое звено»

3

                                                       

 Литература

1.Н.И. Зинченко, Л.А. Звонцова  «Активные формы обучения географии»  И. « Учитель» 2014г

2.  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

3.. Книга рекордов Гиннесса. — АСТ, 1996-2010.

4. Кто есть кто в мире. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 298с.

5.  Куприн A.M. Занимательная картография: Кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1989 - 191 с ил., карт.

6. Куприн А.М. Слово о карте. - М.: Недра,1987. - 143 с, ил.

7. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990. – 170с.

8. Разумовская О.К. Весёлая география. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 144с.

9. Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2001. – 496 с.

10. Ж.Ив Кусто. Могучий властелин морей.- М.: Мысль, 1977. – 222с.

11. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам.– М.: Просвещение, 1981-207с .

12. Хочу всё знать. Динозавры и планета Земля / Пер. с англ. Е.В. Комиссарова. – М.: Росмэн, 1998.

.