1.1. Продуктивность воспитательной деятельности педагога

Ооржак Ирина Даш-ооловна

1.Продуктивность воспитательной деятельности педагога

Сформированность навыков социализации.

Основной особенностью социализации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию является замещение одного из основных институтов социализации семьи – учреждением. ЦССВ является особой формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей, близкой по своему содержанию к приемной семье. Организация деятельности по социализации воспитанников в условиях интерната семейного типа ( Центр содействия семейному воспитанию) ведется по следующим направлениям:

1. Создание атмосферы доверия, уважения;

2. Формирование знания и навыков социального взаимодействия;

3. Развитие социально приемлемых увлечений;

4. Становление самосознания воспитанников;

5. Формирование навыков самоорганизации;

6. Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.

 Создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей.

Наши воспитанники должны чувствовать себя любимыми и защищенными. Недопустимы негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям. Вновь прибывшие дети должны почувствовать, что их ждали и с радостью принимают в интернатскую семью. С этой целью планируются традиционные мероприятия: беседа «Давайте жить вместе», праздники «Посвящение в воспитанники интерната» "День именинника" "Праздник дружбы и добра", «Осенний калейдоскоп», игровые программы «Игротека», "Путешествие в мир сказок" ,"Книгомания", «Нам вместе весело играть». Старшие воспитанники разучивают с малышами подвижные игры, организовывают громкое чтение сказок. По возможности на мероприятия и праздники приглашаются родители или родственники. У воспитателей интерната практикуются индивидуальные и групповые беседы с детьми и их старшими братьями и сестрами с целью изучения индивидуальных особенностей детей.

Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей формирует знания и навыки социального взаимодействия и общение через систему профилактических бесед, часов- общения: «Я – ученик», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе-интернате», диспут «Мои права и обязанности». В нашей группе особое внимание уделяется развитию организаторских способностей, воспитанию самостоятельности через самоуправление в группе. В начале учебного года традиционно проводится деловая игра «Выборы», выдвигаем кандидатов в Главы актива группы. Актив группы оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, разрешает конфликтные ситуации, организуют шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют. Так же являются инициаторами различных мероприятий: «Уют», «Тайный друг», «Книжкина больница»; «Чистота залог здоровья», «Покажи дневник», «Живи книга». В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и развивающей работы с детьми. Я провожу индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего времени пребывания в школе-интернате. Для развития воли и терпения в выполнении дела провела цикл бесед: «Мои «хочу» и мои «надо», «Как воспитывать силу воли», групповое чтение “Кончил дело – гуляй смело”.
 
Воспитываем к ответственности и приучаем заботиться старших за младшими.

Развитие социально приемлемых увлечений. В данном направлении акцент делаю на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности, через реализацию программ дополнительного образования и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни школы. Особой популярность у воспитанников пользуются кружки «Художественная мастерская», «Домашний очаг», «Шью сама», «Зеленая планета», «Фотостудия «Взгляд»», «Угулза», ВИА «Центр Азии», «Футбол», «Волейбол», «Ушу», «Бокс», «Хореография».

Становление  самосознания воспитанников. Особенностью этого направления является формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы. Познавательная ценность работы в данном направлении в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свою  родину,  уважения к предкам, желанию быть достойными их. Традиционными стали мероприятия «Золотая осень»,«Шагаа», «Мисс и мистер», «КВН», соревнования на свежем воздухе, катание с горки.