Праздники

Мартыненко Олеся Петровна

Без устного общения цивилизованный мир не смог бы существовать и развиваться. У каждого народа есть множество образных выражений, пословиц и поговорок о языке. Русские люди издревле знают, что «слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «язык впереди ног бежит», «где слова привета, там улыбка для ответа», а также, что «язык мой — враг мой» и «язык до Киева доведет».

В этом разделе представлены праздники народов мира, имеющие отношение к языку, алфавиту, устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

21 февраля – Международный день родного языка

Эта памятная дата провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. Ежегодно отмечается с 2000 года. Каждый язык считается равным с остальными, потому как каждый язык является уникальным живым наследием человечества и должен быть сохранен и уважаем людьми.

История происхождения русского языка

Рождение и становление русского языка около 3 тысяч лет до нашей эры среди индоевропейских языков выделялся протославянский диалект. В VI—VII вв. н. э. он разделился на несколько групп: восточную, западную и южную. Наш язык принято относить к восточной группе. А началом пути древнерусского языка называют образование Киевской Руси (IX век).

Славянский язык стремительно развивался, и по уровню популярности уже сравнялся с греческим и латинским. Именно старославянский язык (предшественник современного русского) сумел объединить всех славян, именно на нем писали и издавали важнейшие документы и памятники литературы. К примеру, «Слово о полку Игореве».

В это же время два брата, Кирилл и Мефодий, на основе греческого письма изобрели первую славянскую азбуку и алфавит.

Однако создатели славянской письменности не ограничились только алфавитом: они переводили и записывали евангельские проповеди, притчи, богослужебные тексты и апостольские послания.

Благодаря труду и знаниям братьев-просветителей, славянский язык стал стремительно развиваться. К тому времени по уровню популярности он уже мог сравниться с греческим и латинским.

А в 1708 году реформировали азбуку и сделали ее подобной европейской.

Во второй половине XVIII века Ломоносов заложил новые нормы русского языка, объединив все, что было до этого: разговорную речь, народную поэзию и даже приказной язык.

После него язык преобразовывали Державин, Радищев, Фонвизин. Именно они увеличили количество синонимов в русском языке, чтобы как следует раскрыть его богатство.

Деятельность Пушкина составляет важный исторический этап в совершенствовании национального языка.

Пушкин потому явился основоположником современного литературного языка, близкого и доступного всему народу, что был писателем истинно-народным, чье творчество обогатило нашу национальную культуру.

Величие дела Пушкина состоит именно в том, что он прекрасно понимал, что язык создается народом. Он широчайшим образом воспользовался богатствами общенародного русского языка. Он придал русскому языку особенную гибкость, живость и совершенство выражения в литературном употреблении.

Александр Сергеевич решительно устранял из литературной речи то, что не отвечало основному духу и законам живого русского общенародного языка.

Сокровища родного языка были впитаны произведениями русского народного творчества. А.С. Пушкин был воспитан на народных сказках, которые рассказывала ему Арина Родионовна, его няня.

Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.

Любопытные факты о родном языке

Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».

Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!

Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.

«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.

Русский язык является официальным языком ООН — вместе с английским, арабским, испанским, китайским и французским.

Картинки на День родного языка: поздравления в открытках с надписями на 21  февраля



Предварительный просмотр:

«В театр играем - речь развиваем»

Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

Виды театров:

Настольный театр;

Режиссерские игры;

Пальчиковый театр;

Стенд-книжка;

Плоскостной театр (фланелеграф);

Театр теней;

Театр кукол БИБАБО;

Театр кукол марионеток;

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Рекомендации для родителей:

• Организовывая кукольный театр дома, следует помнить, что он является не только средством развлечения. Но имеет и большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара, учитывать интерес ребенка. Его возраст и развитие. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектаклях показываются образцы дружбы, товарищества, взаимопомощи.

• Для организации домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.

Домашний кукольный театр

У каждого из нас в раннем детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, декораций и специально изготовленных кукол. Он просто возникал в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! В песочнице воздвигались крепости, и на штурм шли полки оловянных солдатиков. В воде плавали простые бумажные кораблики - быстроходные фрегаты и каравеллы…

Игры - драматизации

Как часто, в погоне за новым и оригинальны мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и игра-драматизация

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы. Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Родители могут разыгрывать маленькие сценки только между двумя игрушками. Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое ребенок видит, стоит ваших усилий! Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Он существует в фантазии, как в реальности. Ребенок не замечает ваших рук, он видит историю, которая перед ним разыгрывается и сопереживает. Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары, которые могут понадобиться в игре: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т. д.

Сначала ребенок видит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои руки и заговорить от ее имени. Очень важно играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом!

«Театр в жизни детей»

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный – это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по настоящему театрального представления.

Мы рекомендуем в каждой семье создать свой домашний театр.

Домашний театр – это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры.

Театр на пальчиках

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Если кроха совсем еще мал, за него это сделает мама - и благодарности вашего малыша не будет предела

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини –представления.

Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например сказка «Теремок», стали жить лягушка-квакушка и зайчик - побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики (в ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Игры на столе

Дети очень любят настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально, если в семье двое и более детей.

Настольно-плоскостной театр отечественного производства широко представлен на прилавках магазинов, и в основном «посвящен» какой-либо сказке. Но можно встретить наборы животных, семью насекомых и т. п. Этот вид театра подойдет детям начиная с четырех лет.

В начале этот театр привлекает ребенка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями. Например, Аленушка, убегающая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадет домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т. д. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребенка.

В детских садах часто используют в играх с детьми - конусный театр. Он также имеется в продаже в виде альбома, в котором все необходимые детали вырезаются и склеиваются. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты – геометрические фигурки. Голова – круг, туловище и руки – конусы, ушки – треугольники, а усы – прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т. п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная (а что у нее двигается) фигурка «скользит» по столу. Т. к. поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей. Здесь каждый ребенок может проявить все свои возможности. Особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. Как правило, такой театр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Малышам его не рекомендуют, т. к. бумажные куклы очень непрочные и требуют осторожного обращения.

Удачной альтернативой могут стать куклы-статуэтки или животные, деревянные, сшитые или связанные и наполненные овечьей шерстью. Они теплые, как живые, устойчивые и долговечные. Образцы для изготовления можно найти в журналах для рукоделия.

Как организовать сценическое пространство для настольного театра?

Накроем стол большим куском ткани, свисающим до пола. (Вместо стола можно поставить в ряд несколько стульев с высокими спинками и накрыть их голубой тканью; в качестве сценической площадки можно использовать также диван, но стол или сдвинутые стулья все-таки удобнее.) Однотонные куски ткани разных цветов и шейные платки, живописными складками разложенные на столе, изобразят луг, озеро, дорогу. Подушечка, накрытая коричневым куском материи, превратится в гору, а сучковатая ветка, укрепленная на подставке, с наброшенным на нее полупрозрачным зеленым платком, станет деревом. Добавим в этот пейзаж камни, коряги, шишки, ракушки. Хорошо закрепить за сценой задник, накрытый плотной голубой тканью. Это небо. К заднику можно булавками прикрепить контуры домиков или деревьев, сделанные из легкой ткани.



Предварительный просмотр:

Мир подобен книге, и тот, кто знает лишь свою страну, прочитал в ней только первую страницу.

Джордж Байрон

Дата 23 апреля — символическая для мировой литературы — стала поводом для учреждения Всемирного дня книги и авторского права (World Book and Copyright Day).

В этот день в 1616 году ушли из жизни М. Сервантес, У. Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, Хальдоур Лакснесс, Дж. Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.

Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Тогда и был учрежден Всемирный день книги и авторского права и Премия ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.

Решение было принято с целью просвещения, развития осознания культурных традиций, а также с учётом того, что книги являются наибольшим средством распространения знания, самым надёжным способом его сохранения.

Благодаря книге мы получаем доступ не только к знаниям, но и идеям, духовным и моральным ценностям, к пониманию красоты и творческим достижениям человека. Носитель информации, основа образования и творчества, книга даёт возможность каждой культуре рассказать о себе, знакомит с обычаями и традициями разных народов.

Книга — это окно в мир культурного многообразия, это мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве.

В настоящее время День книги отмечают в более чем ста странах миллионы людей, объединенных в сотни различных ассоциаций, его отмечают в школах, государственных учреждениях, профессиональных организациях и на частных предприятиях. За этот продолжительный период времени Всемирный день книги и авторского права сделал друзьями книги большое число людей, принадлежащих к различным культурам, на всех континентах; он способствовал также укреплению охраны авторских прав.

Книга — это окно в мир культурного многообразия, это мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве.

Отмечая Всемирный День книги и авторского права, мы все должны особое внимание уделить важной роли книги в сохранении и приумножении культуры каждого государства. Ведь книга — это лучший помощник в наших общих усилиях по защите и обогащению культурного наследия человечества.

Поэтому ежегодно число различных инициатив и мероприятий, приуроченных к этому Дню растет, расширяется их география проведения. Среди самых популярных во многих странах мира традиционно — это книжные ярмарки и выставки, публичные чтения произведений мировых классиков литературы и различные культурно-развлекательные мероприятия.

Существует еще одна традиция у сегодняшнего праздника — ежегодно, начиная с 2001 года, в этот день называется город, которому присвоено звание Мировой столицы книги (присуждается на 1 год). В отборочный комитет входят представители ЮНЕСКО и трех международных профессиональных книгоиздательских организаций — Международного союза издателей (МСИ), Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и Международной федерации книготорговцев (МФК).

Присвоение этого звания является свидетельством желания городов содействовать развитию книгоиздательского дела и чтения, а также сотрудничества между основными партнерами в книгоиздательском деле. Мировыми столицами книги становились очень разные города: Мадрид (Испания), Александрия (Египет), Нью Дели (Индия), Монреаль (Канада), Богота (Колумбия), Бейрут (Ливан), Любляна (Словения), Буэнос Айрес (Аргентина), Ереван (Армения), Бангкок (Таиланд), Порт-Харкорт (Нигерия), Вроцлав (Польша), Афины (Греция), Шарджи (ОАЭ), Тбилиси (Грузия) и другие.