Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Кокина Лариса Михайловна

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников, через приобщение к семейным традициям и обычаям.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

        Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:

  • повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
  • создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  • привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
  • предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
  • показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.  

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, в своей работе можно использовать следующие мероприятия:

  • Семейные художественно – творческие проекты:
  • «Герб семьи»
  • «Генеалогическое древо семьи»
  • «Самый счастливый день нашей семьи»
  • «Мой ребёнок с самых пелёнок»
  • «Маленькие открытия в моей большой семье»
  • Выставки семейного творчества:
  • «Моя мама – рукодельница»
  • «Папа может всё что угодно…»
  • «Чудеса для детей из ненужных вещей»
  • Мини – выставки семейных реликвий:
  • «Еще идут старинные часы»
  • «Елочные игрушки наших мам и пап»
  • «Тайны старого чердака»
  • Фотоколлажи:
  • «Моя семья – будни и праздники»
  • «Родные, близкие, любимые…»
  • «Здоровый ребенок в здоровой семье»
  • Презентации:
  • «Полезное блюдо моей семьи»
  • «Профессии моей семьи»
  • «Как мы летом отдыхали»

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский   сад  № 15»

             

  Утверждено

Заведующий МДОУ «Детский сад № 15»

______________Пушкова А.Н.

Открытое занятие в старшей группе

«Семейные ценности»

(В рамках педсовета «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.

Практика и перспективы»)

                                                                                                     Подготовила                                                                              воспитатель первой квалификационной категории

Кокина Лариса Михайловна

                                                                             

2025 уч.г.

Тема:  «Семейные ценности»

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  • Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
  • Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
  • Учить детей мыслить самостоятельно;
  • Развивать  изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.
  • Закреплять умение работать в коллективе.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
  • Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение на экране ребус «солнышко», «лучики» - какие бывают семьи, «тучи» помеха счастью семьи, сердце – макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», сердечки, которые получают в подарок дети.

Предварительная работа:

  • коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
  • рассматривание семейных альбомов;
  • чтение художественной литературы;
  • загадки на тему: «Семья».
  • составление рассказов о своей семье.

Ход деятельности:

1. Организационный момент «Круг радости».

Воспитатель. -  Ребята! Вы рады друг другу? (Да)

Все мы в группе как семья!

Рады все: и ты, и я!

Очень любим вместе быть,

И улыбки всем дарить!

Поздоровайтесь с гостями, которые к нам сегодня пришли.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что у нас на экране?

Это ребус (цифра 7 и буква Я). Какое слово здесь спряталось?

Дети: Семья.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, на полу лежат обручи. Представьте, что это ваш семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).

Воспитатель. Встаньте на середину круга. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза.

Воспитатель. - Ребята, к вам пришёл корреспондент. А кто это корреспондент? Вот  сегодня это буду я.

Я буду вам задавать вопросы о семье.

Ответы должны быть полными предложениями, чтобы окружающие поняли, о чём вы хотите сказать.

Корреспондент задаёт детям вопросы: 

- Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).

- Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).

- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)

- Кто самые старшие в вашей семье?

- Кто самый младший в вашей семье?

- Для мамы ты кто?

- Для бабушки ты кто?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?

- Даниэль, ты любишь своих близких, а почему? (Они добрые, ласковые, заботливые).

- Вам нравится ваша семья?

- Какой должна быть семья?

Сейчас мы поиграем с солнечными лучиками . Посмотрите на экран, здесь будут появляться лучики с картинками, вы определите по картинке, какая это семья?

Дети:

Дружная, большая, крепкая, заботливая, вежливая, гостеприимная, здоровая, счастливая

Воспитатель. Это счастливая семья.

-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?

Воспитатель: посмотрите на экран, на тучках изображено все то, что мешает счастью семьи, давайте назовем.

Дети:

Обиды, ссоры, непослушание, слезы, болезни.

(Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко.)

Воспитатель. - Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? (Да\нет)

Воспитатель. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга.

Вспомним некоторые сказки.

• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)

• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)

• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над

друзьями.)

• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)

4. Сюрпризный момент «Сердце семьи».

Воспитатель. - Ребята, что появилось на экране?

Дети. Сердце.

Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи.

Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.

5. О семейных ценностях.

Воспитатель. Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.

А что такое радость в семье? (Чтение стихотворения. )

 Ребенок: Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся. Да? Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!

(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).

Например:

«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение». 

«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

«Я – солнышко, подарю тепло и свет».

«Я – витаминка, подарю всем здоровье».

«Я – книга, подарю своей семье знания».

«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

«Я – сердечко, подарю любовь».

«Я – цветы, подарю своей семье доброту».

«Я - клоун, подарю семье веселье, смех».

Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.

(Модель «Радость» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.

Воспитатель. – Чья доброта в семье нам помогает?

Дети. (Всех членов семьи)

Воспитатель. Чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть ….

Дети. Добрыми, заботливыми.

Воспитатель. - А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)

Воспитатель. – Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким? Дети. Хорошими поступками, добрыми делами.

Воспитатель. - Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. 

Дети. Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.

(Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце).

Воспитатель. Забота в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Нежность идёт.

Воспитатель. Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах.

Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;

2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;

4. Дочь – доченька, дочурка;

5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;

6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;

7. Брат – братик, братишка;

8. Сестра – сестренка, сестричка.

(Модель «Нежность» устанавливается на сердце).

Воспитатель. А Уважение в семье – это тоже очень важно!

Кого мы должны Уважать?

Воспитатель. Как?

Дети. Уступать место в автобусе, дарить подарки, помогать им, заботиться.

(Модель «Уважение» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями.

В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.

Но бывает, что и радость не в радость,

И заботушка только в тягость,

Да и нежность никому не нужна,

Доброта совсем не важна.

Уважать совершенно не хочется,

Да и счастье на улицу просится.

Ведь сердечко в семье охладело,

Всех теплом согревать расхотело.

А чтоб сердце забилось вновь

Нужно в нём поселить … Любовь!

(Модель «Любовь» устанавливается на сердце).

Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.

Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.

6. Рефлексия.

Воспитатель. - Ребята, понравилось вам занятие?

Воспитатель: Что мы с вами делали на занятие, что узнали нового? В какие игры мы с вами играли, какая игра  больше понравилась?

Воспитатель: Я дарю каждому из вас вот такое сердечко, которое наполнено всеми ценностями. Чтобы  у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья!

Конспект занятия  по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

 Кокина Л.М.

р.п.МУХТОЛОВО

2025 г.

Программное содержание:

Цель: обобщение представлений детей о семье, формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;

- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка.

Развивающие:

-развивать связную речь, логическое мышление, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение.

- развивать умение составлять рассказ о семье, используя мнемотаблицу.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома, упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы.

-Создание выставки «Моя семья».

-Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем» и др.

-Рисование на тему: «Моя семья».

-Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».

Оборудование:

-презентация к занятию,

-ребус,

-иллюстрации по теме «Семья»,

-фото членов семьи детей,phpLwsidp_Konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-formirovaniyu-celostnoj-kartiny-mi_html_a50433db43cc28cc

-мнемотаблица «Семья»,

-модели «Семейные ценности»,

-корзинка для игры «Корзина добрых дел»

Ход занятия.

1. Орг.момент. Объявление темы и целей занятия.

-Чтобы узнать тему нашего занятия, ребята, вам нужно отгадать загадку, а зашифрована она в ребусе. (Ребус на экране)

- Посмотрите на экран.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья).

-Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека - о семье.

2. Основная часть занятия.

-Дети, а вы знаете, почему семья называется именно словом «семья»?

-Послушайте стихотворение и найдите ответ в нем:

Семья - словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Н е ясно нам совсем.phpLwsidp_Konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-formirovaniyu-celostnoj-kartiny-mi_html_ffd742cc7405c9bb

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек,

Семь «Я»!

-Ребята, так что же такое семья?

(Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).

  • Прослушивание сказки «Луна и Звездочка».

-Ребята, послушайте одну очень интересную историю:

Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было.

В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: -«Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила:

-«Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!

-«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.

-«Да», -ответила Звездочка. –«Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» -«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.

-«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила.

-«Чему ты радуешься, странник?»

И он ответил:

-«Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила:

-«Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звездочку и спросила:

-«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

-«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили:

-«Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья!»

- Зачем же человеку нужна семья?

(Чтобы его жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).

- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?

(В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге).

  • Составление рассказа о своей семье с помощью мнемотаблицы.

- Давайте расскажем о своей семье, используя мнемотаблицу:

  • Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши и топот ногами)

Кто живет у нас в квартире? (наклоны в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять (приседания)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка, (поднимание попеременно рук)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - (прыжки)

Вот и вся наша семья! (хлопок над головой в ладоши)

  • Игра «Подбери признак»

Мама (какая?) - ласковая, добрая, нежная, заботливая…;

Бабушка (какая?) -...,

Дедушка (какой?) - умный, добрый, сильный...;

Папа (какой?) - смелый, сильный, строгий, веселый.

-Ребята, каждый из вас любит свою семью.

-А как вы выражаете любовь к своим близким? (ответы детей)

-Верно, а ещё мы совершаем хорошие поступки и стараемся не делать плохих.

  • Игра «Поступки»

(Если вы считаете, что это хороший поступок - хлопайте,

если плохой - топайте)

-Вы подрались с другом.

-Нарисовали красивую картину.

-На прогулку испачкали куртку.

-Убрали игрушки на место.

-Порвали книгу.

-Не вымыли руки перед едой.

-Уступили место бабушке в автобусе.

-Помогли маме полить цветы.

-Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей, своим хорошим поведением и добрыми делами.

  • Игра «Доскажи словечко»

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший ... (брат)

  • «Семейная зарядка»

(движения согласно тексту стихотворения)

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим, дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо влево делает мой братик Сева,

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

  • Игра «Члены семьи из сказок»

-Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок.

Все сказки вам знакомы.

-Как звали папу Буратино?

-Как звали сестру Кая?

-Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?

-Девочка, сделанная из снежных осадков с любовью своими родителями?

-За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?

-Как зовут бабушку, у которой костяная нога?

  • Легенда о семейных ценностях.

-О семьях люди часто слагали легенды. Послушайте одну из них.

«Давным - давно, жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия.

Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.

Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал:

-«Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».

Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их.

С тех пор в этой семье царит мир и согласие».

-Вы хотите узнать, какие семейные ценности живут в дружной семье?

-Для этого нам нужно разгадать загадки и выполнить задания.

1.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселится,

Ей можно с другом поделится,

Она - любимая, как сладость.

Она отрада наша… РАДОСТЬ.

-Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно.

2.

Человеку лишь в ту семью приходить охота,

В чьей семье поселилась… ЗАБОТА!

-Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и забота за ручку идёт.

-Ребята, а вы заботитесь о своих близких?

-А как мы можем показать заботу к своим близким?

(Хорошими поступками и добрыми делами).

-Нам поможет корзина добрых дел.

  • Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

-Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

Я буду мыть… посуду.

Я буду поливать… цветы.

Я буду убирать… игрушки.

Я буду пылесосить… полы.

Я буду вытирать… пыль.

Я буду заправлять… кровать.

Я буду хорошо себя… вести.

-Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.

3.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье:

Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах. (НЕЖНОСТЬ)

-Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью?

(Надо называть их ласково).

  • Дидактическая игра «Назови ласково»

1. Мама - мамочка, мамуленька, матушка;

2. Папа - папуля, папулечка, папочка, батюшка;

3. Сын - сынок, сыночек, сынулечка;

4. Дочь - доченька, дочурка;

5. Бабушка - бабуля, бабулечка, бабуся;

6. Дедушка - дедуля, дедулечка, дедуся;

7. Брат - братик, братишка;

8. Сестра - сестренка, сестричка.

4.

-Дети, есть такая пословица:

«И старость не страшна, коль молодые уважают»

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Старших надо уважать, помогать им, проявлять заботу, внимание)

-Как мы можем показать своё уважение к старшим?

(Уступим место в автобусе, будем помогать и заботится, дарить подарки)

-Правильно. Вот мы узнали ещё одну семейную ценность: УВАЖЕНИЕ.

-Мы назвали много семейных ценностей:

доброта, радость, уважение, забота, нежность, но есть ещё одна, а какая вы узнаете, прослушав стихотворение:

Но бывает, что и радость не в радость,

И заботушка только в тягость,

Да и нежность никому не нужна,

Доброта совсем не важна.

Уважать совершенно не хочется,

Да и счастье на улицу просится.

Ведь сердечко в семье охладело,

Всех теплом согревать расхотело.

А чтоб сердце забилось вновь

Нужно в нём поселить … ЛЮБОВЬ!

-Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны в семье присутствовать.

  • Игра-физминутка «Что у кого?»

-Кто похож на маму - поднимите левую руку вверх!

-Кто похож на папу - поднимите правую руку вверх!

-Кто похож сам на себя - поднимите обе руки вверх!

-У кого есть сестрёнка - топните правой ногой!

- У кого есть братишка - топните левой ногой!

-У кого есть и братишки и сестрёнки - подпрыгните!

-У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!

Кто любит свою семью и дорожит ею - поднимите руки вверх и помашите!

3. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчаться секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце навеки останется в нем!

  1. В качестве домашнего задания предложить детям совместно с родителями выбрать одну из пословиц из перечня и подготовить ее объяснение.

Поговорки и пословицы о семье.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Птица рада весне, а младенец матери.

- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

- Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.

- Без старых не проживёшь.

- Бабушке только дедушка не внук.

- Вперёд батьки не лезь в пекло.

- Без матушки родной и цветы не цветут.

- Лучше матери друга не сыщешь.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Где любовь, да совет – там и горя нет.

- Материнская молитва и со дна моря поднимает.

- Своя семья – самые лучшие друзья.

  1. Предложить нарисовать эмблему (герб) своей семьи.

Обсудить рисунок на следующем заня