Главные вкладки
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание дошкольников, через приобщение к семейным традициям и обычаям.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:
- повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
- показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, в своей работе можно использовать следующие мероприятия:
- Семейные художественно – творческие проекты:
- «Герб семьи»
- «Генеалогическое древо семьи»
- «Самый счастливый день нашей семьи»
- «Мой ребёнок с самых пелёнок»
- «Маленькие открытия в моей большой семье»
- Выставки семейного творчества:
- «Моя мама – рукодельница»
- «Папа может всё что угодно…»
- «Чудеса для детей из ненужных вещей»
- Мини – выставки семейных реликвий:
- «Еще идут старинные часы»
- «Елочные игрушки наших мам и пап»
- «Тайны старого чердака»
- Фотоколлажи:
- «Моя семья – будни и праздники»
- «Родные, близкие, любимые…»
- «Здоровый ребенок в здоровой семье»
- Презентации:
- «Полезное блюдо моей семьи»
- «Профессии моей семьи»
- «Как мы летом отдыхали»
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
Утверждено
Заведующий МДОУ «Детский сад № 15»
______________Пушкова А.Н.
Открытое занятие в старшей группе
«Семейные ценности»
(В рамках педсовета «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.
Практика и перспективы»)
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Кокина Лариса Михайловна
2025 уч.г.
Тема: «Семейные ценности»
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Задачи:
- Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
- Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
- Учить детей мыслить самостоятельно;
- Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.
- Закреплять умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
- Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение на экране ребус «солнышко», «лучики» - какие бывают семьи, «тучи» помеха счастью семьи, сердце – макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», сердечки, которые получают в подарок дети.
Предварительная работа:
- коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
- рассматривание семейных альбомов;
- чтение художественной литературы;
- загадки на тему: «Семья».
- составление рассказов о своей семье.
Ход деятельности:
1. Организационный момент «Круг радости».
Воспитатель. - Ребята! Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
Поздоровайтесь с гостями, которые к нам сегодня пришли.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что у нас на экране?
Это ребус (цифра 7 и буква Я). Какое слово здесь спряталось?
Дети: Семья.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, на полу лежат обручи. Представьте, что это ваш семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).
Воспитатель. Встаньте на середину круга. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза.
Воспитатель. - Ребята, к вам пришёл корреспондент. А кто это корреспондент? Вот сегодня это буду я.
Я буду вам задавать вопросы о семье.
Ответы должны быть полными предложениями, чтобы окружающие поняли, о чём вы хотите сказать.
Корреспондент задаёт детям вопросы:
- Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)
- Кто самые старшие в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?
- Даниэль, ты любишь своих близких, а почему? (Они добрые, ласковые, заботливые).
- Вам нравится ваша семья?
- Какой должна быть семья?
Сейчас мы поиграем с солнечными лучиками . Посмотрите на экран, здесь будут появляться лучики с картинками, вы определите по картинке, какая это семья?
Дети:
Дружная, большая, крепкая, заботливая, вежливая, гостеприимная, здоровая, счастливая
Воспитатель. Это счастливая семья.
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
Воспитатель: посмотрите на экран, на тучках изображено все то, что мешает счастью семьи, давайте назовем.
Дети:
Обиды, ссоры, непослушание, слезы, болезни.
(Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко.)
Воспитатель. - Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? (Да\нет)
Воспитатель. В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга.
Вспомним некоторые сказки.
• Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
• Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (Из-за жадности.)
• Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (Посмеялся над
друзьями.)
• Почему колобок был съеден лисой? (Поддался ее хитрости.)
4. Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Воспитатель. - Ребята, что появилось на экране?
Дети. Сердце.
Воспитатель. Это большое сердце – макет сердца семьи.
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.
5. О семейных ценностях.
Воспитатель. Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.
А что такое радость в семье? (Чтение стихотворения. )
Ребенок: Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Воспитатель. Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся. Да? Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)
Дидактическая игра «Подари семье радость».
Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!
(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).
Например:
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – цветы, подарю своей семье доброту».
«Я - клоун, подарю семье веселье, смех».
Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.
(Модель «Радость» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.
Воспитатель. – Чья доброта в семье нам помогает?
Дети. (Всех членов семьи)
Воспитатель. Чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть ….
Дети. Добрыми, заботливыми.
Воспитатель. - А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)
Воспитатель. – Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким? Дети. Хорошими поступками, добрыми делами.
Воспитатель. - Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Дети. Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
(Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце).
Воспитатель. Забота в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Нежность идёт.
Воспитатель. Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах.
Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? Дети. Надо называть ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково»
1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;
2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь – доченька, дочурка;
5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;
6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;
7. Брат – братик, братишка;
8. Сестра – сестренка, сестричка.
(Модель «Нежность» устанавливается на сердце).
Воспитатель. А Уважение в семье – это тоже очень важно!
Кого мы должны Уважать?
Воспитатель. Как?
Дети. Уступать место в автобусе, дарить подарки, помогать им, заботиться.
(Модель «Уважение» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями.
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
(Модель «Любовь» устанавливается на сердце).
Воспитатель. Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.
Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.
6. Рефлексия.
Воспитатель. - Ребята, понравилось вам занятие?
Воспитатель: Что мы с вами делали на занятие, что узнали нового? В какие игры мы с вами играли, какая игра больше понравилась?
Воспитатель: Я дарю каждому из вас вот такое сердечко, которое наполнено всеми ценностями. Чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья!
Конспект занятия по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Семья и семейные ценности»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Кокина Л.М.
р.п.МУХТОЛОВО
2025 г.
Программное содержание:
Цель: обобщение представлений детей о семье, формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка.
Развивающие:
-развивать связную речь, логическое мышление, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение.
- развивать умение составлять рассказ о семье, используя мнемотаблицу.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома, упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы.
-Создание выставки «Моя семья».
-Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем» и др.
-Рисование на тему: «Моя семья».
-Дидактическая игра «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».
Оборудование:
-презентация к занятию,
-ребус,
-иллюстрации по теме «Семья»,
-фото членов семьи детей,
-мнемотаблица «Семья»,
-модели «Семейные ценности»,
-корзинка для игры «Корзина добрых дел»
Ход занятия.
1. Орг.момент. Объявление темы и целей занятия.
-Чтобы узнать тему нашего занятия, ребята, вам нужно отгадать загадку, а зашифрована она в ребусе. (Ребус на экране)
- Посмотрите на экран.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «Я»-
И получится? (Семья).
-Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека - о семье.
2. Основная часть занятия.
-Дети, а вы знаете, почему семья называется именно словом «семья»?
-Послушайте стихотворение и найдите ответ в нем:
Семья - словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Н е ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
-Ребята, так что же такое семья?
(Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Прослушивание сказки «Луна и Звездочка».
-Ребята, послушайте одну очень интересную историю:
Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было.
В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: -«Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила:
-«Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
-«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
-«Да», -ответила Звездочка. –«Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» -«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.
-«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила.
-«Чему ты радуешься, странник?»
И он ответил:
-«Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила:
-«Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звездочку и спросила:
-«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»
-«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили:
-«Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья!»
- Зачем же человеку нужна семья?
(Чтобы его жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
(В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге).
- Составление рассказа о своей семье с помощью мнемотаблицы.
- Давайте расскажем о своей семье, используя мнемотаблицу:
- Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши и топот ногами)
Кто живет у нас в квартире? (наклоны в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять (приседания)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка, (поднимание попеременно рук)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - (прыжки)
Вот и вся наша семья! (хлопок над головой в ладоши)
- Игра «Подбери признак»
Мама (какая?) - ласковая, добрая, нежная, заботливая…;
Бабушка (какая?) -...,
Дедушка (какой?) - умный, добрый, сильный...;
Папа (какой?) - смелый, сильный, строгий, веселый.
-Ребята, каждый из вас любит свою семью.
-А как вы выражаете любовь к своим близким? (ответы детей)
-Верно, а ещё мы совершаем хорошие поступки и стараемся не делать плохих.
- Игра «Поступки»
(Если вы считаете, что это хороший поступок - хлопайте,
если плохой - топайте)
-Вы подрались с другом.
-Нарисовали красивую картину.
-На прогулку испачкали куртку.
-Убрали игрушки на место.
-Порвали книгу.
-Не вымыли руки перед едой.
-Уступили место бабушке в автобусе.
-Помогли маме полить цветы.
-Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей, своим хорошим поведением и добрыми делами.
- Игра «Доскажи словечко»
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший ... (брат)
- «Семейная зарядка»
(движения согласно тексту стихотворения)
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим, дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо влево делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
- Игра «Члены семьи из сказок»
-Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок.
Все сказки вам знакомы.
-Как звали папу Буратино?
-Как звали сестру Кая?
-Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?
-Девочка, сделанная из снежных осадков с любовью своими родителями?
-За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?
-Как зовут бабушку, у которой костяная нога?
- Легенда о семейных ценностях.
-О семьях люди часто слагали легенды. Послушайте одну из них.
«Давным - давно, жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия.
Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.
Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал:
-«Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».
Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их.
С тех пор в этой семье царит мир и согласие».
-Вы хотите узнать, какие семейные ценности живут в дружной семье?
-Для этого нам нужно разгадать загадки и выполнить задания.
1.
Она у каждого бывает,
Кто про невзгоды забывает.
Ты хочешь петь и веселится,
Ей можно с другом поделится,
Она - любимая, как сладость.
Она отрада наша… РАДОСТЬ.
-Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно.
2.
Человеку лишь в ту семью приходить охота,
В чьей семье поселилась… ЗАБОТА!
-Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и забота за ручку идёт.
-Ребята, а вы заботитесь о своих близких?
-А как мы можем показать заботу к своим близким?
(Хорошими поступками и добрыми делами).
-Нам поможет корзина добрых дел.
- Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
-Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Я буду мыть… посуду.
Я буду поливать… цветы.
Я буду убирать… игрушки.
Я буду пылесосить… полы.
Я буду вытирать… пыль.
Я буду заправлять… кровать.
Я буду хорошо себя… вести.
-Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
3.
Послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье:
Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах. (НЕЖНОСТЬ)
-Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью?
(Надо называть их ласково).
- Дидактическая игра «Назови ласково»
1. Мама - мамочка, мамуленька, матушка;
2. Папа - папуля, папулечка, папочка, батюшка;
3. Сын - сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь - доченька, дочурка;
5. Бабушка - бабуля, бабулечка, бабуся;
6. Дедушка - дедуля, дедулечка, дедуся;
7. Брат - братик, братишка;
8. Сестра - сестренка, сестричка.
4.
-Дети, есть такая пословица:
«И старость не страшна, коль молодые уважают»
-Как вы понимаете эту пословицу?
(Старших надо уважать, помогать им, проявлять заботу, внимание)
-Как мы можем показать своё уважение к старшим?
(Уступим место в автобусе, будем помогать и заботится, дарить подарки)
-Правильно. Вот мы узнали ещё одну семейную ценность: УВАЖЕНИЕ.
-Мы назвали много семейных ценностей:
доброта, радость, уважение, забота, нежность, но есть ещё одна, а какая вы узнаете, прослушав стихотворение:
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … ЛЮБОВЬ!
-Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны в семье присутствовать.
- Игра-физминутка «Что у кого?»
-Кто похож на маму - поднимите левую руку вверх!
-Кто похож на папу - поднимите правую руку вверх!
-Кто похож сам на себя - поднимите обе руки вверх!
-У кого есть сестрёнка - топните правой ногой!
- У кого есть братишка - топните левой ногой!
-У кого есть и братишки и сестрёнки - подпрыгните!
-У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!
Кто любит свою семью и дорожит ею - поднимите руки вверх и помашите!
3. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!
- В качестве домашнего задания предложить детям совместно с родителями выбрать одну из пословиц из перечня и подготовить ее объяснение.
Поговорки и пословицы о семье.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
- Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
- Без старых не проживёшь.
- Бабушке только дедушка не внук.
- Вперёд батьки не лезь в пекло.
- Без матушки родной и цветы не цветут.
- Лучше матери друга не сыщешь.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Где любовь, да совет – там и горя нет.
- Материнская молитва и со дна моря поднимает.
- Своя семья – самые лучшие друзья.
- Предложить нарисовать эмблему (герб) своей семьи.
Обсудить рисунок на следующем заня



