консультации для родителей
Растим детей добрыми, дети- наше будущее. Воспитывая детей патриотами, мы гарантируем заботу и уважение к своей земле, своей Родине, к близким, ко всему живому , и к себе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.55 КБ | |
| 30.12 КБ | |
| 45.5 КБ | |
| 18.09 КБ | |
| 18.32 КБ | |
| 16.41 КБ | |
| 15.88 КБ | |
| 18.59 КБ | |
| 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Воспитываем добротой»
«Самое главное – воспитать те нравственные силы ребенка,
без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать».
В.А. Сухомлинский.
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие-кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре
И. С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение клюдям, стремление делать добро другим». Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
- Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
- Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
- Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
- Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
- Сострадание–сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
- Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
- Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта? Очень часто родители задаются такими вопросами. Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
Воспитание у детей доброты начинается в семье. В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра. Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей. Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.
Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли
И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, уважаемые родители в нелёгком, но благородном деле – воспитании детей.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Советы родителям в воспитании детей:
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
- Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
- Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
- Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
- Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
«Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости».
Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!
«Мы желаем, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!».
(автор: А. Татьяничева)
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Злость и жестокость»
Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей. Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.
Как предотвратить проблему
Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает ..., скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от та-
кой несправедливости».
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты
так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».
Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».
Тема: особенности общения с детьми в семье
Форма: групповая консультация
Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях, их влиянии на общение, подсказать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения.
Примерный текст вступления:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я рада видеть вас на нашей встрече. Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Сколько бы нам не было лет, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Ведь так? Даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Цель моей консультации сегодня – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.
Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.
Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру.
Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и т.д.
При дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.
Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).
Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.
Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.
Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия.
Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие:
- Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
- Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние.
- Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.
- По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
- Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство. Что может быть лучше, чем слова 4-х летней девочки Гали: «Мама, ты меня любишь, как свое сердце, а я люблю тебя, как праздник».
Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими малышами!
Успехов вам! Всего доброго!
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Воспитание добрых чувств у ребенка»
Добрый вечер, уважаемые родители! (Вот и наступил час, когда мы собрались опять все вместе. Я всегда рада встречи с вами. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания « Воспитание добрые чувств «, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям через год в школу. 'Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от пас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что воспитание добрых чувств у ребенка должны быть сформированы в дошкольные годы. Хочется вспомнить изреченья великого педагога В.А. Сухомлинского:
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень резко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»
Является неоспоримым тот факта, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна доброты. Хочется помочь тем родителям, которые вполне осознанно делают видеть своего ребенка, когда он вырастет добрым. Так, на вопрос, «какими вы хотите видеть своего ребенку, когда он вырастет?» взрослые отвечали: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Так уж, теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать, мы стареем, но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. 'Недаром есть и гласит пословица «какое воспитание, такая и старость».
Известно, что легче чему — то научить дошкольника, чем что — либо положительное в нем воспитать. 'Каша дискуссия - о доброте. Интересно, как, ответили дети на поставленные вопросы?
Ребята, как, вы понимаете, что значит быть добрым? (переживать за чужую боль, поделиться с другом и друзьями любимой игрушкой, помощь в беде, пожалеть, когда плохо.)
Считаете вы себя добрым и почему? (Фа - считаю, потому что я могу дать поиграть свою игрушку, дать конфету, пожалею, когда плачут, могу защитить, могу оказать помощь).
Какие вы знаете добрые слова? (спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, добрый день, добрый вечер, доброе утро, извините, простите, здравствуйте, до свидания)
А теперь как вы ответили на вопросы анкеты:
Как, вы считаете, нужно ли в воспитании ребенка воспитывать добрые чувства? Фа, 'Кет. 'Почему? (вы все ответили — да. А на вопрос - Почему? (Вы ответили, что доброта нужна людям, и если посеешь добро - то семя добра вырастит.)
2. Что вы делаете в семье для развития этих, чувств? (стараемся своим примером воспитать в детях, добрые чувства, в семье помогают друг другу, перевиваем неудачу, радуемся хорошему.)
3. Какие заботливые отношения проявляет к вам и другим членам семьи ваш ребенок? (помогает, когда тяжело, убирает посуду, не шумит когда отдыхают, проявляет заботу, когда плохо чувствуют, жалеет, когда больно, защищает.)
4. Как, он его совершает: самостоятельно или по - вашему совету, (просьбе), требованию? (по совету - 72%; (по просьбе), а иногда и самостоятельно - 21%, по требованию — 8%.) Над этим надо призадуматься. Важно, чтобы он сам совершал добрые поступки.
10 заповедей родителей.
Не жди, что твой ребенок, будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не думай, что ребенок твой: он божий.
Не требуй от ребенка платы, за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к. проблемам, свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
Не унижай!
Не мучь себя, если не можешь чего - то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок, - это праздник, который пока с тобой.
5. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры. ( ответили — да. Кошка заболела - жалко, мама устала - не мешать, не приставать, вырасту — буду защищать, мама заболела гладить, лечить; попался в паутину жук - жалко, освободить его.)
6. В каких поступках появляется инициатива ребенка в оказании помощи, забота? (помогает убирать со стала посуду после еды, полить грядки, подмести пол, полить цветы., принести воды, если заболел? когда больно - жалко.)
В наших методиках не разработана система воспитания добрых чувств. Но поможет вам мой совет в воспитание добрых чувств, примите 10 заповедей родительства. Далее, каждодневно ваш ребенок, должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:
- взаимопомощь друг другу;
- доброе, заботливое отношение к, пожилым и престарелым людям: родственникам и просто соседским старикам и старушкам.
- исключить нежелательных недобрых разговоров о людях животных, в присутствии, детей.
Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведем из жизни такой пример. Семья собирается на детский праздник. Вдруг ребенок, заявляет: «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна» Мама: «Так, некрасиво, нельзя дарить старые игрушки», а ребенок;,» а помнишь, когда вы собирались на день рождения к тете Гале, ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она так надоела и мешает!»
Важно создание специальных, проблемных ситуаций, при решении Которых происходили, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов — ситуаций.
- У тебя сегодня замечательное настроение. Почему?
^ , l ...у
а) потому что мама улыбнулась;
б) потому что светит солнце;
в) потому что подарили, игрушку (конфету)
- Испечь пирог и назвать его « Доброта». Разрезая и отдавая каждому члену семьи по кусочку, важно отметить: ты добрый, потому что ...и т. д.
- Рассматривание картинок с изображением положительных или негативных ситуаций:
в автобусе сидит мальчик, а рядом сидит стоит старичок с палочкой и т. д.
Важную роль играют игровые ситуации типа: - кто в кого влюблен.
- давайте говорить друг другу комплименты,
-разучивание и применение игры « Словарь вежливых слов»:
а) мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, «Здравствуйте»,
б) когда нас бранят за шалости, говорим «Прости, пожалуйста»
в) и в (России, наУкраине, в Англии на прощание говорят «Do свидания»
При воспитании добрых, чувств важна социальная ориентация на другие людей, в том числе обездоленных. Ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. В данном случае периодически важны комментарии родителей.
Включая ребенка в активную жизнь в семье (трудовые поручения, участие в подготовке к. семейным праздникам, совместные подарки, чтение художественной литературы), вы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. 'Если ребенок, совершает, добрый поступок, нет, не должен быть не замеченным вами
( покормил птиц - молодец).
Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу и сказки в целях, воспитания добрых чувств. Знать содержание сказки нужно и полезно для ребенка, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Например: сказка «Лиса и заяц» и задать вопрос:
Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?
Кто хотел помочь зайцу?
А кто помог?
Кто тебе больше всех понравился в этой сказке?
Почему?
Ребенок, ответит. Но нам нужно извлечь максимальную пользу из прочитанного.
А вдруг бы и петушок испугался лису?
Как бы ты помог ему?
И хочется, чтобы вашими помощниками в воспитании доброты стали краткие произведения В. Сухомлинского, А. Толстого, К. Ушинского и д.р. авторов.
Научить детей добру — это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе. Давайте вместе помнить о том, что быть добрым - это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близким.
И свое родительское собрание хотела закончить народной мудростью:
Добрые детка - дому венец,
Плохие детки — дому конец.
И пусть воплотится в жизнь первая строчка этой народной мудрости. И так, как, это собрание, посвящено воспитанию доброты поблагодарить хочу всех родителей, которые принимали и принимают, участие в оказании помощи ДУ и пусть наше сотрудничество будет плодотворным. И в завершении хочу вынести решение:
- содействовать воспитанию у детей добрых, чувств.
- способствовать достижению ребенком доброты в семье и в ближайшем окружении,
- использовать упражнения, виды игр, и упражнения в добрых поступках, художественную литературу,
- использовать социальную ориентацию на других людей.
- использовать личный пример.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры на кухне»
Уважаемые мамы! Часто у вас возникает вопрос – когда заниматься с ребенком? Ведь работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени .
Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел.
Игры на развитие мелкой моторики рук.
Играем с крупами. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно использовать тарелки разных цветов. Насыпайте, например, фасоль и считайте, в какой тарелке больше, в какой меньше. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подберите их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками.
С мешайте несколько круп – поиграйте в игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.
Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.
Макаронные изделия – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Играем с крышками. Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.
Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.
Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте ребенку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть ребенок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!
Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
Игры на обогащение словаря ребенка
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . .
Сова летает, а заяц . . .
У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
«Чудесный мешочек». Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
«Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Игры на развитие грамматического строя
«Приготовим сок»
Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.
«Один и много». Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;
«Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов ( 4 – 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
«Я внимательный». Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
«Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Как у маленького деревца,
поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитать патриота в семье».
Воспитание чувства патриотизма у детей играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало . Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу.
Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили? Рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте, слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода. Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом вашему ребёнку. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой! Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Потому что задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
С чего начать? Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; о своем городе;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Приобщая детей, расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
Знакомство дошкольников с родным городом- Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музеи, к мемориалам, «Вечный огонь» и т.д., расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.
Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Не проезжайте и не проходите мимо всего просто так, молча. Обязательно обсуждайте с ребенком все, что видите.
В воспитании патриотизма огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Помните! патриотическое воспитание детей является важнейшей частью воспитания подрастающего поколения, и Вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!
Используемая литература
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/10/10/konsultatsiya-dlya-roditeley-patrioticheskoe
Источник
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/10/10/konsultatsiya-dlya-roditeley-patrioticheskoe
Предварительный просмотр:
Консультация
«Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и
семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и
детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад
выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны
взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так
многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими
словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за
свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание
сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её
традиций.
Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых
ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему
живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами,
взрослыми.
С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с
самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку
именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери
и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они
есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но
и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком,
можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши
родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте
возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из
семейного альбома.
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из
поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются
хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует
созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на
личность ребёнка.
Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш
подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять?
Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли
это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?
Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у
него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду?
(что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело
делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу,
когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой
детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю
своего города?
Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному
краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.
Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы
с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало.
Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Пыть - Яха, обращать
внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные
сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с
цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.
Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с
достопримечательностями Пыть - Яха, бываете ли в «Музее боевой славы»? Уважаемые
родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, -
формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, -
приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении
окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с
малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство
патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об
увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте
любознательность и интерес.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Есть такая профессия – Родину защищать»
Дерзайте отчизну мужеством
прославить!
М. В. Ломоносов
Каждый человек при выборе своей профессии, решает для себя, какая именно
профессия из множества более интересна ему, близка по способностям, характеру и
образу жизни. И не каждый выбирает для себя профессию военного.
Испокон веков мужчина ассоциировался как защитник домашнего очага и
семейного уюта. Чем больше разрасталась территория нашего государства и
государственная власть, тем больше возникала потребность в защите национальных
интересов. Плодородные земли и богатые природными ресурсами территория России
всегда привлекала внимание завоевателей. Таким образом, наша страна постоянно
находилась в необходимости защиты своих территорий. А профессионально защищать
могли только постоянные воинские формирования, поэтому исторически сложилась
профессия воина - защитника своего отечества.
С образом защитника, как профессионала мы начинаем знакомиться еще в
русских былинах в лице трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши
Поповича. Именно эти три богатыря проходят общей нитью через всю военную
историю нашего отечества. Неисчислимы подвиги русских воинов, не зря на
сегодняшний день существуют дни «Воинской славы». Это в первую очередь дань
памяти воинов, защищавших нашу русскую землю. Эти дни охватывают все периоды
нашей истории. И на протяжении веков, и до настоящего времени пользовался особым
уважением и почетом со стороны государства и народа - русский воин. Ведь порой
защищая их, он должен был жертвовать жизнью во имя защиты народа и отечества. Не
зря в царские времена все мужчины дворянского сословия должны были пройти службу
в армии, и считалось позорным, если представитель княжеского рода не прошел службу
Отечеству.
Историческое отношение к службе с царских времен сохранилось и в период
Советской власти. В советский период был отмечен новый виток в становлении армии.
В первые годы советской власти молодая страна нуждалась в высоко
квалифицированных кадрах, и они были найдены, ими были русские офицеры,
принявшие новую власть. Потому что, первым и самым важным делом жизни для них
было защита Родины.
Но впереди было главное испытание - борьба против фашистских захватчиков в
Великой Отечественной войне. Миллионы российских людей встали на защиту нашей
родины. В те дни каждый человек понимал, что должен защищать свою родину от
«коричневой чумы». В те дни чувство патриотизма, любви и преданности было присуще
каждому советскому гражданину. И советская армия, и советский воин, не только
освободил страну от захватчиков, но и спасли весь мир, дойдя до Берлина и уничтожив
там коварного врага.
Но, к сожалению, после войны для наших военных спокойные дни не настали.
Политическое спокойствие не наступило и до настоящего времени. Поэтому возникает
угроза национальной безопасности, следовательно, страна нуждается в своей защите и
защите своих национальных интересов. А защитить страну может только её армия. Ведь
чем больше государство уделяет своей безопасности, тем больше оно должно уделять
внимание своим вооруженным силам. И не зря существует высказывание: «Кто не хочет
кормить свою армию, тот будет кормить чужую».
Военная история нашего отечества свидетельствует о том, что во все времена
героизм, мужество его защитников мощь и слава русского оружия являлись
важнейшими и необходимыми условиями развития и укрепления России, были и
остаются гарантией ее целостности, суверенитета и независимости.
Быть военным человеком – это значит быть образцом мужества и отваги. Только
военным людям присуще чувство ответственности за порученное дело, так как от их
отношения к службе зависит судьба страны и народа. Окружение благородных и
мужественных людей, готовых всегда поддержать тебя, такая среда, такая атмосфера
существует только у военных. И поэтому только военный человек с гордостью может
сказать – есть такая профессия- Родину защищать.
Предварительный просмотр:
Консультация
«Нравственно - патриотическое воспитание детей
средствами художественной литературы»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое
воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое
воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие
нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,
но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и
талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения
устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям
своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами
устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки,
волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские
народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций,
противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают
основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для
многих взрослых) остается народная сказка.
Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с
которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато
примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют
большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции
картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).
Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных
профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной
жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания
о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей,
воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и
Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …).
Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая
красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для
подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о
маме, о Родине).
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как
источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия –
знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте
она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным
багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические
произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его
скрытые мотивы не всегда улавливают. Дети проявляют интерес к книгам
определенной тематики и определенного жанра.
Для чтения детям советую использовать литературу самого разного объема,
формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.
Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также
частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование
любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы
К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими
зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей
патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А.
Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших
себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в
борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и
прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева,
волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям,
негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о
равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской
литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется
использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п.
Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского
восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто
чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного,
построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и
колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием
в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.
После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу,
пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или
перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства
недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому,
чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных
символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные
впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте
наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и
открытки по теме.
Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети
воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра.
По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли,
инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.
Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия
персонажа и впитывает способы поведения.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование
у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за
историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание
быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока
берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных
произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные
поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из
чувства ответственности перед ними.
Предварительный просмотр:
Список произведений художественной литературы нравственной направленности
для чтения детям 5 – 7 лет
- Агебаев А. «День Победы»;
- Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает»
(рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно
в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей –
Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор»,
«Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную
Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года»,
«Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке»,
«Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое
страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Руцень О. «Так или не так?»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас»,
«Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как
мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле
Куликовом»;
- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»
