Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Колмыкова Елизавета Николаевна

Тема«Домашние животные»

Цель: Обобщить знание детей о домашних  животных:

Задачи:

I. Образовательные:

1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;

4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные

II. Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику; развивать речевое дыхание и силу голоса;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Воспитательные:

Воспитывать любовь к домашним животным;

развивать познавательный процесс;

Воспитывать коммуникативные навыки.

 

Оборудование: Компьютер, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.

Словарная работа: : стадо, табун, отара, овца «блеет», конь «ржёт».

 

Ход занятия::

 

1.Организационный момент.

Психогимнастика.

Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: сегодня мы продолжаем наше знакомство с домашними животными, а сейчас, я загадаю вам загадки, угадав их, вы узнаете, о каких животных пойдет речь.

Есть живой, а есть в игре.

 Догадаешься вполне,

Что по степи или полю,

Что по шахматной доске

Скачут люди на… (Конь)

 

 

 

 

В стаде все они живут,

Целый день траву жуют.

Шерсть закручена в колечки.

Это — дружные …

Ответ (Овечка)

 

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

 Кто мычит, наевшись травки

 Возле дома у канавки?

Кто под вечер нам парного Молочка даёт… (Корова)

 

 

В хлеву за забором

Толстушка живет,

Средь домашних животных

Грязнулей слывет.

Мила, добродушна,

Нос пятачком,

В луже лежит,

Торчит хвостик крючком. (Свинья)

 

В будке живет, Кости грызет.

 Лает и кусается – Как называется? (Собака)

 

Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (Коза)

 

Зайцам он почти что брат,

Ему ребенок каждый рад,

Скачет быстро, не догнать,

Морковку с капустой любит жевать.

(Кролик.)

 

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

 И умылся мягкой лапкой. (Кошка)



 

2.Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».

Упражнения

Корова жуёт жвачку.

Имитировать жевание.

Конь цокает: улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать (поцокать) кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Кончик языка надо поднимать прямо, и цокать за верхними зубами.

Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее «лошадка поскакала быстрее».

Развитие речевого дыхания

Лошадка фыркает.

С силой подуть на губы как это делает лошадка.

 

Воспитатель: показывает картинки животных на компьютере.

Давайте, еще раз с вами назовем эти животных(Конь, овечки, корова,…) - Как можно назвать, одним словом этих животных(Домашние животные.)

- Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)

-Как называется жилище домашних животных(Скотный двор.)

-Чем отличается питание домашнего животного в теплое и холодное время года? (Летом – на лугу, зимой кормит человек.)

-Какую пользу приносят человеку домашние животные(Шерсть, мясо, кожу, молоко.)

3. Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?»

Воспитатель: а сейчас я буду вас проверять, если я говорю правильное выражения, вы хлопаете, а если не правильное, тогда вы топаете и исправляете меня:

 

-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)

-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)

-Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт».

-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)

-Овца блеет, повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет)

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же маленькие крохи, детеныши, наших животных,

 

4. Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом)

У овечки – (ягнёнок)

У лошадки – (жеребёнок)

У собаки – (щенок)

У крольчихи – (крольчонок)

У козы – (козлёнок)

У свиньи – (поросёнок)

У коровы – (телёнок)

Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, проговаривают

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

5.Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Домашние животные

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой), значит, домашними все их зовут.

 Воспитатель:-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

-Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?». У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку, у кого в руках она окажется тот и отвечает.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

6. Физкультминутка « Кошка»

Вы со мной знакомы близко            дети идут по кругу на носочках, крадучись

Я – приветливая киска.                      останавливаются, лицом в круг

Кверху – кисточки на ушках,          делают «ушки» из ладошек

Когти спрятаны в подушках.          « коготочки»  из пальчиков

В темноте я зорко вижу,                вновь и дут по кругу, крадучись

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно-          останавливаются, встают лицом в круг

Я царапаюсь ужасно.                  показывают « коготочки»

                   В.Стоянов

 

 

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сочинить сказку «Какую пользу приносят домашние животные людям».

- Собрались однажды домашние животные и начали рассуждать, кто из них какую пользу приносит. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала…(я ловлю мышей). Корова промычала…(у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла…(моё молоко очень полезно). Лошадь заржала…(а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала…(я даю человеку мясо). А овечка заблеяла…(из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).

-Сделаем вывод: все животные важны и каждый из них приносит огромную пользу для людей.

 

Итог занятия:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

• Что вы узнали о домашних животных?

• Для чего они нужны людям?