Транслирование моего опыта работы в педагогических коллективах

Галаутдинова Аделия Фаритовна

Работаю в тесном контакте с педагогами ДОО, координирую их деятельность по ознакомлению с музыкальным практическим материалом. Для повышения культурного и образовательного уровня педагогов провожу мастер-классы и консультации. Регулярно выступаю с сообщениями по музыкальному развитию детей на педсоветах, транслируя опыт использования игровой технологии погружения в активную музыкальную среду

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств»

В ряду разнообразных видов искусств музыка по праву занимает особое, значимое, и можно сказать, ведущее место в эстетическом и художественном воспитании ребенка. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Музыка способна передать неуловимые другими видами искусства оттенки чувств, эмоций, переживаний. Особенно чувствительны и восприимчивы к музыке дети. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных инструментах. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Дети пытаются передать характер услышанной музыки в мимике, движении. А как сложно, порой, бывает выразить впечатление о музыке словами.

        Анализ проведенной диагностики развития музыкальных способностей детей показывает, что уровень развития восприятия дошкольников не достаточно высок. Подобная картина наблюдается в большинстве дошкольных образовательных учреждений. Как же помочь ребенку научится высказываться о музыке более развернуто и эмоционально, научить его слышать чуть больше чем кажется на первый взгляд, чувствовать музыку всеми гранями своей души? Ответ на этот вопрос не прост. Множество методик современного дошкольного воспитания не дадут результатов, если мы будем пытаться использовать их по отдельности. Здесь важен комплексный взгляд на проблему. В этом поможет обращение к смежным видам искусств. Поэтому так важно использовать в музыкально-воспитательной работе полихудожественный подход, и вытекающую из него технологию «Синтез искусств». Данная технология предполагает использование на музыкальных занятиях других видов искусств – живописи, художественной литературы, танца. Дети выражают свои впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке, исполняют пластические этюды, озвучивают фрагменты стихотворений, подбирают иллюстрации, соответствующие характеру музыки.

        В нашем детском саду на занятиях в музыкальном зале, дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное. Свои впечатления они передают в разных видах художественного творчества, музыкальном, изобразительном, театральном, литературном. Дети передают настроение музыки в цвете, в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную тему. Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждые из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начале, середине, конце сказки.

        Среди интересных тем можно отметить такие, как «Осень в музыке, поэзии и живописи», «Времена года», «Картинки с выставки: Мусоргский и Гартман», «Морское путешествие в «Сказку о Царе Салтане»: Римский-Корсаков, Пушкин, Врубель», «Художник рисует музыку».

        Применение технологии «Синтез искусств» положительно сказывается на качестве восприятия музыки у дошкольников. Высказывания детей о музыке становятся более развернутыми, глубокими и интересными. Их речь, воображение, образное мышление развиваются. Интеграция различных видов искусств на музыкальных занятиях способствует повышению общей культуры дошкольника, формированию его эстетических качеств.



Предварительный просмотр:

День открытых дверей.

Семинар – практикум

 для родителей на тему:

«Развиваем музыкальность дошкольников через игру»

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, оранжевые, зеленые, голубые.

1заданиеУГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной детской песни

 «От улыбки» в исполнении участников с красными нотками на ложках. Предлагается зрителям назвать песню.

После того, как зрители назвали песню, делаем вывод:

такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2 задание: Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой.

Вывод: в таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3 задание: Поэтическое музицирование (желтые нотки) (оркестр шумовых инструментов).

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь».

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Вывод: совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой).

Развивается чувство ансамбля.

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4 задание: Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка».

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Вывод: такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5 задание: Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки».

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

6 задание: Релакс (упражнение для синих ноток).

Представьте, что к каждому суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Вывод: это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу - большое удовольствие для малыша.

Уважаемые родители, я хочу поблагодарить вас за то, что вы, не смотря на свою занятость, пришли сегодня и надеюсь, что узнали много интересного для себя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ»

1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе?


А. В игре.
Б. В самостоятельной музыкальной деятельности.
В. Не проявляются совсем.
Г. Другое.

2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным?


А. Слушание.
Б. Пение.
В. Музыкально-ритмические движения.
Г. Игру на детских музыкальных инструментах.
Д. Музыкально-дидактические игры.

3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару? 


А. Не проявляется совсем.
Б. Есть любимые песни, которые поют самостоятельно.
В. Другое.

4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности? 


А. В пении.
Б. В музыкальных играх.
В. В танцах.
Г. При инсценировании песен.
Д. Другое.

5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе?


А. Не замечала.
Б. В высказываниях о характере музыки.
В. Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями.
Г. Другое.